Объектное и предметное значение логики
Существование, жизнь любого существа, в том числе человека, имеет место лишь в связи с существованием и жизнью мира в целом, или универсума. В контексте универсума проявляют себя бесконечные по разнообразию объекты, находящиеся в сложных взаимосвязях и обусловленностях и зачастую вовлекающиеся в предметно-практическую и познавательную жизнедеятельность. Органической частью, свидетелем и участником этого процесса является возникшее на планете Земля около сорока пяти тысяч лет назад (или — по другим данным — существенно раньше) представленное нами человечество вида Homo sapiens sapiens, понятие о котором, впрочем, как и любое понятие, сложилось не сразу и, постепенно развиваясь и совершенствуясь, продолжает уточняться по настоящее время. Так, в XVIII в., подчёркивая неотъемлемость искусственной («техничной», как неотделимой от деятельности и сознания людей) стороны в человеческой жизнедеятельности, Бéнджамин Франклин (1706-1790) предложил обозначать людей словосочетанием Homo faber (человек, создающий орудия труда). Такое обозначение наиболее соответствует линии выражения сути людей метафорой следующего рода: «В начале было дело». Однако это обозначение требовало, требует уточнения того, в чём же наиболее показательно выявляется собственно смысл человеческого, поэтому Карл Линней (1707-1778) предложил иное именование людей — Homo sapiens (человек разумный). Последнее обозначение наиболее соответствует линии другого метафорического выражения сути людей: «В начале было слово». В итоге возникло синтетическое именование — Homo sapiens faber, научно и философски продуктивно использовавшееся многими, например, Анри Бергсоном (1859-1941), Владимиром Ивановичем Вернадским (1863-1945) и др. Но в настоящее время в связи с палеоантропологическими открытиями под понятие Homo sapiens или Homo sapiens faber подпадают также и неандертальцы, т.е. Homo sapiens — это объективно родовое, а не видовое понятие. Следовательно, собственно видовое современное понятийное обозначение представленного нами человечества — именно словосочетание Homo sapiens sapiens. Мы — люди. И обладая рациональной формой получения, переработки и хранения информации, мы издревле стремимся использовать взаимосвязи и взаимообусловленности мира в целом всё более глубоко и всесторонне. Вспыхнувший когда-то в солнечной системе свет познания возрастает ударной волной интеллекта до масштабов космического явления, обеспечивая человеку как своему носителю-субъекту усиливающийся потенциал сопротивления энтропийным, разрушительным сторонам действительности. Как отмечают некоторые современные исследователи, человечеству на данный период его развития «среди всеобщей энтропийности природы» известно «единственное (разрядка Н.И. Кобозева. — А.С.) безэнтропийное, вполне упорядоченное явление — логическая продукция мозга и сознания»[3]. Источником последнего, по большому счёту, следует полагать сам универсум, т. е. то, что неразрушимо по самой сути своей. Таким образом, в логике в широком смысле сопрягается всё, что только мыслилось, мыслится и может быть мыслимо в будущем любым из разумных существ. То, что смысл разумности сопряжён с признаком «быть причастным логической деятельности» в её широком понимании, явствует уже из самого исходного, послужившего основой образования термина «логика» древнегреческого слова λόγος, введённого в качестве понятия в философское употребление Гераклитом из Эфеса (ок. 540-480 до н.э.) и значившего «речь, слово, высказывание, понятие, основание, мера»[4]. Выявление закономерностей частей, сторон, факторов действительности, оснащение личности, взаимодействующей через знаковые системы с другими людьми, инструментарием правильного мышления — основная задача формальной логики. Принципиальное разграничение истины и лжи — её основной императив. Универсум выступает в отношении человека в виде упорядоченной, закономерно устроенной реальности только в том случае, если человек проявляет себя как обладающее сознанием, познающее разумное существо, потому-то основное содержание понятия «логика» сосредоточено в таких смыслах этого отношения как «закономерность» и «мышление». Для человека объектом логической проблематики является универсум в аспекте его смысловой (постигаемой разумом, мыслимой) упорядоченности. В свою очередь, объект логической проблематики в предметном раскрытии своего содержания предстаёт в трёх основных аспектах. В первом, предельно широком понимании, словом «логика» обозначают всякую необходимую закономерность во взаимосвязи объективных явлений (условно — это «объектная логика»). В таком смысле наличие логики (логичность) констатируется применительно к любой объективной закономерности. Под данное осмысление подпадает и так называемая «диалектическая логика», сформировавшаяся в рамках классической философии благодаря деятельности многих мыслителей, в качестве наиболее значимых из которых принято называть уже упомянутого Гераклита — «великого диалектика Древней Греции» и великого диалектика XIX в. — Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831).
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 559;