Мировоззрение, его сущность и структура
Лекция № 1
Философия, круг ее проблем и роль в обществе.
План.
1. Мировоззрение, его сущность и структура.
2. Предмет философии.
3. Основные функции философии.
Мировоззрение, его сущность и структура
В процессе своей жизнедеятельности человек время от времени размышляет о тайнах мироздания, о судьбах мировой цивилизации, о перспективах развития человечества. Многообразная тематика этих раздумий обусловлена общей ориентацией, самоопределением человека в мире, его мировоззрением.
Мировоззрение - это система обобщенных знаний о мире в целом, о месте в нем человека, о его отношении к миру.
Мировоззрение призвано дать человеку ориентацию в различных областях жизнедеятельности. Оно представляет собой обобщенную модель человеческого мира, в которой отражены результаты духовно – практического освоения мира. Мировоззрение выступает как духовно-практическое явление, как концепция жизни и представляет собой сплав знаний, ценностей, убеждений и поведенческих установок.
Отношение человека к миру многообразно и зависит от многих исторических и социальных факторов. Это обусловливает многоаспектность и сложенную структуру мировоззрения. Важнейшими элементами структуры мировоззрения являются:
- мироощущение, проявляющееся в настроениях, чувствах и действиях человека, характеризуется непосредственностью;
- мировосприятие, определяемое воспитанием, образованием и социальным статусом личности;
- миропредставление, может иметь различные уровни и определяться характером и видом деятельности субъекта. У ученого физика оно может быть иным, чем у философа, у экономиста оно может не совпадать с миропониманием крестьянина и т.д.;
- миропонимание, может быть научным или антинаучным, религиозным, прогрессивным или реакционным, материалистическим или идеалистическим. В различные исторические эпохи оно отражает состояние общественного сознания и уровень развития науки и образования;
- мироотношение, определяется существующим социальным строем, потребностями общества, а в нашу эпоху – состоянием международных отношений и сознанием мирового сообщества.
Значимость и роль мировоззрения в духовной жизни общества и личности определяется его функциями:
1) синтезируя знания о мире в целом, мировоззрение позволяет нам освоиться в мире, активно действовать в нем и чувствовать себя комфортно;
2) формируя идеалы и жизненные цели, мировоззрение показывает нам то, каким должен быть наш мир, что в нем должно быть и чего не должно быть. Это помогает найти ответы на смысложизненные вопросы и определять ценностные ориентиры;
3) мировоззрение является основой мотивов человеческой деятельности и его поведения в обществе;
4) формирование мировоззрения – важнейшая основа воспитания личности.
К основным историческим типам мировоззрения относятся: мифологическое, религиозное, философское.
Мифология ( греч. mythos - слово, сказание, предание; logos – учение, понятие) - тип мировоззрения, в котором различные представления о природе, обществе, человеке и его мышлении увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, мысль и эмоции. Исходя из представлений своего времени, мифология отвечает на вопросы: о происхождении Вселенной (космологические мифы); о происхождении человека (антропологические мифы); о происхождении рода или племени (этнологические мифы); о происхождении солнца (солярные мифы); о происхождении звезд (астральные мифы) и др. Мифы объясняли также социальные явления, предсказывали судьбу человека, очерчивали круг нравственно-этических проблем в форме обрядов, традиций, ритуалов. Общая черта мифов – очеловечивание природы и неразрывная связь с ней, синкретичность, т.е. не расчлененность сознания. Мифология, как тип мировоззрения выполняла важнейшие социальные функции: являлась способом познания и объяснения мира; конструировала мир и упорядочивала общественную жизнь; через сказания и обряды воспроизводила и сохраняла прошлое; подготовила условия для отделения человека от природы и взаимодействия с ней на новом уровне.
Мифология не ушла окончательно в прошлое. Элементы мифологического мышления сохранились до наших дней в массовом сознании, например, мифологизации вождей, религиозных лидеров, великих людей, значимых исторических событий.
Религия( лат. religio – благочестие, святыня) - это тип мировоззрения, в основе которого лежит вера в сверхъестественные силы и поклонение им. В религии сверхестественное воспринимается как реально существующие. Отсюда потребность в установлении отношений со сверхестественными силами. Для ранних форм религии характерна чувственная, образно-эмоциональная форма восприятия окружающей действительности. В поздних, идеологически развитых формах религии, таких как христианство, иудаизм, буддизм, ислам вырабатывается догматика – система религиозных понятий, основу которой составляет религиозная философия.
Общими черта религиозного мировоззрения являются: убеждение в существовании надприродных, внепричинных и необъяснимых явлений, неподвластных познанию и разумному объяснению; наличие религиозного культа т.е. объекта поклонения, связанного с обрядами, ритуалами и таинствами; наличие «священного писания», отражающего теологические догматы, которые воспринимаются как божественное откровение и абсолютная истина; наличие религиозных организаций как общественных институтов, объединяющих последователей того или иного вероисповедания (церковь, секта и др.).
Предметом религиозной веры могут выступать явления природы, общества (вожди, герои, святые), духи, души. Высшим объектом веры является Бог или боги, как личностное или безличностное существо - творец мира, человека и блюститель миропорядка.
В истории человечества, в зависимости от конкретных условий и общественного строя, религиозное мировоззрение играло различную роль - прогрессивно-организующую или реакционную - это определяется функциями религии и потребностями общества.
Философия –представляет собой высший тип мировоззрения, для которого характерны рациональность, системность, логичность, теоретическая оформленность. Философия как тип мировоззрения возникает в результате критического преодоления мифологического и религиозного миропонимания. Она формирует новое представление о мире и человеке на основе достижений науки своего времени.
Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1833;