Социализация личности.
1. Социологический взгляд на личность. Структура личности. Изучение личности является одним из основных направлений в социологии. Это связано с тем, что общество и другие группы, которые изучаются в социологии, состоят из отдельных личностей. Для того чтобы понять определенное общество или группу надо понять поведение отдельного человека, выявить те факторы, которые предопределяют ее специфику. Поведение человека зависит не только от его наследственности, особенностей уникальных жизненных ситуаций, но и от условий жизни, которые типичны для определенного общества, группы. Таким образом, социология изучает формирование подобных качеств благодаря общим условиям жизни, места человека в обществе по сравнению с другими людьми, приспособленность к жизни в определенном окружении, влияние социальных характеристик человека (возраст, пол, семейное состояние, образование, местожительство, профессия и т.п.) на его поведение.
В повседневном языке мы употребляем такие слова, как человек, индивид, личность. Часто между ними не делается никакой разницы, т.е. эти слова используются как синонимы. Но ученые закрепили за ними определенные значения, которые позволяют изучать различные аспекты сущности человека.
С научной точки зрения,человек – это наиболее общее понятие, категория, которая обозначает вид в биологической классификации. От других биологических видов человек отличается тем, что имеет не только биологические, но и социальные характеристики. Т.е. не только то, что наследует индивид от своих родителей (рост, цвет волос, фигура, темперамент), но и те качества, которые формируются во время жизни в обществе (черты характера, привычки, ценности, интересы и т.п.).
Единичный представитель человеческого рода получил название «индивид». Все люди являются индивидами независимо от того где родились, воспитывались, какой возраст, образование, профессию имеют, поскольку все мы имеем одинаковый хромосомный набор, одинаковые внутренние и внешние органы.
Индивидуальность - набор биологических, психологических и социальных качеств по которым один человек отличается от другого. Так, мы отличаемся цветом глаз, ростом, весом (это биологическое), чертами характера (психологическое), интересами, потребностями, ценностями (социальное).
Личность – это социальное в человеке, то, что формируется у него во время жизни с другими людьми. Особенности личности зависят от общества, в котором она живет, его культуры, состояния экономики, политической ситуации, т.е. от многочисленных социальных характеристик окружения человека.
Личность – это устойчивый комплекс социальных качеств, свойств, приобретаемых под влиянием соответствующей культуры общества и конкретных социальных групп, к которым она принадлежит, в жизнедеятельность которых включена.
Чтобы человек считался личностью, он должен:
· иметь самосознание (т.е. отделять себя от других, сознавать свои действия);
· усвоить основные нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе;
· сформировать систему интересов, ценностей;
· обладать определенной степенью автономности от общества;
· нести определенную ответственность за свои поступки.
Выделяют исходные социологические принципы анализа личности:
1. Каждый человек является индивидом, но не каждый – личностью. Личностью не рождаются, личностью становятся. Индивид выступает исходным пунктом развития личности, личность – результат развития индивида.
2. Личность – конкретное выражение сущности человека и одновременно выражение социально значимых черт данного общества, его культуры.
3. Включение личности в общество происходит через вхождение ее в различные социальные общности, именно они являются основным путем соединения общества и человека.
Подчеркнем, что любой человек (а не только гениальные и великие, одаренные и яркие люди), являющийся носителем социальных качеств своего общества, тех социальных групп, к которым он принадлежит, и выступающий как субъект социальной жизни, должен рассматриваться как личность. Однако уровень развития личности может быть различным.
Для характеристики личности используется понятие «социальная структура личности», которая включает в себя следующие элементы: потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы.
Потребности. С точки зрения многих социологов, потребность – это нужда в чем-то. Потребность указывает на противоречие между имеющимся и необходимым.
Американский социолог А. Маслоу предложил иерархию человеческих потребностей, которая состоит из пяти уровней:
1) Физиологические потребности(потребность в пище, одежде, жилье, продолжении рода, отдыхе, сне и т.д.)
2) Потребности безопасности и стабильности жизни (потребности в самосохранении, в безопасности существования, в защите, в гарантированной занятости, уверенности в завтрашнем дне и т.д.).
3) Социальные потребности или потребности в принадлежности и любви (потребности в принадлежности к коллективу, в общении, привязанности, поддержке, духовной близости, дружбе, любви и т.д.).
4) Потребности престижа (потребность в приобретении авторитета, компетентности, в уважении и самоуважении, признании и высокой оценке, служебном росте и т.д.).
5) Духовныепотребности (потребность в реализации своих потенциальных возможностей, потребности личного совершенствования, самовыражения через творчество, личного роста и т.д.).
Первые две группы потребностей Маслоу считает первичными и врожденными, три остальные – приобретенными. Потребность каждого нового уровня не может превратиться в актуальную, если не удовлетворена предыдущая. Таким образом, Маслоу при помощи идеи о возвышении человеческих потребностей пытается проследить переход человека от биологического состояния к социальному.
Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Маслоу сделал предположение, согласно которому средний человек удовлетворяет свои нужды приблизительно в таком соотношении: 85% - физиологические, 70% - безопасность и защита, 50% - любовь и принадлежность, 40% - самоуважение и 10% - самоактуализация.
Следующий компонент личности интерес. Интерес - это направленность индивида на значимые для него объекты, связанные с его потребностями. Т.е., это заинтересованность чем-то или кем-то, кто может удовлетворить определенные потребности.
Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей, ценностных ориентаций.
Ценности – объекты и и идеи, которые значимы для индивида, но не связаны напрямую с удовлетворением его потребностей.
Люди выбирают те или иные ценности и этот выбор в социологии называется ценностными ориентациями. Ценностные ориентации личности– это системно связанные ценностные представления о мире, реально определяющие поступки и действия человека.
Специфика социологического подхода к проблеме ценностей состоит в направленности на определение их роли как связующего звена между поведением личности, социальной группы и общества в целом. Ценность не всегда является предметом реально нужным, необходимым человеку. Индивид оценивает предмет, не соотнося его прямо и непосредственно со своими потребностями и интересами (которые он может и не вполне осознавать), пропуская через призму распространенных в данном обществе ценностных критериев, идеалов, готовых оценок, стереотипов обыденного сознания, представлений о должном, справедливом, прекрасном, полезном и т.д. Однако процесс формирования ценностного сознания это не односторонний процесс, личность критически относится к «готовым» ценностям, проверяет их на собственном жизненном опыте. Таким образом, ценностное сознание – это сложный, многомерный духовный феномен, в котором присутствуют как общераспространенные ценностные стереотипы, принятые нерефлексивно, на веру, так и ценностные представления, принятые и проверенные личным опытом, собственные оценки, собственные ценностные суждения.
Основными видами ценностей и, соответственно, ценностных ориентаций являются:
1. Материальные (например, одежда, машина, мобильный телефон) и духовные (например, доброта, идея справедливости);
2. Естественные (например, пища, отдых) и социальные (например, мода, престиж);
3. Реальные (те, что человек ценит на данный момент) и потенциальные (то, на что он может в принципе ориентироваться);
4. Ценности - цели (то, что человек хочет достичь, иметь, например, семью, высокий материальный достаток, престижную работу) и инструментальные ценности, или ценности-средства (те человеческие качества, которые уважаются, например, доброта, честность, практицизм, экономность и т.п.).
Центром системы ценностных ориентаций являются идеалы. Идеалы- это то, к чему стремится человек, выражение надлежащего в будущем. Идеалы могут существовать в персонифицированной форме, как представление об идеальном человеке.
Далее более подробно рассмотрим мотивы.Мотивы– разумно объясненная причина поведения, осмысление действия, как внутренняя реакция на внешнюю ситуацию (окружающую среду, стимулы). Внутренняя реакция основана на потребностях человека, его интересах, ценностных ориентациях. Т.е., если узнать мотивы человека, то можно понять его поведение. Тем не менее, одинаковое поведение, которое наблюдается у многих людей может быть вызвано разными мотивами. Например, одни люди учатся в университете, чтобы получить знание, вторые - чтобы не пойти служить в армию, третьи - чтобы весело провести время и отложить момент устройства на работу.
Мотивы, которые являются внутренними побудителями к действию, следует отличать от стимулов – внешних побудителей к действию. Так, обещание преподавателя выставить экзамен по рейтингу в случае активной работы на семинарских занятиях является стимулом. Этот стимул может повлиять на поведение студента в том случае, когда досрочная сдача экзамена является ценным, именно тогда стимул превратится в мотив. А если студент готовится к семинарским занятиям без внешних побуждений, то это является примером мотива.
2. Социальный статус и социальная роль. Типы личности.
Изучение механизмов вхождения человека в общество осуществляется при помощи понятий: «социальный статус» и «социальная роль».
Социальный статус человека– его позиция в социальной системе, связанная с принадлежностью к определенной социальной группе.
Социальный статус определяется принадлежностью к определенным группам. Примерами социальных статусов является статус женщины, мужчины, студента, отца, пассажира, гражданина, президента и т.п.. Поскольку мы принадлежим ко многим социальным группам, то, соответственно, мы имеем много статусов. Так, одновременно человек может быть студентом, мужчиной, гражданином Украины, русским по национальности, буддистом по вероисповеданию.
Социальный статус индивида характеризуется следующими моментами:
1. Определенными правами и обязанностями, закрепленными в законах или нет.
2. Объемом власти и авторитета.
3. Уровнем социального престижа и уважения в глазах общественности.
4. Объемом и ассортиментом потребляемых товаров и услуг.
5. Оценкой тех или иных событий общественной жизни.
С понятием статус связано понятие социальной роли.Рольотражает динамический аспект статуса – это деятельность по реализации определенных прав и обязанностей. Т.е., если человек имеет статус студента, сына, менеджера, пассажира, то его поведение на лекции, в семье, на работе, общественном транспорте будет разным.
Таким образом, социальная роль – ожидаемое типичное поведение человека, связанное с его социальным статусом.
Совокупность социальных ролей, которые отвечают определенному статусу, называется ролевым набором. Так, статус студента предусматривает выполнение им функций слушателя в аудитории, исполнителя лабораторных работ, старосты, практиканта и т.п.
Выделяют несколько видов социальных статусов и ролей:
Предписанные,которые не зависят от собственн ых усилий человека (например, статус женщины, подростка, украинца);
Достигнутые (приобретенные),которые получены благодаря личным усилиям данного индивида (например, студент, президент, отец);
Главный (интегральный) – статус, определяющий положение человека в обществе в целом, наиболее характерный для данного человека, с которым его идентифицируют окружающие (Президент Украины, директор).
Поскольку человек одновременно может выполнять несколько ролей, то могут возникать так называемые ролевые напряжения и ролевые конфликты.
Ролевое напряжение – это противоречие между представлениями человека относительно выполнения какой-то роли и условиями, в которых ему приходится эту роль выполнять, или когда личность должна исполнять роль, которая не отвечает ни ее интересам, ни внутренним установкам. Например, студент стремится подготовить реферат, но библиотеку закрыли на ремонт, или человека заставляют голосовать на выборах, но он этого не хочет.
Ролевые конфликты могут быть межличностными и внутриличностными.
Межличностные конфликтыимеют место тогда, когда возникают противоречия между людьми не как индивидуальностями, а как представителями определенных ролей. Например, Иванов и Петров могут конфликтовать не потому, что они не нравятся друг другу, а потому что один милиционер, а второй - преступник.
Внутриличностные конфликты - это противоречие внутри одной личности. Эти противоречия могут быть вызваны необходимостью одновременно выполнять несколько ролей (межролевые конфликты), так и отвечать различным требованиям, связанным с одной и той же ролью (внутриролевые конфликты).
Межролевые конфликтывозникают тогда,когдадве или больше социальных ролей, которые выполняет один человек, содержат в себе несовместимые обязанности. Примером такого конфликта может рассматриваться ситуация, когда роли студента, отца и работника фирмы выполняет одна личность. Эти роли могут требовать от личности быть одновременно на работе, дома и в институте, или выполнять столько задач, что на них не хватает времени.
Внутриролевые конфликты состоят в противоречивых требованиях, которые выдвигаются к носителям одной роли разными социальными группами. Например, студент должен выбирать, к какому предмету ему готовиться, прийти к декану, который его вызывает, или на лекцию, которая проводится в настоящее время по расписанию.
Существует несколько способов разрешения ролевых конфликтов и снятия ролевых напряжений:
1. Выбор главной роли (человек взвешивает важность каждой роли, которые ему необходимо выполнять одновременно).
2. Разделение ролей (человек четко разделяет место выполнения разных ролей: например, отца в семье и надзирателя в тюрьме).
3. Рационализация (человек скрывает сам от себя реальность ролевого конфликта или напряжения путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли).
4. Регулирование ролей (человек перекладывает ответственность за некачественно сыгранную роль на других).
Как уже отмечалось выше, социологию интересует социально-типичное в личности. Выделяют следующие типы личностей:
1. Идеальный - тип личности, который выступает идеалом для членов данного общества, к которому они стремятся в будущем.
2. Базисный (нормативный) - тип личности, который объективно необходим для оптимального развития данного общества.
3. Модальный (реальный) - тип личности, который преобладает в данном обществе (средний американец, истинно русский). Он обнаруживается при помощи соц. исследований.
Идеальный, модальный и базисный типы личностей могут совпадать или нет.
Если проанализировать историю украинского общества в 20 и 21 столетии, то можно выделить следующие модальные типы личности:
1. Личность «растворенная» в обществе, не выделяется из системы традиционных общественных связей, она усвоила коллективистскую идеологию, в рамках которой отдельный человек – лишь функционально определенный элемент общественной системы. Этот тип личности доминировал в СССР до периода застоя.
2. Личность, отчужденная от общества, соответствует периоду распада тоталитарной идеологии и характеризуется двойной системой ценностей (для внешнего и внутреннего пользования).
3. Амбивалентная личность, сознание которой состоит из 2 частей–демократических ценностей, с одной стороны, и тоталитарных ориентаций – с другой. Этот тип становится доминирующим с момента возникновения независимого украинского государства
Можно выделить 3 разновидности амбивалентного типа:
· Конформно-амбивалентный – характеризуется некритическим принятием различных социально-политических альтернатив, поддержкой решений, лидеров и организаций, которые взаимно исключают друг друга;
· Нигилистски-амбивалентный – отрицает любые альтернативы общественного развития, негативно относится к любым организационным политическим силам;
· Мозаично-амбивалентный – характеризуется противоречивым объединением элементов демократического сознания, которое формируется, и тоталитарных структур, которые разрушаются.
Почему важно изучать типы личности. Те или иные типы личности складываются под влиянием общества, а с другой стороны изменения в сознании, ценностных ориентациях способствуют становлению нового общества, т.е. могут ускорять или замедлять процессы.
Если конформно-амбивалентный тип приводит общество к авторитарной форме правления, нигилистически-амбивалентный – к бунту, то мозаичное сознание кажется наиболее гибким, способным к восприятию демократических норм.
3.Социализация личности.Социализация - это процесс развития в человеке его социальной природы. Социализация- это процесс усвоения индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Благодаря процессам социализации формируется и развивается личность.
По мнению многих социологов, способность к социализации содержится в самом человеке, при этом сама социализация понимается как усвоение накопленного в обществе опыта. В процессе социализации индивид усваивает нормы, ценности, знания, умения. В результате социализации человек приобретает качества, которые разрешают ему действовать в определенных условиях места и времени. Социализация является активным двусторонним процессом, т.е. человек не просто пассивно приобретает определенные черты, но и влияет на окружающую среду.
В настоящей момент, как в западной, так и в отечественной социологии принято выделять два основных этапа социализации: первичную и вторичную.
Первичная социализация – это усвоение ребенком базового набора ролей, формирование социальных установок, усвоение основных духовных ценностей, норм поведения для нормального функционирования в обществе, т.е. на стадии первичной социализации мы учимся пользоваться столовыми приборами, ездить в общественном транспорте, приветствовать, отмечать праздники, уважать старших, вести себя с ровесниками и т.п.
Вторичная социализация – это усвоение дополнительных социальных ролей в процессе жизни. Как правило, на этапе вторичной социализации происходит усвоение профессиональных ролей, роли жены или мужа, роли избирателя или политического деятеля и т.п.
На каждом из этапов социализация осуществляется по следующей структуре:
Адаптацию - приспособление к новым условиям или к условиям, которые изменились.
Интериоризацию - усвоение ценностей, норм, знаний нового окружения, включение их в свой внутренний мир.
Экстериоризацию - реализацию усвоенных норм, ценностей, образцов поведения. Экстериоризация может дополняться социальной активностью, т.е. продуцирования новых норм и ценностей.
Основными агентами социализации (теми, кто оказывает содействие социализации человека) являются семья, группы ровесников, институт образования (прежде всего детский садик и школа), средства массовой коммуникации (телевидение, книги, интернет), религиозные институты (церковь). На этапе вторичной социализации к ним подключаются различные организации и учреждения (трудовые коллективы, политические партии, общественные объединения).
Как же происходит формирование личности? Для ответа на этот вопрос обратимся к теории Джорджа Герберта Мида. Дж. Мид полагает, что человеческое «Я» формируется в процессе взаимодействия с другими индивидами. Процесс формирования личности проходит четыре стадии:
1. Имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Например, ребенок ходит по квартире с палкой и при этом воображает, что у него в руке пылесос.
2. Игровая стадия. С 4-х – 5-ти лет дети начинают проигрывать роли (воспитательницы, врача, милиционера и пр.). Ролевое поведение становится собранным и целенаправленным, появляется способность ощущать роли других людей, например роли партнеров. При этом они меняют интонацию, принимают позы, которые им доводилось видеть у взрослых носителей данной роли. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно осмысливают себя как отдельных действующих лиц – как «меня». По мнению Дж. Г. Мида, человеческое «Я» состоит из «Я-сам» и «Я-меня». «Я-сам» – это несоциализированный ребенок, набор спонтанных стремлений и желаний. «Я-меня» – это «Я»-социальное, это видение того, что собой представляет человек, созданное на основе мнений значимых других (родственников, друзей).
3. Стадия коллективных игр. С 8-ми – 9-ти лет дети начинают принимать участие в организованных играх, основанных на четких правилах, понятии справедливости и равного участия (футбол, баскетбол). На этой стадии ребенок учится оценивать свое поведение с точки зрения не конкретных людей, а «обобщенного другого» – так Мид называет общие ценности и моральные нормы, которые выступают основой культуры.
4. Ориентация на «обобщенного другого», усвоение норм взаимодействия в широком круге ситуаций (а не только в игре), с разными людьми, т.е. общих правил поведения в данном обществе.
Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 893;