Системные ресурсы
Архитектурный облик PC-совместимого компьютера определяется рядом свойств, обеспечивающих возможность функционирования программного обеспечения, управляющего периферийным оборудованием. Программы могут взаимодействовать с устройствами разными способами:
- используя вызовы функций операционной системы (прерывания DOS, API Windows и т. п.);
- используя вызовы функций базовой системы ввода/вывода (BIOS);
- непосредственно взаимодействуя с регистрами периферийных устройств или контроллеров интерфейсов.
Такая совместимость существует благодаря открытости архитектуры IBM PC. Любой PC-совместимый компьютер имеет следующие характерные черты:
- процессор, совместимый с семейством х86 фирмы Intel;
- единую систему распределения пространства адресов памяти между оперативной стандартной, не превышающей 640 Кбайт, служебной памятью периферийных адаптеров, постоянной и расширенной оперативной памятью;
- унифицированное распределение адресов пространства ввода/вывода с фиксированным положением обязательных портов и совместимостью их программной модели;
- систему аппаратных прерываний, позволяющую периферийным устройствам сигнализировать процессору о необходимости исполнения некоторых обслуживающих процедур;
- систему прямого доступа к памяти, позволяющую периферийным устройствам обмениваться массивами данных с оперативной памятью, не отвлекая на это процессор;
- набор системных устройств и интерфейсов ввода/вывода;
- унифицированные по конструкции и интерфейсу шины расширения (ISA, EISA, MCA, VLB, PCI, PC Card), состав которых мо-лсет варьироваться в зависимости от назначения и модели компьютера;
- базовую систему ввода/вывода (BIOS), выполняющую начальное тестирование и загрузку операционной системы, а также имеющую набор функций, обслуживающих системные устройства ввода/вывода.
Память. Объем и время доступа.
Широко распространенные схемы динамических оперативных запоминающих устройств (ОЗУ) имеют время доступа до 70 нс. Вместе с тактовой частотой эта величина определяет предел скорости операции записи/считывания.
Если процессор работает быстрее, чем запоминающее устройство, быстродействие машины можно увеличить за счет применения технологии, получившей название «кэш-память». Система может быть оборудована небольшой по объему (16 Кбайт) высокоскоростной кэш-памятью, представляющей собой статическое ОЗУ. Статические чипы, которые дороже динамических, имеют время доступа порядка 25 нс. Если в компьютере имеется «кэш-ОЗУ», то при пересылке команд и обрабатываемых данных в микропроцессор они поступают и в кэш-память. В тех случаях, когда процессор снова должен использовать эту информацию, она может быть получена из кэш-памяти значительно быстрее, чем из обычной. Выполнение процедур, включающих циклы, при этом заметно ускорится.
Общий объем доступа к памяти также влияет на скорость работы машины. Если компьютер имеет большое ОЗУ, в котором помещаются не только программы, но и обрабатываемые данные, процесс обработки еще более ускоряется.
Некоторые программы, используемые в настольных издательских системах, работают с ограниченной памятью даже при большой доступной памяти. Для обработки объемистых документов эти программы применяют расширение памяти с помощью диска путем создания так называемого дискового буфера.
Если объем памяти позволяет, для удобства пользователя может быть применен «ОЗУ-диск», который можно рассматривать как противоположность дисковому буферу. Если дисковый буфер — это область диска, воспринимаемая процессором как область памяти, то ОЗУ-диск — область памяти, воспринимаемая как область диска.
По сравнению с обычными дисками ОЗУ-диски работают значительно быстрее.
В то время как дисковый буфер расширяет объем памяти, доступный программе, за счет уменьшения быстродействия, ОЗУ-диск увеличивает быстродействие, используя для этого часть объема, доступной памяти. Не следует забывать, что ОЗУ-диск сохраняет-информацию только при включенном компьютере, по завершении работы все данные с ОЗУ-диска должны быть скопированы на прямые магнитные носители.
Другим аналогичным ОЗУ-диску «устройством» является спулер (spooler), представляющий собой область памяти, выделенную для хранения документов, отправляемых принтеру. Спулеры обеспечивают работу принтера в режиме, подобном поддерживаемому, многозадачной операционной системой. Как и ОЗУ диски, спулеры создаются с помощью программ, которые выделяют область памяти (иногда содержащую ОЗУ-диск под спулер.)
Число состояний ожидания. Еще один фактор, в некоторой степени влияющий на быстродействие, — число состояний ожидания. Состояния ожидания - это пустые машинные циклы во время обращения к памяти. Такие циклы имеют место, когда быстрый микропроцессор считывает данные из памяти и должен ожидать, пока медленная память передаст данные на шину. Представим себе, например, что тактовая частота, при которой работает микропроцессор, 20 МГц, т.е. каждый машинный цикл занимает 50 нс. Но если для передачи данных на шину требуется 150 нс, то при каждом обращении к памяти процессор должен ждать два машинных цикла. Если характеризовать машину по этим параметрам, можно определить описанную ситуацию как «два состояния ожидания».
Объем памяти и скорость жесткого диска. Жесткий диск является одним из постоянно работающих элементов системы, и его эксплуатационные характеристики существенно влияют на возможности системы в целом. Программы обработки текста и верстки часто обращаются к жесткому диску, поскольку обычно ни программы, ни обрабатываемые тексты не могут целиком помещаться в память. Если какие-либо из программ используют дисковый буфер, жесткий диск становится расширением системной памяти и поэтому работает постоянно. Время обращения к диску оказывает значительное влияние на возможности системы.
Время обращения определяется как средняя продолжительность перемещения головки к соответствующему треку и чтения или записи одного блока данных. Для современных дисков это время менее 10 мс.
Другим важным фактором, определяющим скорость, с которой данные пересылаются между диском и памятью, является архитектура дискового контроллера. Дисковый контроллер управляет передачей данных между диском и памятью. Контроллеры, поддерживающие взаимодействие 1:1, — наиболее быстрые.
Независимо от времени обращения и архитектуры быстродействие в целом может быть увеличено применением кэш-диска, аналогичного кэш-памяти, описанной ранее. Для этого определенная область памяти диска выделяется под кэш-диск. Когда фрагменты программы или массивы данных записываются в память, они помещаются также в кэш-диск. Во время последующего считывания сначала производится обращение к кэш-диску для поиска необходимой информации. В случае ее обнаружения время обращения к диску, существенно сокращается.
Общий объем памяти жесткого диска очень важен при его использовании в настольной издательской системе. Цветное полутоновое изображение, занимающее страницу форматом А4, при разрешении 300 точек/дюйм требует около 30 Мбайт памяти. Даже при использовании методов сжатия информации несколько иллюстраций могут занять сотни мегабайт памяти на диске.
Стандартная архитектура PC определяет набор обязательных средств ввода/вывода и средств поддержки периферии — систе-мы аппаратных прерываний и прямого доступа к памяти. К обязательным, стандартизированным средствам ввода/вывода относят:
- трехканальный счетчик;
- интерфейс клавиатуры и управления;
- канал управления звуком;
- графический адаптер (MDA, CGA, EGA, VGA, SVGA...).
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 974;