Определительные местоимения
Особого внимания заслуживают местоимения каждый, всякий, любой. Они синонимичны в значении "один из ряда подобных, признаваемых равноценными, и тот, и другой, и третий" и т.п.: "Это может сделать всякий"– "Это может сделать каждый"– "Это может сделать любой". Во всех этих случаях местоимения выражают идею безразличности в выборе того или иного лица.
В случае, когда идея безразличности отсутствует и говорящий хочет подчеркнуть, что высказываемое касается не только всех, но распространяется и на отдельно взятое лицо/предмет, употребляется только местоимение каждый. Так, в шуточной фразе, с помощью которой школьники запоминают цвета спектра: "Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны", синонимическая замена уже небезразлична для общего смысла высказывания. Такое же сочетание значений всеобщности и уникальности, единичности находим и в знаменитом стихотворении Кочеткова "Баллада о прокуренном вагоне": "С любимыми не расставайтесь! С любимыми не расставайтесь! С любимыми не расставайтесь! Всей кровью прорастайте в них – И каждый раз навек прощайтесь! И каждый раз навек прощайтесь! И каждый раз навек прощайтесь! Когда уходите на миг!"
Случаи неразличенияэтих местоимений довольно часты в газете: "Любая женщина должна принимать активное участие в общественной жизни" (Вперед к коммунизму!), "И, конечно, вы хорошо знакомы с лучшими швейцарскими гребцами?"– "Знаю любого из них" (Сов. сп.); "... Подмечали мелочи, вспоминали любую деталь всего полета" (Комс. пр.). Такие предложения неправильны, так как здесь следовало употребить местоимение каждый.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 560;