СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
Авторитаризм – антиправовая, антидемократическая концепция и практика властвования насильственными средствами (азиатские деспотии, военно-полицейские и фашистские режимы и т.п.).
Агрегат – совокупность анонимных индивидов, находящихся в одном месте в одно и то же время.
Активная толпа – возбужденное, подвижное собрание людей, участвующих в бунтах, грабежах и других формах агрессивного поведения, в котором признанные общественные нормы практически не признаются.
Анимизм – вера в духов или потусторонних существ.
Аномия – отклонение в системе социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего людям становится трудно следовать существующим нормам, которые они ощущают как слабые, неясные или противоречивые.
Артефакт(от лат. artefactum – искусственно сделанное) – процесс или образование, не свойственное изучаемому объекту в норме и возникающее обычно в ходе его исследования; в более широком смысле – искусственный продукт, нечто сделанное, а не возникшее естественным образом.
Архивное исследование – исследование с использовании существующих исторических свидетельств или документов, составленных или хранимых другими лицами или организациями, помимо самого исследователя.
Аскетизм – образ жизни, который характеризуют упорный труд, трезвость, бережливость, воздержание и отказ от плотских радостей.
Ассимиляция – процесс, в результате которого группы с ярко выраженными особенностями достигают культурного и социального слияния.
Бизнес-элита – высший слой предпринимательско-финансовой группы общества.
Билинеальный тип наследования – ведение происхождения и наследование собственности как по линии отца, так и по линии матери.
Брак – исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.
Бюрократия – социальная структура, состоящая из иерархии должностей и ролей, предписанных четкими правилами и стандартами, и базирующаяся на разделении функций и власти.
Вертикальная мобильность – перемещение из одного социального слоя в другой, которое вызывает повышение или понижение социального статуса.
Включенное наблюдение – метод, при котором исследователи участвуют в деятельности наблюдаемых ими людей.
Власть – способность отдельных лиц и групп осуществлять свою волю, даже если это предполагает сопротивление со стороны других.
Власть экономическая – способность отдельного человека, руководства фирмы, крупной корпорации или заинтересованной группы оказывать экономическими средствами воздействие на отдельно взятого человека, группу людей или общество в целом, с тем чтобы приспособить их поведение к своим интересам.
Внешняя группа – группа, с которой мы не идентифицируем себя и к которой мы не принадлежим.
Внутренняя группа – группа, с которой мы идентифицируем себя и к которой мы принадлежим.
Внутренняя миграция – движение населения в пределах одной страны.
Внутрипоколенная мобильность – изменение социального статуса личности в течение продолжительного времени – жизни одного поколения.
Возрастные нормы – правила, определяющие, чего и в каком возрасте подобает достичь человеку.
Вторичная группа – объединение двух или более людей, участвующих в безличных отношениях и собравшихся вместе для достижения некой конкретной практической цели.
Вторичная девиация – девиантные модели поведения, которые принимаются индивидами в ответ на реакции других индивидов на их поступки.
Гендер (от англ. gender) – имеет два значения: 1) биологическое различие между мужчинами и женщинами; 2) в социологии относится к социально-психологическим, социальным и культурным атрибутам, разделяющим людей на категории “мужской” и “женский”. Таким образом, существует два биологических пола (самка и самец) и два социально-культурных (мужчина и женщина). Антропологи, психологи и социологи подчеркивают, что тендер определяется не биологически, а социально и посредством культуры, являясь культурно и исторически относительным.
Гендерная идентичность – представления людей о самих себе как о мужчинах или женщинах.
Гендерные роли – наборы культурных ожиданий, определяющие модели поведения в обществе для представителей каждого из полов.
Геноцид – преднамеренное и систематическое уничтожение расовой или этнической группы.
Гипотеза – предположение, которое может быть подвергнуто проверке для определения его правомерности.
Гипотеза лингвистической относительности – точка зрения, согласно которой языки делят и концептуализируют мир опыта по-разному.
Главный статус – ключевой статус, несущий основную нагрузку в межличностных отношениях.
Гомогамия – тенденция жениться (или выходить замуж) на себе подобных.
Гомосексуализм – предпочтение сексуального партнера одного с индивидом пола.
Горизонтальная мобильность – изменение положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса.
Город– территориально концентрированная форма расселения людей, которые обеспечивают себе средства к существованию в основном за счет несельскохозяйственной деятельности.
Государство – социальный институт и совокупность социальных организаций, осуществляющих управление обществом и распределяющих общественные ресурсы.
Гражданская религия – элементы национализма и патриотизма, которые приобретают свойства религии.
Группа – два человека или большее число людей, которые имеют общие взгляды и связаны друг с другом в относительно устойчивых моделях социального взаимодействия.
Групповое мышление – процесс принятия решений, характерный для групп с чрезвычайно тесными связями, в которых члены настолько поглощены задачей сохранения консенсуса, что это отрицательно сказывается на их критических способностях.
Групповой брак – брак между двумя или большим числом мужей и двумя или большим числом жен.
Группы с государственными интересами – группы, проводящие политику, которая предположительно принесет их членам не больше преимуществ, чем обществу.
Группы с особыми интересами – группы, стремящиеся добиться благ, которые предоставят их членам больше преимуществ, чем обществу в целом.
Движение сопротивления – общественное движение, возникающее с целью блокирования введения изменений или отмены ранее введенных изменений.
Девиантное поведение – поведение, характеризуемое отклонением от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.
Деиндивидуализация – психологическое состояние потери чувства индивидуальности и самосознания.
Демография – наука, изучающая человеческое население, его численность и плотность, территориальное распределение и жизненную динамику (рождения, браки, смертные случаи и т.д.).
Деноминация– религиозная организация, которая допускает притязания на легитимность других религий и находится в позитивных отношениях с обществом.
Диада– группа, состоящая из двух членов.
Дискриминация – произвольный отказ в привилегиях, престиже и власти членам меньшинства, чьи способности равны способностям членов доминирующей группы.
Дисфункции – наблюдаемые последствия, уменьшающие адаптацию или приспособление системы.
Диффузия– процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой.
Достигнутый статус – статус, который индивид получает благодаря собственным усилиям и конкуренции.
Драматургический подход – социологическая концепция, связанная с взглядами Эрвина Гоффмана, согласно которой спектакли, идущие на подмостках театра, рассматриваются как аналитическая аналогия и средство описания общественной жизни.
Естественная история революций – концепция, согласно которой социальные революции в ходе своего развития проходят через общий ряд этапов и паттернов.
“Железный закон олигархии” – принцип, согласно которому бюрократическое правление неминуемо влечет за собой концентрацию власти в руках горстки индивидов, использующих свое положение в целях наживы и в собственных интересах.
Жизненный цикл семьи – перемены, связанные с изменившимися ожиданиями и требованиями, налагаемыми на мужа и жену по мере того, как у них рождаются и вырастают дети.
“Зависимая переменная – переменная, на которую оказывается воздействие в условиях эксперимента.
Закон Паркинсона – социальный закон, согласно которому работа растягивается ровно на столько, сколько требуется для заполнения времени, отведенного для выполнения этой работы.
Законы – правила, которые проводятся в жизнь специальной политической организацией людей, пользующихся правом применять силу.
Закрытая система стратификации – система стратификации, в которой люди испытывают затруднения в изменении своего статуса.
Здравоохранение – институт, осуществляющий комплекс культурных и социальных отношений, связанных с проблемами охраны здоровья.
“Зеркальное Я” – термин, применявшийся Чарльзом Хортоном Кули к процессу, в котором мы мысленно ставим себя на место других людей и смотрим на себя так, как, по нашему мнению, они смотрят на нас.
“Значимый другой” – термин, применявшийся Джорджем Гербертом Мидом для определения социальной модели, как правило, значимой персоны в жизни индивида.
Идеальный тип – понятие, разработанное Максом Вебером для описания основных характеристик социального феномена.
Идеология – система взглядов, убеждений, ценностей и установок, в которых осознаются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений.
Изобретение – использование существующих знаний в новой форме.
Институт – устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности.
Институциональная дискриминация – систематическая дискриминация членов некоторых групп, осуществляемая институтами общества в их повседневной деятельности.
Инструментальные связи – социальные связи, образующиеся в процессе сотрудничества членов общества ради достижения определенной цели.
Интернализация – усвоение индивидами превалирующих в обществе стандартов поведения.
Исполнение роли – фактическое поведение лица, занимающего определенный статус.
Капиталистическая экономика – экономическая система, которая базируется на свободном рынке и частной собственности.
Категория – собрание людей с одним общим качеством, которое расценивается как социально значимое.
Классовый конфликт – понятие, отражающее мнение Карла Маркса, согласно которому общество разделяется на тех, кто владеет средствами производства материальных благ, и на тех, кто не владеет такими средствами, что является причиной противоречии и конфликтов между классами.
Коллективное поведение – образ мышления, чувств и действий, который вырабатывается у большого числа людей и является относительно спонтанным и неорганизованным.
Коммуникация – процесс, посредством которого люди передают друг другу информацию, идеи, мнения и свои душевные состояния.
Комплементарные потребности – две различные черты личности, противоположные друг другу и одновременно взаимодополняющие.
Конвенциональная толпа – группа людей, собравшихся с какой-то определенной целью и обычно ведущих себя в соответствии с принятыми в обществе нормами, например болельщики на футбольном матче или зрители на концерте.
Консерватизм – идеология, ориентированная на сохранение (консервацию) традиционных общественных порядков или их реставрацию, если они оказались порушенными.
Контркультура – субкультура (нормы, ценности и образ жизни), которая находится в противоречии с нормами и правилами более крупного общества.
Контрольная группа – группа, представляющая собой нейтральный стандарт, относительно которого осуществляются измерения тех изменений, которые были внесены в экспериментальную группу.
Корпоративное взаимодействие – взаимодействие между индивидами, входящими в советы директоров нескольких компаний.
Корреляция – изменение одной переменной, связываемое с изменением другой переменной.
Культ – религиозная организация, которая допускает легитимность других религиозных групп, но находится в противоречии с доминирующим обществом.
Культура – система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям.
Культура бедности – концепция, в соответствии с которой неимущие воспроизводят свой стиль жизни, отличающийся нерешительностью, потерей самоконтроля, склонностью к ориентации в сиюминутной ситуации, покорностью и фатализмом.
Культурное отставание – концепция, согласно которой нематериальная культура должна постоянно “догонять” материальную, в результате чего между двумя формами культур возникает корректировочный разрыв.
Культурные универсалии – типовые и повторяющиеся аспекты жизни, которые проявляются во всех известных обществах.
Культурный релятивизм – не имеющий оценочных суждений (нейтральный) подход, при котором поведение людей рассматривается с позиций их собственной культуры.
Легально-рациональное господство – власть, легитимированная с помощью ясных правил и рациональных процедур, которые определяют права и обязанности людей, занимающих определенное положение.
Либерализм – идеология, ставящая целью освобождение общества от оков государства, а личности – от давления авторитарной коллективности.
Макросоциология – уровень социологического анализа, где основной акцент ставится на характеристиках общества в широком масштабе.
Мана – существующая в природе безличная, сверхъестественная сила.
Массовая истерия – быстрое распространение поведения, включающего в себя передающееся подобно эпидемии чувство беспокойства, обычно ассоциируемого с некой таинственной силой.
Материальная культура – физические артефакты или предметы, созданные членами общества.
Матриархат – власть женщин в семье.
Матрилинеальный тип наследования – ведение происхождения и наследование имущества по материнской линии семьи.
Матрилокальный тип проживания – традиция, по которой супруги поселяются в доме или семье родственников жены.
Мегалополис – обширные зоны почти сплошной урбанизации, население которых исчисляется десятками миллионов человек. Крупнейшие города подобных зон связаны между собой автомобильными и железнодорожными магистралями, вдоль которых расположены средние и малые города. Они формируют в совокупности гигантские поселения ленточного типа, замыкающиеся в единую сеть (с отдельными вкраплениями малоурбанизованных территорий).
Мегаполис – городская структура, образующаяся при условии, что сельские районы, расположенные между метрополиями, также претерпевают урбанизацию.
Международная миграция – движение населения между различными странами.
Межпоколенная мобильность – изменение социального статуса детей по сравнению с социальным статусом их родителей в определенный момент их карьеры.
Меньшинство – группа населения с расовым или культурным самосознанием, с наследственным принципом членства и высоким процентом внутригрупповых браков, подвергающаяся угнетению со стороны доминирующей группы национального государства.
Метод самооценки (субъективный метод) – метод идентификации социальных классов, базирующийся на самоклассификации.
Метрополис – город как административный центр крупной территориальной единицы (субъекта федерации, штата, департамента, префектуры, области и т.п.) и город как деловой или культурный центр.
Механическая солидарность – форма социальной интеграции, характерная для ранних обществ, когда чувство единства людей основывалось на том факте, что все члены общества по преимуществу занимались одними и теми же видами деятельности.
Микросоциология – уровень социологического анализа, где основное внимание уделяется социальному взаимодействию людей.
Мода – нравы или предпочтения, которые сохраняются в течение короткого времени и получают широкое распространение в обществе.
Модель концентрических зон – модель роста городов, согласно которой современный город приобретает структуру концентрических окружностей, каждая из которых имеет свои отличительные характеристики.
Модель множества центров – модель роста городов, согласно которой город имеет несколько центров, каждый из которых специализируется в каком-то конкретном виде деятельности и накладывает ярко выраженный отпечаток на окружающие районы города.
Модернизация – процесс, посредством которого общество совершает переход от традиционных или доиндустриальных социальных и экономических структур к структурам, характерным для индустриальных обществ.
Моногамия – брак между одним мужем и одной женой.
Монотеизм – религия, признающая единого бога.
Надстройка – понятие, введенное Карлом Марксом и заключающееся в том, что политические идеологии, религия, институт семьи, образование и правительство составляют уровень социальной жизни, который формируется под воздействием экономического базиса общества.
Нематериальная культура – созданные членами общества абстракции, такие, как ценности, верования, символы, нормы, обычаи.
Неолокальный тип проживания – модель проживания, когда молодожены выбирают новое место жительства и живут независимо и отдельно от своих родителей или прочих родственников.
Неформальная организация – межличностные связи и взаимоотношения, возникающие в рамках формальной организации, но не определяемые и не предписываемые такой формальной организацией.
Норма – социальное правило, указывающее на подобающее и неподобающее поведение в определенных ситуациях.
Норма законнорожденности – правило, согласно которому дети должны рождаться в законном браке.
Нуклеарная семья – семья, в которой центральное положение отводится мужу, жене и живущим с нимидетям, не состоящим в браке; кровные родственные связи играют функционально маргинальную и периферическую роль.
Нулевой рост населения – точка, в которой современное население воспроизводит само себя без иммиграции, что обеспечивается при рождаемости по 2,1 ребенка на каждую женщину.
“Обобщенный другой” – термин, введенный Джорджем Гербертом Мидом для определения социального показателя, дающего индивидам чувство целостности собственной личности.
Образование – передача определенных взглядов, знаний и навыков членам общества путем формального и систематического обучения.
Обучение – относительно постоянное изменение в поведении или способностях, являющееся следствием опыта.
Общество – объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью (самопричислением) его членов.
Объективный метод – метод определения социальных классов, основывающийся на таких критериях, как доход, род занятий и образование.
Обычаи – нормы, которые люди не считают очень важными и соблюдают не так строго.
Обязанности – действия, которые на законных основаниях могут требовать от нас другие люди.
Окружающая среда – все окружающие условия и факторы, оказывающие влияние на организм или группу организмов.
Олигополия – рынок, на котором ведущую роль играет несколько фирм.
Определение ситуации – интерпретация или значение, которое мы придаем сиюминутным обстоятельствам.
Опрос общественного мнения – метод сбора данных о человеческих убеждениях, принципах, мнениях, взглядах, мотивировках и чувствах. Данные могут быть получены путем интервьюирования или анкетирования.
Органическая солидарность – форма социальной интеграции, характерная для современных обществ; целостность общества сохраняется за счет взаимозависимости, вытекающей из существующего между людьми разделения труда.
Основной статус – ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными его правами и обязанностями.
Открытая система стратификации – система стратификации, в которой люди могут менять свой статус с относительной легкостью.
Открытие – дополнение существующих знаний.
Относительная депривация – разрыв между тем, что люди имеют в действительности, и тем, чего они ожидают и полагают причитающимся им по праву.
Отчуждение – ощущение бессилия, бессмысленности происходящего, изоляции и самоотстранения.
Паника – иррациональные и нескоординированные, но тем не менее коллективные действия людей, вызванные присутствием непосредственной сильной угрозы.
Парадигма – система фундаментальных принципов, создающая осознанную или неосознанную установку мышления рассматривать явления в определенном свете или исследовать их в соответствующем методологическом ключе.
“Параязык” – невербальные сигналы, оформляющие речь (тон, высота голоса, громкость речи, ее ритм, паузы и вздохи) и являющиеся богатейшим источником информации.
Патриархат– власть мужчин в семье.
Патрилинеальный тип наследования – ведение происхождения и наследование имущества по отцовской линии семьи.
Патрилокальный тип проживания – модель проживания, когда молодые поселяются в доме или семье родственников мужа.
Первичная группа – два человека или большее число людей, находящихся друг с другом в прямой, близкой и тесной взаимосвязи.
Первичная девиация – отклонение в поведении, нарушающее социальные нормы, но, как правило, проходящее незамеченным агентами социального контроля.
Переменная– признак исследуемого объекта, который может принимать различные значения (пол, возраст, доход, профессия, статус и т.д.). Различают зависимые (те, которые следует объяснить с помощью эксперимента или иным способом) и независимые (вызывающие реальные изменения или объясняющие их) переменные.
Перенаселение (скученность) – ощущение людей, что в конкретной ситуации их окружает слишком большое число других людей.
Периферийные регионы – географические области, которые поставляют сырье в центр и эксплуатируются им.
Пирамида населения – половозрастная структура населения, представленная с помощью “дерева” (диаграммы) возрастов.
Плотность населения – степень населенности территории; выражается числом жителей на единицу площади (обычно на 1 км2).
Плюрализм– модель поведения, когда различные группы сосуществуют бок о бок и взаимно приспосабливаются к особенностям друг друга.
Подавление личности – ритуалы, применяемые в тоталитарных организациях с целью добиться от индивидов послушания и сделать их восприимчивыми к институциональному контролю, дисциплине и “ресоциализации”.
Полиандрия– брак между двумя или большим числом мужей и одной женой.
Полигиния – брак между одним мужем и двумя или большим числом жен.
Политеизм – вера во множество богов, имеющих относительно одинаковую власть.
Политическая партия – политическая организация, объединяющая людей с общими интересами, идеями с целью их реализации путем овладения политической властью.
Потенциальная фертильность – потенциальное число младенцев, которые могут родиться, если каждая женщина детородного возраста выносит всех детей, которых она способна иметь.
Права – действия, которые на законных основаниях мы можем требовать от других.
Предубеждение – отрицательное и враждебное отношение к членам группы исключительно из-за того, что они принадлежат к этой группе и предположительно обладают предосудительными свойствами, которые приписываются этой группе.
Престиж– авторитет, влияние, уважение в обществе, степень которых соответствует определенному социальному статусу.
Привитая неспособность – термин, который применялся Торстеном Вебленом для определения тенденции, характерной для членов бюрократических структур, полностью полагаться на установленные правила и нормы и применять их бездумным и механическим образом.
Приемы усвоения языка – связанное с теориями Ноэма Хомского представление о том, что люди наделены врожденным механизмом выработки речи. Базовая структура языка рассматривается как структура, имеющая биологическую основу, образующую нечто вроде врожденной “ заполняющей ” системы, отвечающей за упорядочивание слов и фраз, из которых состоит язык.
Принуждение – фактор, который позволяет одной стороне вводить новые ограничения в некую ситуацию.
Принцип соответствия – понятие, введенное Сэмюэлом Боулзом и Гербертом Гинтисом, заключающееся в том, что социальные отношения в трудовой деятельности аналогичны социальным отношениям в школе.
Приписываемый (аскриптивный) статус – статус, приписываемый индивиду группой или обществом.
Протестантская этика – кальвинистский этос, воплощавший дух капитализма.
Профанное – аспекты социальной реальности, которые носят обычный и повседневный характер.
Раса – группы населения, различающиеся по наличию у них разных наследственных черт (признаков).
Расслоенная выборка – выборка, составленная исследователем так, что население подразделяется на соответствующие категории и осуществляется произвольная выборка из каждой такой категории.
Расширенная семья – семейная структура, в которой кровные родственники – индивиды, связанные общим происхождением, образуют ядро взаимоотношений, а супруги занимают функционально маргинальное и периферическое положение.
Революционное движение – социальное движение, выступающее за необходимость смены системы ценностей, существующей в обществе.
Религия – общие для данной социальной среды способы мышления, чувствования и действия, которые сфокусированы на сфере сверхъестественного или “потустороннего” и основываются на верованиях и практиках, имеющих отношение к сакральным явлениям и вещам.
Репродуктивная семья – нуклеарная семья, состоящая из самого индивида, его супруги/супруга и их детей.
Репутационный метод – метод, при котором для идентификации социальных классов людей просят классифицировать других индивидов.
Ресоциализация – процесс усвоения новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения.
Референтная группа – социальная единица, используемая для оценки и формирования собственных взглядов, чувств и поступков.
Реформаторское движение – социальное движение, ставящее своей целью внесение изменений, которые будут наилучшим образом дополнять существующую в обществе систему ценностей.
Ритуалы – социальные действия, предписанные правилами поведения в присутствии объекта поклонения.
Ритуалы перехода – специальные ритуалы в традиционных обществах, знаменующие собой переход из одного социального или религиозного статуса в другой.
Ролевое напряжение – ситуация, при которой индивиды находят требования, предъявляемые к какой-то одной роли, несовместимыми и им становится трудно исполнять эту роль.
Ролевой конфликт – ситуация, при которой индивиды сталкиваются с противоречивыми требованиями, обусловленными необходимостью одновременно исполнять две роли или более.
Ролевой набор – несколько ролей, ассоциируемых с одним статусом.
Роль – ожидаемые от человека действия (права и обязанности), определяющие поведение, которое люди рассматривают как соответствующее или несоответствующее обладателю статуса.
“Само-имидж” – относительно временное идеальное представление или образ самих себя.
Самость– набор представлений, которыми человек пользуется для определения самого себя.
Санкция – мера положительного или отрицательного воздействия.
Священное (сакральное) – аспекты социальной реальности, которые отделены особо и являются запретными.
Секта – религиозная организация, которая считает себя единственно легитимной, но находится в противоречии с обществом.
Секторная модель – модель роста городов, согласно которой структура крупных городов состоит из секторов – районов клиновидной формы, а не из концентрических зон.
Семья – социальная группа, члены которой связаны между собой узами происхождения, брака или усыновления, которые живут вместе, ведут общее хозяйство и заботятся о детях.
Семья ориентации – нуклеарная семья, состоящая из самого индивида, его отца, матери и братьев (сестер).
Символ – обобщенное, закодированное обозначение понятия, действия или предмета, синтетически выражающее его смысл.
Система – совокупность элементов, имеющих между собой более или менее устойчивую связь в течение определенного времени.
Сконструированная реальность – наше восприятие мира; смысл не есть нечто, изначально присущее вещам; это свойство, которое проистекает из взаимодействия людей в их повседневной жизни.
Скрытое наблюдение – метод, в котором исследователи ведут наблюдения за жизнью и деятельностью людей, не вмешиваясь в эту деятельность и не принимая в ней участия.
Скрытые функции – последствия, которые участниками системы не планируются и не осознаются.
Скрытый процесс обучения – комплекс нечетко выраженных ценностей, позиций и моделей поведения, которые исподволь воспитывают детей в соответствии с представлениями доминирующих институтов.
Слух– с трудом поддающаяся проверке информация, относительно быстро передаваемая от одного человека к другому.
Случайная выборка – выборка, составленная таким образом, что каждый элемент структуры населения (и любое сочетание элементов) может войти в нее с одинаковой вероятностью.
Случайная толпа – собрание людей, имеющих между собой мало общего, за исключением того факта, что они могут наблюдать одно и то же событие, например рассматривать витрину магазина.
Социализация – процесс социального взаимодействия, посредством которого люди приобретают знания, мнения, взгляды и формируют модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества.
Социализм – идеология, отрицающая частную собственность, свободную рыночную конкуренцию (капитализм) и провозглашающая равенство людей.
Социалистическая экономика – экономическая система, основанная главным образом на государственном планировании и общественной собственности.
Социальная дезорганизация – условия в обществе, при которых культурные ценности, нормы и общественные отношения отсутствуют, слабы или противоречивы.
Социальная дилемма – затруднительный выбор, который надо сделать членам группы, когда они сталкиваются с противоречием между максимальным удовлетворением личных интересов и максимальным повышением коллективного благополучия.
Социальная динамика – аспекты социальной жизни, которые относятся к социальным изменениям и задают форму развития общественных институтов.
Социальная дифференциация – процесс, в ходе которого общество все более специализируется.
Социальная революция – свержение общественного порядка и классовых структур и создание новых социальных структур и нового социального порядка, радикально отличающихся от предшествующего.
Социальная статика – аспекты социальной жизни, которые относятся к упорядоченности и стабильности и дают обществам возможность сохранять свою целостность и выживать.
Социальная структура – внутреннее устройство общества или группы, состоящее из упорядоченных частей, взаимодействующих между собой.
Социальное движение – более или менее настойчивая и организованная попытка относительно большой группы людей вызвать изменения или оказать сопротивление изменениям.
Социальные изменения – фундаментальные изменения в паттернах культуры, структуры и социального поведения.
Социальные факты – термин, предложенный Эмилем Дюркгеймом; факты “составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются”. Социальный факт обладает независимой реальностью и составляет часть объективного окружения людей.
Социальный дарвинизм – теория, суть которой – приложение эволюционной теории и концепции выживания самых приспособленных к жизни общества.
Социальный контроль – методы и стратегии, регулирующие нормы поведения в рамках общества.
Социология – наука, изучающая структуры общества и его элементы, их социальное взаимодействие и организации.
Социология, свободная от оценочных суждений – идея Макса Вебера, заключающаяся в том, что социологи не должны позволять своим личным пристрастиям влиять на проведение научных исследований.
Средства массовой информации – организации (газеты, журналы, телевидение, радио и кино), которые передают информацию значительной части населения.
Статус – позиция индивида или группы в рамках группы или общества; ячейка социальной структуры.
Структурное благоприятствование – социальные условия, при которых возможно проявление особого разнообразия моделей коллективного поведения.
Структурное напряжение – условие, при котором важные аспекты социальной системы “выходят из строя”.
Субкультура– система символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, разделяемых группой, члены которой принимают участие в основной культуре общества, одновременно разделяя друг с другом ряд уникальных ценностей, норм, традиций и жизненных укладов.
Теизм – религия, основанная на вере в могущественных богов, которые, как предполагается, заинтересованы в человеческих делах и заслуживают поклонения.
Темп прироста населения – разница между количеством рождений и смертей плюс разница между числом иммигрантов и эмигрантов на одну тысячу человек населения.
Теорема Томаса – представление о том, что определения, даваемые нами разным ситуациям, оказывают воздействие на ту реальность, которую мы создаем. (“Если люди определяют ситуации как реальные, эти ситуации будут реальными в своих последствиях”.)
Теоретический подход – общий подход к явлениям, представляющий совокупность допущений и взаимосвязанных концепций для описания мира.
Теория возникновения норм – подход к поведению толпы, основанный на предположении, что члены толпы вырабатывают новые стандарты поведения в окружении толпы, а затем внедряют в жизнь свои чаяния в форме норм.
Теория демографического перехода – взгляд на движение народонаселения, согласно которому процесс модернизации характеризуется тремя этапами: этапом высокого потенциального роста, этапом переходного роста и этапом стабильности движения населения.
Теория заражения – подход к поведению толпы, подчеркивающий ту роль, которую в обстановке толпы играют быстро распространяющиеся и беспрекословно принимаемые чувства, мнения и действия.
Теория конвергенции – подход к поведению толпы, основанный на предположении, что толпа состоит из совершенно нерепрезентативной массы людей, собравшихся вместе, поскольку они имеют одинаковую предрасположенность к каким-либо действиям.
Теория мировой системы – подход, рассматривающий развитие как неравномерный обмен между центральными и периферическими государствами, при котором прогресс на одном полюсе достигается за счет отставания на другом.
Теория обмена – представление, согласно которому люди, являющиеся участниками взаимно удовлетворяющих их отношений, осуществляют своеобразный обмен, дающий им очень многое ценой минимальных жертв.
Терроризм – применение силы или жестоких насильственных действий против людей или собственности с целью запугивания и принуждения правительства, формальной организации или гражданского населения к выполнению своих политических, религиозных или социальных планов.
Толпа – временное, относительно неорганизованное собрание людей, находящихся в близком физическом соприкосновении друг с другом.
Тоталитаризм – система насильственного политического господства, при котором государство контролирует все аспекты социальной жизни.
Тоталитарный институт – термин Эдвина Гоффмана, обозначающий социальную организацию, где люди оторваны от остального общества и попадают под почти тотальный контроль должностных лиц, которые ею управляют.
Тотемизм – религия, в которой клан (родственная группа) именует себя названием растения или животного, считает его своим предком и приписывает ему священные свойства.
Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени.
Транснациональные корпорации – фирмы, которые имеют главную контору в одной стране, а филиалы в других странах.
Триада– группа, состоящая из трех членов.
Убеждение – фактор, позволяющий одной стороне добиваться изменения взглядов других людей без изменения ситуации.
Управление впечатлениями – термин, применявшийся Эрвином Гоффманом для определения процесса, с помощью которого мы “подаем себя” другим таким образом, чтобы создать благоприятное впечатление о себе.
Уровень детской смертности – количество смертей среди младенцев в возрасте до одного года на каждую тысячу новорожденных.
Утилитарная организация – формальная организация, созданная для достижения практических целей.
Формальная организация – группа, специально образуемая людьми для достижения конкретных целей.
Функции – наблюдаемые последствия, позволяющие производить адаптацию или регулировку системы.
Футурологи – ученые, специализирующиеся на изучении будущего; они стремятся понять, прогнозировать и планировать будущее общества.
Хоспис – специальное медицинское учреждение по уходу за неизлечимыми больными, стремящееся сделать последние дни или месяцы жизни умирающих людей менее мучительными и эмоционально травмирующими как для них самих, так и для их родственников.
Ценности – общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что является желательным, правильным и полезным,
Центральные регионы – географические области, которые доминируют в мировой экономике и эксплуатируют остальную систему.
Церковь – религиозная организация, которая считает себя единственно легитимной и находится в позитивных отношениях с обществом.
Чистый уровень миграции – увеличение или уменьшение населения на каждую тысячу человек народонаселения в конкретном году в результате притока людей в страну (иммигранты) или оттока людей из страны (эмигранты).
Эгалитарная семья – семейная структура, в которой муж и жена занимают равноправное положение, т.е. власть и авторитет равномерно распределяются между супругами.
Эгоцентрический сдвиг – тенденция ставить самого себя в центр любых событий, приводящая к собственной переоценке в качестве жертвы или цели какого-то действия или события, которое в действительности имеет совсем иную направленность.
Экзогамия – запрет выбора партнеров для брака внутри какой-то конкретной группы.
Экология – наука, изучающая взаимосвязи между живыми и неживыми компонентами экосистемы.
Экосистема – относительно стабильное сообщество организмов, установившее тесную взаимосвязь друг с другом и своей естественной средой обитания.
Эксперимент – способ получения данных, при котором условия и переменные контролируются для установления причинно-следственных связей. Он дает исследователям возможность проверить влияние независимой переменной на зависимую переменную.
Экспериментальная группа – группа, в которую исследователи вносят изменения в условиях эксперимента.
Экспрессивная толпа – группа людей, собравшихся вместе с целью получения личного морального удовлетворения, например участники религиозного собрания или рок-фестиваля.
Экспрессивное движение – движение, в большей мере направленное не на достижение институциональных изменений, а на обновление или возрождение людей изнутри.
Элита – круг людей, обладающих высоким общественным положением, обусловленным особыми профессиональными, личностными способностями и достижениями, или получивших свой статус и социальную позицию в силу наследственного положения либо за счет продвижения в рамках закрытой элитной группы.
Эндогамия – брачные связи внутри какой-то конкретной группы.
Этатизм– доминирование государства в основных сферах жизни общества; система взглядов, исходящая из необходимости активного вмешательства государства в экономическую, социальную, духовную жизнь.
Этническая группа – группа, которая идентифицируется прежде всего на основе культуры (языка, религии, народных традиций, одежды, жестов, манеры поведения).
Этнометодология – правила и действия, используемые людьми для того, чтобы сделать социальную жизнь и общество доступными для собственного понимания и понимания других людей.
Этноцентризм – тенденция судить о поведении других групп по стандартам собственной культуры.
Явные функции – последствия, которые планируются и осознаются участниками системы.
Язык– социально структурированная система звуковых сочетаний (слов и предложений) с конкретными или произвольными смысловыми значениями
Язык телодвижений – телодвижения и жесты коорых люди подают друг другу социальные сигналы.
Verstehen (понимание)– подход к изучению социальной жизни, созданный Максом Вебером и состоящий в том, что социологи мысленно стараются поставить себя на место других людей и понять их мысли и чувства.
Назад | Содержание | Вперед |
ЛИТЕРАТУРА
- Авторханов А. Технология власти. М., 1991.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
- Адамс Дж. Геоурбанистика США. М., 1986.
- Алексеева Л.П., Шаблыгина Н.С. Процесс университизации вузов в России и некоторые подходы к оценке их деятельности. М., 1999.
- Альперович В. Социальная геронтология. Ростов н/Д, 1997.
- Американская социологическая мысль. Тексты/Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.
- Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.
- Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. М., 1998.
- Асп Э. Введение в социологию. СПб., 1999.
- Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
- Ашин Г.К., Понеделков А.В., Игнатов В.Г., Старостин A.M. Основы политической элитологии: Учебное пособие. М., 1999.
- Бабева Л.В. Российские и американские женщины-предприниматели//Социологические исследования. 1998. № 8.
- Беккер Г., Басков А. Современная социологическая теория. М., 1961.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988.
- Бобков В. О задачах повышения уровня и качества жизни населения России//Общество и экономика. 2000. № 2.
- Большой толковый социологический словарь (Collins). М., 1999. Т. 1, 2.
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
- Буржуазная социология на исходе XX века (Критика новейших тенденций). М., 1986.
- Бурлацкий Ф.М., Галкин А.Л. Современный Левиафан. М., 1985.
- Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть//Начала. М., 1994.
- Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
- Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
- Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.
- Витаньи И. Общество, культура, социология. М., 1984.
- Волков Ю.Г. Гуманистическое будущее России. М., 1995.
- Волков Ю.Г. Личность и гуманизм. М., 1995.
- Волков Ю.Г., Лубский А.В., Макаренко В.П., Харитонов Е.М. Легитимность политической власти (методологические проблемы и российские реалии). М., 1996.
- Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1999.
- Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах. М., 1999.
- Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций. М.; Ростов н/Д, 1999.
- Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. М.; Ростов н/Д, 1999.
- Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека. М., 1998.
- Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический словарь. М., 1999.
- Волчкова Л.Т., Минина В.Н. Стратегии социологического исследования бедности//Социологические исследования. 1999. № 1,
- Высшая школа в 1997 г./Ежегодный доклад о развитии высшего профессионального образования. М., 1998.
- Гайденко Я.Я., Давыдов Ю.Л. История и рациональность (Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс). М., 1991.
- Гайденко П.Л., Давыдов Ю.Л. Проблема бюрократии у Макса Вебера//Вопросы философии. 1991. № 3.
- Генисаретский О.И., Щедровицкий Г.Л. Деятельность проектирования и социальная система. Техническая эстетика//Труды ВНИИПЭ. М., 1990. Вып. 61.
- Герасименко Н.Ф. Кризис здоровья и здравоохранения как угроза национальной безопасности страны//Аналитический вестник/Федеральное Собрание. Парламент РФ. Гос. Дума. М., 1997. Вып. 12. С. 2-12.
- Гидденс Э. Социология: Реферат. Челябинск, 1991.
- Гидденс Э. Стратификация и классовая структура//Социологические исследования. 1992. № 11.
- Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). СПб., 2000.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. М., 1992.
- Гордон Л.А., Клопов Э.В. Социальные эффекты и структура безработицы в России//Социологические исследования. 2000. № 1.
- Государственный комитет Российской Федерации по статистике//Общество и экономика. 2000. № 2.
- Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1997.
- Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. СПб., 1997.
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.
- Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. М., 1976.
- Давидович В.Е. В зеркале философии. Ростов н/Д, 1997.
- Давыдов Ю.Л., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. М., 1980.
- Двойменный И.А. Незаконный оборот наркотиков//Социологические исследования. 1999. № 5.
- Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2000.
- Дмитриев А.В., Степанов Е.И., Чумиков А.Н. Российский социум в 1995 году: конфликтологическая экспертиза (I полугодие)//Социологические исследования. 1996. № 1.
- Дмитриева Т.Е. О здоровье населения России//Аналитический вестник/Федеральное Собрание. Парламент РФ. Гос. Дума. М., 1997. Вып. 12. С. 41-47.
- Добреньков В.И. Социология Эриха Фромма/История социологии в Запад ной Европе и США/Отв. ред. акад. Г.В. Осипов. М., 1999.
- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1990.
- Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб., 1998.
- Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
- Елизаров В.В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики//Социологические исследования. 1998. № 2.
- Жабский В.А. Криминологическая характеристика наркотизма//Северный Кавказ: борьба с преступностью. Ростов н/Д, 1997.
- Жигалов Е.А. Экзистенциальный аспект субкультуры преступного мира//Северный Кавказ: борьба с преступностью. Ростов н/Д, 1997.
- Занадворов B.C., Занадворова А.В. Экономика города: Учебное пособие. М., 1998.
- Заславская Т.И., Корежь Л.В. Миграция населения между городом и селом//Социология в СССР. М., 1966. Т. 2.
- Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986.
- Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности//Социология в СССР. М., 1966. Т. 2.
- Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. М., 1981.
- Зигерт В., Лонг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.
- Игнатов В. Муниципальные выборы и электоральное поведение//Местная власть. 1997. № 3.
- Игнатов В.Г., Хоперская Л.Л., Понеделков А.В., Старостин A.M., Люлька О.Ф. Технология управления этнополитическими процессами в Северо-Кавказском регионе. Ростов н/Д, 1999.
- Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. М., 1998.
- История социологии/ Под общей ред. А.Н. Елсукова и др. Минск, 1997.
- История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов/Отв. ред. академик Г.В. Осипов. М., 1998.
- История теоретической социологии: В 4 т. М., 1997.
- Истомин Н.Г. Социально-медицинские аспекты здоровья современного человека. Майкоп, 1999.
- Казимирчук В.П., Кудрявцев В.Н. Современная социология права. М., 1995.
- Кайтуков В.М. Эволюция диктата (опыты психофизического исследования). М., 1991.
- Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986.
- Келле В.Ж. Наука как компонент социальной культуры. М., 1988.
- Клакхон К.К.М. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998.
- Коган Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988.
- Кон И.С. Социология личности. М., 1967.
- Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики (предварительный эскиз)//Социологос. М., 1991.
- Корбюзье Ле. Три формы расселения: Афинская хартия. М., 1976.
- Коробейников B.C. Пирамида мнений. М., 1981.
- Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. Изд. 2-е. М., 1998.
- Кравченко А.И. Основы социологии. Екатеринбург; М., 1998.
- Кравченко А.И. Социология. Екатеринбург; М., 1998.
- Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия. Екатеринбург, 1998.
- Краткий словарь по социологии/Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М., 1989.
- Кривцун О.А. Актуализация художественного наследия и проблема культурной преемственности//Теории, школы, концепции. М., 1990.
- Культура, человек и картина мира. М., 1987.
- Культурология/Под ред. проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 1997.
- Лапин Н.И. Тяжкие годы России (Перелом истории, кризис, ценности, перспективы)//Мир России. 1992. № 1.
- Лаппо Г.М. География городов. М., 1997.
- Левада Ю.А. Лекции по социологии. М., 1969.
- Левада Ю.А. Статьи по социологии. М., 1993.
- Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1999.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977.
- Лефевр В. Конфликтующие структуры. М., 1967.
- Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна. М.; СПб., 1998.
- Луман Н. Понятие общества//Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994.
- Лунеев В.В. Преступность XXI века (методология прогноза)//Социологические исследования. 1996. № 7.
- Линч К. Образ города. М., 1982.
- Максимов A. Middle class в переводе на русский//Открытая политика. 1998. Май.
- Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998.
- Маркович Д. Общая социология. М., 1998.
- Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.
- Мендра А. Основы социологии. М., 1999.
- Мескон М., Альберт М., Хедаури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.
- Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
- Миллз Р. Властвующая элита. М., 1959.
- Миллз Ч. Социологическое воображение. М., 1998.
- Моль А. Социодинамика культуры. М., 1984.
- Монсон П. Современная западная социология. СПб., 1992.
- Московичи С. Общество и теория в социальной психологии//Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М., 1984.
- Мой университет: С ректором МГУ В.А. Садовничий беседовали: В. Томчинский, А. Егорцев, К. Коренчук//Татьянин день. 1998. № 18.
- Мур Э.М. Наше преступное общество. М., 1977.
- Наумов А.В. Российское уголовное право. М., 1997.
- Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология/Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999.
- Окружающая среда/Под ред. A.M. Рябчикова. М., 1983.
- Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности//Социология в СССР. М., 1965. Т. 1.
- Осадчая Г.И. Семьи безработных и семейная политика//Социологические исследования. 1997. № 1.
- Осипов Г.В. Социология и социализм. М., 1990.
- Осипов Г.В. Теория и практика социологических исследований в СССР. М., 1979.
- Основы научного управления социально-экономическими процессами. М., 1989.
- Основы социологии: Курс лекций в 2 ч./Под ред. А.Г. Эфендиева. М., 1994.
- Основы теории народонаселения/Под ред. Д.И. Валентея. М., 1986.
- Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона: Сборник. М., 1989.
- Перцик Е.Н. Среда человека: предвидимое будущее. М., 1990.
- Пивоваров Ю.Л. Мировая урбанизация и Россия на пороге XXI века//Общественные науки и современность. 1996. № 3.
- Пищулин Н.П. Образование в XXI веке: Каким ему быть?//Кадровое и методическое обеспечение столичного образования (Ученые МГПУ – юбилею столицы). М., 1997.
- Подмарков В.Г. Введение в промышленную социологию. М., 1973.
- Паленина В.А. Реализация конституционного принципа равенства полов//Государство и право. 1998. № 6.
- Попов А.В, Роль социальных инноваций в регулировании регионального развития. Ростов н/Д, 1998.
- Попов А.В. Содержание социальных технологий регионального управления: теоретические модели и практика. Ростов н/Д, 1997.
- Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. М., 1992.
- Прайс К.Х. Пути к умеренности: Стратегия на будущее. М., 1984.
- Пригожий А.И. Организации: Системы и люди. М., 1983.
- Пригожий А.И. Социология организаций. М., 1980.
- Пуляев В.Т. Новая парадигма развития образования и основные контуры ее реализации в России//Социально-политический журнал. 1998. № 5.
- Радаев В.В. Экономическая социология: Курс лекций. М., 1998.
- Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1996.
- Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. М., 1997.
- Регионы России: Информац. стат. сб.: В 2 т. Т. 1/М.: Госкомстат России, 1997.
- Религии народов современной России: Словарь. М., 1999.
- Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1994. Ч. 1, 2.
- Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск, 1992.
- Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 1997.
- Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 1998.
- Российское образование: состояние, проблемы, перспективы//Доклад Министра образования Российской Федерации В.М. Филиппова на Всероссийском совещании работников образования/Москва, Кремль, 14 января 2000 г.
- Руткевич М.Н., Рубина А.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М., 1988.
- Руткевич М.Н., Филиппов Ф.Р. Социальные перемещения. М., 1970.
- Рыбкина Р.В. Советская социология и теория социальной стратификации // Постижение: Социология. Социальная политика. Экономическая реформа. М., 1989.
- Садовничий В. Какие университеты проходили реформаторы? (Запись В. Молодцовой)//Российская газета. 1998. 17 июня.
- Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов н/Д, 1996.
- Селф П. Города выходят из своих границ. М., 1962.
- Серегина И.Н. Профессиональная карьера//Социологические исследования. 1999. № 4.
- Симагин Ю.А. Соотношение городского и сельского населения в России (1991-1997 гг.)//Социологические исследования. 2000. № 1.
- Смелзер Н. Социология. М., 1998.
- Современная западная социология: Словарь. М., 1990.
- Сорокин П.А. Система социологии. Сыктывкар, 1991. Т. 1, 2.
- Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
- Социологический словарь/Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. М., 1999.
- Социология. М., 1990.
- Социология/Под ред. проф. Э.В. Тадевосяна. М., 1995.
- Социология в России XIX – начала XX веков. История социологии. Социологическое образование: Тексты/Под ред. В.И. Добренькова. М., 1997.
- Социология и современность: В 2 т. М., 1977.
- Социология как предмет специального научного исследования: Сб. ст. М., 1992.
- Социология молодежи. СПб., 1996.
- Социология на пороге XXI века: Основные направления исследований/Под ред. С.И. Григорьева (Россия), Ж. Коэнен-Хуттера (Швейцария). 3-е изд., доп. и перераб. М., 1999.
- Социология общественных движений: концептуальные модели 1989–1990. СПб., 1990.
- Социология/Под ред. В.И. Курбатова. Ростов н/Д, 1998.
- Социология. Основы общей теории/Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. М., 1996.
- Социология: Словарь-справочник. М., 1990. Т. 1-3.
- Стариков Е.Н. Маргиналы//В человеческом измерении. М., 1989.
- Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы в социальном контексте//Общение и оптимизация общественной деятельности. М., 1987.
- Субетто А.И. Образование как основа национальной безопасности, экономической конкурентоспособности и устойчивого развития России//Человек и образование в современной России: Социологические очерки: Сб. статей/Под ред. Л.А. Вербицкой, В.Т. Лисовского, В.Т. Пуляева. СПб., 1998.
- Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии. М., 1996.
- Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.
- Тичи Н., Деванна М. Лидеры реорганизации. М., 1990.
- Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
- Томпсон Д.А., Пристли Д. Социология: Вводный курс. М., 1998.
- Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. М., 1991.
- Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997.
- Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 1998.
- Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М., 1998.
- Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.
- Тюрина И.О. Московский рынок труда: тендерный аспект//Социологические исследования. 1998. № 8.
- Уайт Э. Экологические подходы к изучению городских систем: ретроспективный анализ и перспективы развития//Природа и ресурсы. ЮНЕСКО. 1985. № 1.
- Уэруэйн Дж. Природная зона//География городов: Пер. с англ. М., 1965.
- Федоров М. Молодежь, которую мы пока не потеряли//Ваш выбор. 1998. №2.
- Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М., 1992.
- Форрестер Дж. Динамика развития города. М., 1974.
- Фрейд З. Будущее одной иллюзии//Сумерки богов. М., 1989.
- Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989.
- Фрейд З. “Я” и “Оно”: Труды разных лет. Тбилиси, 1991.
- Фролов С.С. Социология. М., 2000.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1986.
- Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
- Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.
- Хабермас Ю. Понятие индивидуальности//Вопросы философии. 1989. № 2.
- Харитонов В.М. Урбанизация США. М., 1983.
- Харчеб А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.
- Хейзиша И. Человек играющий: В тени завтрашнего дня. М., 1992.
- Хекхпузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986.
- Хунагов Р.Д. Проблема рациональности в политике и управлении. М., 1995.
- Человек и образование в современной России: Социологические очерки: Сб. статей/Под ред. Л.А. Вербицкой, В.Т. Лисовского, В.Т. Пуляева. СПб., 1998.
- Четвериков Т., Бакунина Л. Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления//Вопросы экономики. 1998. № 2.
- Шамхалов Ф.И. Государство и экономика (власть и бизнес). М., 1999.
- Шаповалов В.А. Высшее образование в социокультурном контексте. М., 1996.
- Шепелев Е.М. Современный город. Ростов н/Д, 1999.
- Шереги Ф.Э., Харчева В.Т., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.
- Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
- Шкаратан О.И. Промышленное предприятие. М., 1978.
- Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.
- Щедровицкий Г.П. Проблемы методологии системного исследования. М., 1978.
- Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.
- Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М.,
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 669;