Специфика педагогического подхода к личности
Проблема личности в педагогике
Проблема формирования личности центральная и в педагогике. В соответствии со своим предметом и задачами ее интересует прежде всего организация целенаправленных влияний на формирование личности, преодоление стихийности, помощь в самореализации. Это проблемасоздания педагогической системы и обеспечения процесса формирования личности, отвечающей ее интересам и интересам общества. Решая ее, педагогика учитывает закономерности, механизмы, особенности, положения и выводы других наук, связанные с этой проблемой. Задачи ее состоят в теоретической и прикладной разработке таких вопросов формирования личности, как:
• педагогические цели и задачи,
• педагогические принципы,
• содержание,
• организация и формы,
• обеспечение,
• средства, способы, методы, технологии,
• педагогические условия успеха,
• деятельность педагога по формированию личности,
• самоформирование личности,
• индивидуальный подход,
• возрастные особенности формирования,
• особенности и пути воспитания, развития, образования и обучения,
• формирование отдельных качеств личности,
• педагогическая система в обществе,
• педагогическая система в семье,
• педагогическая система дошкольного воспитания,
• педагогическая система в образовательных учреждениях,
• педагогическая система в трудовых коллективах.
В педагогической литературе почти всегда проблема формирования личности рассматривается как проблема воспитания. Некоторые представители гуманитарной науки и правозащитники выступают против категорий «формирование» и даже «воспитание», считая, что за ними стоит насилие над человеком, нарушение его права быть индивидуальностью. Под влиянием популярных на Западе концепций личности в современной России появились приверженцы «свободного развития» личности, «личностного роста», «личностно-центрированного подхода», а их отстаивание приобрело ангажированный характер. Идеи этих концепций действительно содержат немало интересных, подлинно гуманистических, возвышающих личность и утверждающих ее достоинство идей, заслуживающих внимания у нас. Но именно их, а не целиком зарубежные идеалы, можно использовать при разработке отечественной концепции, которая должна сохранять свои стержневые идеи, отвечающие реалиям и своеобразию России, уходящие корнями в столетние традиции ее педагогики и менталитета народа.
Ортодоксальным приверженцам концепций «свободного развития», «личностного роста», «личностно-центрированного подхода»* следует помнить, что за ними стоит позитивизм и либерализм английского философа Г. Спенсера (1820—1903) и прагматизм разработчика теории «американского образа жизни», философа, психолога и педагога Д. Дьюи (1859—1952). Стержнем этих теорий выступают утверждения: жизнь общества такова, что человек должен бороться за свое существование; полезно все, что приводит к успеху; овладевать тем, что учит достижению успеха; быть не похожим на других, чтобы отличаться и иметь спрос на рынке труда, и др. Если говорить о существе, главном, то речь идет о том, чтобы человеку быть индивидуалистом, а не стать личностью, обладать индивидуальностью. Точное следование этим идеям — противоположная жесткому воспитанию крайность, рассматривающая любое воздействие извне как посягательство на свободу и права человека. В этих идеях есть и элемент спекуляции на самолюбии людей, ибо в действительности человек не в состоянии быть свободным от других людей (хотя бы от овладения опытом других, о чем шла речь в предыдущей главе).
* Сами названия вполне приемлемы и могут быть использованы в отечественной теории и практике, но с коррекцией их смыслов с учетом российской специфики.
Обсуждая и оценивая категории «свободного развития», «личностного роста» и «личностно-центрированного подхода» в их зарубежном понимании, следует учесть, что междисциплинарное понятие «личность» относится к пониманию его как общественного существа, как представленное™ человеческого в человеке, как уровня его цивилизованности, как его места и роли в жизни. Такое общее понимание личности ставит индивидуализм на самый низкий уровень развитости личности, а высший ассоциирует с общественной гармоничностью и цивилизованностью ее.
Федеральный закон «Об образовании» в ст. 2 п.1 содержит положение о свободном развитии личности, но тут же связывает его с приоритетом общечеловеческих ценностей, воспитанием гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, природе. Статья 14 указывает на необходимость обеспечения самоопределения личности, создания условий для ее самореализации, но сразу отмечает необходимость интеграции личности обучающегося в национальную и мировую культуру; формирования человека и гражданина; содействия взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами; обеспечения свободы выбора мнений и убеждений. Принципиальным является и положение преамбулы Закона о целенаправленности формирования личности «в интересах человека, общества и государства». Очевидно, что Закон, используя обсуждаемые категории, трактует их в принципиально ином смысле. При этом концептуальные основы Закона полностью согласованы с научными представлениями о личности, об уровне ее сформированности.
Изложенное свидетельствует, что зарубежные концепции не могут быть перенесены целиком, в неизменном виде в нашу жизнь и практику. Формирование российских граждан не сможет стать американским, голландским или испанским. Оно хорошо, когда осуществляется в российских традициях и остается таковым. Но категории «формирование» и «воспитание» безусловно нуждаются в правильном, современном, цивилизованном понимании, исключающем крайности в практике работы с людьми.
Сущность категории «формирование личности»
В энциклопедической трактовке* под формой понимается внешнее очертание, вид, выражение какого-либо содержания. Философская трактовка связана с сопоставлением категорий «содержание» и «форма». Первая — наполнение целого, частей, элементов чем-то определенным, вторая — внутренняя организация содержания. В ходе всякого развития возникает несоответствие содержания и формы, которое на определенной стадии приводит к «сбрасыванию» старой формы и возникновению новой, соответствующей развившемуся содержанию. Формироваться — значит складываться, повышать зрелость, оформляться, приобретать внешне обнаруживающуюся определенность. Формирование — закономерное, необходимое, объективно присущее всяким внутренним изменениям, развитию, росту явление.
* См.: Толковый словарь русского языка. — М., 1935; Толковый словарь русского языка/ Под ред. Д.Н. Ушакова. — М., 1939; Большая советская энциклопедия. — М., 1975; Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля. — М., 1991; Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. — М., 1997; Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. — М., 1999.
Понимать категорию «формирование» применительно к человеку как внешнее принуждение, как насилие над ним, как антигуманизм и антидемократичность — научно некорректно. Возможно, такое понимание навеяно памятью о практике советского периода, когда эта категория носила оттенок лепки, твердости, несгибаемости, «железности» в работе с людьми, когда преобладало стремление уложить каждого в прокрустово ложе партийно-коммунистического шаблона.
Категория «формирование» применительно к личности означает сегодня признание объективно существующего и обозначаемого ею феномена внутренне происходящих у человека и внешне проявляющихся изменений, которые не в наших силах запретить или отменить. Присвоение индивидом человеческого опыта — это процесс единства изменений содержания и формы, это обязательно процесс его формирования.Формирование — содержательное обогащение человека, сопровождающееся его оформлением, возникновением и изменением внешне проявляющихся особенностей. Формирование не имеет признака «финальности», конца, доведения до некоторого совершенного состояния, на котором происходит остановка. Оно бесконечно и непрерывно в жизни человека. В этом процессе можно выделить стадии первичного формирования, становления личности (от рождения до взрослости) и ее дальнейшего формирования (совершенствования или, напротив, ухудшения, деградации, распада).
Другой вопрос — о движущих силах формирования, их внешних и внутренних источниках. Педагогику интересует прежде всего целенаправленное использование движущих сил. С этих позиций педагогическое формированиеличности — это организация и реализация педагогической системы совместной работы с нею, содействие ее самоформированию и создание благоприятных условий для этого.
Педагогическая цель формирования личности
Поиск и реализация целенаправленных путей формирования личности делают приоритетным вопрос о целях. К формированию какой личности надо стремиться, какими достоинствами она должна обладать, на что направлять педагогические усилия?
Ортодоксальный партийно-коммунистический ответ на этот вопрос исторически изжил себя, но новый с должной четкостью еще не дан. Надежды скопировать на скорую руку зарубежные концепции не оправдались ни теоретически, ни практически.
Контуры складывающихся ныне в государственной идеологии и педагогике представлений об идеале личности гражданина России, о том, что надо формировать у молодежи, людей всех возрастов содержатрад фундаментальных положений, исходящих из отечественного и мирового опыта.
1. Формирование человека — это самая ответственная и серьезная проблема в индивидуальном плане, проблема жизни, самореализации себя в ней, личного достоинства, успеха и благополучия, проблема предупреждения сожалений в преклонные годы о необратимо упущенных возможностях. В общественном плане — это проблема состояния и будущего благополучия общества, живущих и будущих поколений людей. Недостатки в формировании людей одного поколения, как учит история, сказываются ощутимо многие десятилетия. Самотек и хаос в формировании многих молодых людей в период общественной смуты 90-х годов в России будут негативно проявляться лет 30— 50 и дольше на их собственных детях, в последующих поколениях. Очевидно, что формирование личности правильно, если осуществляетсяв интересах ее самой, ее детей, общества и государства.
2. Формирование личности обоснованно, когда строитсяна сложившихся, проверенных и устоявшихся в многовековой практике человечества принципах и положениях.
В мировой педагогической теории и практике уже давно сложилось мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то конъюнктурных ситуаций, находиться в зависимости от того, какие взгляды и убеждения исповедуют люди, стоящие ныне у власти*.
* Психология и педагогика: Учеб. пособие/Под ред. А.А. Радугина. — М., 1996. — С. 252-253.
Правильнее в формировании личности исходить из долговременной основы, без подчинения его идеологии правящей в данный отрезок времени партии, с учетом национального и общечеловеческого опыта. Это особенно важно в условиях многопартийной системы в России и соответствует положению Федерального закона «Об образовании» о необходимости интеграции личности обучающегося в национальную и мировую культуру.
3. Исторический процесс развития человечества учит, что каждый человек призван формироваться так,чтобы он мог решить три основные задачи, стоящие перед поколением людей, к которому он принадлежит: 1) освоить опыт предыдущих поколений, 2) обогатить и приумножить этот опыт, 3) передать весь опыт следующему поколению.
4. Представления о совершенном человеке у классиков педагогики и в отечественной педагогике связываются сформированием всесторонне, гармонично развитой личности. Не существует одномерного критерия, который мог бы исчерпать достоинства человека. Всестороннее и гармоничное развитие личности — системный комплекс достоинств.
5. Совершенство личности базируется на освоении еюобщечеловеческих ценностей — стабильных, постоянных идей и норм поведения, человеческих качеств, ценимых во всем мире, всеми народами, выработанных и проверенных в их общем многовековом опыте. Это то, что в большинстве случаев предпочитается людьми, одобряется, считается правильным, достойным, чем восхищаются, а противоположное оценивается как слабость, недостаток, порок, что порицается, считается непристойным, осуждается.
В преданиях, легендах, мифах, сказаниях, песнях, поговорках разных народов воспеваются ум, мудрость, смекалка, здравый смысл, умелость, мастерство, справедливость, верность, благородство, доброта, уважение к старшим, безмерная благодарность и любовь к матери, готовность прийти на помощь другим, действовать сообща, трудолюбие, сила, ловкость, смелость и т.п. Ориентация на эти качества свойственна и так называемой «народной педагогике», стихийно реализующиейся в массовой практике воспитания детей родителями и старейшинами.
Аналогичные ценности содержатся и в трех мировых (наднациональных) религиях — буддизме (VI—V вв. до н. э.), христианстве (I в. н. э.) и исламе (VII в. н. э.). Они упоминаются в них многократно и представлены, например, в христианских заповедях «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «полюби ближнего, как себя самого», положениях о верности, долге, добре, истине, справедливости, красоте, или, например, в осуждении исламом таких качеств, как лицемерие, лживость, несправедливость, зависть, невоздержанность, разобщенность и др. Безусловный приоритет духовных ценностей над телесными, т. е., говоря научным языком, личностных, свойствен религиозным вероучениям. Можно сказать, что общечеловеческие ценности — это вечные ценности.
6. Формирование человека разумно осуществлять сучетом мировых тенденций общественного развития и перемен в российском обществе. Закон «Об образовании» прямо указывает на необходимость формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Молодому поколению принадлежит будущее. При ускоряющихся темпах общественного прогресса уже через 15—30 лет представители сегодняшнего студенчества будут определять состояние общества и государства. Поэтому формирование личности должно носитьопережающий хап рактер, делать ее способной вглядываться в дальние горизонты будущего, понимать путь к лучшему будущему, двигаться к лучшему будущему.
7. Важнейшая тенденция общественного прогресса и формирования личности воплощена вгуманизме*, рассматриваемом ныне как основа цивилизованного общечеловеческого мировоззрения. Его основные идеи и ценности таковы:
• человек — величайшая социальная, духовная и природная ценность;
• полное равенство людей вне зависимости от расы, нации, пола, религиозности, политических убеждений;
• предназначение цивилизованного правового общества — признание свободы, прав, развития способностей, взглядов, выбора жизненного пути и поступков каждым гражданином в рамках закона;
• необходимость создания и упрочения правового общества, призванного стоять на страже законных интересов граждан;
• отношение к человеку и каждого человека к другим людям должно быть человечным;
• формирование человечного человека, становление его личности — высшая обязанность общества и условие его собственной самореализации и самоутверждения.
* От лат. humanus — человеческий, человечный.
Гуманистические идеалы и ценности воплощают в себе опыт многих поколений и народов.
Иногда говорят, что гуманизм порождает индивидуализм и эгоизм: «я, мои интересы, потребности, их удовлетворение превыше всего». Но гуманизм — это обязательно человеколюбие каждого человека, его внимание, доброжелательность, уважение, готовность прийти на помощь другим. Только человечный человек может быть справедливым и порядочным.
8. Признание ценностей демократии* в жизни государства и его граждан — еще одна важная тенденция мирового развития. Исторические корни ее в России уходят к общинности, сходам населения, к тысячелетним вечевым традициям Великого Новгорода. Но реализация ее идей в веках шла через крутые изломы насилия, единовластия и тоталитаризма. На рубеже нового тысячелетия пришло время осовремененного продолжения ее с учетом мирового опыта.
* От греч. demos — народ и kratos — власть, дословно — народовластие.
Демократизация — развитие народовластия, все более широкого участия граждан в управлении делами государства и на местах. Процесс демократизации реализуется через равноправие, расширение представительных органов власти и общественных организаций, возможностей проявления ими инициативы и самостоятельности, прав и свобод граждан, свобод в развитии наций и народностей, укрепление их дружбы и равноправного сотрудничества, расширение гласности, укрепление законности, защиту прав и свобод, равенство всех перед законом и др.
Важными результатами демократизации должны быть такие признаки функционирования государства, жизни общества и его граждан, которые позволяют назвать
• правовым — государство, в котором господствует право, а в жизни общества и граждан — подчинение ему;
• гражданским — общество, в котором выведена из-под контроля государственных структур значительная часть его жизни (сфера семьи, искусства, досуга и др.)*, но которая успешно регулируется самими гражданами и созданными ими общественными организациями;
• рыночным — общество свобод в сфере экономики.
* Концепция гражданского общества еще недостаточно проработана в современных политических, социологических, правовых, педагогических и других теориях.
Считается, что все это необходимо и возможно ныне в результате достигнутого высокого уровня развития образования, науки, техники, производства и изобилия товаров и возможностей удовлетворения разнообразных интересов и потребностей людей. Постулируется идея, что демократизация должна сделать государство надклассовой силой, способной удовлетворить интересы всех слоев населения, обеспечить благосостояние всех граждан и привести к возникновению «государства всеобщего благоденствия»*.
* Теоретики этой концепции исходят из необходимости развития смешанной экономики, сочетающей частный и государственный секторы, свободные рыночные и регулируемые государством экономические отношения.
Процесс демократизации стал реальностью в жизни и перспективах ее у россиян. Начало его, больше похожее, правда, на кривое зеркало, оказалось не лучшим и не привлекательным для значительной части населения. Это не повод для поворота вспять, но урок хороший. Правильные идеи мало провозгласить, их надо еще провести в массовую практику, в жизнь граждан. В числе важнейших мер — подготовка людей к их пониманию, принятию и реализации в своей жизни. Без этого реальный процесс демократизации превращается в «игру в демократию», опережающую подготовленность к нему общества и граждан и порождающую многочисленные уродливые деформации в экономике, состоянии законности, понимании и реализации свобод и прав. Как говорил один из героев фильма «Мертвый се'зон», чтобы ребенок родился, нужно время, плод должен созреть; никто не может, как бы того ни хотел, заставить ребенка родиться, например, через два месяца. Также и процесс демократизации может быть успешным, если он соразмеряется и развивается, не забегая вперед и не отставая от темпов повышения реальной подготовленности большинства россиян к жизни в демократическом, правовом, гражданском обществе с рыночными экономическими отношениями. В повышении нужной подготовленности граждан, особенно молодежи, важное место принадлежит педагогике. Ее ответственная задача — формирование у людейдемократичности, гражданственности, правовой культуры как качеств личности, как непоколебимых норм поведения и подготовленности к жизни в условиях новых экономических отношений.
9. Достоинство человека, его цивилизованность, подлинная самореализация и самоутверждение неразрывно связаны с его моральной сформированностью. Мораль* (нравственность, от русского слова «нравы»)** — система сложившихся в общественной практике представлений, норм, путей и способов включения человека в общественную жизнь, соединения свободы личности с общественной необходимостью и разрешения противоречий между ними. Это система господствующих и реализуемых представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, совести и счастье.
* От лат. moralis - нравственный.
** Большинство исследователей считает понятия морали и нравственности синонимичными, но были и существуют попытки их разграничения, например: мораль — явление сознания, нравственность — поведения; мораль — форма внешнего побуждения, нравственность — внутреннего и др.
Система моральных ценностей шире общечеловеческих, гуманных и имеет национальные оттенки (не противоречащие общим). Она включает моральные нормы отношения к миру и жизни, труду и другим людям, к самому себе. Моральность человека — это мораль, живущая в нем, в его сознании и поведении, степень усвоения им опыта предшествующих поколений, воплощенных в морали общества. Мораль — полярная, путеводная звезда в путешествии человека по жизни. По мудрой мысли М. Монтеня (1533—1592) — тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред*.
* См.: Монтень Мишель. Жить достойно. — М., 1973. — С. 112.
В России в период реформ произошел резкий спад уровня морали и теперь предстоит задача его восстановления и дальнейшего повышения. Поэтому и формирование моральности у людей, особенно молодежи, представляет задачу особой важности.
10. Хотя далеко не десятая по значимости, в числе важнейших социальных ценностей находится любовь к своей Родине, ее народу, государству, гордость за свое гражданство, уважение всего народного, национального, стремление следовать ему, потребность служить процветанию России и благополучию народа, готовность защищать ее независимость и национальные достояния. Патриотизм — важнейший компонент всесторонне и гармонично развитой личности. Вот несколько суждений исторических личностей:
Д. Байрон: И.С. Тургенев: К.Д. Ушинский: М. Робеспьер: Ж.-Ж. Руссо: | Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может; Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись; горе тому, кто действительно без нее обходится; Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне отнесись к ней, возврати сторицей то, что получил от нее; Для Отечества сделано недостаточно, если не сделано все; Самые большие подвиги добродетели были совершены из любви к Отечеству. |
Формирование патриотизма — составная часть цели формирования личности. Современный патриотизм сочетается с пониманием необходимости предупреждения войны с применением средств массового поражения, признание мира как самой высокой ценности и условия сохранения человечества на Земле (достижение этого становится задачей особой педагогики — «педагогики мира»). Гармоничность развития патриотизма — в его единстве с интернационализмом, уважением национальных особенностей других стран, народов и народностей своей страны. Россияне издавна отличались интернационализмом, и его традиции должны быть восприняты и приумножены новыми поколениями населения.
11. Еще одной приметой современной цивилизации выступает развитие и широкое распространение эстетической, этической, экологической культуры, культуры семьи, быта и здоровья.
Эстетическая культура — культура восприятия, оценки, любования человеком подлинно прекрасным, красивым не только в живописи, музыке, одежде, внешности, природе, но и в поступках людей, труде, быту, любви к нему, потребности в нем. Она предполагает умение отличать красивое от уродливого, культурное от пошлого, изящное от грубого, возвышенное от низости. Чувство прекрасного облагораживает, возвышает личность, вызывает стремление жить по законам красоты, не допускать пошлостей, бескультурья.
Этическая культура в широком понимании — высокая моральность, а в узком — культура взаимоотношений и общения, соблюдения этикета* — правил поведения, вежливости, принятых в обществе.
* От франц. etigette — малая этика.
Экологическая культура — культура отношения к природной среде. Быстрое развитие техники и экономики стало угрожающе отражаться на флоре, фауне, климате, состоянии воздуха, воды, пищи и др., а вместе с этим представлять угрозу для здоровья людей, наследственности и вообще существованию человечества уже в недалеком будущем. Природоохранная деятельность превратилась в необходимую заботу не только государства и общества, но и каждого человека, что уже нашло отражение в особой цели педагогической деятельности.
Культура семьи, быта и здоровья — соответствующее современным представлениям цивилизованного мира и общества должное поведение в семье, в быту, в отношении к своему здоровью.
Культура здоровья — новое массовое явление в современном мире. Это специальная и реализуемая с использованием рекомендаций науки и профессиональной медицины активность человека. Она включает регулярные занятия физическими упражнениями, здоровый образ жизни, отказ от привычек, разрушающих организм (чрезмерное питание, курение, алкоголизм, наркомания, неупорядоченный режим жизни, повышенная раздражительность и пр.), предупреждение раннего ухудшения здоровья, обращение к медицинской помощи при возникновении заболеваний, купирование развития и обострения имеющихся хронических болезней и пр.
Формирование эстетически, этически, экологически культурной личности, обладающей и культурой семейной жизни, быта и отношения к своему здоровью — непременный элемент педагогической работы с ней.
Таким образом, современным педагогическим взглядам в наибольшей степени соответствует представление, чтоглавная цель формирования личности состоит в том, чтобы каждый человек самоформируясь и с помощью других стал всесторонне и гармонично развитой личностью, образованной, воспитанной, обученной и развитой в соответствии с идеалами и ценностями человечества, гуманности, морали, мира, интернационализма, патриотизма, трудолюбия, созидания, демократии, гражданственности, высокой эстетической, этической, экологической культуры, культуры семьи, быта и здоровья. Только таким образом сформированная личность может стать подлинно свободной, способной самоопределиться и самореализовать себя в жизни, решить три основных задачи своей жизненной миссии.
Косновным педагогическим задачам формирования личности относится формирование отдельных компонентов главной цели.
Достижение цели и решение педагогических задач формирования личности — дело самое сложное, которое приходится выполнять каждому человеку и обществу. Добиться человеку большего, лучшего, предупредить недостатки и изжить имеющиеся — этому способна содействовать педагогика. Необходимо ее дальнейшее развитие в соответствии с потребностями и запросами времени, а еще больше — полное использование уже сегодня всех ее достижений и рекомендаций в массовой практике.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 845;