Развитие личности как педагогическая проблема

Проблема развития личности изучается разными науками: физиологи­ей, психологией, социологией и др. Педагогика выявляет и изучает наи­более эффективные условия для гармоничного развития личности в про­цессе воспитания и обучения.

В психологии и педагогике выделяют три подхода к проблеме разви­тия личности.

Ø В биологическом подходе личность рассматривается как природное существо, которое действует в соответствии с природными потребностя­ми, влечениями, инстинктами. Если они входят в противоречие с норма­ми общества, то он вынужден их скрывать или замещать.

Ø В социологическом подходе ведущая роль в развитии человека отво­дится социальной среде, особенно ближайшему окружению человека. В рамках данного подхода развитие личности предопределяется той сре­дой, в которой человек прожил ранние годы жизни.

Ø В биосоциальном подходе психические процессы (ощущение, память, мышление и пр.) рассматриваются как явления, имеющие биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формиру­ются как социальные явления.

Ø Современная педагогическая наука, основываясь на положениях отечественных психологов (Л. С. Выготский и др.), рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое тесно связано с социальным. Развитие личности является сложным, противоречивым процессом превращения количественных изменений в качественные.

Ø Движущими силами развития личности выступают противоречия, к которым относятся:

• противоречия между новыми потребностями личности и возможно­стями их удовлетворения;

• противоречия между требованиями общества к человеку и сущест­вующим уровнем его развития;

• противоречия между возросшими физическими и духовными возмож­ностями ребенка и старыми формами взаимоотношений и видами дея­тельности.

Названные противоречия характерны для всех этапов развития лично­сти, однако на каждом из них они имеют свою специфику и разрешение их обусловливает переход на новую ступень развития личности. В педа­гогическом процессе указанные общие противоречия конкретизируются и приобретают более яркую форму.

Развитие личности происходит в обществе, в процессе взаимодейст­вия человека с окружающим миром и усвоения его норм и правил. Этот процесс называется социализацией.

Ø Социализация - это непрерывный процесс, продолжающийся в течение всей жизни и имеющий свои особенности на дотрудовой, трудовой и послетрудовой стадиях.

Ø Воспитание, в отличие от социализации, является процессом целе­направленным и сознательно контролируемым со стороны общества в лице педагогов.

Поэтому воспитание упорядочивает стихийные влия­ния на личность и создает условия для ускорения процессов социали­зации с целью развития личности. Так, воспитание может ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистиче­скую направленность.

Социализация личности происходит в процессе различных ситуаций, которые требуют определенного поведения человека и его активности. Эти обстоятельства в совокупности выступают факторами (условиями) социализации. А. В. Мудрик выделил три группы факторов социализа­ции:

• макрофакторы, влияющие на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей (космос, планета, страна, государст­во, природно-климатические условия жизни);

• мезофакторы, определяющие условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку; по месту и типу по­селения, в котором они живут (село, город) и пр.;

• микрофакторы, оказывающие непосредственное влияние на конкрет­ных людей. К ним относятся семья, группа сверстников, школа, профессиональные коллективы и пр.

Действие разных факторов социализации неоднозначно на протяже­нии жизни человека. Так, в раннем и дошкольном возрастах наиболее значимым является влияние семьи, в подростковом - группы сверстни­ков, в зрелом - трудового коллектива.

Ø Факторы социализации одновре­менно являются факторами формирования личности, составляя группу средовых факторов.

· Вместе с тем на формирование личности влияет такой фактор, как на­следственность. По наследству передаются задатки человека, которые определяют его природную расположенность к тому или иному виду дея­тельности.

· Большинство отечественных ученых не отрицают влияния биологиче­ских и средовых факторов на формирование личности, но признают ве­дущим фактором деятельность и активность.

Это позволяет говорить о саморазвитии человека и возможностях его самовоспитания.

Ø Самовоспи­тание - это систематическая и сознательная деятельность человека, на­правленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности [Сластенин].

Оно возникает на определенном этапе развития личности (чаще в подростковом возрасте), характеризует человека как субъекта воспитания, способного к самостоятельному выбору цели своего воспи­тания и средств ее достижения. С этого момента человек сам становится ответственным за свое развитие.

 

 

Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры

Содержание образования является одним из основных средств разви­тия личности и формирования ее базовой культуры. В зависимости от существующих подходов к образованию, понятие «содержание образова­ния» приобретает разные смыслы. В традиционном (знаниево-ориентированном) подходе содержание образования рассматривается как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы» [Педагогический словарь, 1960].

В этом подходе знания становятся абсолютной ценностью, главным смыслом образования. При этом интересы самого человека, его потреб­ности не учитываются, возникает явление «отчуждения» знаний от лич­ности, школы от жизни.

В свете нового, личностно-ориентированного подхода к образованию его содержание понимается как педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально- волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохра­нению) и развитию материальной и духовной культуры общества [И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин]. В этом случае содержание образования направлено на развитие целостной личности: ее природных особенностей (здоровья, способностей), ее социальных качеств (гражданина, деятеля) и свойств субъ­екта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).

Ø В отборе содержании образования можно выделить две основные тео­рии, которые сложились в конце XVIII - начале XIX вв.

· Сторонники теории материального образования

(или энциклопедиз­ма) считают, что главное назначение образования состоит в передаче обучающимся как можно большего объема знаний из разных наук. При этом они придерживаются точки зрения Я. А. Коменского о том, что вы­пускник должен быть энциклопедически образованным.

· Главной задачей формального образования (или дидактического фор­мализма)

является развитие умственных способностей и познавательных интересов учащихся. При этом основным средством этого развития вы­ступало изучение математики и иностранных языков (Дж. Локк, А. Дистервег, И. Г. Песталоцци).

Критика рассмотренных выше подходов была дана в XIX в. К.Д. Ушинским. Он утвердил в российской педагогике идею обеспече­ния единства формального и материального подходов к отбору содержа­ния образования.

Ø В современной педагогике эта идея нашла отражение в принципах формирования содержания образования, разработанных В.В. Краевским.

Это принципы:

· соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности;

· единства содержания и организации образования;

· гуманитаризации содержания образования (нацеленность на создание условий для развития личности, приоритет дисциплин гуманитарного

цикла и пр.);

· фундаментализации образования (нацеленность на обучение способам добывания знаний, на изучение законов, освоение методологических подходов).

Ø Данные подходы определяют современные требования к содержанию образования. В ст. 14 закона «Об образовании» подчеркивается, что оно должно быть ориентировано на:

• обеспечение самоопределения личности, создание условий для само­реализации;

• развитие общества;

• укрепление и совершенствование правового государства.

 

 

Жизнь и педагогическая деятельность Константина Дмитриевича УшинскогоКонстантин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в Туле, в семье мелкопоместного дворянина, и провел свое детство и отрочество в имении отца около города Новгород-Северска. Общее образование он получил в Новгород-Северской гимназии. 1840 г. К.Д.Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции выдающихся профессоров. В студенческие годы Ушинский серьезно интересовался литературой, театром, мечтал о распространении грамотности среди народа. Он стремился самостоятельно разобраться в тех спорах, которые велись среди передовых русских людей о путях исторического развития России, о народности отечественной культуры. По окончании университета 22-летний К.Д.Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора Ярославского юридического лицея. В своих лекциях, производивших глубокое впечатление на студентов, Ушинский, критикуя ученых за оторванность от народной жизни, говорил о том, что наука должна способствовать ее улучшению. Он призывал студентов к изучению жизни, потребностей народа, помощи ему. Но профессорская деятельность молодого ученого продолжалась очень недолго. Начальство сочло такое направление его деятельности вредно влияющим на молодежь, подстрекающим ее к протесту против существующих порядков, и вскоре он был уволен. Для Ушинского начались трудные годы лишений и борьбы за существование. В течение нескольких лет он служил чиновником, занимался случайной, мелкой литературной работой в журналах. Все это не удовлетворяло его, мечтавшего о широкой общественной деятельности на благо своей родины. “Сделать как можно больше пользы моему отечеству - вот единственная цель моей жизни; к ней-то я должен направить все свои способности”,- говорил молодой Ушинский. Общественно-педагогическое движение 60-х годов способствовало оформлению педагогического призвания К.Д.Ушинского. Работая в 1854-1859 гг. старшим преподавателем русского языка, а затем инспектором классов Гатчинского сиротского института, он провел ряд мероприятий по улучшению в нем учебно-воспитательной работы. С 1859 по 1862 г. К.Д.Ушинский работал в качестве инспектора классов Смольного института благородных девиц, в котором также провел коренные реформы: объединил самостоятельно существовавшие отделения для дворянских и мещанских девиц, ввел преподавание учебных предметов на русском языке, открыл педагогический класс, в котором воспитанницы получали подготовку для работы в качестве воспитательниц, пригласил в институт талантливых преподавателей, ввел в практику работы совещания и конференции педагогов; воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей. Прогрессивная деятельность К.Д.Ушинского в Смольном институте вызвала большое недовольство у придворных, руководивших учреждением. Ушинского стали обвинять в атеизме, в том, что он собирается воспитывать из дворянок “мужичек”. В 1862 г. он был уволен из института. Тогда же ему было предложено выехать за границу под предлогом изучения постановки начального и женского образования и составления учебника по педагогике. Эта командировка была фактически замаскированной ссылкой. Все перенесенное в России тяжело отразилось на здоровье Ушинского, обострило давнюю болезнь легких. Но, несмотря на тяжелую болезнь, он усиленно работал за границей: тщательно и критически изучал женские учебные заведения, детские сады, приюты и школы Германии и Швейцарии, написал и издал в 1864 г. замечательную учебную книгу “Родное слово” и “Руководство к преподаванию по “Родному слову” для учителей и родителей. (“Родное слово” до октября 1917 г. имело 146 изданий.) В 1867 г. Ушинский написал главное свое произведение - ”Человек как предмет воспитания”, явившееся ценнейшим вкладом в педагогическую науку. Тяжелая болезнь, напряженная общественно-педагогическая работа, вызывавшая резко отрицательное отношение правящих кругов, подорвали силы талантливого педагога и ускорили его смерть. Накануне ее, оказавшись на юге, он получил некоторое удовлетворение, увидев, как высоко ценит его учительство. К. Д. Ушинский скончался 22 декабря 1870 г. Похоронен он на территории Выдубецкого монастыря в Киеве.








Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 4108;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.