Криминалистическое учение о признаках
Одним из главных в теории криминалистической идентификации является понятие идентификационного признака. Признак понимают как выражение свойств предмета, как его примету, способную характеризовать объект определенным образом. Признак неотделим от самого объекта и может быть использован для его отождествления.
Каждый объект материального мира обладает суммой свойств. Эти свойства характеризуют внешнее строение объекта, его форму, размеры, материал, из которого состоит объект, и т. п. Познать все свойства объекта — задача достаточно трудная, требующая значительных затрат времени и усилий. Однако для идентификации объекта совсем не обязательно исследовать все его свойства. Объект в достаточной мере может быть охарактеризован комплексом признаков, дающих необходимое представление о нем. В качестве идентификационных могут выступать признаки внешнего строения предмета или его внутренние свойства: химический состав, плотность, твердость, электропроводность и т. д. Наконец, идентификационные признаки могут являться преобразованным отображением свойств объекта идентификации. Так, отождествление человека по почерку представляет собой идентификацию по признакам, запечатленным в рукописном тексте и отображающим систему двигательных навыков, сформировавшуюся у данного лица для письма.
Для того чтобы признак мог быть использован в качестве идентификационного, он должен отвечать нескольким условиям. Главное из них — это специфичность, оригинальность признака. Иными словами, в качестве идентификационных признаков выбирают такие, которые наиболее полно и точно отражают свойства объекта. Говоря об оригинальности идентификационного признака, имеют в виду его нетипичность, отклонение от средних величин и норм. Такие признаки имеют тем большее значение, чем реже они встречаются в однородных объектах одной группы.
Иногда утверждают, что в качестве идентификационных выступают существенные признаки объекта. Это не совсем верно. Под существенным признаком понимают такой, без которого предмет не мог бы существовать, функционировать, служить по своему прямому назначению. Однако идентификационные признаки далеко не всегда являются выразителями именно таких свойств. Они могут носить случайный для объекта характер, отражать его второстепенные свойства, если судить о них с позиции использования, но при всем этом иметь важное идентификационное значение. Например, наличие набойки на подошве ботинка не имеет важного, существенного значения для ее характеристики как таковой. Однако для целей идентификации ботинка по следу место расположения набойки и иных ее деталей чрезвычайно важно.
Таким образом, под специфичностью признака понимают его способность выделять объект, отграничивать его от группы однородных объектов.
Так как при идентификации чаще всего приходится иметь дело с анализом не самих признаков, а их отображения (в следе, копии, модели), то вторым важным условием идентификационного признака является его выраженность, способность к систематическому адекватному отображению. Признак должен быть воспроизводим в каждом случае образования следа, и его отображение должно однозначно передавать информацию о свойствах объекта.
Третье условие, которому должны отвечать идентификационные признаки, — их относительная устойчивость. Все объекты материального мира постоянно изменяются. Говоря об изменении свойств, а следовательно, и признаков вещи (предмета), разграничивают качественные превращения и качественные изменения. При качественных превращениях вещь теряет свои основные свойства, становится, по существу, другой.
При качественных изменениях основные свойства сохраняются; вещь остается той же самой, теряя лишь незначительные для нее свойства.
Говоря об относительной устойчивости идентификационных признаков, имеют в виду, что многие свойства (признаки) остаются относительно неизменными в течение длительного времени. В теории криминалистической идентификации существует понятие "идентификационный период". Это период, прошедший от момента возникновения (отображения) следа до того момента, когда осуществляется идентификация объекта по его отображению. Идентификационный период не может быть заранее определен какими-либо отрезками времени, так как изменяемость признаков объекта, равно как и их устойчивость, определяются не только и не столько длительностью отрезка времени, сколько характером возможных изменений, условиями хранения или эксплуатации объекта и т. п. Например, если из оружия совершили убийство, а затем .его вычистили, смазали и положили в сухое место, то идентифицировать такое оружие по пуле (гильзе) можно спустя несколько лет. Иной пример, если топор, использованный для взлома, несколько дней находился в интенсивной эксплуатации (часть признаков микрорельефа лезвия обязательно претерпит изменения). Поэтому каждый раз при идентификации объекта по следам (отображениям) необходимо не просто принимать в расчет временной отрезок идентификационного периода, а располагать сведениями о том, в какой мере можно считать устойчивыми сохранившиеся признаки.
Идентификационные признаки могут быть классифицированы по различным основаниям. Прежде всего они делятся на общие и частные. К общим относят такие, которые свойственны (присущи) однородным объектам. Иными словами, общие признаки позволяют выделить данную группу из других подобных групп, а также отнести объект по отображению его общих признаков к данной группе. Например, общие признаки, отобразившиеся в машинописном тексте (полнота и форма шрифта, его размер, величина шага главного механизма, величина интервалов), позволяют установить модель пишущей машинки[86].
В отличие от общих (групповых) частные идентификационные признаки позволяют выделить конкретный объект из группы однородных ему. В качестве частных признаков обычно фигурируют детали объекта. Однако сам по себе отдельный частный признак не идентифицирует его. Было бы неверно ставить знак равенства между понятиями "частный признак" и "индивидуальный признак". Индивидуальных признаков нет и быть не может, иначе это противоречило бы понятиям материалистической диалектики о закономерном и случайном. Каждая деталь объекта может повториться и случайно, и закономерно, реже или чаще в другом однородном объекте (той же группы). Индивидуализировать объект способна только сумма (комплекс) частных признаков, которую в теории криминалистической идентификации именуют индивидуальной совокупностью.
Природа частных признаков различна. Это могут быть детали живой материи, заложенные в ее основе. Так, частными признаками узора ногтевой фаланги пальца руки человека являются элементы, создаваемые папиллярными линиями (валиками кожного покрова).
Частные признаки могут сформироваться в ходе изготовления объекта. Так, на деталях огнестрельного оружия частные признаки возникают как результат индивидуальной (ручной) обработки отдельных деталей. Отображаясь при стрельбе на пулях и гильзах, они позволяют идентифицировать оружие по следам.
Наконец, частные признаки могут возникать в процессе эксплуатации (использования) предмета, например, в виде микроскопических неровностей на режущем крае лезвия ножа (топора); следов износа (ремонта) на подошвах обуви; в тексте, исполненном на пишущей машинке.
Совокупность частных признаков способна индивидуализировать объект потому, что распределение их на поверхности объекта, а иногда и их возникновение носят случайный характер, а стало быть, по теории вероятностей, практически неповторимы в данной совокупности и данной локализации.
В зависимости от своей природы частные признаки могут быть классифицированы на внешние и внутренние, о чем говорилось выше.
Идентификационные признаки делят на качественные (атрибутивные) и количественные, что призвано отразить различие в способах их восприятия, фиксации, оценки. Атрибутивные излагаются в виде терминов, содержащих качественную характеристику объекта. Это характеристика типа и разновидности папиллярного узора (завитковый, круговой); формы орудия, оставившего след отжима (прямоугольная, закругленная); способа выполнения буквы при письме (левоокружное, правоокружное); особенностей, отобразившихся в следе.
Количественные признаки выражаются числовыми величинами, определяющими, например, величину следа, количество нарезов ствола и наклон этих нарезов, размер шрифта пишущей машинки и т. д. Иногда идентификационные признаки объекта могут быть охарактеризованы и в количественном, и в качественном отношении. Например, характеристика цвета предмета может быть дана визуально: синий, голубой, желтый, а также получена с помощью специальных приборов (спектрофотометров), позволяющих с большой точностью измерить коэффициенты отражения света данным объектом в наличных зонах спектра.
Идентификационные признаки могут быть поделены на необходимые и случайные. В необходимых признаках проявляется сущность объекта, без них он не был бы тем, чем является. Например, признаки, характеризующие пистолет как огнестрельное оружие. Случайными будут, например, неровности, оставляющие на пуле следы в виде трасс (см. таблицу 3).
Совокупность всех идентификационных признаков, используемых в конкретном случае, образует так называемое идентификационное поле. Этим термином определяется круг признаков, запечатленных в материально-фиксированном отображении объекта и сопоставляемых с признаками самого
Таблица 3
объекта. Главной задачей исследователя при изучении и сопоставлении признаков, составляющих идентификационное поле, является их оценка с позиции необходимости и достаточности для вывода о тождестве.
Решение этой задачи невозможно без разграничения объектов на идентифицируемые и идентифицирующие. Идентифицируемые (отождествляемые) объекты — это те, тождество которых необходимо установить, .а идентифицирующие (отождествляющие) — те, с помощью, которых оно осуществляется. Например, если на месте происшествия обнаружены следы пальцев, то идентифицируемым будет человек (точнее, пальцы его руки), а идентифицирующим — следы пальцев. Если обнаружен след обуви, то идентифицируемым объектом будет обувь (точнее, ее подошва), а след — идентифицирующим.
При идентификации целого по частям в качестве идентифицируемого объекта выступает предмет в целом, каким он был до его разделения (расчленения), а идентифицирующими объектами— его части в их состоянии на данный момент.
При отождествлении объекта по мысленному образу этот образ является идентифицирующим, а сам объект, который опознается (узнается), — идентифицируемым.
Не на каждом этапе расследования преступления можно однозначно определить, в отношении какого объекта будет осуществлена идентификация. Порой предстоит сначала разыскать такой объект среди ему подобных. Поэтому на данном этапе идентифицируемый объект именуют искомым. Для установления искомого объекта исследуют так называемые проверяемые объекты, среди которых может находиться искомый. Например, на месте происшествия найден след пальца. Подозрение в совершении преступления падает на, троих: А, Б, С. Эти лица являются в данной ситуации проверяемыми, среди которых может быть одно искомое. В случае идентификации гр. Б он будет установлен как искомое лицо и при этом понятия "искомый" и "идентифицируемый" сольются.
Как отмечалось ранее, сущность идентификации состоит в сопоставлении признаков объекта с отражением этих признаков. Однако непосредственное сопоставление идентифицируемого и идентифицирующего объектов возможно далеко не всегда. След, возникнув в результате контактного взаимодействия, является преобразованным отображением объекта — выпуклостям объекта соответствуют вмятины следа; оттиск печати зеркален тексту, имеющемуся на ее клише, и т. п. Отображение воздействовавшей поверхности может иметь вид вообще не сопоставимый со следом. Например, в следе разруба от топора видны трассы, оставленные неровностями его лезвия, однако их нельзя сопоставить непосредственно с этими неровностями. Невозможно технически сопоставить следы на пуле с неровностями канала ствола, которые их оставили. При идентификации лица по почерку не представляется возможным сопоставить рукописный текст и какие-либо признаки самого человека, так как объектом идентификации служит система навыков.
Таким образом, при изучении самих идентификационных признаков исследователь имеет дело с прямой, непреобразованной информацией об объекте, а при изучении отображения этих признаков — с косвенной, преобразованной информацией.
Поэтому во всех вышеуказанных и подобных случаях для проведения идентификации требуются образцы для сравнительного исследования. В качестве таких образцов фигурируют несомненные отображения идентифицируемого объекта. Они могут отображать его внешнее строение (отпечатки пальцев, оттиск печати); делать возможным исследование динамических следов (следы разреза, разруба); позволяют идентифицировать по отображению внутренних свойств (образцы почерка).
В зависимости, от способа получения такие образцы делят на экспериментальные и свободные. Экспериментальные получают специально для идентификации. Например, подозреваемый выполняет рукописный текст под диктовку следователя; эксперт производит отстрел пуль из проверяемого пистолета; суд запрашивает образцы оттисков печати из учреждения, выдавшего сомнительный документ.
Свободные образцы возникают вне связи с совершенным преступлением. Ценность их заключается в том, что они могут быть содержательнее по объему заключенной в них информации и более совпадать по времени происхождения с идентифицируемым объектом. Например, письма как образцы почерка; оттиск печати на документе такой же давности, что и исследуемый. В качестве образцов могут изыматься массы веществ и предметов (дробь, краска, горюче-смазочные материалы), образцы почвы, объектов растительного происхождения и т. п. Образцами могут служить и данные криминалистического учета (например, дактилоскопические карты).
Дата добавления: 2015-09-02; просмотров: 504;