Исследование сновидений.
Основные принципы психоаналитического исследования. В рамках данной темы мы рассмотрим методы исследования психики, разработанные З.Фрейдом. Они основаны на основных принципах, определяющих своеобразие психоаналитического подхода в выборе объекта и метода исследования:
Пандетерминизм. Фрейд не раз подчеркивал в своих работах, что любое человеческое поведение неслучайно. Психоанализ отрицает непредсказуемость поведения человека. Для того чтобы объяснить те аспекты нашего поведения, которые выходят за рамки здравого смысла и сознательного понимания, психоанализ апеллирует к бессознательному. Бессознательное в психоанализе представляет собой область причин; невидимого “задатчика целей”, определяющего поведение личности. Соответственно метод в психоанализе – это преимущественно редукция, т.е. движение от явного (поведения, сновидения, художественного творчества) к скрытому (бессознательному смыслу). Обратим также внимание на тот факт, что Фрейд фактически сводит все причины поведения человека в рамки отдельной личности.
Апелляция к опыту. Фрейд неоднократно также заявлял о том, что его метод исследования имеет глубокие корни в его клинической практике. Собственно, апеллируя к опыту, Фрейд обосновывал истинность своего метода (и всего психоанализа).
Объектом исследования в психоанализе является бессознательное. Но бессознательное недоступно прямому изучению в силу действия механизмов психической защиты. Поэтому психоанализ изучает материал, в котором (и через который) проявляет себя бессознательное: 1) ошибочные действия, описки, оговорки; 2) сновидения; 3) фантазии и произведения художественного творчества.
Основной метод исследования вышеназванного материала – метод свободных ассоциаций. Этот метод является, по сути, единственным методом получения и анализа информации от анализанда. Напомним вкратце основные правила метода свободных ассоциаций.
Анализ осуществляется в затемненной, изолированной от внешних воздействий комнате. Клиент полулежит на кушетке, аналитик располагается за его спиной таким образом, чтобы оставаться невидимым для клиента. Клиенту предлагается подумать о чем-либо, связанным с темой анализа, и произносить все, что приходит ему в голову, не задумываясь и не анализируя свои слова. По форме метод свободных ассоциаций является трансовым, т.е. представляет собой переведение фокуса восприятия с внешних стимулов на внутренние. Содержание же свободных ассоциаций не случайно, а детерминировано бессознательными импульсами, более того, Фрейд полагал, что свободно возникающие мысли всегда связаны с аффективно значимым материалом. Таким образом Фрейд предполагал исследовать, прежде всего, скрытое содержание сновидений, однако, метод может быть также применен для изучения других проявлений бессознательного в тех случаях, когда эти проявления неясны и требуют дополнительного анализа.
Исследование ошибочных действий. Ошибочное действие определяется Фрейдом как действие, соответствующие трем основным условиям:
1) оно должно находиться в границах нормального поведения;
2) должно носить характер временного, преходящего расстройства;
3) имеется склонность объяснять его случайностью, невнимательностью и т.п.
Таким образом, к ошибочным действиям относятся оговорки, описки, очитки, Забывание имен, фраз, намерений, ошибки в моторных действиях. Традиционно причинами ошибочных действий считаются психофизиологические - усталость, волнение, головная боль и т.п. Фрейд заметил, что такие объяснения недостаточны, так как ошибочные действия могут проявляться и без психофизиологических факторов. Согласно Фрейду, ошибочное действия есть столкновение двух противоборствующих намерений.
Первое намерение (нарушаемое) – всегда осознанное намерение сделать что-либо. Второе намерение (нарушающее) может быть разной степени осознанности, но главное – это намерение признается недопустимым и поэтому подавляется. Однако подавленное, оно все же изменяет поведение человека. Таким образом, ошибочное действие представляет собой полуудачу двух намерений, поскольку ни одно из них не реализовалось полностью.
Оговорки, как правило, легки для толкования, так как в них нарушающее намерение проявляется наиболее ярко. Например, председатель на открытии собрания произносит фразу: “Разрешите объявить собрание закрытым”. Очевидно, что по каким-то причинам председатель действительно не хочет начинать собрание, что и проскальзывает в его речи.
Таким образом, в случае оговорки говорящий не хочет допустить выражения определенных мыслей в речи. Тем не менее, подавленное содержание все-таки проявляется, смешиваясь с допущенным содержанием, или полностью заменяя его.
Встречаются случаи, когда можно говорить только о существовании другого намерения, которое не проявляется в речи. Это те случаи, когда говорящий произносит последние слова раньше времени или отдельные слоги произносятся более растянуто. В первом случае проявляется нетерпение, желание поскорей закончить фразу, во втором – желание говорить подольше.
Описка во многом аналогична оговорке. Случаи, когда последние слова появляются раньше первых, свидетельствуют опять же о нежелании писать или о нетерпении. Как и в случае
с оговоркой, нарушающее намерение может прямо, непосредственно проявиться при письме или исказить запланированное содержание.
Очитка. Особенностью очитки является то, что читаемый материал, как правило, не является продуктом субъекта. В одних случаях очитка никак не связана с содержанием текста, а определяется мыслями, занимавшими человека. Так часто происходит с чтением вывесок и объявлений: испытывая потребность отыскать что-то, человек склонен видеть нужное название в похожих. В других случаях сам текст активизирует нарушающую тенденцию, ассоциативно связываясь с нежелательным или неприятным содержанием (чтение таблички в музее: “сексуальный кот” вместо “саксаульный кот”).
Забывание наиболее тесно связано с вытеснением, более того, оно и есть вытеснение бывшего сознательным знания, намерения. Причина вытеснения – другое, нарушающее намерение, которое связано в вытесняемым содержанием прямо или косвенно. Забывается, как правило, то, что связано с социальным долгом или обязанностью. Личное сопротивление им проявляется в забывании. В другом случае забывание какого-либо знания или желания связано с тем, что его восстановление в памяти может привести к актуализации других вытесненных впечатлений.
Действия, совершаемые по ошибке представляют собой нарушение других, преднамеренных действий под предлогом неловкости. Эти действия выполняют желания, отражают мысли субъекта, которые не могут быть выражены иначе. Например, разбивание чего-либо отражает желание избавиться от этого предмета (надоел сам предмет или его даритель), случайные самоповреждения на самом деле не случайны, а вызваны желанием самонаказания, сильным чувством вины и т.д.
Симптоматические или случайные действия близки по смыслу к выше рассмотренным действиям. Симптоматические действия – это действия, которые совершаются “сами по себе”, “чтобы руки куда-нибудь деть”, в них нет конфликта намерений. К таким действиям можно отнести позвякивание ключами, монетами, приглаживание волос и т.п. Симптоматические действия выражают то, что не желает сообщить действующий, как бы дополняют его речь. Например, потери могут отражать желание избавиться от предмета, поигрывание с обручальным кольцом – проблемы в браке и готовность к разводу и т.д.
Исследование сновидений. Однако главным предметом исследования психоанализа являются сновидения. Известно, что Фрейд называл сновидения “via regia”- королевской дорогой к бессознательному. Сновидения как психологический феномен имеют определенный смысл, невидимый с первого взгляда. Фрейд выделяет явное и скрытое содержание сновидения. Явное содержание сновидения – это непосредственно то, что приснилось. Скрытое содержание – это истинное значение сновидения. Явное содержание сновидения представляет собой искаженное выражение скрытого смысла. Что же является этим смыслом? – Первоначально Фрейд считал смыслом любого сновидения удовлетворение желаний. Позднее он смягчил эту формулировку, сказав, что сновидение является попыткой исполнения желаний. Фрейд делит сны на сновидения желания, страшные сновидения и сновидения наказания. Все эти сновидения являются исполнениями желаний. Страшные сновидения – это сновидения, в которых желание проявляется без достаточного искажения. Страх связан с угрозой наказания со стороны Супер-Эго. Сновидения наказания и есть исполнения желания Супер-Эго. Таким образом, в образовании сновидения принимает участие инстанция, порождающая желания, и инстанция, оценивающая и подвергающая их цензуре, из-за действия которой выражение желания подвергается искажению. Следовательно, сновидение может быть рассмотрено как компромисс, возникающий в результате соединения двух психологических сил. Источником желаний является Ид (за исключением сновидений наказания). Желания Эго, по мнению Фрейда, могут выразиться в сновидении только тогда, когда они затрагивают бессознательное. В отношении исполнения желания сновидения можно разделить на:
1) сновидения, выражающие желания в неискаженном виде;
2) сновидения, представляющие собой замаскированное удовлетворение желания.
Однако желания Ид и Супер-Эго всегда сталкиваются в процессе образования сновидения еще с одним желанием – желанием спать. Сновидение по мере возможности охраняет сон субъекта, например, “встраивая” в него звонок будильника или иные раздражающие воздействия. Сновидение, по мнению Фрейда, выполняет две функции:
1) является галлюцинаторным удовлетворением желания;
2) должно сохранить сон.
Рассмотрим процесс образования сновидения. Материал, из которого образуется сновидение – это, прежде всего, данные памяти, впечатления двух предшествующих дней, а также ранние детские воспоминания. Если сновидение обращается к событиям более отдаленным, чем происшедшие два дня назад, то, согласно Фрейду, это связано с тем, что мы накануне вспоминали об этом событии. Другой важный источник образов в сновидении – это символика. Для толкования во фрейдизме символа не требуется обращения к личному опыту сновидца (как, например, в юнгианской аналитической психологии), так как символ имеет закрепленное в данной культуре значение. Для понимания символики сновидения Фрейд предлагает узнать эти значения (из сказок, преданий и т.п.). Вот некоторые символы и их толкование во фрейдистской традиции: император и императрица обозначают родителей, отъезд – умирание, человека в общем символизирует дом. Но подавляющее количество символов у Фрейда имеет отношение к сексуальности. Это неудивительно, так как преимущественно сексуальные влечения подлежат вытеснению (по мнению Фрейда). Заметим здесь, что все символы являются одним из способов маскировки истинного значения сновидения.
Кроме символов Фрейд выделяет типичные сны или сюжеты, которые, по его мнению, также имеют определенные значения. Например, сновидения о наготе с сопутствующими чувствами стыда и смущения удовлетворяют эксгибиционистские желания, сновидения полета связаны с удовлетворением сексуальных желаний и т.д.
Для того чтобы из скрытого содержания сновидения возникло его явное содержание, необходимо, чтобы была произведена определенная работа по переработке материала, его организации и замещении ряда понятий символами. Этот процесс называется работой сновидения. Он осуществляется при помощи нескольких специфических механизмов:
1. Механизм сгущения представляет собой способность сновидения выражать в концентрированном виде скрытое значение. Скрытые элементы, одинаковые или имеющие нечто общее в сновидении сливаются в один и замещаются единым символом. Следствием работы механизма сгущения является нарушение прямого соответствия явного элемента скрытому. Явный элемент сновидения может соответствовать нескольким скрытым элементам и наоборот.
2. Механизм смещения заключается в перенесении психического напряжения со значимого материала на индифферентный. Смещение всегда происходит по ассоциативному ряду. Таким образом в сновидении появляются элементы, незначимые для сновидца, но ассоциативно связанные с аффективно заряженными.
3. Превращение мыслей в зрительные образы – еще один механизм сновидения. Сновидение преимущественно наглядно. Одним из способов создания визуальных картин в сновидении является использование оборотов речи и переносных значений слов. Например, сновидение может представить человека, “потерявшего голову от любви” действительно безголовым. Наличие логической связи между скрытыми элементами может найти свое отражение в сближении этих элементов или их символов в пространстве и времени сновидения. Противоречащие друг другу элементы отражаются весьма необычно (как и сходные элементы): они заменяются одним элементом. Абсурдность сновидения обозначает издевку, насмешку в скрытых мыслях.
4. Вторичная обработка – последний механизм в образовании сновидения. Цель вторичной обработки – сделать сновидение более понятным, приблизить к привычному нам способу мышления. В весь набор зрительных образов, появившихся в результате действия других механизмов работы сновидения вносится подобие упорядоченности. Вторичная обработка может отсутствовать, в таком случае сновидения трудно вербализовать.
Работа сновидения является лишь переработкой скрытых мыслей, в этом отношении работа сновидения ничего не создает. Любые умозаключения, критика в сновидении являются фрагментами скрытых мыслей, перенесенных в сновидение, которые могут быть только искажены. Работа сновидения не создает также и диалогов. Любой диалог в сновидении представляет собой комбинацию фраз, которые реально слышал или произносил сновидец.
Толкование сновидений – процесс, обратный работе сновидения, то есть, анализируя явное содержание сновидения, исследователь должен понять его скрытое содержание. Для достижения скрытого содержания сновидения необходимо разделить сновидение на элементы, и по поводу каждого элемента получить ассоциации по всем правилам техники свободных ассоциаций. Необходимо отметить, что ассоциации не являются скрытыми мыслями сновидения. Они содержат гораздо больше рационализации, связки. Кроме того, ассоциации зачастую останавливаются непосредственно перед скрытым содержанием, касаясь его лишь намеком. Поэтому толкование сновидений в значительной степени определяется способностью аналитика работать с материалом ассоциаций.
В процессе толкования сновидений аналитик неизбежно выходит на работу с подавленным материалом. Здесь он сталкивается с противодействием цензуры, которая старается не допустить этот материал в сознание. Это противодействие обозначается термином “сопротивление” и выражается в отсутствии или в непомерной сложности и запутанности ассоциаций. Как аналитик может работать с сопротивлением клиента, мы узнаем на следующей лекции.
Лекция 18: ПСИХОАНАЛИЗ КАК МЕТОД ТЕРАПИИ.
Вопросы лекции:
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 1700;