ВИЗАНТИЯ В XI-XII вв.
Феодальная вотчина в конце XI—XII в.
Формирование основных институтов феодального общества завершилось в Византии в конце XI — начале XII в. В это время в главных чертах сложилась феодальная вотчина и значительная масса свободного ранее крестьянства была превращена в феодально зависимых держателей. Отражая интересы феодалов, центральная власть предоставляла им все более широкие привилегии. Они получали «экскуссию» — полное или частичное освобождение от налогов и изъятие их земель из-под контроля чиновников казначейства. При этом сбор налогов не прекращался, но их соби~ рал в свою пользу в пределах своих владений сам вотчинник. Иногда он осуществлял и право суда на этой территории. Государство официально закрепляло сложившееся положение, выдавая феодалам грамоты с правом сбора судебных пошлин (исключая случаи особо серьезных преступлений) и таким образом предоставляя феодалам судебные права. Складывался иммунитет феодального поместья, во многом сходный с западноевропейским.
В Византии в этот период не было крепостного права. Домен императора и земли казначейства были достаточно обширны, но значительная их часть не культивировалась, а те, которые были обработаны, быстро сокращались в результате пожалований. Доходы с этих владений не могли стать главным источником силы императорской власти. Основные средства государства по-прежнему слагались из налогов со свободного крестьянства и париков тех феодалов, которые не имели полной экскуссии. Поэтому центральная власть не была заинтересована в прикреплении этих париков к земле вотчинников.
Сдерживая децентрализаторские тенденции феодалов и стремясь «привязать» их к трону, императоры стали жаловать им доходы с определенной территории, населенной свободными крестьянами, а затем и сами эти территории при условии несения службы в пользу государства. В XI в. эти пожалования — пронии — состояли в передаче в управление светским лицам государственных земель, а в XII в. прения стала превращаться в подобие западноевропейского бенефиция, предоставляемого пожизненно при условии выполнения преимущественно военной службы. Но вскоре прения обнаружила тенденцию к превращению в наследственное владение. Зародившись как средство упрочения центральной власти, она стала средством усиления феодалов, способствующим феодальному раздроблению страны.
И обычные вотчинники, и прониары имели собственные военные отряды, доходящие иногда до тысячи воинов. Они имели свой суд, свою тюрьму, телохранителей и многочисленную челядь; часть своих воинов они наделяли деревнями, и эти мелкие феодалы несли своим сеньорам военную службу. Так в Византии проявилась тенденция к созданию феодальной иерархии, сходной с западноевропейской.
Феодальный город в XI—XII вв.
Начавшийся в IX в. подъем ремесла и торговли привел в XI—XII вв. к расцвету провинциальных городов. Укреплялись экономические связи внутри небольших районов. Ярмарки и рынки возникали не только в городах, но и близ крупных монастырей и светских вотчин, увеличивавших производство продуктов на продажу.
В отличие от западных византийские города не принадлежали отдельным феодалам; они находились под властью государства, которое поэтому не искало союза с горожанами. Так как с упадком свободного крестьянства доходы от налогов с горожан приобретали все большее значение, то правительство не давало городам никаких привилегий; и хотя торгово-ремесленная верхушка городов, как и на западе, пыталась отстаивать свои интересы, государство активно противодействовало ее стремлению самостоятельно управлять жизнью города. Властвовал в городе назначенный императором стратиг, войска которого нередко состояли из наемников.
В таких условиях феодалы укрепляли свои позиции в городе. Они приобретали здесь дома, подворья, склады, лавки, причалы, суда и сами, без посредничества местных купцов, продавали продукты своих вотчин. С конца XI в. императоры стали широко прибегать к военной помощи итальянских республик (Венеции, Генуи, Пизы), предоставляя им за это многочисленные привилегии и прежде всего право беспошлинной торговли в наиболее крупных городах империи. Феодалы развернули широкую оптовую торговлю с иноземцами, которые платили дороже, чем местные купцы, вынужденные вносить высокие пошлины и налоги в казну.
Таким образом, горожанам пришлось вести борьбу не непосредственно с феодалами, а с государством. Поставленные в крайне невыгодные условия, византийские города не могли выдержать конкуренции с иноземцами. В конце XII в. симптомы надвигавшегося упадка были в провинциальных городах еще довольно слабыми, но в столице они быстро прогрессировали уже с начала XII в. Консервативная система управления ремесленными и торговыми корпорациями, мелочная опека со стороны государства, высокие налоги — все это препятствовало росту городского ремесла и торговли, приходивших постепенно в упадок. Итальянские торговцы все в большем количестве привозили иноземные ремесленные изделия, которые были дешевле византийских, а скоро превзошли их и по качеству.
Внешняя политика империи при Комнинах
Вступление на престол Алексея I Комнина (1081—1118) означало победу землевладельческой феодальной знати над чиновной аристократией. Положение империи было крайне тяжелым. Турки-сельджуки отняли у Византии почти всю Малую Азию. Норманы, завоевав последние владения империи в Италии, высадились в 1081 г. на Адриатическом побережье и захватили важный стратегический пункт — Диррахий (Драч). Они разграбили Эпир, Македонию и Фессалию. В борьбе с норманами Алексей Комнин терпел поражения. Лишь в 1085 г., призвав на помощь Венецию, за что венецианское купечество получило большие торговые привилегии, император добился ухода норманов с Балканского полуострова.
Но тогда же возникла еще более серьезная опасность. Печенеги, ранее совершавшие кратковременные набеги и обычно возвращавшиеся за Дунай, стали зимовать в пределах империи. Поход против них Алексея завершился полным разгромом его армии. Печенегам помогали половцы, полчища которых также вторглись в империю. Турки вступили в переговоры с печенегами о совместных действиях против Константинополя. Отчаявшийся император обратился на Запад с просьбой о военной помощи. Ему удалось столкнуть половцев и печенегов. Весной 1091 г.; печенежская орда была почти полностью уничтожена. С помощью дипломатии Алексей во время Первого крестового похода вернул Никею, а затем, используя победы западноевропейских рыцарей и междоусобия турок-сельджуков, отвоевал весь северо-запад Малой Азии и южное побережье Черного моря. Положение империи значительно укрепилось. Глава Антиохийского крестоносного княжества Боэмунд Тарентский признал себя вассалом Византии.
В 1122 г. новые полчища печенегов разорили Фракию и Македонию, но Иоанну II Комнину (1118—1143) удалось разгромить кочевников. К этому времени венецианское купечество прочно обосновалось в Константинополе и других городах Византин. Попытка лишить венецианцев невыгодных для империи привилегий была неудачной. Венецианский флот опустошил острова и побережье и вынудил императора подтвердить льготы, данные им Алексеем I. Главная опасность угрожала Византии с Востока. В борьбе с турками-сельджуками империя отвоевала южное побережье Малоазийского полуострова, но войны с крестоносцами за Сирию и Палестину лишь ослабили страну. Только в Северной Сирии империя сохраняла сильные позиции.
С середины XII в. центр тяжести византийской внешней политики был перенесен в Европу. Империя отражала новое нашествие сицилийских норманов на Адриатическое побережье, остров Корфу, Коринф, Фивы и острова Эгейского моря. Попытка Мануила I Комнина (1143—1180) перенести войну с норманами в Италию кончилась поражением. Однако Мануилу удалось утвердить свою власть в Сербии, вернуть Далмацию и поставить Венгрию в вассальную зависимость от Византии. Но силы империи были истощены. В 1176 г. Мануил был наголову разгромлен при Мириокефале турками-сельджуками Иконийского (Румского) султаната (Малая Азия). Империя была вынуждена на всех своих границах перейти к обороне.
В конце XII в. положение внутри империи было крайне неустойчивым: шла острая борьба за власть, сопровождавшаяся частыми дворцовыми переворотами.
После смерти Мануила I власть попала в руки придворной камарильи во главе с регентшей малолетнего Алексея II — Марией Антиохийской. Новые правители расхищали казну, открыто покровительствовали итальянцам, у которых искали поддержки. Столица кипела от негодования.
В 1182 г. восставший народ обратил в руины богатые итальянские («латинские») кварталы Константинополя. Воспользовавшись народным восстанием, власть захватил представитель боковой линии Комнинов — Андроник I Комнин (1183—1185).
В борьбе с крупными феодалами, вопреки воле которых он пришел к власти, Андроник стремился опереться на мелких землевладельцев и получить поддержку купечества. Он отменил береговое право, по которому крупные феодалы могли захватывать груз кораблей, терпящих бедствие у берегов их владений. Для пресечения произвола чиновников был упорядочен сбор налогов. Запрещалась продажа должностей. Современники говорят о заметном оживлении ремесла и торговли в это время и о некотором улучшении в положении крестьянства.
Но реформы Андроника оставили неприкосновенной всю сложившуюся систему феодального государства. Налоги оставались по-прежнему очень высокими. Чтобы чиновники прекратили вымогательство, им было установлено непомерно высокое жалованье. Итальянцы не были изгнаны. Восстановлены были даже отмененные Мануилом в 1171 г. привилегии венецианцев. Константинопольское купечество выражало недовольство; столичная аристократия и провинциальная знать поднимали против императора восстание за восстанием. Андроник ответил неслыханным террором — начались массовые казни. Враждовавшие группировки крупных феодалов объединились против императора. Они призвали на помощь сицилийского короля. В 1185 г. сицилийские норманы взяли Фессалонику и опустошили ее. Против Андроника был составлен заговор. Его схватили, подвергли истязаниям и казнили.
Власть захватил Исаак II Ангел (1185—1195). При нем были отменены все нововведения Андроника. Конфискованные владения крупной знати были возвращены. Щедро раздавались в пронию остатки земель со свободным населением. Налоговый гнет возрос еще более. Император расточал казну на пиры и увеселения. Процветало взяточничество. Империя теряла одну область за другой. Еще в 1183 г. венгры захватили Далмацию, в 1184 г. отошел Кипр, в 1185 г. освободилась Северная Болгария, и в 1187 г. независимость Болгарского государства была признана Византией.
В середине 90-х годов крупнейшие феодалы Македонии отказались повиноваться императору. В 1190 г. Византия должна была признать независимость и Сербского государства, сложившегося еще в X в. и с начала XI та. находившегося в зависимости от Византии. Объявил себя самостоятельным Трапезунд. Вновь разгорелись феодальные смуты. Исаак II был свергнут и ослеплен своим братом Алексеем III (1195-1203).
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 1348;