Лекция 3. Проблема личности в психологии. Структура личности.

Проблема личности является центральной в современной психологии и акмеологии. Личность – основная загадка человеческого мира, его тайна, с другой стороны – это понятие, активно используемое в деловом языке практически всех профессий и в житейском плане. Поэтому необходимо рассмотреть категориальный ряд, в котором состоит понятие «личность»: «человек» – «индивид» – «субъект» – «индивидуальность».

Как явление человек имеет два вектора развития, а как понятие – два плана интерпретации: природный и социальный. Природный вектор развития человека: вид в биологической классификации эволюции жизни на земле; природное существо, относящееся к классу млекопитающих; вид – приматы; классификационная категоризация – Homo sapiens.

Человек находится в единстве с природой и в то же время выступает лидером в этом взаимодействии. Не случайно в философии утверждается, что в человеке материя приходит к осознанию самой себя. В акмеологии разработан принцип цивилизованной природности человека, опирающийся на глубочайшую программную идею единства материи, развития и человека. С ним тесно связан принцип коэволюции – сопряженности закономерностей природы и закономерностей деятельности человека.

Регуляторами жизнедеятельности человека выступают механизмы самоорганизации, самопознания, самосознания, саморазвития, самодвижения, саморегуляции и т.д. На пути к акме разворачиваются такие виды активности, как самополагание, самопотенцирование (самоопосредование), самоопределение, самоактуализация и самовопрошание, самооценка, самореализация (самоутверждение) и т.д. Это в совокупности уже является проявлением культуры, ценностно-смыслового кода поведения и деятельности.

Природа человека противоречива, антиномична (заключает в себе противоположно направленные свойства и возможности). Человек потенциально заключает в себе логос (порядок, разумность) и хаос (вплоть до отчуждения от жизни); свет (добро, любовь) и тьму (зло); творчество, созидание и разрушение; величие и ничтожество. Человечность в нем есть высшая форма воплощенной культуры, результат восхождения человечества и каждого отдельного человека.

Следует отметить еще один важный для акмеологии аспект: методологически значение понятия «человек» заключается в том, что человек как явление выступает исходным, родовым для понимания мира, в котором мы живем. Мир, в котором мы живем, является для нас, в конечном счете, человеческим миром, в основании этого мира заложена человекоразмерность.

«Человек – человек» – самая трудная сфера отношений в жизни людей. В развитии обозначенного отношения существует целый ряд психологических барьеров: расовый – этнический – национальный – конфессиональный (религиозный) – социокультурный. Нравственная высота прохождения указанных психологических барьеров (разрешения стоящих за ними противоречий) – серьезная образовательная и воспитательная работа человечества, целевая задача каждого общества.

Человек – это, с одной стороны, биологическое существо, высокоорганизованное животное (принадлежащее к классу млекопитающих), отличающееся прямохождением, и обладающее высокоразвитым мозгом. С другой стороны, человек – существо общественное, являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и культуры. Исходя из этого, можно дать следующее определение человека.

Человек –это разумное существо, обладающее речью, способностью к познанию и активному преобразованию мира в ходе общественно-исторической деятельности.

Индивид(индивидуум) (лат. individuum – неделимое, особь) – по А.Н. Леонтьеву, об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя homo sapiens. В понятии выражаются, по крайней мере, два основных признака: 1) неделимость, или целостность субъекта; 2) наличие у него особенных – индивидуальных свойств, отличающих его от других представителей того же вида. Человек, как и всякий представитель животного мира, рождается индивидом. Он имеет свой генотип. Индивидуальные генотипические свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, но и психологическими свойствами – способностями, темпераментом, эмоциональностью.

Есть и другие определения индивида.

1) Человек как единичное природное существо, представитель
вида homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного (фенотип; генотип), носитель индивидуально своеобразных черт (задатков, влечений и пр.).

2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

О6a значения термина взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Наиболее общие характеристики индивида: 1) целостность психофизиологической организации; этот признак указывает на системность связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения индивида; 2) устойчивость во взаимодействии с окружающим миром; определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая, однако, существование элементов пластичности, гибкости, вариативности; 3) активность, обеспечивая способность индивида к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий.

Индивидкак биосоциальный феномен имеет два вектора развития: биологический и социальный индивид – единичный представитель человеческого рода в биологическом плане и единица общества в социальном плане (отдельный человек).

Индивидные свойства – субстрат конкретного человека. Биологические и психологические особенности индивида выступают как ресурсы человека, потенциал его развития как личности, субъекта. Индивидные характеристики чрезвычайно важны для акмеологии. В индивидных ресурсах «закодировано» физическое, а часто и психическое здоровье человека. Но индивид всегда еще и социальная единица социума, т.е. общественный индивид. В этом смысле каждый индивид социален – проходит социализацию, имеет в обществе определенный статус (даже быть ребенком – общественный статус). Каждый индивид включен в ту или иную сферу общественной жизнедеятельности, а, следовательно, в совокупность норм, требований, правил, обращенных к любому человеку, живущему в обществе.

Каждый человек в определенной мере – общественный индивид, исполнитель общественных традиций, норм, законов. Фиксируя закономерный статус человека как общественного индивида, подразумевают его промежуточное положение. Главное в человеке – авторская, творческая личность. Для акмеологии важнейшей проблемой является творчество (социальное, духовное) или креативность. В основе креативности лежат уровень развития рационального интеллекта (IQ) и задатки, способности. Однако интеллект и задатки как природные свойства переходят в креативность лишь тогда, когда одухотворены направленностью и мотивацией достижения личности.

Личность –социальное качество человека (индивида), индивидуальный уровень общественной жизнедеятельности (индивидуальное как конкретное выражение социального).

В человекознании личность традиционно рассматривается как устойчивая система социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена социума – субъекта познания, общения и деятельности.

В психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Возникает вопрос: что считать ядром личности, ее интегрирующим началом. По К.А. Абульхановой, личность – это устойчивый психический склад человека; по К.К. Платонову, личность – это человек как носитель сознания.

В психологии существует множество определений личности. Необходимо помнить, что ни одно определение личности не может считаться исчерпывающим или хотя бы фиксирующим главные, наиболее существенные особенности такого сложного и многопланового образования, каким выступает личность в психологии. В зависимости от решаемых исследовательских или прикладных задач и используемых при этом средств, на первый план неизбежно будут выступать разные аспекты понятия «личность».

«Личность в узком смысле слова – это духовный индивид, человек, живущий в широком контексте культуры и общечеловеческих ценностей, обладающий совестью и честью, убеждениями и идеалами, достоинством, чувством долга и ответственности» (С.Д. Смирнов, 2001, С. 78).

В.Н. Маркин определяет личность как способность индивида жить через свое «Я», т.е. через свой жизненный выбор и ответственность за него. Чем более развита личность, тем более ярко, рельефно сформировано и выражено ее ядро – «Я».

В общем плане личностьвыступаеткак феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Высшие личностные особенности человека: сознание (социальное мышление); активность (практически действенное, функциональное качество личности); способность к жизненному выбору и ответственности за него (механизм «САМО» – «я сам»); чувство времени (восприятие и организация времени как «пространства и времени» своей жизни); стремление к смыслу (смыслу жизни); ценностно-нравственный поведенческий код (в итоге – склад) личности.

Человек как личность – существо познающее, разумное (оценивающее и интерпретирующее), свободное и выбирающее. Личность всегда находится в экзистенциальной субъектной ситуации: существования и осуществления.

Субъект – личность как деятель. В современной психологической науке существуют две точки зрения на содержание явления и понятия «субъект» («субъектность»).

Первая точка зрения – сущностная: субъект – это форма социальной и жизненной зрелости личности (высшая форма ее развития). Человек рождается вне субъектности и становится субъектом. Главная форма развития личности – это способность быть субъектом. Деградируя, личность теряет свойство быть субъектом (К.А. Абульханова).

Функциональная точка зрения на содержание субъектности: субъект – неотторжимая, атрибутивная характеристика человека. Человек сразу рождается субъектом, это врожденная форма его присутствия в мире – жизнеспособность и социоспособность.

Человек рождается как субъект-агент. Роль направляющего начала играют взрослые люди, прежде всего, родители. По мере развития индивидв как личности («Я сам») происходит становление авторского субъекта, субъекта-деятеля. Личность развивается через свою активность-субъектность: способность к жизненному выбору, социальному действию, ответственности за него.

Поле субъектности,если его скоррелировать с жизненным путем, – это в основе последовательная совокупность деятельностей личности. Статус субъекта у личности в этих деятельностях может быть далеко не однозначен. Наряду со статусом «авторского субъекта» существуют и другие статусы: «субъект-агент», «навязанная субъектность», «иллюзорная субъектность», «разрушающая субъектность». Человек может жить вообще «не своей» жизнью. Отсюда в управлении (в руководстве персоналом) проблема несовместимости личности с функцией – по сути бессубъектность. Актуальная управленческая задача – субъективация персонала.

Следует подчеркнуть и то, что между личностью в качестве субъекта и ее субъектностью существуют достаточно сложные, порой противоречивые (диалектические) отношения.

Базовые экзистенциальные виды субъектности (активности), выходящие из субъектного ядра социально и духовно зрелой личности – это формы не только ее существования, но и осуществления. Быть субъектом – значит быть инициатором собственной активности (А. В. Брушлинский). Личность выражает, проверяет, реализует себя через эту субъектность. Возникает интегрированный, когерентный деятель – авторский личность-субъект. Высший уровень экзистенции: личность рассматривает свои роли и характеристики как часть единого Я ипереживает качественную целостность своего существования.

Но есть виды субъектности (период моратория у подростков и юношей, новые виды деятельности у взрослого человека и т. п.), в которых личность присутствует номинально, «опытно». Она еще не открыла саму себя в этих жизненных проявлениях, и ее идентичность (в рамках данной субъектности) носит «контурный», лишь предполагающий характер. Что-то из этого взаимодействия личности с миром может войти в «Я-опыт», в базовую идентичность. Но в целом это «промежуточное жизнедействие», одна из многочисленных попыток определить (выбрать) себя в мире.

Именно этим идентичность в рамках субъектности отличается от базовой идентичности (самости) личности. В этом взаимодействии (общении с самой собой, своей жизнью) личность выступает как особый субъект по отношению к собственной субъектности (в ее отраженной форме).

Психологическая «работа личности» включает в себя:

• самоанализ, рефлексию, соотнесение смыслов, ценностей деятельностей (реальности, стоящей за ними) со смыслом и ценностями личностного «Я»;

• психосинтез, «сшивание» (связывание) различных граней «Я-опыта» (активности личности) в единое полотно личной жизни (биографию, жизненный путь);

• психологическую защиту личности от негативных, разрушительных содержаний, если они транслируются той или иной деятельностью (как правило, чужеродная, навязанная извне субъектность);

• духовную работу: духовное самоопределение, выработку ценностно-смыслового кода, нравственного плана личных отношений к миру и людям, постижение своего «Я»каккосмопланетарного субъекта, расшифровку «Я-образов», выработку «Я-концепции» и т. д.

В.Н. Маркин разделяет понятия личности как субъекта деятельности и понятие личности как высшего единства человека, его самоидентичности.

Личностькак субъект деятельностиустанавливает связи и отношения в мире, а личностькак «Я» (самоидентичность)связывает эти взаимодействия в личностную иерархию. Личность и имманентна деятельности, и трансцендентна ей.

В то же время следует отметить, что работа с «Я-опытом» – это не сортировка, не классификация впечатлений и воспоминаний. Это процесс самоопределения личности, внутренняя работа по выбору самой себя. Результатом обозначенной работы личности выступает не простое увеличение знания о себе, а изменение, развитие, процесс новообразований личности.

Работа личности – внутренняя духовная работа, в результате которой происходит подлинное акмеологическое ее становление.

Своеобразная совокупность качеств телесной и психической организации конкретного человека отражается в понятии«индивидуальность».Личность и индивидуальность – это общие, но имеющие качественную определенность явления и понятия.

Индивидуальность это уровень развития и своеобразия личности – «качество качества». Личность есть вершинный уровень развития человека, индивидуальность – это его глубинное измерение.

Индивидуальность –особенности характера и психического склада, отличающие одну личность от других, отдельная личность как обладатель неповторимой совокупности психических свойств. Иными словами, понятие «индивидуальность» отражает не только психологические особенности индивида, но и морфо-физиологические (рост, телосложение, черты лица и т.д.).

Индивидуальность означает нечто большее, чем только положение индивида на шкале вариативности тех или иных признаков и их сочетаний. Индивидуальность выражает уникальность личности. С этой точки зрения правомерны утверждения А.А. Деркача, который подчеркивает, что понятие «тип» не может быть соотносимо с личностью как таковой. Личность не может быть типична. Типичным может быть лишь ее эмпирическое выражение (то или иное ее свойство, качество, состояние). Типичными могут быть субъектные проявления личности. Социальные типы – субъекты, которые сложились в конкретном обществе – показатель развития не только личностей, но и социума (условий активности). Неповторимость, единственность, незаменимость – характеристики личности.

Структура личности – целостное системное образование, совокупность социально-значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.

В качестве ведущего компонента выделяют направленность личности – сложное личностное образование, определяющее поведение личности, отношение к себе и окружающим (Рубинштейн, Ковалев, Платонов).

Структура– совокупность устойчивых связей между элементами объекта, опирающаяся на понимание объекта как системы.

А.Г. Асмолов выделяет 4 стратегии в понимании структуры личности.

1) конституционально-антропометрическая (Кречмер, Шелдон, XIX в.) – особенности личности связывали с конституцией, строением тела.

2) факторная (Г. Айзенк, Р. Кеттелл) структура личности представляет собой уникальное сочетание факторов или черт, уникальность – в степени их выраженности, сочетании.

3) блочная – по преимуществу характерна для отечественных психологов.

C.Л. Рубинштейн: 1.индивидуально-психологические особенности (темперамент, характер); 2. знания, умения, навыки (ЗУН); 3. направленность личности.

К.К. Платонов: 1. биологическая подструктура (тип ВНД, темперамент, возрастные и половые свойства); 2. психологическая подструктура (сила психических процессов, память, эмоции, восприятие, мышление); 3. подструктура социального опыта (ЗУН) определяет уровень развития личности; 4. подструктура направленности (моральные качества, интересы, идеалы, мировоззрение).

4) мотивационно-динамическая стратегия – чем шире взаимосвязь человека с миром, тем развитее личность. (Истоки – психология З. Фрейда, теория потребностей А. Маслоу в рамках гуманистической психологии). Особенность понимания личности А.Н. Леонтьевымкак психологического образования особого типа, порождаемого жизнью в обществе. Личностью может быть только достигший определенного возраста человек. В процессе жизнедеятельности человек вступает в общественные отношения с другими людьми, и эти отношения становятся личностно-образующими. Формирование и жизнь человека как личности выступают, прежде всего, как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, а ее формирование происходит в онтогенезе. Леонтьев не относил к личности генотипически обусловленные особенности: физиологическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные ЗУН, в том числе профессиональные.

Общий подход к пониманию личности, обозначенный А.Н. Леонтьевым, нашел свое отражение в работах А.В. Петровского и В.А. Петровского: личность есть системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Личность как субъект общественных отношений обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство.

1. Интериндивидная репрезентация – «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе и за пределами их наличного взаимодействия; как результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер других личностей.

2. Интраиндивидная репрезентация – совокупность интраиндивидных качеств: психические свойства, мотивы, направленность личности, структура характера, темперамент, способности.

3. Межиндивидная репрезентация – включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личностей их участников; так преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании межличностных взаимоотношений либо как феноменов группы, либо как феноменов личности: личностное выступает как групповое, групповое – как личностное.

Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью – полагать себя в сфере жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности.

Теория отношений –одна из авторитетных в отечественной психологии, ее создатель – В.Н. Мясищев. Система отношений рассматривается как психологическое ядро личности, а личность есть субъект устойчивой системы отношений (к себе, к людям, к миру вообще).

Общество должно заботиться о воспроизводстве своих членов, способных поддерживать его устойчивость и развитие. Каждый член общества выступает как самоактивный субъект, его деятельность определяется, прежде всего, собственными потребностями и мотивами. Поэтому главный путь действительного воспроизводства членов общества – воспитание мотивов. Человек становится личностью в той мере, в которой система его мотивов оказывается соответствующей требованиям общества. Личностно значимое может быть и общественно неприемлемым: так, преступление столь же личностный акт, как и подвиг.

Критерии сформировавшейся (зрелой) личности таковы: 1) наличие в мотивах иерархии в одном определенном смысле – как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого, т.е. способности к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, благодаря которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы, социальны по происхождению и смыслу (просто опосредованное поведение может иметь в основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов и даже «стихийную нравственность» – субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать определенным образом, однако действовать вполне нравственно); 2) способность к сознательному руководству собственным поведением; это руководство ведется на основе осознанных мотивов-целей и принципов (в отличие от первого критерия, здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов – сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности).

В дидактическом плане все свойства, отношения и действия личности можно условно объединить в четыре тесно связанные подструктуры, каждая из которых – сложное образование, выполняющее определенную роль в жизнедеятельности человека: 1) система регуляции; 2) система стимуляции; 3) система стабилизации; 4) система индикации.

В ходе общественного развития системы регуляции и стимуляции постоянно взаимодействуют, и на их основе возникают все более сложные психические свойства, отношения и действия, направляющие личность на решение жизненных задач.

Единство личности на всем жизненном пути обеспечивается памятью – преемственностью целей, поступков, отношений, притязаний, убеждений, идеалов и т.п. Это происходит по мере того, как происшедшие события персонифицируются человеком, входят в его социальную память, в его идентичность.

Итак, в отечественной психологии личность характеризуется: 1) активностью – стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за пределами требований ситуации и ролевых предписаний; 2) направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов: интересов, убеждений, идеалов, вкусов, в которых проявляют себя потребности человека; 3) глубинными смысловыми структурами (смысловыми динамическими системами, по Л.С.Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в совместной деятельности групп и коллективов (принцип деятельностного опосредования); 4) степенью осознанности своих отношений к действительности: отношениями, установками, диспозициями и др.

Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон ее активности.

Субъективно для индивида личность выступает как его «Я», как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, которая обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д. Образ Я представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение, осуществлять самовоспитание. Апелляция к самооценке и самоуважению – важный фактор направленного воздействия на личность при воспитании.

Личностный конструкт – категория мышления, посредством которой человек интерпретирует или истолковывает свой жизненный опыт. Для формирования конструкта необходимы, по крайней мере, три элемента – два из них должны восприниматься как сходные, а третий – быть отличным от двух сходных.

Эпигенетическое развитие личности (по Э. Эриксону) – непрерывный процесс развития личности от младенчества до старости, (8 этапов), каждый из которых представляет особую альтернативную фазу решения возрастных и ситуативных задач развития.

Можно, таким образом, сделать обобщающий вывод.

Человекродовое существо, представитель человечества, социоприродный феномен. С природной стороны, человек – ниша в развитии природы; с социальной стороны (со стороны сознания, мысли, чувств) – микрокосм, бесконечный по своему многообразию и равномощный макрокосму мира.

Индивид –конкретный человек, биосоциальный феномен. С биологической стороны индивид – это организм, с социальной – единица социума, носитель общественных отношений – нормативной детерминации (необходимости).

Личность –психосоциодуховный (смысловой) феномен. Не случайно в русской классической философии происхождение слова «личность» связывали с ликом, а не личиной, персоной, маской. Развитие личности фиксируется в зрелости «Я» («Я-концепции», «Я-конструктов»).

Субъект –личность как деятель.

Индивидуальность –биологическая, социальная и духовная (в итоге – интегральная) уникальность личности.

Правомерно утверждение А.Г. Асмолова о том, что индивидом рождаются, личностью становятся; индивидуальность природную, индивидуальность социальную, индивидуальность духовную, индивидуальность интегральную отстаивают.








Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 1413;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.023 сек.