Государство гуннов. Атилла.
Считается, что орды гуннов пришли в Европу из Приуралья. Их союз имел сложные происхождение и образовался из тюркоязычных хунну (откочевавших на запад от границ Китая) и финно–язычных угров с некоторой примесью ираноязычных сарматов.
Часть северных хунну в 1 в. н.э. проникла на территорию Казахстана. Вскоре они оказались между Волгой, Доном и Аральским морем. До появления хунну здесь проживали племена кангары и аланы. В течение трех веков все они кочевали, вступая в политические отношения с великими державами – Ираном и Римской империей. За это время хунну потеряли свое этническое своеобразие и ассимилировались с местными кочевыми племенами. В результате образовался новый этнос, который мы в отличие от хунну будем называть гуннами. Так их называли западные источники.
В 375 году (IV в. н.э). Гунны, кочевавшие тогда по степям Западного Казахстана и Поволжья перешли Дон, разбили владевших этой землей готов, после чего заняли огромную территорию от Дона к Карпат. Затем они продвинулись к берегам Дуная и обосновались на территории нынешней Венгрии.
Постепенно гунны проникли все дальше на запад, нередко вторгались в пределы Восточно-Римской империи. В 305 г. они подходили к стенам Константинополя, в том же году совершали набег на Закавказье и Месопотамию. При царе Ругиле (первая треть V в. н.э.) удалось захватить богатые римские и придунайские провинции. Восточно – Римский император обязался ежегодно платить Ругиле 350 фунтов золота.
В 434 г. умер старый король Рона (Ругила). Его преемниками стали два племянника Аттила и Бледа. В 445 г. убив Бледу, Аттила стал единоличным правителем (434-453 гг.). Начался период его короткого, но полного события царствования. Аттила сумел объединить под своей властью все племена гуннов, до этого действовавшие самостоятельно. Ему покорились также все германские (готы, остготы, востготы, франки и др.) и многие негерманские племена, жившие между Волгой и Рейном. Аттила образовал огромную державу, правил он в 434-453 гг. В 437 г. гунны разгромили Бургундское королевство, а затем Аттила свои удары обрушил на Восточно – Римскую империю (Византию).
В 442 г. Аттила потребовал от византийского императора Феодосия II, чтобы тот выдал ему всех переметчиков, но император отказался выдать их. Разгневанный отказом, Аттила двинул свои орды на Византийскую империю. В трех последовательных сражениях византийская армия была разбита. После этого гунны взяли и разрушили все города в Иллирии и Фракии, кроме Адрианополя и Гераклеи, и раздвинули свое владычество от Геллеспонта до Фермопия и предместий Константинополя. В 447 году был заключен мир. Феодосий согласился выдать Аттиле всех переметчиков, немедленно выплатить 6000 либр золота и каждый год выплачивать еще по 2000. По словам Приска (очевидец – историк), ужас перед Аттилой был так велик, что византийцы повиновались всякому его требованию и на любое понуждение с его стороны смотрели как на приказ повелителя.
Конец этой позорной зависимости положил только император Маркиан. Когда в 450 году Аттила послал требовать от него дани, Маркиан отвечал, что не обязан давать то, что обещано было его предшественником. Аттила некоторое время колебался, с кем ему прежде начать войну – с Римом или с Константинополем. Наконец решил сначала напасть на Западную империю. Аттила отправил к Валентиниану требование, чтобы император отдал за него замуж свою сестру Гонорию.
Получив категорический отказ, Аттила в 451 году начал войну с Западной Римской империей. Римскому полководцу Аэцию удалось собрать под свои знамена кроме вестготов также вспомогательные отряды франков, аланов, бургундов и саков. В жестокой и страшно кровопролитной битве на Каталаунских полях гунны потерпели поражение. В 452 г. Аттила повторил свое нашествие. На этот раз гунны вторглись в Италию, взяли и разрушили до основания Аквилеи, опустошили Медиолан и двинулись на Рим. По дороге Аттилу встретило посольство от Валентиниана с мирными предложениями. Он благосклонно выслушал послов и согласился увести свои войска из Италии. Грозный царь гуннов собирался повторить свое вторжение в следующем году, однако внезапная смерть, постигшая его в 453 г. во время свадьбы, положила конец завоеваниям гуннов. После смерти Аттилы его огромная держава распалась.
Личность Аттилы произвела огромное впечатление на современников. Древние историки писали, что даже внешний вид его внушал ужас. Царь был невысокого роста, с широкой грудью и огромной безволосой головой, маленькими глазками и приплюснутым носом. Сознавая свою колоссальную мощь, он сам говорил о себе: «Я бич Божий, молот вселенной; там, где ступил мой конь, уже не растет новая трава». Его приближенные утопали в роскоши, но сам Аттила ел из деревянной посуды и одевался как пастух. Безжалостный к врагам, он не совершал никакого насилия над собственными подданными, был для них строгим судьей, но не оставался, глух к тем, кто просил его о помиловании.
Государство Усуней.В ІІІ в. до н.э. на территории Казахстана главную роль играли племенные союзы – усуни, канглы (или кангюй).
В конце первого тысячелетия до н.э. на территории Семиречье, Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство, известное из китайских источников как «Страна Усунь».
Усуни обитали первоначально в районе реки Денхэ, но в III веке до нашей эры под натиском племен юечжи вынуждены были откочевать в Монголию, а после ряда поражений, нанесенных им хуннами,– в Семиречье и Джунгарию. Здесь усуни, признав зависимость от хуннов, основали в 177 году до нашей эры собственное государство, объединившее потомков сакских племен Семиречья, Восточного Казахстана и Джунгарии.
Государство усуней было зависимо от хуннов, но уже в середине ІІ в до н.э. они фактически отделились от империи хунну и начали сближаться с Китаем.
В 53 г. до н.э. Усунь распалась на две части. Центром усуньских владений была Илийская долина в Семиречье, а ставка находилась в г.Чигучене (г.Красной долины) на берегу оз.Иссык – Куль. Усуни – этнокультурные преемники саков.
Политический строй. Во главе государства стоял правитель, носивший титул «Гуньмо» (великий бек), передававший престол по наследству. Ему подчинялись родоначальники и мелкие племенные вожди, называвшиеся беками (малый куньбек). Кроме Великий и малый гуньмо существовали еще восемь категорий чиновников. Помощник правителя носил титул дуглу и был фактически главой исполнительной власти. Ниже находились два великих полководства и три правителя уделов, их называли князьями. Помощники военачальников носили титул дарту. Кроме того, были чиновники, ведавшие делами ставки гуньмо (куньбека), сбором налогов, исполнением законов и т.д.
Китайцы, ища союзников в борьбе с хунну, обращаются к усуням и выдают за усуньского куньбека свою царевну. Хунну, обеспокоенные этим, начинают в 80 году до н.э. набеги на восточные границы государства, но после длительной борьбы терпят поражение от объединенных сил усуней и Китая. После этого связи Джетысу с Поднебесной империей еще более упрочились.
Дальнейшая история усуней полна междоусобных войн Великих и Малых гуньмо, причем первые опирались в этой борьбе на Китай, вторые – кангаров и хунну. Однако после распада империи Хунну отношения северных усуней с ней испортились. В 49 году до н.э. усуни потерпели поражение в нескольких пограничных сражениях. В 44 году хунну напали на южных усуней и разграбили столицу – город Чигучен. Эти события привели к сближению усуней с Китаем, в союзе с которым в 36 году до н.э. был совершен поход против северных хунну. В 30-х годов отношения между Великим и Малым Куньбеками вновь обострились. Вскоре оба владения практически потеряли самостоятельность и управлялись китайским наместником.
Во II веке нашей эры усуньские владение окончательно обособились от Китая. В начале V века Джетысу попадает под власть сяньби, монголоязычного народа. С конца IV - до VI века нашей эры гегемония в степях переходят к жужаням, центр империи которых был в Монголии. Постоянные набеги жужаней заставили усуньские племена переселиться из равнинной части Джетысу на Тянь – Шянь. В 425 году усуни направили в Китай посольство, а в 436 году принимают ответное посольство империи Вэй. После этого усуни ежегодно отправляли в Китай послов с дарами. В начале V века имя усуней окончательно сходит со страниц исторических хроник. Остоется добавить, что этноним «Усунь» сохранился и по сей день. Один радов Старшего жуза казахов называются «усунь».
Государство канглы.Впервые Кангюй, в китайском произношении Канцзюй, упоминается в письменных источниках II в. до н. э. В 138 г. китайский император Уди отправил торговое посольство во главе с князем Чжан Цянем в страны Запада. Через 13 лет, претерпев много трудностей, Чжан Цянь вернулся. В составленной им записке впервые были охарактеризованы неведомые ранее в Китае государства. Среди них был назван Кангюй, в ставке правителя, которого Чжан Цяну удалось побывать лично.
Согласно сведениям китайского посла, «Кангюй лежит почти в 200 ли от Давани (Ферганы) на северо-запад. Это кочевое владение в обыкновениях совершенно сходствует с юэчжи. В «Повествовании о Западном крае» в «Истории старшего дома Хань» о кангюе говорится подробнее. Так, сообщается о том, что «кангюйский владетель пребывание имеет в стране Люени в городе Битянь. От Лоюени семь дней пути до летнего местопребывания. Народонаселение состоит из 120 000 семейств, 600000 душ; строевого войска 120000 человек».
Таким образом, опираясь на вышеуказанные сведения, можно утверждать, что территория государства кангюев располагалась в долинах Таласа в среднем течении реки Сырдарьи, и центральном Казахстане. Столица – г. Битянь, находился в среднем течении Сырдарьи, образование государства относится приблизительно к 150 г.до н.э.
Сложным является вопрос об этническом характере населения Кангюя. До сих пор нет единого мнения о том, на каком языке говорили кангюйцы. По мнению А.М. Бернштама, кангюйцы были тюркоязычным народом. Другие исследователи считают, что кангюйцы принадлежали к кругу североиранских скотоводческих племен, которые лишь в середине I тыс. н.э. под влиянием переселения на Сырдарью тюркских племена стали менять свой этнический облик и язык. Б.А. Литвинский считает, что кангюйцы были потомками ирано-язычных саков. Название кангюй, по его мнению, можно истолковать как название одного из сакских племен “люди в кожаных одеждах” (или доспехах).
Археологические исследования позволяют установить внешний облик кангюйцев по рисункам их современников. Они дошли до нас в виде гравированных изображений на костяных пластинках, некогда нашивавшихся на кожаную основу. Пластины были обнаружены при первых раскопках кангюйских курганов рубежа первых веков в Самаркандской области. На одной из них изображена сцена сражения конных и спешенных витязей, на другой — конная охота. Все участники баталии и охоты принадлежат к единому этническому типу. У всех вытянутые, заостренные к макушке головы с невысоким лбом. Волосы зачесаны вверх, у висков убраны назад за уши. Глаза ромбовидные, носы крупные, с небольшой горбинкой, энергичные подбородки, свисающие до подбородка усы и бородка.
Во главе этого государства стоял род Ун, происходивший из восточно-сакского народа соэтжай.
По косвенным данным, управлял ими царь, носивший титул “великий хан” или “ябгу”. Кроме того, в государственный аппарат входили заместитель хана и три советника.
Кангюйская держава была очень могущественной в конце I тысячелетия до н. э. и занимала третье место после хуннов и усуней. Кангюйскому царю, кроме сармато-аланских племён Западного Казахстана, подчинялись ещё пять владений по Сырдарье и в Приаралья. Кочевому народу необходимо взаимодействовать с осёдлыми, обмениваясь недостающими продуктами хозяйства. Кангюи торговали, грабили земледельцев долины Сырдарьи и Приаралья или брали с них дань. В любой кочевой цивилизации осёдлое население было ущемлено в правах. Кочевники считались привилегированным слоем общества: земледельцы – это обедневшие скотоводы. Однако они играли важную роль в экономике кочевников, создавая широкий рынок сбыта продуктов скотоводческого хозяйства.
Общей тенденцией политики Кангюя на протяжении всего периода его существования было стремление сохранить под своим контролем участок Шелкового пути от Ферганы до Приаралья, шедшего по Сырдарье, И это им удавалось. В пользу активного функционирования Шелкового пути по Сырдарье, вверх на северо-запад, на Кавказ и в Причерноморье, а также на юг в Иран, на Ближний Восток, в Индию свидетельствуют находки, сделанные при раскопках городищ и некрополей кангюйцев: китайские монеты и зеркала, коралловые бусы из Индии, бронзовые фибулы-застежки из Европы, резные камни из Ирана.
Кангюй всегда теснили хунны. Лишь в середине I в. до н. э., когда произошёл первый раскол хуннов, южно-казахстанские кочевники сумели стать полностью независимыми. Они помогли хуннам Чжи-чжи, с ними разгромили усуней, а затем предали былых союзников и уничтожили их, напав одновременно с Китаем. Так умелыми политическими ходами в I в. до н. э. Кангюй стал господствующим государством Южного Казахстана, Междуречья и севера Средней Азии.
Важной отраслью хозяйства кангюй являлось скотоводство. Китайцы называют Кангюй «кочевным владением». Большое количество костных останков домашних животных: лошадей, овец, коз, крупного рогатого скота на древнеземледельческих поселениях – достаточно наглядно свидетельствует о значимости скотоводства. На развитие земледелия указывают находки зерен злаковых, наличие зерновых ям, солома в обмазке пола и сырцовом кирпиче.
Таким образом, на рубеже н. э. и в первой половине I тыс. н. э. на юге Казахстана существовало и развивалось крупное могущественное государственное объединение — Кангюй, которое играло важную роль в истории Востока. Население его занималось земледелием и скотоводством, ремеслами, торговлей. Кангюй был связан политическими, экономическими и культурными связями с Китаем, Парфией, Римом и Кушанской империей.
ТЕМА № 8: Тюркский каганат. Западно-тюркский каганат.
План:
Дата добавления: 2015-11-12; просмотров: 1269;