Финляндия: близкая и недосягаемая
Финляндия – это небольшое северное государство (5,2 млн человек), которое как самостоятельная независимая страна существует менее 100 лет. На протяжении веков Финляндия являлась частью Швеции, а в 1809–1917 гг. находилась в составе Российской империи. Россияне, живущие в Санкт-Петербурге, могут в течение двух часов добраться до российско-финляндской границы, пересечь ее и оказаться…на другой планете. Идеальные дороги, на которых даже российские водители соблюдают правила движения. Вдоль дорог по велосипедным дорожкам летом едут велосипедисты или бегут любители здорового образа жизни, а зимой на этих же дорожках финны занимаются оздоровительной ходьбой, помогая себе лыжными палками. Лыжные трассы обычно проложены отдельно, освещены и находятся в отличном состоянии. Сами финны вполне осознают масштабы своих достижений и гордятся ими[223].
Финляндия также является социальным государством. В конце 1980-х – начале 1990-х гг. в связи с начавшимися реформами в России в Финляндии, тесно связанной с бывшей метрополией и великим соседом, начался тяжелый кризис. Но в Финляндии сделали ставку не на свертывание социальных программ и тотальную приватизацию, а на развитие информационных технологий. С началом экономического спада вложения и государства, и частного капитала в развитие новых технологий не только не упали, а, наоборот, резко возросли.
«Та общественно-социальная система, которая существует в Финляндии сегодня, представляет собой не что иное, как социализм для работающих и коммунизм для безработных. Все финны, независимо от уровня доходов, имеют право на бесплатное образование и медицинское обслуживание. Оплата труда работающих осуществляется по принципу: от каждого – по способностям, каждому – по труду. Причем речь идет лишь об оплате-брутто, без вычета налогов. При переходе к подсчетам оплаты «нетто», за вычетом налогов (налогообложение в Финляндии прогрессивное, процент налога возрастает пропорционально росту доходов, т. е. колеблется между 40 и 70 процентами), социалистический принцип все более уступает место коммунистическому: от каждого – по способностям, каждому – по потребностям. Прогрессивное налогообложение перераспределяет доходы и таким образом уменьшает разницу в реальных доходах между малоимущими и состоятельными. Зарплата не является единственным источником дохода финнов: семьи и матери-одиночки получают пособия на детей до достижения детьми 17 лет, матери в течение трех лет получают пособие по уходу за ребенком, если ребенок не посещает детское дошкольное учреждение; малоимущие получают дотацию на жилье и, наконец, в Финляндии существуют специальные коммунальные социальные бюро, которые оказывают материальную поддержку нуждающимся – либо наличными прямо в руки, либо оплачивая произведенные им в кредит покупки, счета за телефон, электроэнергию и пр. Социальное вспомоществование выдается безвозмездно, его не нужно возвращать. Размеры этих вспомоществований год от года уменьшаются, т. к. все вышеперечисленные социальные блага складываются из налогов, а поскольку безработных становится все больше, соответственно все меньше становится налогоплательщиков.
Для безработных в Финляндии существует абсолютный коммунизм. Не зарабатывая трудом ни одной марки, безработные получают дневное пособие, дотацию на жилье, дотации на детей, социальную материальную помощь из социального бюро. Работать они не способны – либо работы нет, либо не хотят, т. е. их общественный вклад равен нулю, а воздается им по потребностям. Потребности, правда, должны быть очень скромными», – описывает автор жизнь северных соседей Санкт-Петербурга, которых каких-то сто лет назад петербуржцы именовали «чухонцами» [224].
Финляндия выступила в роли пионера в развитии национальной инновационной системы, основанной на объединении в единое целое производителей и потребителей знаний. В этой системе определилось несколько ключевых элементов.
Во-первых, активная государственная политика, основанная на крупных инвестициях в исследования и разработки. За 1984–2004 гг. расходы на НИОКР выросли с 1,2 % ВВП до 3,5 % и составили почти 5,5 млрд евро.
Во-вторых, в Финляндии создана общедоступная, бесплатная, высококачественная система высшего образования. До 60-х гг. XX в. в стране было лишь два университета. А в начале XXI в. в 10 городах действовало 20 государственных университетов, являющихся крупными получателями средств для осуществления научных разработок.
В-третьих, государство обеспечило активное участие бизнеса, предоставившего средства для превращения инноваций в продукцию через механизмы рынка. Более 70 % капиталовложений в финансирование науки и технологических разработок приходится на частный бизнес.
Соединение усилий государства, университетов и частных компаний привело к тому, что Финляндия одной из первых в Западной Европе использовала опыт «силиконовой долины». В Оулу на основе местного университета был создан технопарк. Со временем в Финляндии появилось свыше 20 «технологических деревень».
Результатом продуманной инновационной политики стал резкий рост доли продукции «хай-тек» (высоких технологий) о внешней торговле страны. Так, объем продаж фирмы «Нокиа» (52 тыс. сотрудников), крупнейшего производителя мобильных телефонов и другой высокотехнологичной продукции, превысил 30 млрд евро, это больше, чем оборот российского «Газпрома». В сфере энерготехнологии Финляндии удалось за счет использования древесной биомассы покрыть 20 % своих энергетических потребностей и 10 % производства электроэнергии. Ни в одной стране использование биоэнергетики не получило столь широкого распространения. Внедрение новых технологий и крупных инвестиций в лесную промышленность позволило Финляндии, лесные ресурсы которой составляют лишь 0,5 % мирового лесного фонда, производить до 25 % всего мирового производства мелованной бумаги.
По мнению специалистов, социальная однородность финского общества, которая во многом обусловила национальную солидарность финнов и породила чувство гордости за коллективный успех страны в целом, во многом обеспечила высокое доверие к финскому государству, достигшему лидирующих позиций в экономике, науке, образовании, инновациях, борьбе с коррупцией[225].
«Социализм с элементами коммунизма существует не только в Финляндии, но и почти во всех странах Западной и Южной Европы. Традиционно было принято говорить о скандинавском социализме, где флагманом является Швеция. И не принято было говорить о социализме Западной Германии. Общеизвестно было, что социализм существовал в бывшей ГДР, а то, что по другую сторону Берлинской стены существовал социализм на еще более высоком уровне, – об этом факте умалчивалось. Да и сами западные немцы получают самые высокие в мире зарплаты, платят вполне умеренные налоги, имеют бесплатную систему здравоохранения и образования, надежную систему социальной защиты населения и многочисленные социальные льготы, которые даже и не снились жителям социалистической Скандинавии.
Социализм существует и в Великобритании, и в Италии. Социалистические страны Европы отличаются друг от друга лишь структурой построения системы социальных льгот.
В результате так называемого «мирного сосуществования двух систем» в послевоенный период страны Западной Европы, подстегиваемые конкуренцией со стороны бывшего «соцлагеря», постепенно превратились в социалистические страны. Хотя эти процессы здесь так до сих пор и не принято называть своими именами. Западные политики боятся признать, что существующая здесь система – это социализм, т. к. это означало бы потерю доверия избирателей» [226].
На Первом съезде народных депутатов СССР в 1989 г. известный советский писатель Чингиз Айтматов не без основания заявил, что практически вся Европа живет при социализме за исключением СССР. В этих словах была большая доля горькой правды, практически неизвестной советским людям в 1950-1970-е гг., когда советская пропаганда рассказывала о бесконечных мучениях «людей труда» под гнетом «капитала». Между тем во Франции одной из острых «социальных проблем» 80-х гг. была, например, доступность для простой «трудовой семьи» операции по увеличению женской груди методом имплантации силикона.
Для реализации «шведской модели социализма» государства в современных рыночных условиях при осуществлении своей социальной политики используют следующие рычаги и инструменты:
1. Регулирование уровня заработной платы, прежде всего, через изменение уровня минимальной заработной платы.
2. Использование эффективных форм налогообложения личных доходов населения.
3. Регулирование различного рода страховых платежей.
4. Прямые социальные выплаты наиболее уязвимым слоям населения.
5. Использование кредитно-денежной системы в борьбе с инфляционными процессами в обществе.
Во время ожесточенной борьбы за власть в период «перестройки» российские «демократы» активно оперировали понятием «государство всеобщего обеспечения». В последние годы вновь заявлено о необходимости более активной социальной политики, но о реальных достижениях западной цивилизации в этой сфере большинству россиян известно очень мало.
Дата добавления: 2015-11-12; просмотров: 490;