Фундаментальные проблемы античной философии. Предпосылки возникновения науки
Античная ф-я – совокупность философских учений, развивающихся в древнегреческом и древнеримском обществах с 6 в. до н.э. (Фалес Милетский) – 6 в. н.э. (до закрытия Юстинианом Академии в 529 г.). Предпосылки возникновения древнегреческой философии: 1) рабовладельческий строй, 2) наличие развитых соседних государств, 3) развитие торговли и путешествий, 4) наличие греческих полисов, 5) нет религиозных догм, 6) эпосы гомера (мировоззренческая направленность, деантропоморфизация судьбы, прославление мудрости, ориентирование на первоначало) и гесиода (соблюдение меры: зло-безмерность, благо-умеренность, мироздание в направлении от Хаоса к Зевсу – порядку, свету и социальному устройству). При всем разнообразии характерно:
1) Предмет античной ф. – познание космоса, природы в ее структурности, в том числе и человека как ее неотъемлемой части. Космоцентризм –принцип бытие в конечном счет представляет собой единство, несмотря на множественность существующих вещей – восприятие космоса как гармоничной взаимосвязи существующих вещей.
2) Возникновение АФ связано с преодолением мифологии как формы родового сознания. Это определило художественное понимание космоса в античной ф. как симметрии, гармонии, меры, красоты
3) АФ сроится на принципе объективизма. Основной метод ф-го познания – интеллектуальное созерцание целого как целого.
4) АФ пантеистична. Космос абсолютен, божественен, боги – лишь отдельные принципы (не творят мир из ничего).
5) Представление о цикличности времени. Фатализм и героизм.
7) доказательный характер рассуждений,
8) полисный характер жизни
9) доверие к разуму, природе,
10) поклонение безличностному абсолюту, неразделение физики, метафизики.
11) Созерцательность (рассмотрение проблем мировоззрения в единстве природы, богов, человека служило обоснованием норм человеческой жизни, положения человека в мире)
Связь с учениями о природе, потом это будут самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. Нерасчлененность единства первоначальных философских понятий и понятий научных. Представляет единство двух линий развития: материализм и идеализм. Начало формирования двух методов познания: диалектики и метафизики.
АФ выдвинула ряд фундаментальных идей и проблем:
1.Проблемы начала всех вещей, бытия, небытия, материи и ее форм. Выдвигались идеи о принципиальной противоположности «формы» и «материи», о главных элементах, стихиях космоса; о тождестве и противоположности бытия и небытия; структурности бытия (атомы и пустота), текучести бытия и его противоречивости и т.д. Главные проблемы: как возник Космос? Какова его структура? (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Зенон, Демокрит)
2.Проблемы человека, его познания, его отношение с другими людьми. В чем сущность человеческой морали, есть ли не зависящие от обстоятельств нормы морали? Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как соотносится рациональное с иррациональным в человеческом познании? Есть ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом? На эти вопросы давались различные, часто противоположные ответы (Сократ, софисты: Горгий, Гиппий, Антифонт, Пиррон, Секст Эмпирик, Эпикур, Посидоний).
3.Проблемы воли и свободы человека, достижения счастья. Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами одновременно могущества и силы его духа в стремлении к свободе, к благородной жизни и к познанию, в котором философы прежде всего видели счастье свободного человека (Сенека, Эпиктет, Аврелий, Эпикур, Тит Лукреций Кар ).
4.Проблемы отношения человека и Бога, божественной воли, строения Богом Космоса. Выдвигались идеи конструктивного Космоса и бытия, структуры материи, души, общества как взаимопроникающие и обуславливающие друг друга (Плотин, Филон Александрийский)
5.Проблемы синтеза чувственного и сверхчувственного,; идея синтетических формулировок основных философских проблем, построения метафизических систем, признававших два мира – мир идей и текучий, подвижный мир вещей. Проьблема поиска рационального метода познания этих миров (Платон, Аристотель, их последователи).
Соответствующие периоды (критерий выделения – смена объекта и задач ф.)
1. Натурфилософский или космологический (6 в. до н. э. – сер. 5 в. до н.э.) – преимущественный интерес к проблемам «физиса» и космоса, его строение, поиск субстанциального начала всех вещей(поставлена проблема физиса (природного начала) как основы всего сущего).Проблема "первоначала" и ее аспекты.
· Милетская школа (ионикийцы): «физики» (фисиологи) – мыслители, воспринимавшие мир и космос как живое и самодвижущееся целое. Задавшись вопросом, откуда все возникает и во что превращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало(«архэ»), из которого все произошло.Фалес - вода, Анаксимандр - "апейрон" - неопределенное и беспредельное первовещество, Анаксимен - воздух, Гераклит - огонь. Само же первоначало представляло собой не просто вещество, как его понимает современная химия или физика, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие ее одушевленные существа. Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно меняющееся целое, в котором неизменное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения.
Они осуществили духовный переворот, сформировали в Элладе философскую традицию, переосмыслив мифологические представления о началах мира в философские рассуждения о происхождения многого из единого источника (вода, айперон, воздух) они же это бесконечное и вечное в смене вещей считали конечным фундаментом человеческой жизни и деятельности, связывали с определением места человека в мире. Космические стихии, в которых возникают и исчезают вещи, воздают друг другу в установленное время справедливое возмездие за несправедливость (Анаксимандр). Отсюда представление о господстве в мире универсальной справедливости. Натуралистическую традицию продолжили Гераклит, атомисты, Пифагорийский союз.
Диалектика первых гр. ф. - материалистов получила яркое выражение у Гераклита (520-460 до нэ), который пологал, что вечное движение первоматерии ("все течет, все изменяется"), ее различные превращения в многообразии вещей осуществляется через закономерную борьбу противоположностей. В одну и ту же реке нельзя дважды, заявил он, ибо вода меняется. Идея становления, взаимопревращения вещей выступает основой единства мира, которым правит "логос" - закон, поддерживающий порядок.
· Элеатская школа. Зарождение идеализма связано с деятельностью школы элиатов. Они постулировали отвлеченный символ единого, неделимого, вечного и неподвижного Бытия, согласно Пармениду есть всегда себе равное мышление и истина, представляемая в образе покоящегося, совершенного Вселенского Шара. Элиаты поставили вопрос о соотношении бытия и небытия, бытия и мышления. Основные положения учения Парменида сводятся к тому, что бытие есть, а небытия нет, т. е. отрицание пустоты незаполнености пространства. Бытие единое, для бытия не существует не прошлого, не будущего, оно вечно. Парменид оторвал абстрактное, рациональное мышление от чувственного восприятия. Чувства - источник наших неправильных представлений и иллюзий. Только разум - источник истинного познания. Он резко ограничивал истину, основывающуюся на рациональном познании, от мнения как результата чувственного восприятия. Ксенофан пришел к выводу, что боги творения человека. Боги подобны людям. Земля основа всего сущего. Он вводит понятие единого, в основе единства бога лежит мысль. Все ощущения ложны, разум более высок, но он тоже обнавыет. Зенон выдвинул ряд апорий (неразрешимых противоречий), которыми пытался обоснавать отсутствие движения в действительном мире ("Ахиллес и черепаха", "Летящая стрела") В этих апориях впервые в истории человечества обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности. Апории дали толчок развитию диалектики. Единство прерывности и непрерывности пространства и времени делают возможным движение. Против изменчивой первоосновы вещей выдвинуто учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и различий. Принижение чувственного опыта. Апории против диалектики. Это метафизика.
Гераклит подчеркнул одну сторону противоречивости бытия – изменение вещей, текучесть сущего. Подвергая критики гераклитовское учение, Ксенофан, Парменид и Зенон обратили внимание на другую сторону – на устойчивость, сохранение вещей.
· Пифагорейская школа: Единство противоположностей дает возможность существования истинного мира. Единство противоположностей в мере, а мера выражается числом. В философии Пифагора уже намечались предпосылки идеализма. Пифагор отождествлял субстанцию мира с числом как с устойчивым и бесконечным субстратом Вселенной. Исходя из регулярности и повторяемости астрономических явлений, Пифагор пришел к выводу, что принцип, созидающий и упорядывающий космос, есть числа с объеденяющим их центром - единицой (монадой). Так преодолевалась наивная физика натурфилософов и предвосхищалась идея матиматического естествознания, во-вторых, философская мысль достигла уровня абстракции, при котором высказывалась идея о закономерности Вселенной. Число как субстанция стоит у него где-то между чувственно воспринимаемой материей и идеей. Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Гармония Вселенной обусловлена мерой и числом, математической пропорциональностью.
Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не матер первоначало, а числа, кот образуют космический порядок - прообраз общ. порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Первая попытка постановки вопроса о роли колич. стороны явл. природы. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Мысль о том, что все в прир. подчинено опред. числ соотнош., благодаря абсол чисел приводила П. к идеалистическому утверждению, что именно число, а не материя явл. первоосновой всего.Все вещи состоят из противоположностей - чет нечет, предел беспредельное, единство множество, правое левое, мужское женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга( в отличии от Гераклита). Особое значение - предел и беспредельное. Предел - огонь, беспред. - воздух.(пустота). Мир дышит пустотой, состоит из взаимод. огня и воздуха. Идеи бессмертия души и переселения душ.
· Атомистическая школа – вопрос о причине движения. Синтез элейцев и Гераклита(истинно сущее бытие не может ни возникнуть, ни погибнуть. Атомы постоянны, но их комбинации постоянно меняются.Демокрит – бытие есть атом, атомы разделены пустотой, они разных размеров, их нельзя видеть, а можно только мыслить). Движение античной мысли к философской унификации первооснов бытия. Развита Эмпедоклом, Анаксагором и Левкиппом(5 в. до н.э.) и особенно Демокритом (около 470-460 до н.э.) Демокрит заимствовал атомизм у мидян, в частности у магов, жреческой касты и развил его. Демокрит выстраивает общую картину мира, взяв за основу бытия атом. Атом неделим, вечен, лишен содержания, но имеет определенную форму, величину. Многообразие форм объясняет многообразие явлений мира. Каждый атом (бытие) объят пустотой (небытие), атом и пустота безразличны друг к другу. Важнейшим свойством атомов является движение. Оно вечно, не имеет начала и не нуждается в причине, возможно только в пустоте. Атомы неизменны и вечны, а вещи как комбинации взаимодействующих атомов преходящи и изменчивы. Атомы, согласно Демокриту, неделимы в следствии своей абсолютной плотности, отсутствия в них пустых промежутков и исключительной малости. Соединение атомов образует все многообразие природы. Душа, согласно атомистам, состояла из тончайших круглых и особо подвижных атомов, т.е. идеальное мыслилось наравне с материальным – с единой субстанцией.
Так была создана дискретная картина мира, в которой бытие мыслится состоящим из мельчайших и обособленных (дискретных) частичек вещества, а отношения между этими частичками (т.е. принцип взаимодействия) считается не самим бытием, а лишь свойством атомов. Демокрит разработал научный метод познания, основанный на опыте, наблюдений и теоретическом обобщении фактического материала. Ощущения считал недостаточным, но необходимым источником познания. Вселенная Демокрита строго подчинена принципы причинности: все возникает на каком-нибудь основании и в силу причинности. Именно в причинности усматривал объяснительный принцип в осмыслении сути вещей и событий. “Найти одно причинное объяснение для меня лучше, чем овладеть всем персидским царством!”. Недостаточные и неточные свидетельства ощущ. исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их существование удостоверяются основанным на чувств. наблюдениях размышлением. Д. отличает то , что сущ. во мнении от того, что сущ. в действительности.
Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 1486;