Аудио- и видеозаписи
В перечне доказательств, содержавшемся в ГПК 1964г. (ст. 49), аудио- и видеозаписей не было. В судебной практике они использовались, и процессуальная теория относила их либо к вещественным, либо к письменным доказательствам.
В ГПК 2002 г. аудио- и видеозаписи предусмотрены в качестве самостоятельного вида доказательств. Им посвящены ст. 77, 78 и 185 ГПК.
Статья 77 ГПК определяет, что в суд могут представляться аудио-и видеозаписи на электронном или ином носителе.
Это могут быть аудио- и видеокассеты, лазерные диски, записи, сохраненные в памяти мобильных телефонов, диктофонов, автоответчиков и др.
На аудио- и видеозаписи распространяются общие правила представления, исследования и оценки доказательств. Кроме того, в отношении них установлены некоторые дополнительные правила.
Так, лицо, представляющее в суд аудио- или видеозапись, обязано не только указать, какие обстоятельства дела могут быть подтверждены или опровергнуты ею (правило относимости), но также указать, когда, кем и в каких условиях осуществлялась запись. Это требование установлено для того, чтобы облегчить проверку подлинности и достоверности представленного доказательства. На основании этих данных суд сможет, например, вызвать в суд лицо, производившее запись, и допросить его в качестве свидетеля для установления подлинности записи. Указание времени и условий записи также может быть проверено судом и учтено специалистами или экспертами, если они привлечены для участия в определении подлинности записи.
Аудио- и видеозаписи прослушиваются и просматриваются судом. Их воспроизведение осуществляется в зале заседания или в ином специально оборудованном для этой цели помещении. При этом в протоколе судебного заседания должны быть указаны признаки воспроизводящих источников доказательств и время воспроизведения (ч. 2 ст. 185 ГПК).
После прослушивания или просмотра аудио- или видеозаписи суд заслушивает лиц, участвующих в деле, которые могут дать свои объяснения относительно содержания воспроизведенной звукозаписи или видеозаписи, ее достоверности, доказательственного значения и подлинности самой записи.
Воспроизведение аудио- или видеозаписи при необходимости может быть повторено полностью или в какой-либо части. Это может быть сделано по инициативе самого суда либо по ходатайству лиц, участвующих в деле.
Для получения консультаций или оказания непосредственной технической помощи при прослушивании и просмотре видеозаписей суд может привлекать специалистов.
Если при исследовании аудио- и видеозаписей возникнут вопросы, требующие специальных познаний, а консультаций специалистов для их разрешения будет недостаточно, суд может назначить экспертизу.
В соответствии со ст. 23 Конституции, устанавливающей неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, ГПК предусматривает, что при воспроизведении аудио- или видеозаписи, содержащей сведения личного характера, а также при ее исследовании применяются правила ст. 182 ГПК: записи, содержащие сведения личного характера, могут воспроизводиться и исследоваться в открытом судебном заседании только с согласия лиц, которых они касаются. При отсутствии такого согласия судебное заседание в этой части должно быть закрытым.
Закон (ст. 78 ГПК) предусматривает, что носители аудио- и видеозаписей должны храниться в суде. Лицам, их представившим, они, как правило, не возвращаются. Только в исключительных случаях после вступления решения суда в законную силу носители аудио- и видеозаписей могут быть возвращены гражданину или организации, от которых были получены.
Вместе с тем, по ходатайству лица, участвующего в деле, ему может быть выдана копия записи, изготовленная за его счет.
По вопросу возврата носителей аудио- и видеозаписей суд выносит определение, на которое может быть подана частная жалоба.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 781;