Ярослав Мудрый (1019-1054).
а )Путем заключения династических браков (со Швецией, Норвегией, Польшей, Византией, Францией; например, Ярослав был женат на дочери шведского короля; старшая дочь Анна была женой французского короля Генриха I и после его смерти и до совершеннолетия сына управляла Францией) Ярослав укреплял международный авторитет Руси.
б) В честь полного и окончательного разгрома печенегов в Киеве был воздвигнут величественный Софийский собор.
в) Открывались школы, была создана библиотека. Он покровительствовал просвещению и строительству.
г ) При нем был написан первый свод (кодекс) законов государства – «Русская правда». Эти законы были дополнены преемниками Ярослава – дополнения получили название «Правда Ярославичей». Из «Русской правды» мы узнаем о социальной организации государства.
«Русская правда» ограничивает обычай кровной мести кругом близких родственников; вводит
штрафы (штраф назывался «вира») в защиту интересов имущих слоев.
Население делилось на категории:
люди (людины)-свободные общинники, основное население страны.
смерды – вторая большая группа (вероятно, имели определенную форму зависимости; крестьяне, вынужденные в силу каких то обстоятельств жить на земле господина за пользование ею платить оброк-отдавать часть урожая). Все же их можно определить как категорию свободных крестьян. Эта категория пополнялась за счет людинов, когда князь передавал часть земель в вотчины боярам. Именно так они названы в одном из вопросов ЕГЭ.
«Русская правда» различает несколько категорий зависимого населения:
закупы – крестьянин, взявший ссуду («купу») и попавший в долговую кабалу и не имевший возможности уйти от господина, не отдав долг. Закуп работал слугой в доме или в поле, был лишен личной свободы, но сохранял свое хозяйство и мог выкупиться.
рядовичи – крестьянин, заключивший с хозяином земли договор («ряд») на выполнение работ. Они теряли свободу на время заключения договора.
Была еще одна категория населения – рабы. Они известны под разными названиями:
холоп – человек, находившийся в полной зависимости от хозяина земли; полностью несвободный человек.
челядь – домашние слуги
По «Русской правде» рабы были полностью бесправными. Раб не мог быть свидетелем в
суде. За его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только
раб, но и тот, кто ему помогал. Свободный человек мог продать себя в холопы от нужды; если
женился на холопке, не обговорив свою свободу; холопами становились дети холопов;
нарушившие договор рядовичи; пленники.
Небольшую часть населения составляли изгои – люди, лишившиеся своего социального статуса: холопы, отпущенные на свободу, общинники, изгнанные из верви и т.п. Они пополняли ряды ремесленников или княжеской дружины.
Верхушку общества составляли князья, бояре, дружинники и священники. В XI веке началось образование наследственных земельных владений – вотчин (вотчина-это земельное владение передававшееся по наследству; владельцами вотчин были бояре). Вотчинами управляли: огнищанин
(управитель вотчины), тиун (княжеский или боярский приказчик, управитель). Их жизнь в «Русской правде» ценилась в десятки раз больше, чем жизнь зависимого человека.
«Русская правда» дает основание считать русское государство раннефеодальным; все признаки феодализма на начальной стадии развития. Феодализм – система организации общества, при которой вся земля принадлежала знати (феодалам), а зависимые от феодалов крестьяне обрабатывали эту землю и несли повинности.
Признаки феодализма:
-наличие государственной власти князя
-существование законодательства
-обложение населения налогами
Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу назначить киевским митрополитом впервые русского человека – священника Илариона.
Перед смертью Ярослав Мудрый разделил княжеские владения между своими старшими сыновьями. Вскоре между ними начались конфликты и усобицы.
Попытки удержать государство от распада и прекратить усобицы предпринял внук Ярослава Мудрого – Владимир Мономах.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 892;