Возрастная периодизация.
В течение многих веков считалось, что изменения с возрастом ребенка сводятся лишь к количественным: тогда считали, что детский организм - это взрослый в миниатюре. Такой подход к ребенку, мерилом взрослого, по данными общей физиологии и патологии проявил себя, по меткому выражению известного русского педиатра Маслова, ″гекатомбами детских трупов″. Детская смертность в XIX веке по его данным такова: из каждых 1000 новорожденных 550 достигало 6 лет, менее половины - 10 лет. Особенно велика смертность была в раннем детском возрасте. Ежегодно в России умирало 100 тыс. младенцев в возрасте до 3 лет. Колоссальная детская смертность параллельно с прогрессом медицины заставила признать, что организм ребенка имеет целый ряд особенностей строения, функционирования, которые изменяются в процессе развития.
Развитие ребенка – это непрерывный процесс. Однако уровень и темпы его развития в различные периоды жизни далеко не одинаковы. Именно поэтому в различные периоды жизни ребенок имеет количественные и качественные отличия не только от взрослого человека, но и от других возрастных периодов, что в конечном счете и определяет те различия в поведении детей на разных возрастных этапах, которые хорошо известны родителям и педагогам.
Периоды усиленного роста сменяются периодами его замедления. В периоды замедления роста наблюдается усиление процессов дифференцировки и формообразования.
Знание главных закономерностей возрастного развития позволяет подойти к решению практически важных задач, лежащих в основе педагогики и медицины. Важнейшая из них - оценка возрастной нормы. С позиции адаптивного характера развития критерии возрастной нормы должны учитывать диапазон возможностей организма, обеспечивающих надежность его функционирования на каждом этапе онтогенеза.
Возрастная норма нередко рассматривается как совокупность среднестатистических параметров, характеризующих морфофизиологические особенности организма. Однако такое представление о возрастной норме не отражает сущности самих возрастных преобразований, определяющих развитие организма по адаптивному пути и организующих его взаимоотношения с внешней средой.
Развитие представлений о критериях возрастной нормы определяют подходы к возрастной периодизации развития. Одним из наиболее распространенных является подход, в основе которого лежит анализ оценки морфологических признаков (рост, смены зубов, нарастание массы тела и т.д.).
Одной из первых схем деления развития ребенка на отдельные возрастные периоды была схема, предложенная Н.П.Гундобиным (1906), которая в несколько видоизмененной форме (А.А.Тур, 1960) выглядит следующим образом:
1. Период внутриутробного развития плода (утробное детство)
- Фаза эмбрионального развития (эмбрион).
- Фаза плацентарного развития (плод).
2. Период новорожденности.
3. Период вскармливания грудью (грудной или младший ясельный возраст).
4. Период молочных зубов.
- Преддошкольный возраст (средний и старший ясельный возраст).
- Дошкольный возраст.
5. Период отрочества (младший и средний школьный возраст).
6. Период полового созревания (старший школьный возраст)
Наиболее полная возрастная периодизация, основанная на морфологических и антропологических признаках, была предложена В.В. Бунаком, по мнению которого в изменениях размеров тела и связанных с ними структурно-функциональных признаков отражаются преобразования метаболизма организма с возрастом.
Согласно этой периодизации в постнатальном онтогенезе выделяются следующие периоды:
1. Младенческий, охватывающий первый год жизни ребенка и включающий начальный (1-3, 4-6 мес.), средний (7-9 мес.) и конечный (10-12 мес.) циклы;
2. Первого детства (начальный цикл: 4 года, конечный – 5-7 лет)
3. Второго детства (начальный цикл: 8-10 лет - мальчики, 8-9 лет - девочки; конечный: 11-13 лет - мальчики, 10-12 лет - девочки);
4. Подростковый (14-17 лет - мальчики, 13-16 лет - девочки);
5. Юношеский (18-21 год - юноши, 17-20 - девушки);
6. Взрослый период начинается с 21 года.
Как видно, эту классификацию возрастных периодов, отражающую в большей степени существующую систему воспитания и обучения, нельзя считать приемлемой.
В возрастной и педагогической психологии часто используют периодизацию, основанную на педагогических критериях (в частности, периоды дошкольного возраста подразделяются в соответствии с группами детского сада; школьный возраст подразделяют на три этапа: (1-4 класс, 4-8 класс, 8-10 класс)).
Также распространенная в настоящее время возрастная периодизация с выделением периодов новорожденности, ясельного, дошкольного и школьного возрастов у детей отражает скорее систему детских учреждений, нежели истинные возрастные особенности.
Согласно возрастной периодизации, принятой в 1965 году на 7-й Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР в г. Москва, в жизненном цикле человека выделяют следующие периоды:
Новорожденный - 1-10 дней
Грудной возраст - 10 дней - 1 год.
Раннее детство - 1-3 года.
Первое детство - 4-7 лет.
Второе детство - 8-12 лет мальчики - 8-11 лет девочки
Подростковый возраст - 13-16 лет мальчики - 12-15 лет девочки
Юношеский возраст - 17-21 год юноши - 16-20 лет девушки
Зрелый возраст I период - 22-35 лет мужчины; - 21-35 лет женщины
II период - 36-60 лет мужчины; - 36-55 лет женщины
Пожилой возраст - 61-74 год мужчины - 56-74 лет женщины
Старческий возраст - 75-90 лет мужчины и женщины
Долгожители - от 90 лет и более
Эта периодизация несколько отличается от предложенной В.В. Бунаком за счет выделения периода раннего детства, смещения границ второго детства и подросткового периода и, кроме того, в данной классификации представлены все периоды постнатального онтогенеза. Однако следует учитывать, что всякая возрастная периодизация довольно условна, но необходима для учета меняющихся в процессе онтогенеза физиологических и морфологических свойств организма, для разработки научно обоснованной системы охраны здоровья, системы обучения, разработки социальных программ и так далее. Также не следует забывать, что не всегда календарный (паспортный) возраст соответствует их биологической зрелости, возможны и задержка биологического развития, и его ускорение.
Следует признать, что проблема возрастной периодизации окончательно не решена, прежде всего потому что все существующие периодизации, включая и общепринятую, недостаточно физиологически обоснованы. Они, в частности, не учитывают адаптивно-приспособительный характер развития и механизмы, обеспечивающие надежность функционирования физиологических систем и целостного организма на каждом этапе онтогенеза. Это определяет необходимость выбора наиболее информативных критериев периодизации.
В процессе изучения дисциплины воспитателям и педагогам наиболее целесообразно выделять пять этапов развития ребенка, пользуясь схемой возрастной периодизации Н.Н.Карташева (1976):
1. этап. Грудной возраст 1 год жизни
2. этап. Ясельный возраст 2 и 3 год жизни
3. этап. Дошкольный возраст 4 и 6 год жизни
4. этап. Младший школьный возраст 7 – 11 лет (девочки)
7 – 13 лет (мальчики)
5. этап. Подростковый возраст 12 - 17 лет (девушки)
14 – 18 лет (юноши)
В процессе индивидуального развития организм ребенка изменяется как единое целое. Его структурные, функциональные и адаптационные особенности обусловлены взаимодействием всех органов и систем на разных уровнях интеграции - от внутриклеточного до межсистемного. В соответствии с этим ключевой задачей возрастной периодизации является необходимость учета специфических особенностей функционирования целостного организма.
Ниже приводится краткая характеристика основных этапов периода развития, в соответствии с возрастной периодизацией, принятой для медико-биологических исследований в нашей стране.
Новорожденность (0—10 дней). Время вскармливания ребенка молозивом. Новорожденный человек» целом менее «зрелый» и более беспомощный, чем новорожденный шимпанзе, который соответствует примерно 4-5-месячному ребенку. Однако вес ребенка (по отношению к весу взрослого) относительно больше, чем у шимпанзе. В абсолютных цифрах вес мальчика составляет в среднем 3400-3586 г, девочки — 3250-3400 г.
Грудной возраст (10 дней — 1 год) — от перехода к питанию «зрелым» молоком до прорезывания первых молочных зубов. Ней» более интенсивный рост: за год длина тела увеличивается примерно в полтора раза, удвоение «все происходит к 4-5 месяцам. Начало выпрямления тела (непосредственное или через стадию «четвероногости»), а также познавательного развития и еще «детской» речи.
Раннее детство (1-3 года). Завершение прорезывания молочных зубов, резкое падение интенсивности роста. Замена «детской речи» «взрослой», зарождение самосознания. Ведущая деятельность — предметно-манипуляторная.
Первое детство (4 — 7 лет). У многих детей наблюдается небольшое ускорение роста («первый ростовой скачок»), появление первых постоянных зубов и к концу периода — еще слабых признаков полового диморфизма. Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра. Начало формирования самосознания, половой идентификации (осознание пола), завершение в основном освоения речи, первоначальное становление личности.
Второе детство (8-11 лет у женщин и 8-12, лет у мужчин). Завершение прорезывания постоянных зубов, кроме «зубов мудрости».- Начало полового созревания и усиленного роста тела в дайну, прежде всего у женщин. В психологическом плане — переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, осознание места в системе общественных отношений, развитие внимания и произвольной памяти.
Подростковый период (12-15 лет у женщин и 13-16 лет у мужчин). Период интенсивного полового созревания (пубертатный). Характерен пубертатный скачок роста («второй ростовой скачок»), раньше у женщин. Бурные морфофункциональные сдвиги, затрагивающие все основные системы организма. В психологическом плане — интенсивное интеллектуальное развитие (самоанализ, самовоспитание), личностная и эмоциональная нестабильность, более высокая половая идентификация.
Одной из попыток поиска интегрального критерия, характеризующего жизнедеятельность организма, являлась предложенная Рубнером оценка энергетических возможностей организма, так называемое «энергетическое правило поверхности», отражающее отношения между уровнем обмена веществ и энергии и величиной поверхности тела. Этот показатель, характеризующий энергетические возможности организма, отражает деятельность физиологических систем, связанных с обменом веществ: кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения и эндокринной системы. Предполагалось, что онтогенетические особенности функционирования этих систем должны подчиняться «энергетическому правилу поверхности».
Однако рассмотренные выше теоретические положения об адаптивном приспособительном характере развития дают основания считать, что в основу возрастной периодизации должны быть положены не столько критерии, отражающие уже достигнутые к: определенному моменту созревания стационарные особенности жизнедеятельности организма, сколько критерии взаимодействия организма со средой.
О необходимости такого подхода к поиску физиологических критериев возрастной периодизации высказывался и И.А. Аршавский. Согласно его представлению, в основу возрастной периодизации должны быть положены критерии, отражающие специфику целостного функционирования организма. В качестве такого критерия предлагается выделенная для каждого этапа развития ведущая функция.
В детально изученном И. А. Аршавским и его сотрудниками раннем детском возрасте в соответствии с характером питания и особенностями двигательных актов выделены периоды:
- неонатальный, во время которого имеет место вскармливание молозивным молоком (8 дней),
- лактотрофной формы питания (5—6 мес),
- лактотрофной формы питания с прикормом и появление позы стояния (7—12 мес),
- ясельного возраста (1—3 года) - освоение локомоторных актов в среде (ходьба, бег).
Надо отметить, что И. А. Аршавский придавал особое значение двигательной деятельности как ведущему фактору развития. Подвергнув критике «энергетическое правило поверхности», И.А.Аршавский сформулировал представление об «энергетическом правиле скелетных мышц», в соответствии с которым интенсивность жизнедеятельности организма даже на уровне отдельных тканей и органов определяется особенностями функционирования скелетных мышц, обеспечивающих на каждом этапе развития особенности взаимодействия организма и среды.
Однако надо иметь в виду, что в процессе онтогенеза возрастает активное отношение ребенка к средовым факторам, усиливается роль высших отделов ЦНС в обеспечении адаптивных реакций на внешнесредовые факторы, в том числе и тех реакций, которые реализуются путем двигательной активности.
Поэтому особую роль в возрастной периодизации приобретают критерии, отражающие уровень развития и качественные изменения адаптивных механизмов, связанных с созреванием различных отделов мозга, в том числе и регуляторных структур центральной нервной системы, обусловливающих деятельность всех физиологических систем и поведение ребенка.
Это сближает физиологические и психологические подходы к проблеме возрастной периодизации и создает базу для выработки единой концепции периодизации развития ребенка. Л.С.Выготский в качестве критериев возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для конкретных этапов развития.
Продолжая эту линию, А. Н.Леонтьев и Д. Б. Эльконин особое значение в возрастной периодизации придавали «ведущей деятельности», определяющей возникновение психических новообразований. При этом отмечалось, что особенности психического, так же как и особенности физиологического развития определяются как внутренними (морфофункциональными) факторами, так и внешними условиями индивидуального развития.
Одна из целей возрастной периодизации - установить границы отдельных этапов развития в соответствии с физиологическими нормами реагирования растущего организма на воздействие факторов внешней среды. Характер ответных реакций организма на оказываемые воздействия самым непосредственным образом зависит от возрастных особенностей функционирования различных физиологических систем. По мнению С.М. Громбаха, при разработке проблемы возрастной периодизации необходимо учитывать степень зрелости и функциональной готовности различных органов и систем. Если те или иные физиологические системы на определенном этапе развития и не являются ведущими, они могут обеспечивать оптимальное функционирование ведущей системы в различных средовых условиях, и поэтому уровень зрелости этих физиологических систем не может не сказываться на функциональных возможностях всего организма в целом.
Для суждения о том, какая система является ведущей для данного этапа развития и где лежит рубеж смены одной ведущей системы другой, необходимо оценить уровень зрелости и особенности функционирования различных органов и физиологических систем.
Таким образом, возрастная периодизация должна опираться на три уровня изучения физиологии ребенка:
1. внутрисистемный;
2. межсистемный;
3. целостного организма во взаимодействии со средой.
Вопрос о периодизации развития неразрывно связан с выбором информативных критериев, которые должны быть положены в ее основу. Это возвращает нас к представлению о возрастной норме. Можно полностью согласиться с высказыванием П. Н. Василевского о том, что «оптимальные режимы деятельности функциональных систем организма являются не среднестатистическими величинами, а непрерывными динамическими процессами, протекающими во времени в сложной сети коадаптированных регуляторных механизмов». Есть все основания считать, что наиболее информативны критерии возрастных преобразований, которые характеризуют состояние физиологических систем в условиях деятельности, максимально приближающейся к той, с которой объект исследования - ребенок - сталкивается в своей повседневной жизни, т.е. показатели, отражающие реальную приспособляемость к условиям окружающей среды и адекватность реагирования на внешние воздействия. Основываясь на концепции системной организации адаптивных реакций, можно полагать, что в качестве таких показателей прежде всего должны быть рассмотрены те, которые отражают настолько зрелость отдельных структур, сколько возможность и специфику их взаимодействия со средой. Это относится как к показателям, характеризующим возрастные особенности каждой физиологической системы в отдельности, так и к показателям целостного функционирования организма. Все вышеизложенное требует комплексного подхода к анализу возрастных преобразований на внутрисистемном и межсистемном уровнях.
Не менее важным при разработке проблем возрастной периодизации является вопрос о границах функционально различных этапов. Иными словами, физиологически обоснованная периодизация должна опираться на выделение этапов «актуального» физиологического возраста.
Выделение функционально различных этапов развития возможно только при наличии данных об особенностях адаптивного функционирования различных физиологических систем в пределах каждого года жизни ребенка.
Многолетние исследования, проведенные в Институте возрастной физиологии РАО, позволили установить, что, несмотря на гетерохронию развития органов и систем, внутри периодов, рассматриваемых как единые, выявлены узловые моменты, для которых характерны существенные качественные морфофункциональные преобразования, приводящие к адаптивным перестройкам организма. В дошкольном возрасте это возраст от 3—4 к 5—6 годам, в младшем школьном — от 7—8 к 9—10 годам. В подростковом возрасте качественные изменения деятельности физиологических систем приурочены не к определенному паспортному возрасту, а к степени биологической зрелости (определенным стадиям полового созревания).
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 7194;