Потребность новой эпохи в социологии
Социология как специализированная область научного знания возникла в середине XIX в.
Первый этап – ранней теоретической классики в социологии – приходится на 20-70-х годах 19в. Его олицетворяют О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс.
Второй этап – ранней теоретико-методологической классики и начало ее институционализации – охватывает период с 80-х годов ХIХ в. до первой мировой войны. Он запечатлен в произведениях Ф.Тенниса, Э.Дюркгейма, М.Вебера.
Третий этап образует зрелая теоретико-методологическая классика (от первой мировой войны до 70-х годов XX в.) Она представлена в трудах П.Сорокина, Т.Парсонса, Р.Мертона, ряда французских, английских, немецких социологов, работавших в период.
Четвертый – постклассический или современный этап – с 1980-х годов до настоящего времени.
Не случайно, что социология возникла в середине XIX в. в культурно и экономически наиболее развитых странах Западной Европы: Франции, Германии, Англии. Этому способствовало:
– интенсивное становление и развитие основ раннего буржуазного, или раннелиберального общества;
– формирование дифференцированной структуры общества;
– активизация новых социальных сил: в том числе массовых (профессиональные союзы трудящихся, политические партии и движения), которые нуждались в ясном понимании сложных, подчас революционных процессов.
Понимание структуры и динамики нового общества требовало новых знаний, способных удовлетворить такую потребность. До появления социологии имелись два вида знаний об обществе, которые существовали независимо друг от друга:
А )философское (социальная философия) и
Б)эмпирическое.
А) Философское знание нового времени было представлено либеральными идеями:
Томас Гоббс и Джон Локк в Англии, Шарль Монтескье и Жан-Жак Руссо во Франции создали социально-философские и политические концепции, в которых верно схвачена социальная тенденция новой эпохи. Центром этих концепций стал рядовой человек Нового времени как субъект становления нового общества. Это уже не подданный короля или царя, а гражданин, обладающий неотъемлемыми правами и свободами. Его отношения с другими гражданами, равными ему по этим правам и свободам, образуют гражданское общество.
Как члены этого сообщества они заключают «общественный договор» с государством: делегируют ему часть своих прав в обмен на защиту своих гражданских прав и свобод. Но эти и подобные им концепции выражали лишь начальные, недостаточно дифференцированные состояния раннелиберального общества. К тому же они были обоснованы лишь теоретически, а не эмпирически.
Б) Эмпирическое знание того времени об обществе возникло для решения практических задач.
В Англии XVII-XVIII вв. это была «политическая арифметика», которая использовала количественные методы для изучения причин и тенденций смертности, анализа результатов первых переписей населения (Дж.Граунт, В.Петти, Э.Галлей).
В Германии подобный статистический анализ осуществляло так называемое «государствоведение», Staatswissenschaft, т.е. учение о массовых явлениях и фактах жизни государства. Из анализа таких фактов и возникла статистика как специальная наука (термин «статистика» имеет в своем корне слово «государство»: нем. Staat, англ. state). Такого рода эмпирическое знание было далеко от социальной теории. Но оно стало важной предпосылкой возникновения социологии - эмпирической предсоциологией.
Таким образом, социология возникла в ответ на двоякую потребность социальных субъектов Нового времени:
1. в синтезирующем знании о новом обществе как целостном объекте, который возникает в результате действий множества субъектов;
2. в специализированном знании, которое соединяет теорию с эмпирическим обоснованием и позволяет субъектам достигать практических успехов.
Эта потребность имела интернациональный характер. Ее основателями иранними теоретическими классиками стали крупнейшие западноевропейские мыслители. Затем география социологии стала быстро расширяться. Остается добавить, что современная эпоха, XXI в. предъявляет значительно более широкий и качественно новый спрос на целостное социологическое знание.
К середине XIX века социология оформляется как самостоятельная наука. Ее родоначальник О. Конт (1789- 1857 гг.) свое учение, основными частями которого были социальная статика (изучение структур общества, взятых как бы в застывшем виде) и социальная динамика (анализ последовательности социальных изменений), назвал “социальной физикой”. Обнаружив, что А. Кетлеуже использует этот термин, О. Конт в 1839 г. в работе «Курс позитивной философии» назвал свое учение социологией.
Он определял социологическое знание как знание, основанное на фактах, на эмпирическом и аналитическом исследовании социальных явлений. Это позволяет, по мнению Конта, социологии уйти от абстрактных построений, стать наукой, близкой естествознанию, использующей методы естественных наук и именно поэтому способной решать проблемы общественной жизни. Такой взгляд можно определить как позитивистский.
Позитивизм – доктрина, согласно которой существуют тесные связи между социальными и естественными науками и социология должна быть уподоблена естественным наукам как по своим процедурам, так и по характеру получаемых данных. Термину «позитивный» О.Конт придавал пять значений:
реальный,
полезный,
достоверный,
точный,
организующий:
1) реальное в противовес химерическому;
2) полезное в противовес негодному;
3) достоверное в противовес сомнительному;
4) точное в противовес смутному
5) организующее в противовес разрушительному
К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосредственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом.
В представлении социолога научное или позитивное мышление было высшей ступенью эволюции человеческого знания, проходящего три стадии развития:
теологическоемышление (когда для объяснения различных явлений люди обращаются к сверхприродным силам или божествам);
метафизическоемышление (когда люди пытаются разъяснить эти явления с помощью абстрактных умозрительных понятий);
позитивноемышление (когда они формулируют достоверные утверждения, основанные на фактах и знаниях естественных наук).
Социология в понимании Конта была царицей наук и занимала высшее место – в их иерархии и могла появиться только на базе развития всех предшествующих ей наук: математики, астрономии, химии, физики, биологии. Исходя из того, что мир природы и мир социальной жизни составляют единое целое, он утверждал, что методы социологии должны опираться на те же самые основы, что и методы естественных наук – сциентизм.
При этом особенно важно, что она должна опираться на факты и не выходить за пределы, определяемые возможностями фактического наблюдения.
К позитивным методам Конт относит:
наблюдение,
эксперимент,
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1886;