Лекция 9. Изобразительное искусство Древнего Египта времени Древнего царства (4 ч.). Раскрытие объема понятия «социум» происходит одновременно в двух аспектах - актуально-историческом и общечеловеческом
Раскрытие объема понятия «социум» происходит одновременно в двух аспектах - актуально-историческом и общечеловеческом. С одной стороны, персонаж представлен как конкретный правитель государства (древнеегипетский фараон) и снабжен соответствующими атрибутами (клавт, схенти). Художественный образ, предлагаемый произведением зрителю, подчеркивает роль Хафра как правителя единого государства, состоящего из двух частей. На это указывает иероглиф «sema» - «объединение» на боковых сторонах трона фараона. Таким образом, Хафра представлен как объединитель страны Кемет и залог этого государственного единства. Художественный образ декларирует: пока на троне Хафра, Египет будет единым и непобедимым. С другой стороны, художественный образ, возникающий в идеальном отношении зрителя и данного художественного творения, репрезентирует иной социум. Это именно тот, священный, сакральный социум, который необходимо было скрыть от непосвященных, потому статуя и была помещена в специальный сердаб, открывающий только ее глаза и уши. Этот сокрытый социум представляет собой модель Мироустройства, объединяющую три мира:
мир тяжелый и таинственный, дотварный, репрезентируемый массивным кубом трона, имеющий потенцию раскрыться, развернуться, поскольку из него проступают элементы, определяемые как фрагменты тел хищных животных;
мир тварный, представленный эталонным человеком, во всей его красоте и мощи;
мир нетварный, репрезентируемый фигурой бога Гора, «сокола, пронизывающего мировое пространство», отвечающего за смену времен года и времени суток, главного божества в период IV династии, простирающего крылья над всем Мирозданием.
В этом случае иероглиф «объединение» может быть прочитан как модель Мироустройства, представляющая:
- то, что было до сотворения мира (первоначальный холм),
- сам акт творения мира (соитие мужского и женского начал),
- мировую ось, представленную также фигурой фараона,
- мир сотворенный,
- мир верхний, божественный, явленный в виде распустившихся бутонов растений.
Такая модель Мироустройства является универсальной, характерной не только для египетской религии, но для большинства религиозных систем, а потому - актуальной и для современных зрителей.
На этом этапе художественный образ статуи Хафра, представляя объемы понятий «человек» и «социум», репрезентирует также особенности социального устройства Древнего Египта как двуединого государства, управляемого великим фараоном, поддерживающим единство этой территории, и целый ряд особенностей религии и мифологии Египта, таких как священная трехчастная модель Мироустройства, божественное
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 681;