Лекция 9. Изобразительное искусство Древнего Египта времени Древнего царства (4 ч.). охватывает все виды древнеегипетского искусства, закладывая основу их органического синтеза.
охватывает все виды древнеегипетского искусства, закладывая основу их органического синтеза.
Все без исключения памятники изобразительного искусства древних египтян построены в соответствии со структурой пропорций, составляющих шкалу из восьми величин, которые получены из девятой - исходной, соответствующей максимальному размеру всей композиции. Суть канона в том, что пропорциональные величины образуют стройную и строгую систему соответствия между размером всей композиции и каждого ее элемента. Геометрические построения позволяют определить восемь пропорциональных величин, которые в порядке убывания располагаются следующим образом: М (АС), А, С, S, О, N, Е, J, R.
Высчитать эти величины можно по пропорции АВ/ВС=АС/АВ, где АС - максимальная величина, АВ получается путем деления отрезка АС в золотом сечении. А само золотое число Ф = 1,618... , что при написании в виде натуральной дроби приблизительно получится 5/3, 8/5, 13/8, 21/13 ... При этом, числовые значения получены в безразмерных величинах, допускающих использование любых единиц измерения, будь то локоть, стопа, кулак, употребляющийся в Древнем Египте, или современная метрическая система.
Нет никаких документальных данных, подтверждающих использование египтянами системы пропорциональных величин, но их присутствие прослеживается во всех памятниках Древнего Египта, начиная с пирамид и кончая любым произведением малых форм.
В древнеегипетских памятниках человеческая фигура практически всегда изображалась целиком. Лишь очень небольшое число произведений выходит за пределы этого правила (гизехские головы, скульптурные модели - т.е. вещи вспомогательного назначения). Отсюда и в пропорционировании фигуры мастер исходил из целостного ее осмысления, ведя расчет пропорциональных величин соответственно полному росту.
Начиная со времени Древнего царства и кончая эпохой Саиса, в Египте существовала система измерения, согласно которой высота стоящей или сидящей фигуры укладывалась в 18 квадратов, причем верхняя линия 18-го квадрата приходилась на уровень середины лба, так что вся фигура в полный рост выходила за пределы сетки. Согласно этой системе локоть измерялся длиной ладони от кисти до большого пальца. В связи с этим малый локоть состоял из шести ладоней, которые трижды укладывались в фигуре, соответствуя 18-ти квадратам.
Механическая конструкция сетки распространялась лишь на изображения человеческой фигуры, отчасти - животных, построение композиций и не затрагивала памятников архитектуры, будучи неприемлемой для них, поскольку архитектурные сооружения требуют точного, а не приблизительного расчета.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 785;