Лекция 7. Архитектура и изобразительное искусство Египта времени Раннего царства (2 ч.) 3. Изобразительное искусство Египта времени Раннего царства
Почти вся скульптура Раннего царства была найдена не в гробницах, а в тайниках храмов, куда жрецы переносили давно посвященные в храмы статуи. Известны тайники в храмах городов Нехена, Абидоса и Коптоса. Найденные в тайниках статуи являлись объектами поклонения, предназначались для обрядов или посвящались божеству с той или иной целью.
Большинство обнаруженных царских статуй связано с обрядом хеб-сед. В древности под шатром сажали укутанный в саван труп только что убитого старого предводителя племени. Теперь же статуя царя, заменившая труп, должна была изображать именно сидящего царя (статуя фараона конца II династии Хасехема из шифера).
Встречаются изображения идущего во время ритуала старого фараона. (Статуэтка идущего царя), сгорбленного под тяжестью короны.
В период Раннего царства в древнеегипетском рельефе складываются основные правила изображения фигур и персонажей. Ко времени правления пятого фараона I династии Удиму определяются канонические закономерности в изображении ряда сцен и фигур:
•S царь, убивающий врага;
•S эпизоды хеб-седа;
•S царь, убивающий гипоппотама;
•S собака, преследующая газель;
•S собака, перегрызающая горло опрокинутой навзничь антилопе;
•S сцена ловли водяных птиц сетями.
Особые правила изображения фигур человека, животных, птиц, а также окружающего их художественного пространства складываются в соответствии со стремлением древнеегипетских мастеров передать зрителю гармонию объективного трехмерного пространства на плоскости и включают
•S использование метода ортогональных проекций;
•S применение ряда условно-чертежных приемов (условные повороты плоскостей изображения, разрезы, разномасштабность изображения, условный сдвиг);
•S знаковый характер древнеегипетского рельефа и живописи.
Наиболее репрезентативна в этом плане плита фараона Нармера (шифер, высота 64 см.)
В палетке отмечено становление ряда специфических признаков канона как художественной системы: фризообразность композиции, расположение сцен по регистрам, разномасштабность фигур, пропорциональная соразмерность и замкнутость композиционных построений.
ТЕМА 4. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 649;