ЛЕКЦИЯ № 11. Компьютер и социализация
Компьютер– электронная вычислительная машина, применяемая для решения определенных математических задач с различным объемом вычислений, основанная на использовании электронных приборов и устройств для обработки разнообразной информации.
В последнее время компьютеры являются основой новых информационных технологий, применяющихся практически во всех сферах человеческой деятельности и способствующих социализации своих пользователей. Это связано с интерактивным характером данных технологий. Современные персональные компьютеры и разработанное программное обеспечение предоставляют широкие познавательные возможности для своих пользователей.
Источником познания является и Интернет, соединяющий в себе систему глобальной мультимедийной связи пользователей между собой и систему доступа к многочисленным банкам информации, распределенным в масштабах всего мира.
Это определяется тем, что, обладая возможностью неограниченного доступа к сетевой информации, пользователь может задаться целью освоить ту или иную область знания или расширить свой кругозор. Стимулирующим фактором стремления к самообразованию может послужить любознательность или, наоборот, обостренная рефлексия.
Интернет предоставляет пользователю выбор, какая информация может быть ему полезна, а какая – нет. Отсутствие внешних ограничений на получение информации, вероятно, одно из самых привлекательных свойств Интернета. В то же время бесконтрольность доступа к его ресурсам несет в себе достаточно серьезную потенциальную опасность для развития человека. В глобальной сети находится большое количество ресурсов порнографического содержания, которые демонстрируют и пропагандируют различные формы насилия. Особенно негативно это сказывается на еще неокрепшем сознании подростков.
Компьютер и Интернет предоставляют широкий спектр возможностей для творческой самореализации человека с помощью создания и редактирования изображений, моделирования трехмерных объектов и ландшафтов, создания аудио– и видеоконтента, компьютерной анимации, разработки авторских мультимедийных навигационных, справочных и обучающих систем, web-дизайна и многого другого.
Возможность демонстрировать результаты творчества и получение как прямой, так и косвенной оценки (например, отзывы о продукте, просьбы поделиться опытом его создания и дать консультацию) служат необходимым условием для самопрезентации и самоутверждения человека. Анонимность при демонстрации продукта творчества позволяет смягчить последствия негативной оценки, а различные способы манипулирования идентичностью (как, например, приписывание продукта сомнительного качества вымышленному автору) позволяют стать практически неуязвимым для критики и осуждения со стороны пользователей сети Интернет.
Однако следует отметить, что при отсутствии внешнего контроля творческая деятельность может приобретать асоциальный характер. Примером может служить хакерство.
Компьютер играет большую роль в стихийной социализации пользователей, благодаря тому что представляет собой специфическое средство и особую сферу коммуникации.
Степень социальной зрелости пользователей младших возрастов, проводящих много времени в Интернете, растет. Анонимность в интерактивном общении поощряет их обсуждать такие вопросы, о которых в реальной жизни они вряд ли смогли бы поговорить. С психологической точки зрения данная активность может быть охарактеризована, правда с некоторыми оговорками, как позитивная.
Однако, несмотря на достаточный потенциал положительного воздействия на развивающегося человека, общение посредством глобальной Интернет-сети, по мнению многих исследователей, несет в себе скрытую негативную составляющую – способность вызывать у пользователей привыкание, устойчивую интернет-зависимость.
По мнению некоторых исследователей, компьютерные игры достаточно негативно влияют на еще неокрепшую психику подростков. Компьютерные игры могут вызывать агрессивное поведение, стремление к насилию и экстремизму. Человек стремится уйти от реальной окружающей действительности, создавая свой собственный виртуальный мир, круг его интересов сужается, что также негативно сказывается на его дальнейшем развитии. Один из способов использования информационных возможностей компьютеров и интернет-ресурсов для целенаправленного развития человека – получающие сегодня все более широкое распространение формы дистанционного образования. Их организация заключается в пересылке заказчику информационных материалов на электронных носителях либо в создании и размещении на страницах Интернета определенным образом структурированных учебных материалов, ориентирующих учащихся в информационном пространстве базы знаний. Управление обучением реализуется посредством алгоритмов учебной деятельности, реализованных в форме инструкций по работе с этими материалами. Преимущества дистанционных форм образования перед традиционными заключаются прежде всего в возможности пользователя самостоятельно определять собственную образовательную траекторию, в частности путем выбора изучаемых курсов. В этих условиях существенно расширяются возможности жизненного (и в особенности профессионального) самоопределения личности.
Еще один вариант мобилизации современных информационных технологий для решения задач социального воспитания – освоение школой информационных возможностей компьютера и Интернета. Локальные компьютерные базы знаний, обучающие курсы в Интернете в перспективе будут предоставлять каждому учащемуся возможность свободного индивидуального доступа к ресурсам совокупного духовного и материализованного информационного потенциала общества непосредственно в рамках образовательного процесса. Кроме того, реализация в учебных аудиториях локальных компьютерных сетей существенно расширяет возможности использования различных коллективных форм работы, предполагающих совместное решение учащимися некоторых образовательных задач, основанное на распределении функций и ролей.
Данные ряда исследований позволяют говорить о возможности использования специально отобранных компьютерных игр для компенсации интеллектуальной отсталости и коррекции агрессивного поведения. Одним из перспективных направлений реализации образовательного потенциала компьютерных игр является использование специализированных обучающих программ в системе профессиональной подготовки.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 588;