Поликадр
Эпоха деления экранного творчества на специфические виды: кино, видео или телевидение - кончилась!
Появление в магазинах бытовых установок домашнего электронного кино и внедрение телевидения высокой четкости (HD и Ultra HD (4К)), растерло в пыль различия между ними.
И как бы ни старались оголтелые патриоты той или другой разновидности массовой экранной коммуникации доказать свою исключительность или обособленность друг от друга, им это уже не удастся сделать - их творчество подчиняется единым закономерностям природы общения со зрителем посредством экрана. Стереофонический звук и большой, до двух метров по диагонали, экран позволили принести в дом всю силу воз действия эффектов современного кино. А это значит, что и телевидение обладает теми же возможностями, нужно только уметь ими пользоваться.
Зритель, а зачастую и профессионал не может (да и не нужно) отличить картину, снятую на кинопленку от картины, снятой на цифровую камеру.
Сегодня на телевидении в заставках, в новостях, на видео в рекламных и песенных клипах зрителю постоянно предлагаются кадры с множественным изображением. Некоторые по незнанию называют такие кадры "мультипланами" или "мультикадрами". Но у них есть точное название, появившееся и утвердившееся в кино в 60-е годы: поликомпозиция, множественная композиция или поликадр.
Оказывается, весь опыт кинематографа и знания тридцатилетней давности сегодня вызваны жизнью к действию. Приставка "поли" пришла в русский язык из греческого. "Поли" на языке эллинов означает "полюс", "весьма", "намного", "самый", "очень" и в отдельных случаях передаст значение множественности. Но в русской словесности окончательно приобрела смысловой оттенок множественности, и мы по-другому ее не воспринимаем. По-английски кадр, сложенный из нескольких изобразительных кусков, называется "multiple shot" - составной, сложенный из частей, множественный кадр. А читается, как "малтипл шот", но совсем не - "мультиплан". Долгое время развитие и массовое применение поликадров на телевидении сдерживалось малыми размерами экрана и недостаточной четкостью изображения, хотя электронная технология позволяла пользоваться этим выразительным средством уже давно.
Первый поликадр в русском кино появился аж в 1915 в фильме Якова Протазанова "Драма на даче". Сейчас без них не обходится ни один телеканал.
А теперь возьмемся за дело!
Поликадр - пробный камень, на котором проверяется профессионализм режиссера. При его создании творцу приходится учитывать чуть ли не все 10 принципов межкадрового монтажа изображения одновременно.
Но давайте не будем забывать сложившуюся традицию: сначала вопрос. Можно ли отнести эти кадры из фильма "Большой приз" режиссера Дж. Франкерхаймера в разряд поликадров.
Ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах!
А дело в том, что первые два "поликадра" получены с помощью множительной линзы, и все его составляющие кадры являются точной копией с одного и того же плана.
То же самое можно получить, используя компьютерный готовый спецэффект или вручную на разных дорожках скомбинировать такой «мультиэкран». Этот прием хорошо известен в кино и применяется тогда, когда режиссер хочет показать на экране, как в глазах крепко подпившего человека выглядит действительность или собеседник.
Точно также нельзя отнести к поликадру изображение, разделенное линиями , части которого не смещены друг относительно друга.
Добавление на экране к ОДНОМУ кадру, в котором мы видим шлем гонщика или тахометр еще двадцати трех копий этого кадра нисколько не меняет и не расширяет содержание композиции, говоря в другой терминологии, - не прибавляет информации, не прибавляет ничего нового. И это - принципиально! Сопоставление идентичных кадров между собой не может, не способно породить новый смысл, дополнительную информацию. Сколько бы раз вы не множили единицу на другие единицы, вы все равно в итоге получите после знака равенства ту же самую единицу! Следовательно, для того, чтобы ваша множественная композиция могла претендовать на звание "поликадр", и это необходимо знать твердо, нужно сопоставить, включить в композицию кадры разного содержания. Как эти, взятые из этого фильма. Только в этом случае может народиться новый смысл композиции, произойдет расширение ее содержания благодаря сопоставлению двух разных кадров, двух или более квантов информации.
Кадр полиэкрана из фильма "Большой приз"
Вы спросите, почему же режиссер фильма делал такие «ошибки»? Посмотрев фильм, вы поймете, что все эти «ошибки» достаточно органично вписываются в фильм и вносят дополнительную динамику, подчеркивая эстетику спортивных ТВ трансляций. А на ТВ полиэкраны используются часто.
Кадр полиэкрана из фильма "Большой приз"
Дата добавления: 2015-07-10; просмотров: 1851;