Единичное, особенное и всеобщее
Каждый познаваемый нами объект предстает как единичный, с присущими ему свойствами и признаками. Но если посмотреть на действительность более внимательно, то мы увидим, что некоторые предметы, принадлежащие к одному классу, имеют сходные, общие черты. Эти черты и представляют собой особенное. Но есть и черты, присущие всем без исключе-ния представителям данного класса. Вот их и рассматривают как всеобщие.
Так, каждый человек, выступающий как единичное существо, обладает вполне определенным кругом знаний, приобретенных им в процессе познания действительности. Конечно, этот круг во многом обусловлен спецификой жизнедеятельности человека, принадлежностью его к определенной социаль-ной группе, профессии, физическими и интеллектуальными способностями и другими факторами. Но подобные факторы могут быть условиями развития и других людей, что позволяет объединить их в определенные группы или классы. Это и будет особенным в их характеристике. Но то, что все мы принадлежим к отряду homo sapiens является для нас признаком всеобщим.
Содержание и форма
Содержание представляет собой определенным образом упорядочен-ную совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление.
А способ существования и выражения этого содержания, внутренняя организация его называется формой. Т.е. эти философские категории отража-ют взаимосвязь двух сторон природной и социальной действительности. Фор-ма как внутренняя организация содержания находит свое дальнейшее развитие в категории структуры. В идеалистической философии форма сводилась к структуре, а содержание – к «материи» предмета, т.е. к его элементам и свойствам. В материалистической диалектике различаются понятия «содержание» и «материя» предмета. Структура, внутренняя упорядоченность – необходимый компонент содержания. С изменением струк-туры, организации чаще всего изменяется не только содержание объекта, но и его физические и химические свойства.
Форма тоже структурирована. Компоненты содержания и формы влияют друг на друга в процессе взаимодействия. Но при этом содержание представляет ведущую, определяющую сторону объекта, а форма – ту сторону, которая изменяется в зависимости от изменения содержания и условий его существования. Так, углерод в зависимости от условий его существования может приобретать как газообразную, так и твердую форму. Да и в твердом состоянии углерод может быть как углем, так и алмазом.
Взаимоотношения содержания и формы диалектически противоречивы.
Их единство относительно, преходяще, а в процессе развития возникают противоречия и конфликты между ними. Когда появляется несоответствие формы содержанию, то происходит «сбрасывание» старой формы и замена ее новой. Так каждому обществу соответствует определенный способ производства, состоящий из диалектически противоречивого единства производительных сил и производственных отношений. При этом производственные отношения выступают формой развития производительных сил. Важнейшими элементами последних являются люди (главная производительная сила) и орудия труда, используемые людьми для воздействия на предметы труда. Орудия и предметы труда составляют средства производства. Формой развития производительных сил выступают производственные отношения, которые могут как способствовать развитию производительных сил, так и тормозить их. Когда они становятся тормозом, мешают развитию производительных сил (содержание способа производства), последние возмущаются и заменяют старую форму на новую. Наступает эпоха социальной революции. Новые производственные отношения (форма) способствуют дальнейшему развитию производительных сил.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 565;