Интеллигенция и власть.
1.3.1. Государственная политика в 1917-1920 гг. Одновременно с созданием новой интеллигенции, верной идеям коммунизма, большевистское правительство пыталось наладить диалог с интеллигенцией. Важная заслуга в этом принадлежала наркому просвещения А.В. Луначарскому. Поначалу политика в отношении старой интеллигенции отличалась двойственностью. С одной стороны, создавались условия для творчества деятелей науки, улучшения их быта, с другой - в отношении представителей старой буржуазной школы применялись расстрелы и аресты.
1.3.2. В начале 20-х гг. политика обрела большую последовательность. Власть поддерживала тех представителей науки и искусства, кто принял революцию (К.А. Тимирязев, И.П. Павлов, Н.Е. Жуковский, В.М. Бехтерев, А.Ф. Кони, И.В. Мичурин, А.Н. Бах, В.Я. Брюсов и др.). Произошло некоторое оживление общественной жизни творческой и научной интеллигенции, снова начали действовать различные объединения литераторов, художников, ученых.
В отношении интеллигенции, открыто вставшей на антисоветские позиции, развернулись репрессии. Были высланы многие выдающиеся философы (философский пароход), художники и литераторы. Некоторые были вынуждены уехать. После 1924 г. высылки прекратились, но снова начались аресты и заключение в лагеря. Был введен частичный или полный запрет на публикацию произведений некоторых авторов (Н.С. Гумилева, А.П. Платонова). С 1927 г. начались гонения на творчество С.А. Есенина.
Менее жестокой была борьба с попутчиками - представителями творческой интеллигенции, принявшей революцию, но заявившей о своей аполитичности, независимости художественного творчества от идейных убеждений.
1.4. Политика в отношении религии и церкви. На основании декрета СНК об отделении церкви от государства и школы от церкви (от 20 января 1918 г.) вводилась свобода совести, церковных и религиозных организаций, право вести религиозную и антирелигиозную пропаганду. Но при этом главной задачей Программа РКП(б) называла содействие фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков. Велась активная борьба с религиозными пережитками.
В 1919 г. появился журнал Революция и церковь, в 1922 г. - газета Безбожник, в 1925 г. - общественная организация - Союз безбожников (с 1929 г. - Союз воинствующих безбожников). В рядах воинствующих безбожников насчитывалось к 1930 г. 3,5 млн. человек. Церковные праздники заменялись светскими, прошли аресты религиозной интеллигенции (в эти годы погибло более 8 тыс. человек из духовенства и монашествующих). В 1927 г. советская власть ликвидировала патриаршество (которое было восстановлено лишь в 1943 г.), после чего началось очередное массированное наступление на все религии. В 1932 г. был принят Декрет СНК СССР О безбожной пятилетке, в которой ставилась задача к 1 мая 1937 г. забыть имя Бога на всей территории СССР.
Дата добавления: 2015-07-30; просмотров: 715;