БЫТ и НРАВЫ
XVIII в. характеризуется ломкой средневекового образа жизни, правил поведения, усилением западноевропейского влияния на быт русского дворянства.
10.1.Наиболее заметные изменения произошли в период петровских преобразований. Петр I осознавал единство образа жизни, обычаев, быта и форм социальной активности, поэтому он начал свои преобразования с исправления нравов. Стремясь выкорчевать сонный нрав московской старины, Петр I приказал брить лицо (раньше брадобритие считалось признаком западной ереси - латинства). Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Купцы и другие горожане, стремившиеся сохранить подобие лика Христова, должны были платить специальный налог. Повсеместно вводилась более европейская одежда. С 1718 г. в домах вельмож регулярно начали проводить ассамблеи (балы-собрания).
Разрабатывались специальные правила поведения в обществе, наибольшей популярностью пользовалось изданное в 1717 г. для юношества наставление Юности честное зерцало.
10.2.В середине XVIII в. быт русского дворянства в значительной степени определялся западноевропейскими обычаями, следование которым стало принимать форму низкопоклонства перед Западом.
10.3. Результаты.Внешние проявления произошедших в XVIII в. преобразований в области быта и нравов были значительнее, чем их внутреннее содержание. Тем не менее, было бы ошибкой сводить их только к внешним, декоративным изменениям, игнорируя их существенное влияние на духовное развитие социальной верхушки общества. Очевидно, что социальных низов данные изменения коснулись в меньшей степени, быт и нравы крепостных крестьян практически не изменились. Таким образом, петровские преобразования в области быта способствовали углублению социального и культурного (социокультурного) раскола общества.
10.4.Некоторые нововведения Петра I оказали влияние на дальнейшую жизнь всего русского общества, многие сохранились до настоящего времени: Петр I разрешил запрещенное Соборным Уложением 1649 г. курение; начиная с 1 января 1700 г. в России стали праздновать Новый год и устраивать елки; тогда же Россия перешла на принятое в большинстве стран Европы летосчисление от Рождества Христова; привычными стали проводимые в петровское время общественные праздники с фейерверками и массовыми гуляниями.
ИТОГИ
11.1.Были заложены основы системы профессионального образования; началось формирование отечественной светской интеллигенции.
11.2. Рационализм начал вытеснять религиозную средневековую систему мышления, что дало мощный импульс формированию отечественной науки.
11.3. Получили развитие все виды искусств, совершенствовались методы художественного творчества. Расширение и укрепление международных культурных связей обусловило сближение отечественного искусства с западноевропейским, о чем свидетельствует появление общих художественных направлений.
11.4. Во всех областях культуры победило светское направление, что способствовало значительному расширению сферы художественного творчества.
11.5. В рамках отечественной культуры произошло резкое разграничение двух ее форм - народной и элитарной дворянской, ориентирующейся на западноевропейские духовные ценности. Возникшийсоциокультурный расколоказал негативное влияние на дальнейшее развитие отечественной культуры и стал одной из причин нарождающегося духовного кризиса.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какие факторы обусловили ускорение темпов культурного развития в XVIII в.?
2. Какие изменения происходили в отечественном образовании, чем они обусловлены?
3. Согласны ли Вы с утверждением, что преобразования Петра I в области быта имели лишь декоративный характер? Аргументируйте свой ответ?
4. Дайте характеристику всем направлениям культурного развития ХVIII в., обратив внимание на преемственность в их развитии и на влияние западноевропейской культуры.
5. М.А. Алпатов писал, что сложившаяся в Академии наук в 1730-40 гг. атмосфера была идейной бироновщиной. Как Вы понимаете это выражение? Согласны ли Вы с ним?
6. Сравните две формы русской культуры XVIII в.: элитарную дворянскую и народную. Под влиянием каких факторов они развивались, в чем причины социокультурного раскола и каковы его последствия?
литература
- Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVIII-первая половина XIX в.). М., 1985
- Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII в. М., 1987.
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб., 1994.
- От Средневековья к Новому времени. Материалы и исследования по русскому искусству XVIII-первой половины XIX века. М., 1984
- Очерки русской культуры XVIII в. Ч. 1-3. М., 1985-1988.
- Русское искусство XVIII в. М., 1968.
Дата добавления: 2015-07-30; просмотров: 922;