Церковная реформа. Крупнейшим феодалом в России оставалась церковь, которая все еще сохраняла некоторую политическую самостоятельность
Крупнейшим феодалом в России оставалась церковь, которая все еще сохраняла некоторую политическую самостоятельность, не совместимую с развивающимся абсолютизмом. Когда в 1700 г. умер патриарх Андриан, Петр решил не назначать нового. Временно во главе духовенства был поставлен рязанский метрополит Стефан Яворский, который по-прежнему должен был созывать на советы епископов – “освященный соборы”, но эти совещания носили чисто формальный характер. Патриарший разряд был упразднен, а его функции переданы восстановленному в1701 г. Монастырскому приказу. Этому приказу были подчинены патриаршие Казенный и Дворцовый приказы. Доходы, полученный от хозяйственной деятельности монастырей и других церковных учреждений, шли в основном на государственные нужды. Так, с 1701 по 1711 гг. казна получила с монастырских вотчин свыше 1 млн. руб. Одновременно государство ограничивало число монахов, запрещало им переход из одного монастыря в другой. На церковь было возложено устройство и содержание начальных школ и богаделен для увечных и больных, а также отставных солдат.
Наконец, 25 января 1721 г. Петр утвердил “ Духовный регламент“, согласно которому была проведена коренная церковная реформа, ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью был образован Святейший правительствующий Синод. Всего в ведении находились чисто церковные дела: толкование церковных догм, распоряжения о молитвах и церковной службе, цензура духовных книг, борьба с ересями, заведование учебными заведениями и смещение церковных должностных лиц и т. д. Синод также имел функции духовного суда.
11 мая 1722 г. для надзора за деятельностью Синода Петр назначил из числа близких ему офицеров обер-прокурора (И.В.Болдина), которому подчинялось синодальная канцелярия и церковные фискалы – “инквизиторы”. Все имущество и финансы церкви находились в ведении Монастырского приказа, подчиненного Синоду. Таким образом, Петр 1 полностью подчинил церковь своей власти.
Дата добавления: 2015-07-30; просмотров: 643;