ЗАСТРОЙКА СЕЛЕНИЙ
Типы застройки селений зависели от многих факторов: времени возникновения, ландшафтных особенностей, ветров, степени родства «засельщиков».
До начала XIX в. была более распространена свободная застройка. Данные деревни были раскинувшимися, разбросанными на расстоянии группами строений. Избы стояли как группами («кучковались по-родственному», «по артельности», по времени подселения), так и отдельно друг от друга. Так, в с. Имисском Минусинского уезда крестьяне из Симбирской губернии, переселившиеся сюда в 60-х годах XIX в., основали отдельную улицу в стороне от села. Впоследствии она соединилась с остальными улицами, но до сих пор называется ул. Симбирской. Зачастую при свободной застройке дома могли располагаться группами вдоль озера, реки, тракта и ориентировались фасадом на южную сторону.
Рядовая застройка — тип улицы из одного ряда домов с подворьями. Такое селение могло тянуться на несколько верст.
Уличная застройка — тип улицы из двух рядов домов с постройками, обращенными фасадами другу к другу. Данные селения более характерны для второй половины XIX – начала XX вв. Дома вдоль улицы стояли как на грани, так и в глубине дворов. Одна-две усадьбы разделялись прогонами для скота, а группы подворий по 4 – 6 разделялись переулками. Передняя линия «заплотов» с воротами была ровной. Палисадники перед домами в сибирских селениях появились только в первой трети XX в. Современники отмечали, что улицы старожильческих селений широкие, ровные, ухоженные.
Еще во второй половине XIX в. усадьба от усадьбы располагались на достаточном расстоянии, но разделы хозяйств, увеличение количества дворов, постоянные подселения переселенцев уплотняли застроенность селений. Даже в старожильческих селениях появилась скученность. Дома стали строиться в переулках, застройка при этом стала походить на квартальную.
Практически все сибирские селения имели еще одну особенность: даже при плотной уличной застройке они сохраняли обособленность на отдельные участки-коллективы по принципу родства, времени застройки, подселения, иногда по этническому признаку и пр. Назывались данные участки — «край», «гнездо», «кулига», «куток», «конец».
Наиболее высоким и красивым зданием села была церковь. Строили ее на возвышенном месте. Между храмом и домами обязательно сохраняли незастроенное пространство. На площади проходили ярмарки, но праздникам здесь разворачивалась торговля, проходили гулевания. Рядом с церковью обычно стояла церковно-приходская школа.
В сибирских селах было обычно несколько торговых «лавок». В начале XX в. частные торговцы быстро богатеют и строят свои дома и «лавки» из кирпича. Магазинами же в Сибири называли амбары-хранилища общественного зерна на случай неурожаев, стихийных бедствий и т.д. Из магазинов оказывалась помощь сиротам, инвалидам, выплачивалась хлебная «руга» священнослужителям.
Важнейшим административным зданием крупного села была «волость» — волостное правление. При «волости» имелось специальное помещение для содержания наказанных по решению общественного схода или волостного старшины — «кутузка», «холодная», «чижовка».
Каждое селение располагало пожарной службой: пожарным сараем с необходимым инвентарем и пожарной «каланчой» — вышкой. Кроме этого, каждый домохозяин обязывался но общему решению схода участвовать в тушении пожара в той или иной роли с определенным инвентарем. Пожары были нередки в сибирских селениях и приносили страшные последствия. Так, в мае 1849 г. дотла выгорело богатейшее село Енисейской губернии — Тасеево. Крестьянам удалось спасти весь скот и хлебные запасы. К ноябрю того же года все домохозяева успели выстроить новые жилища, некоторые хозяйственные постройки, но прежнего благополучия и довольства после такого опустошительного пожара с. Тасеево уже не смогло достичь...
Сибирские старожильческие селения были чисты, ухожены, но общий вид и экологию портили груды навоза, вывозимые на определенное расстояние от строений. До последних десятилетий XIX в. сибиряки землю не удобряли, а восстанавливали плодородие переложным способом.
Вокруг сел и деревень на много верст шла изгородь — поскотина (в «России» она называлась «околица») из 3 – 4 рядов жердей. Каждый домохозяин «присматривал» (ремонтировал, подновлял) за участком поскотины в 30 – 50 м. На дорогах в изгороди делали легкие ворота, оставлять их открытыми считалось серьезным проступком, т. к. за поскотиной расстилались пашенные и лесные угодья крестьян, членов общины.
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 1167;