Виды дискуссионной речи
К особым видам публичных выступлений следует отнести разнообразные жанры дискуссионной речи. Когда мы говорим о взаимодействии оратора и аудитории в монологической речи, мы лишь подразумеваем обратную связь. Она может быть не оформлена в виде устных или письменных речевых высказываний, ее бывает трудно отследить, проанализировать. Подлинное взаимодействие возможно, конечно, лишь в диалоге:в беседе или в разных видах дискуссии.
Диалогическое общение – это первичная форма речевого взаимодействия, и помощь в овладении искусством диалога является одной из важных задач риторики. Так, мастером беседы признан древнегреческий философ Сократ, видевший свое предназначение в том, чтобы помочь собеседнику прийти к истине с помощью вопросно-ответного диалога – беседы. Беседа предполагает взаимный обмен информацией, мнениями, чувствами. Афористичность, изящество, легкость, уместная шутка, тонкость намека, точность и смысловая емкость – вот что отличает искусство беседы. Метод Сократа и сегодня не утратил своей актуальности, а многоликий феномен беседы реализуется в разных стилях и жанрах. Это, например, беседа врача и пациента, родителей и детей, журналиста и интервьюируемого, собеседование при приёме на работу или в учебное заведение, светская беседа и т. д.
Однако непрестанный поиск истины порождает и разнообразные формы дискуссионной речи. Человек, стремящийся познать окружающий мир и самого себя, всегда хочет, сопоставив своё мнение с чьим-то другим, найти либо подтверждение своей позиции, либо оспаривание её, что, в свою очередь, порождает столкновение, борьбу мнений. Итак, спор (или дискуссионная речь) – это публичная речь, в рамках которой происходит столкновение разнообразных или противоположных точек зрения. В табл. 9.8 представлен один из возможных вариантов классификации дискуссионной речи.
Таблица 9.8
Виды дискуссионной речи | |||
Термины | Сущность понятия | Примеры коммуникативных ситуаций | |
Прения | Разновидность спора, диалогический жанр публицистики, используемый в академическом и политическом красноречии; публичное обсуждение какого-либо вопроса с выражением разных точек зрения | Обсуждение устава учреждения Обсуждение законопроекта в парламенте | |
Дискуссия | Разновидность публичного спора, целью которого является поиск истины, нахождение правильного решения через выяснение и сопоставление разных позиций и мнений | Деловое совещание по принятию решения о перспективах развития предприятия | |
Диспут | Публичный спор на заданную научную или иную общественно значимую тему, в процессе которого сталкиваются разные точки зрения | Телепрограммы: «Гордон-Кихот» (1-й канал), «Честный понедельник» (НТВ) | |
Полемика | Спор в печати или устной публичной речи, в котором присутствует конфронтация, противоборство идей, мнений, целью которого является победа над оппонентом | Телепрограмма «Поединок» (т/к «Россия 2») | |
Умение вести дискуссию, опровергать точку зрения оппонента, убеждать его в своей правоте и т.д. является показателем наивысшего ораторского мастерства. И вот почему. Монологическая речь в целом подразумевает бОльшую степень подготовленности выступающего. А в дискуссии, как бы тщательно к ней ни готовиться заранее, элемента спонтанности избежать не удастся. Поэтому участники дискуссии должны не только обладать безупречной логикой, языковым мастерством, но и быть внимательным к собеседнику, прогнозировать его реакцию, быстро реагировать на его контрдоводы, оперативно принимать решение и т. д.
Научиться этому непросто: здесь недостаточно изучить стратегические и тактические приемы ведения спора. Очень многое завит от психологических способностей человека и его личных качеств. Хотелось бы отметить также, что к участникам дискуссионной речи значительно усиливаются и этические требования. К сожалению, сегодня мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда этические нормы в дискуссионных жанрах грубо нарушаются. Вспомним парламентские выступления, которые нередко заканчиваются оскорблениями оппонента (а иногда и рукоприкладством). Или многочисленные телевизионные ток-шоу, где обсуждения серьезных тем сопровождаются криком, перебиванием друг друга и даже сквернословием. То же самое наблюдается в ситуациях бытового диалогового общения.
Поэтому в заключение напомним некоторые этические правила ведения спора:
1) не рекомендуется вступать в спор без особой необходимости;
2) следует помнить, что спор предполагает наличие, с одной стороны, несовместимых представлений об одном и том же объекте, а с другой – определенной общности исходных позиций сторон;
3) оппонентам нужно четко определить предмет дискуссии и в продолжение спора не упускать из вида главных положений;
4) следует проявлять уважительное, тактичное отношение к оппоненту, выслушивать мнение противника, сохраняя самообладание и сдерживая негативные эмоции;
5) определенность позиций, взглядов участников спора не исключает гибкости тактических приемов (например, иногда стоит признать правоту противника, не следует бояться собственных промахов и ошибок).
► Возможна ли, на Ваш взгляд, победа в споре и сохранение при этом гармоничных отношений между его участниками?
Список рекомендуемой литературы
1. Введенская Л.А., 2002. | Гл. 5. | Основы ораторского искусства. |
2. Ипполитова Н.А. | Гл. 7. Гл.8. | Культура устной и письменной речи; Жанры устной и письменной речи. |
3. Максимов В.И. | Гл. 2 § 5. Гл. 3. Гл. 4. Гл. 5. | Функциональные стили речи; Ораторская речь; Логические и психологические приемы полемики; Деловая беседа. |
4. Сидорова М.Ю., 2005. | Лекция 7. Лекция 8. Лекция 12. | Публицистический стиль; Язык средств массовой информации (СМИ); Устная публичная речь. Тренировка навыков правильного произношения. Умение держать себя перед аудиторией. |
5. Черняк В.Д. | Гл. XI. | Современная коммуникация и правила речевого общения. |
6) 6. Учебное пособие-словарь.Терминологическо-понятийное поле «Публицистический стиль. Основы публичной речи». |
Лекция 10
Обиходно-разговорный стиль. Художественный стиль
План лекции
10.1. Место обиходно-разговорного и художественного стилей в системе функциональных стилей. Общие свойства стилей и принципиальные различия между ними
10.2. Стилеобразующие черты обиходно-разговорного стиля и языковые средства их
воплощения
10.3. Стилеобразующие черты художественного стиля и языковые средства их
воплощения
Дата добавления: 2015-07-24; просмотров: 1004;