Тема 15 Культурное наследие старинных усадеб
Старинные усадьбы. Усадьбы в прошлом являлись важными культурными и экономическими образованиями в Беларуси. Они включали в себя архитектурные и природные элементы (дворцы и усадебные дома, хозяйственные и производственные строения, каплицы, сады, парки, водные системы, малые архитектурные формы и др.). Все они объединялись единой планировочной структурой и созданы в соответствие со стилевыми принципами определенной исторической эпохи.
Усадьбы – это не только блеск светской культуры, среда сочетания культурных, духовных и интеллектуальных ценностей. Они являлись важными хозяйственными комплексами, образцовыми хозяйствами. Так, в имении Марии Потоцкой в Высоком осуществлялись серьезные научные исследования: селекция зерновых культур и элитное семеноводство, племенное животноводство, сортовое овощеводство и плодоводство. К. Белявский (1847–1902 гг.) почти четверть века в городе Высоком проводил экспериментальные исследования в области селекции зерновых культур. Была создана экспериментальная база по выведению новых сортов пшеницы, ржи, ячменя и овса. Особую популярность получили выведенные сорта пшеницы «Высоколитовка», а также «генеалогическая красная» и «генеалогическая белая». Выведенные сорта зерновых культру представлялись на выставках в Санкт-Петербурге, Варшаве, Харькове, Нижнем Новгороде, Киеве, Вильне, Париже, Филадельфии. В 1888 г. за свой труд по выведению новых высокоурожайных культур К. Белявский был удостоен «Золотой медали» Брюссельской Академии знаний и избран ее действителным членом (золотая медаль сохранилась в архиве родственников).
Большую роль, особенно в планировочном решении усадеб, играли формы рельефа, естественная растительность, гидрологические и эдафо-климатические условия. В результате длительного исторического синтеза складывалась не просто усадьба, а формировался своеобразный ландшафт (культурный). С 1993 г. культурные ландшафты вносятся в Список всемирного наследия, что позволяет надежнее защитить наследие человечества.
Усадьбы Брестской области – это жизнь, деятельность и творческое вдохновение Льва Сапеги, Станислава Августа Понятовского, Наполеона Орды, Юлиана Немцевича, Тадеуша Костюшко и многих других выдающихся людей.
Становление и развитие усадебного зодчества начинается с эпохи ренессанса (XIV – первая половина XVII вв.). К числу первых простых усадеб в виде одного двора относится усадьба в Коссове, которая в 1510 г. получила право местечка. Усадьба располагалась в основании городища с оборонной башней. Сооружение двора (погреб-ледник, амбары, конюши, кухня, пекарня, бровар, баня) располагалось вокруг трех жилых домов.
В плане познания ренессанского усадебного зодчества особый интерес представляет Ишкольдь, владение Немиров, влиятельных государственных деятелей ВКЛ. До нашего вермени дошел шедевр белорусской поздней готики – Троицкий костел, сохранивший свою первоначальную структуру. Он построен до 1472 г. Николаем Яновичем, младшим сыном Яна Немиры (умер после 1420 г.), фундатора Крестовоздвиженского костела во Вселюбе.
Согласно Инвертарю за 1570 г., две усадьбы при местечке Бытень, имения Тризнов имели по двору и гумницу. Двор включал наиболее характерные строения того периода, несколько жилых домов, кухню, амбары, конюшню, погреб-пивницу.
Фольварки, как одна из форм хозяйствования и получения товарной продукции, сравнительно часто упоминаются в разных исторических источниках XVI в. Они развивались при замках, дворах, дворцах, имениях. Так, фольварк Ярошей с семью пустошами и пятью службами принадлежал двору Молчадскому. По привилею Сигизмунда П Августа от 1545 г. его получил Василий Чечот за военные заслуги.
Известный фольварк Меречевщина, связанный позже с родом Костюшко, в 1597 г. был представлен двором и гумнищем с характерным для этого времени набором построек (жилые дома, клеть, сырница, конюшни, гумна, одно из них «в пятнадцать стен», сеновалы, евня, амбары, крытые, в основном, драницей, конюшни – соломой).
Интересными по содержанию и архитектурному решению были фольварки в Чахце, Юшнево, которые включали парадные дворы с жилыми домами.
С конца XVI в. в искусстве Европы основным стилем становится барокко, с которым связан триумф светской культуры. В конце XVII в. формируется европейский тип регулярного дворцово-паркового ансамбля.
Возведение Троицкого костела в д. Чернавчицы (1585–1595 гг.) является первым шагом в становлении национальной разновидности барокко. Мотивы нового стиля нашли свое отражение в храме Святой Троицы в Ружанах (1615–1617 гг.), костеле Иоанна Крестителя, монастыря бернардинцев в Бресте (построен после 1623 г.), монастырском ансамбле ордена св. Бруно с костелом святых Юзефа и Казимира в Березе (основатель Лев Сапега).
К ранней эпохе барокко необходимо отнести Волчин, где в 1639 г. возводится деревянный костел. В 1671 г. Радзивиллами строится небольшой двор в Турне.
В первой половине XVIII в. барочное усадебное строительство заметно активизировалось. В это время строится дом Александра Костюшко в Сехновичах, резиденция Михаила Сервация Вишневецкого в Ополе, Радзивиллов в Лахве, Щитт-Немировича в Кожан-Городке.
К эпохе классицизма относятся усадьбы в Ружанах, Молодово, Закозелье, Людвиново, Коссово и Грушевке.
Крупнейшая резиденция поколения Сапег была заложена Львом Сапегом в ренессансных формах. Двухэтажный крестоподобный каменный дворец был построен 1598–1605 гг., где в 1606 г. родился его первый сын Криштоф Николай. Ансамбль включал гостиный, малый, средний и большой дома. В середине XVII в. при Казимире Сапеге дворец перестраивался. Дворец являлся монументальным сооружением сочетающим парадность и оборонительные черты. В композиции здания главенствовали разные по форме башни (2–четырехгранные, 1–пятигранная). Одна из них занимала центральное положение на главном фасаде; вторая фиксировала западный фасад дворца; пятигранная занимала северо-восточный угол дворца. Центральную часть дворца занимал большой зал с четырехмаршевой лестницей на второй этаж, своды которого опирались на центральную колонну. К ниму примыкали залы меньших размеров, кабинет, библиотека, жилые комнаты.
Дворец являлся местом встреч королевских приемов, во время которых решались важные государственные дела. Описание приемов в своих записках оставил Альбрехт Станислав Радзивилл.
При Казимире Сапеге Ружаны стали хорошим городом с подъездными дорогами, рынком и каменными домами.
Во второй половине XVII в. резиденция испытала разорения от конфедератов и шведов, происходило опустошение усадьбы.
Новый расцвет резиденции наступил при Александре Сапеге, который являлся государственным деятелем.
Особым колоритом отличался театрально-манежный комплекс, который состоял из 2 симметрично расположенных частей, разделенных большим вестибюлем с лестницей. Правую часть этого сооружения занимал театр с подковообразным двухярусным залом, вмещающим портер, 28 изолированных лож, и особую в центре яруса – королевскую ложу. В театре насчитывалось 60 актеров из числа подготовленных крестьян, играли на французском языке оперу Ж.Ж. Руссо «Сельский волшебник».
На территории ансамбля «стоял дом фабрики суконной», где ткались скатерти, салфетки, полотенца, полотно. В 1791 г. в местечке была построена суконная фабрика с хорошим оборудованием.
Оригинальным являлся парк Ружанского ансамбля. Парк наложился на старую регулярную планировку при дворце времени Льва Сапеги.
В 1829 г. Ружаны с Деречином перешли во владения Евстафию (1797–1860 гг.), который принял участие в восстании 1830–10831 гг. После поражения восстания князь эмигрировал в Англию, затем во Францию. Ружанское и Деречинское имения в 1832 г. конфискуются. Родовые имения оказались утраченными, а вместе с ними и все ценности. Величественная Ружанская резиденция, утратив своих владельцем, продолжала разрушаться. Новые хозяева, Пиносы, получив дворец, развернули в нем большое для того времени производство, изготовляли шелковые ткани, дорогие пояса, обои, сукно, байки, атлас, большие столовые скатерти с изысканными рисунками и с гербами, а также свечи, кареты, экипажи.
В 1933 г. стараниями министра зарубежных дел Польши Евстафия, внука Евстрафия Сапеги, владение возвращается роду. Владельцем становится его старший сын Ян, начавший работы по восстановлению дворца. Непоправимый ущерб ансамблю нанесла последняя война. Вторично сгорел дворец и театральная официна.
Владение Молодово принадлежало роду Войны-Гричиновичи, расцвет которого приходился на XVI – начало XVII вв. В 1539 г. Молодово перешло сыну Матвея. Памятником XVI в. является колокол. В 1533 г. был установлен в Молодовской церкви фундации этих же владельцев. На ее месте в конце XVIII в. был построен новый храм Вознесения со звонницей, в которую перевесили старый почерневший от времени медный колокол.
В местной церкви Вознесения хранилась метрическая книга, в которой имелись записи о рождении молодовских Войнов – владельцев имения до конца XVII в. Имение наследовалось представителями пятого поколения, сыновьями Матвея Станиславом, кухмистером ВКЛ и старостой Горждовским, после него в 1679 г. – Владиславом, старостой Ужвенским и Горждовским. В 1692 г. Элеонора (умерла в 1738 г.), дочь Матвея Войны, пинского маршалка, вступив в брак с Казимиром Домиником Огинским, виленским воеводой, передала ему родительские владения. В течение столетия Молодово вместе с Поречьем принадлежало Огинским, которые мало интересовались хозяйственными делами имений, доверяясь управляющим. Имения беднели и обрастали долгами, в связи с чем новый сын Юзефа и Анны Вишневецкой в 1791 г. передал владения Михаилу Клеофасу Огинскому с условием выплаты восьмимиллионных долгов и процентов. Не имея уверенности в погашении этой огромной суммы, князь в 1792 г. продает Молодово и Поречье за сумму 468 тысяч злотых Шимону (Семену) Скирмунту, арендатору его имения Ивейщина.
Со Скирмунтами связан третий этап развития имения, его расцвет. Шимон Скирмунт (1747–1835), женатый на Эльжбере Ожешко герба Короб, мостовничий пинский, берестейский маршалок, многократный посланник на сейм, сумел наладись хозяйство, быстро приумножить свои владения и стать богатейшим в регионе. При нем Молодово превращается в один из наиболее оживленных центров общественной жизни на Полесье.
В 1915–1918 гг. Молодово находилось в прифронтовой полосе. За эти годы были разграблены дворцовые ценности, библиотека. В 1919 г. сам владелец был арестован, но смерти удалось избежать. После 1920 г. начались напряженные работы по восстановлению расстроенного войной хозяйства. В сентябре 1939 г. 72–летнего Генриха и 67–летнюю Марию, последних владельцев имения, в соседнем лесу расстреляли местные активисты. На месте их захоронения в 1995 г. установлен памятный крест.
Константин (1866–1949), старший брат Генриха, профессор, политик, член Российского государственного совета Думы, посол Польши в Англии, министр иностранных дел Польши (1921–1922), успел выехать в сентябре 1939 г. из имения вместе с княжной О.Любецкой остался жив. Доживал свой век с сестрой в Липнице (около Познани) в пансионе ордена св. Урсулы, которому в 1937 г. он записал свою часть имения в Молодове. В пансионе ведется работа над рукописью мемуаров «Мои воспоминания, 1866–1945 гг.» (издана в 1998 г.). Здесь похоронен. На памятнике, возле которого выросла береза, лаконичная надпись: «Посол Речи Посполитой. Родился в 1866 г. в Молодове на Полесье. Умер 1949». В возрасте 96 лет в 1968 г. не стало самой младшей сестры Ядвиги, верного друга Марии Родзевич, автора книги «Пани на Грушовой».
В 1798 г. Шимоном Скирмунтом построен дворец, включающий 24 комнаты и подвальные помещения.
Первый дом Скирмунтов, который потом стал служить официной, располагался с левой стороны дворца, сложенный из кирпича. Дворец располагался в окружении парка. До первой мировой войны за дворцом сохранялась старая регулярная планировка. После 1914 г. проводилась перепланировка парка в пейзажных формах. В юго-восточной части усадьбы, за каплицей, к ограде примыкали фамильные захоронения, обнесенные с трех сторон низкой оградой из красного кирпича. Одним из первых на родовом кладбище был похоронен в 1817 г. Шимон Скирмунт, рядом покоилась его жена Эльжбета Ожешко и др.
Дворец и пострйки двора сгорели в 1943 г. и были до основнаия разобраны в послевоенное время.
Закозелье впервые упоминается в конце XIII в. в Писцовой книге Пинского княжества. В 1521 г. имение входило в состав королевских имений. В XVIII в. перешло Ожешко (Оржешко), корни рода берут начало с Подляшья.
Одним из известных владельцев Закозелья был Юзеф, затем имение унаследовал сын Никодим (умер в 1843 г.), женатый на Фердинанде из Хржановских. В 1845 г., согласно Инвентарю, большим имением с двумя парковыми винокурнями владел Каликст Ожешко. В 1892 г. по раздельной записи собственниками имения стали старший сын Каликст, вдова коллежского советника Эмилия Александровна и дочери Эмилия Ожешко, Ядвига Двеконская и Людвига Трембицкая. Имение было продано графине Надежде Александровне Бобринской из Половцевых. Александр Григорьевич Борбринский, дед мужа Надежды Александровны, был сыном Екатерины II и графа Г.Г. Орлова и получил графский титул. В усадьбе имелись винокуренный и сыроваренный заводы, четыре корчмы. В 1919 г. графиня Н.А. Бобринская, проживая в Екатеринодаре, выдала доверенность на управление имением сыну графу Алексею Алексеевичу, а он в 1921 г. доверил управлять и распоряжаться новым владением управляющему. В 1922 г. Алексей продал часть владения (Закозель, Беллин, Городец) Зигмунту Витольду Веселовскому, который владел им недолго. В 1923 г. он продает Каролю Толлочко из Варшавы. В годы войны жил в имении, помогал партизанам, выехал в 1944 г.
Достоверных сведеней о времени строительства усадьбы не имеется. В 1814 г. двор включал дворец каменный, официну деревянную, огород (парк) шпалеровый, беседку каменную, мельницу конную и др.
Усадьба имела сложную, весьма своеобразную водную систему. Пять хорошо выраженных небольших водоемов размещены по всей ее территории: партер, центральная и южная части парка. В них впадали каналы – собиратели воды за границами усадьбы. Водоемы соединялись протоками, наполняя водой центральные каналы, которые являлись главными элементами усадебной планировки.
Уникальным сооружением усадьбы являлась каплица, которая сохранилась до настоящего времени. Редкой красотой выделялись интерьеры зала каплицы, стены украшали иконы.
Людвиново – наиболее старое владение одной из линий рода Ожешко. Принадлежало роду с XVII в. В 1845 г. имением владел Феликс Ожешко, женатый на Флорентине. Затем оно перешло старшему сыну Петру (1825–1874 г.). В усадьбу в январе 1858 г., после окончания пансиона, переехала семнадцатилетняя Элиза Павловская, ставшая женой Петра. Имение Петра «тонуло в долгах». Элиза за счет приданного спасла его от финансовых забот. В Людвиново Элиза перевезла красивую мебель, собрание картин и часть библиотеки – самое дорогое духовное богатство родительского дома, собранное отцом Бенедиктом Павловским, образованным вольтерьянцем, ушедшим из жизни, когда Элизе было всего два года. Людвиново вскоре становится центром интеллектуальной жизни. Библиотека пополняется новыми книгами, выписываемыми из Варшавы. После поражения восстания в 1964 г. Петр содержался в кобринской тюрьме, а затем после приговора 12 декабря 1864 г. был сослан в Пермскую губернию. Элиза хотела последовать за мужем, но передумала. В 1867 г. запросила развод. Имение, включающее 1218 десятин земли, было конфисковано частично. Петр, вернувшись из ссылки по амнистии 1867 г., не стал им заниматься.
Время формирования усадьбы, заложенной среди лесов и болот, неизвестно. Возможно, она строилась в эпоху раннего барокко.
Сохранились от усадьбы небольшие фрагменты: въездная аллея, обсаженная ивой ломкой, небольшие парковые насаждения, представленные старыми липами, кленами, конскими каштанами.
Людвиново становится местом дислокации сил и средств помощи отряду Траугутта. Элиза стала его связной, возглавила «женский легиончик», который поставлял восставшим продукты, одежду, лекарства, перевязочный материал. После поражения восстания 1863–1864 гг. Элиза прятала в усадьбе Ромуальда, а позже перевезла его в Варшаву.
Коссовское имение одно из наиболее значительных фольварков, принадлежавшего знатным и богатым шляхетским родам. В 1494 г. великий князь Александр Ягеллончик отдал Коссово в потомственное владение маршалу ВКЛ Яну Литавору Хрептовичу. В 1529 г. Яна Оборская стала владелицей коссовского фольварка Меречевщина. В 1559 г. имением владел Николай Сирпутьевич Остик, который продал Василию Мелешко из Девятковичей дворец Савицкого под Коссовом со всеми строениями дворными и землями.
Коссовский фольварк на «Марочовщине» включал светличку с сенями и кладовой, дом, погреб старый, сыродельню новую с крыльцом, а под ней ледник из прутьев и напротив старую избу, конюшню новую большую, соломой крытую, небольшую конюшню, два гумна, сеновалы, амбар большой.
В 1611 г. имение отошло Льву Сапеге. После Сапег владельцем стал Ежи Флеминг, подскарбий великий литовский, который подали его дочери Изабелле Чарторыйской (жене Адама Чарторыйского, владельца Волчина) известной аристократке, большой поклоннице садового искусства, с именем которой связано в Польше становление пейзажного паркостроения.
Затем имение унаследовала дочь Софья, ставшая в браке Замойской, автор музыки к «Историческим песням» Ю. Немцевича. Она продала имение Войтеху Пусловскому. По другим сведениям, исходящим из семьи Пусловских, Войтех купил Коссово в 1821 г. у российского генерала Тутолмина, которому после событий 1794 г. Екатериной П было подарено конфискованное имение.
Войтех Пусловский (1762–1833), маршалок слонимский, женатый на княжне Юзефине Друцкой-Любецкой, владел Старыми Песками, выделялся умением реформировать и вести хозяйство, возводил храмы, строил предприятия. В Коссово построил фабрику ковров.
Позже имение переходило различным государственным и общественным деятелям России.
В 1890 г. владельцем стал Лев Пусловский.
Коссовский ансамбль был заложен Вандалином Пусловским в 1838 г. по проекту известного варшавского архитектора Франтишка Ящолда (1808–1873). В архиве костела Пресвятой Троицы и Святого Креста находилась метрика рождения Тадеуша Костюшко.
Резиденция по композиции и красоте не имела себе равных в Польше.
Романтическое здание дворца имело классицистическую, симметрично уравновешенную композицию, фронтально вытянутую на 120 м. К дворцу примыкал парк в виде трех террас и трех водоемов. Частью новой большой усадьбы стал двор старинного фольварка, оказавшегося на центральной оси перед сформированной водной системой. Фольварк, согласно одному из Актов за 1529 г., принадлежал Яне Оборской, дочери Литавора Хрептовича, а позднее отошел Сапегам. В 1733 г. он перешел под залог за 54 тысячи злотых от Яна Юзсфа Сапеги Людвигу Тадеушу Костюшко, оставившему родовое имение Сехновичи. В 1756 г. Сапега подтверждает его право на собственность фольварка.
Молодая семья Костюшко обосновалась в фольварке. В семье Костюшко родился Тадеуш (1746–1817), где прошли его детские и юношеские годы.
Ансамбль Пусловских и двор Костюшко сгорели в 1944 г., парк вырублен. В настоящее время восстановлен двор Костюшко и начались работы по восстановлению дворца Пусловских.
Грушевка – собственность Радзивиллов с XVI в. В 1551 г. королева Барбара Радзивилл передала «Грушовку» Николаю Залесскому, который в 1567 г. выслал слугу Николая и «ставил коня». В конце XVII в. король Ян I Собеский подарил имение краковскому рыцарю Рейтану, который особо отличился в битве с турками и татарами под Веной. Рейтаны – род немецкого происхождения, известный в Речи Посполитой с 1600 г., одна из ветвей которого осела в Беларуси. Первым владельцем Грушевки был Михаил Казимир Рейтан. Его сыну Доминику, ставшему видным государственным и хозяйственным деятелем, Грушевка отошла в 1705 г. Один из его пяти сыновей Тадеуш стал известным общественно-политическим деятелем ВКЛ, избирался Новогрудским сеймиком на сейм в Варшаву, где заявил о несогласии с актом раздела Речи Посполитой. Неравная борьба и полученные раны подорвали здоровье Тадеуша. Братья перевезли его в Грушевку, где и прошли его последние годы. Тадеуша Рейтана не стало в 1780 г. Владельцами имения стали его братья Антон и Станислав. Позже имение перешло во владение Юзефа, сына Степана (1857–1910) и жене его Алине. Последним владельцем был Александр Генрихович.
При Алине и Юзефе Грушевка стала очень крупным и доходным имением. Имели винокуренный и кирпичный заводы, две ветряные и водяную мельницы, сукновальню. В доме были канализация, водопровод и электрическое освещение. Ток давала динамо-машина фирмы «Унион». Усадьба была расширена строительством хозяйственных построек, конюшен в формах промышленной неоготики из красного кирпича.
Дом за последнее годы оказался в аварийном состоянии. Пустуют также официны. Правая из них называлась «мурованкой» Тадеуша Рейтана. Это самое старое здание усадьбы. В этом здании провел последние 7 лет жизни больной Тадеуш Рейтан. В нем размещались библиотека, архив, хранились и личные вещи Рейтана. Только золотой бокал, подаренный Тадеушу друзьями в честь его заслуг на сейме, был передан в музей Чарторыйских в Кракове. В 1914 г. снарядом был уничтожен архив, памятные вещи, частично пострадала библиотека.
В начале ХХ в. в память о Тадеуше Рейтане были установлены барельеф в Ляховичском костеле, бюст в Грушевке (на этом месте теперь расположено здание магазина). Его имя носили лицей в Варшаве, гимназия в Ляховичах.
Отдаленно от усадьбы, на опушке лесного массива (урочище Дубы), расположена каплица Рейтанов, один из лучших образцов неоготики в Беларуси. Она построена Генрихом Грабовским в виде миниатюрного готического храма в том месте, где в 1910 г. внезапно под большим старым дубом оборвалась жизнь Юзефа Рейтана. На нем угас исторический род. По традиции над гробом покойного был разломан родовой герб и атрибуты рыцарского звания. Сюда в 1930 г. в крипту справа от входа перенесен и прах Тадеуша, который покоился в кирпичном склепе на одной из полян грушевского парка. При соорушении каплицы использован богатейший декор. Главный вход оформлен стрельчатым порталом в ступенчатой прямоугольной нише. Фасад завершает высокий остроугольный щипец, увенчанный крестом. По периметру каплицу окружают десять лип. В 1993 г. к 255–летию со дня рождения национального героя Польши и Беларуси Тадеуша Рейтана установлен памятный валун. В 1991 г. в восстановленном ляховичском костеле подвешен колокол с грушевской каплицы, единственная уцелевшая реликвия из собраний Рейтанов. Она была спасена в годы последней войны местным жителем.
Хорошо спланированная усадьба Рейтанов, являющаяся в прошом образцом устройства и ведения хозяйства, катастрофически разрушается. В 1939 г. на ее базе была организована госконюшня. Сейчас более половины зданий находится в руинах. Принадлежит усадьба колхозу «Ляховичский».
Пружаны. Во второй половине ХV в. Добучин, который позже начал именоваться Пружанами, вотчинное владение князя Ивана Семеновича Кобринского. В ХVI в. имение Пружанский ключ с фольварками и деревнями (Линово, Белоусовщина и др.) входило в состав Кобринской экономии. В 1794 г. после раздела Речи Посполитой бывшее королевское владение было подарено Екатериной II графу П. Румянцеву, который вскоре распродал владения местной шляхте. В начале ХIХ в. Пружанское имение приобрели Швыковские, владевшие многими имениями в Беларуси и Литве.
В середине XIX в. в старой отцовской усадьбе Валентий Швыковский строит новый усадебный дом и проводит перепланировку. Усадьба занимает ровную территорию на северной окраине местечка. К ней с города ведет длинная въездная кленовая аллея, расположенная на главной оси, ориентированной в направлении юг-север. Въезд на партер оформлен брамой, образованной пилонами, к которой примыкает новая ограда. Новое здание строится на манер итальянской виллы в формах неоренессанса по проекту варшавского архитектора Франтишка Марии Ланци (1799–1875). Усадебный дом имеет ассиметричную усложненную композицию, представленную объемами разной величины в 1–3 этажа, объединенных корпусом с квадратной в плане башней, доминирующей в композиции, с верандой, террасами и часами-курантами. После раставрации, выполненной в 1999 г., имеет прежний вид.
В доме имелась библиотека, включающая 1407 томов на польском, русском, немецком и французском языках, в основном, гуманитарного характера (произведения французских писателей Гюго, Дюма, де Кока и др.), книги по истории и истории Речи Посполитой, географии. Собрания включали карты, географические атласы, картины, портреты, скульптуру. Со Швыковскими дружил Юзеф Крашевский, которого привлекало гостеприимство дома и библиотека.
Со строительством нового усадебного дома В. Швыковский перепланировал и расширил парк. На канале формируется водоем и остров в духе пейзажных парков. На остров через рукав канала был переброшен одноарочный мостик. Вдоль аллей устанавливаются скамьи. Берега водоема были выложены плиткой. Летом в нем содержались лебеди, зимой водоем служил катком. От бывших аллей сохранилась только одна западная, которая стала в наше время главной осью партера. Вдоль нее расположен парк, который имеет черты смешения старого древостоя с современными посадками. Старые деревья (клен, липа, граб) высокой декоративности растут небольшими группами и одиночно. Унижтожены березы, конские каштаны, ильмы, кизил, орех грецкий.
Создатель усадьбы Валентий Швыковский любил и знал растения. Все свободное время он отдавал выращиванию и уходу за ними. В парке имелась оранжерея. Разные экзотические виды (пальмы, цитрусы, мирты, агавы) выставлялись летом на партере и даже в парке. Здание оранжереи обогревалось тремя печами. В четырех секциях оранжереи выращивались в ящиках и кадках 60 наименований (около тысячи единиц) экзотических растений: камелии, азалии, левкои, пальмы, восковые и лимонные деревья, мирты. После конфискации имения экзотические растения были перевезены в царский дворец в Беловежу.
С домом Швыковских связана жизнь Михаила Федоровского (1853–1923), собирателя и исследователя духовной культуры белорусского народа. В течение 27 лет он собирал книги, произведения живописи и графики, исторические, фольклорно-этнографические материалы, вел археологические раскопки в Пружанском, Волковысском и других поветах Западной Беларуси. Записал около пяти тысяч белорусских песен, сотни сказок, загадок, народных поверий, вошедших в работу «Люд Беларуси», изданную в 1897–1981 гг. в восьми томах.
В доме создается музей шляхетской усадьбы, что обязывает к восстановлению оранжереи, парка и возрождению усадебных ботанических традиций.
Поречье. Первое упоминание относится к 1495 г., когда пинская княгиня Марья Семеновна передала два дворища Матвею Гричину. Гричины продолжали владеть имением в ХVI в. С 1692 г. Поречье стало собственностью Огинских. В 1792 г. Михаил Клеофас Огинский продал Поречье вместе с Молодово Шимону Скирмунту, мостовничему пинскому, маршалку берестейскому. В 1870 г. его сын Александр Скирмунт, пинский предводитель дворянства, разделил свои владения между шестью сыновьями. Поречье отошло сыну Александру. Александр Александрович, как и отец, активно занимался хозяйственной и общественной деятельностью. Затем Поречье унаследовал сын Роман (1868–1939), известный политический, общественный и хозяйственный деятель. Совладельцем имения был старший брат Романа Александр (1858–1940), владевший имением Коженево на Пинщине. В последние годы жил с Романом в Поречье.
Благодаря энергичной деятельности Скирмунтов, развитие Пореченского имения пошло по новому промышленному пути. В 1836 г. в Поречье заработала большая суконная фабрика. Александр Скирмунт закупил заграничное оборудование, пригласил из Германии пять опытных мастеров. На фабрике изготовлялись сукна тонкие и черные 7 сортов, а также разного рода трико, сатин. Для их производства закупалась мытая и перегонная шерсть в губерниях Беларуси, в Подольской, Киевской и Волынской губерниях, а также на ярмарках в Варшаве, Харькове и Полтаве. По ассортименту продукции, его качеству и техническому оборудованию фабрика считалась одной из лучших в России. Продукция реализовывалась на месте и экспортировалась в Вильно, Киев, Одессу, Варшаву, Москву и другие города. Ткани пользовались спросом. Об их качестве свидетельствуют многочисленные награды на выставках в Москве, Париже, Вене, Нижнем Новгороде. При фабрике имелась больница, действовало училище, где дети бесплатно учились грамоте и ткацкому ремеслу.
В 1860 г. в Поречье заработал сахарный завод. Он считался лучшим среди свеклосахарных заводов Минской губернии. Являлся паровым и был оборудован наиболее совершенным оборудованием того времени. Занимал кирпичное четырехэтажное здание. Свекловичный сок получали методом холодной выжимки на восьми центробежных машинах, барабаны которых вращались со скоростью 1000 оборотов в минуту. Использование центрифуг в отличие от обычного прессового метода заметно повышало выход сахарного песка. На заводе вырабатывалось сахара в четыре раза больше, чем на пяти заводах губернии. В 1889 г. завод сгорел и больше не возобновлял своей деятельности. В 1889 г. здание было приспособлено под винокуренный завод с паровым двигателем. Завод являлся единственным в Минской губернии по производству очищенного спирта. Его большое трехэтажное здание дошло до наших дней.
Долгое время в Поречье не было усадебного дома. Резиденцией Скирмунтов продолжало оставаться Молодово. Во второй половине ХIХ в. усадебным домом стало одно из бывших фабричных зданий, расположенное на окраине усадьбы, недалеко от Ясельды, на берегу ее старого русла Ясень. Суровый вид дома несколько смягчался пристроенными более низкими боковыми крыльями с зубчатым завершением. В отличие от дворца в Молодове, интерьеры дома выглядели более скромно. Богатая библиотека была укомплектована книгами, в основном, исторического и политического содержания. Имелись архив, коллекция икон, художественные картины, семейные портреты, фарфор из известных европейских мануфактур, миниатюры, медали, которыми награждалась продукция пореченских предприятий, другие ценности.
От дома на пойму открывалась живописная перспектива, передний план ее составлял остров с садом. Особой красотой наделялись виды весной, когда река разливалась до самого горизонта, а остров с цветущим садом становился ярким белым массивом. Теперь на месте дома, сгоревшего в 1943 г., – частная застройка, на острове – выгон.
Поречье являлось весьма редким примером успешного развития промышленности на селе, довольно удаленном от города, чем и определялось планировочное своеобразие усадьбы.
Формирование пейзажной части парка начал в начале ХХ в. Роман Скирмунт на месте естественного лесного массива «Корчей» и в пойме Ясельды. Композиционным центром парка являлась небольшая поляна с двумя валунами в окружении дубов (сохранилась часть деревьев). От поляны в разные стороны среди древесного массива расходилось пять приподнятых узких дорожек, посыпанных речным песком и фиксированных углублениями для стока воды. По прогулочному маршруту и в разных местах парка стояли мраморные скамьи. Три дорожки выходили на окраину лесного массива, за которым неожиданно открывалась живописная пойма. Важное декоративное значение в пойме имели экзоты в виде одиночных деревьев и в составе больших групп (дуб болотный, дуб красный, ель обыкновенная Aигеа, редчайшая садовая форма с желто-зеленой хвоей). Дорожки выходили к реке. Из-за возможного затопления весной они до полуметра были приподняты над поверхностью пойменного луга. Центром композиции этой части парка являлся водоем с большим и маленьким островами, канал с двумя рукавами, водный режим которых обеспечивался особой системой регулирования.
Сейчас основу паркового древостоя составляет дуб в возрасте 100–160 лет. Высота отдельных экземпляров доходит до 25–32 м, диаметр стволов до 120 см. Под их пологом выражен ярус граба разного возраста. На пониженных участках дубрава грабово-снытевая сменяется ольсами ясеневыми в возрасте 60–80 лет высотой 30–32 м. В парк Роман Скирмунт привлек много экзотов, редких уникальных видов. Они высаживались по всей его территории в разных объемах и сочетаниях. Некоторые экзоты (лиственница европейская, дуб красный, лжетсуга) испытывались в виде лесокультур, другие имели декоративное назначение (аллеи, группы, солитеры, оформление опушек). Возле деревьев имелись таблички с ботаническими названиями. Вдоль дороги, ведущей к винокуренному заводу, было посажено шесть тюльпанных деревьев, представителей реликтовой флоры доледникового периода из семейства магнолиевых. Вокруг поляны перед заводом растут орех серый и айлантолистный. Западную опушку занимает группа лапины ясенелистной, реликта тургайской флоры, естественно сохранившегося в лесах субтропического типа в Закавказье, Восточной Турции и Иране. Уникален экземпляр болотного кипариса двухрядного из семейства таксодиевых, которые считаются «живыми ископаемыми» Земли, достигающий высоты 10 м. Естественно вид растет в Америке на субтропических болотах Флориды. В разных местах парка высаживались пихта бальзамическая, пихта белая, пихта сибирская, сосна кедровая европейская и сибирская, ель колючая, ель канадская, ель Энгельмана, сосна Банкса, сосна жесткая, сосна Веймутова, дуб бархатистый, лиственница европейская. Одну из аллей образует лиственница Кемпфера. В качестве акцентирующих растений использованы клен остролистный, бук лесной. Сейчас в парке около 30 наименований интродуцентов.
Усадьба сильно пострадала в годы первой мировой войны. Были разрушены и разграблены все производственные здания. Оборудование суконной фабрики вывезено в Германию. Уцелевший усадебный дом разрушен в годы последней войны. Парк площадью около 60 га сохранился в прежних границах. Имеет природоохранное значение. Постепенно принимает вид лесного массива. Из состава насаждений выпало большинство редких видов, садовых форм. В последние годы не стало пяти экземпляров тюльпанного дерева. Парк испытывает потребность в рубках ухода, осветлении редких видов, в формировании подроста.
Маньковичи. Входили в состав Давид-Городокских владений. В 1551 г. король Сигизмунд Август подарил Давид-Городок несвижскому князю Николаю Радзивиллу Черному. Согласно специальному разрешению короля Стефана Батория, Маньковичи вошли в состав Давид-Городокской ординации Радзивиллов, основанной в 1586 г., а в 1875 г. объединенной с Несвижской и Клецкой ординациями. Маньковичи являлись первоначально одним из многочисленных фольварков ординации, которая не имела своей резиденции. Основным родовым гнездом для Радзивиллов оставался Несвиж. В конце ХIХ в. по инициативе жены князя Антония Радзивилла было решено построить новую усадьбу. Был выбран маньковичский фольварк. Всех привлекало необычайно живописное место на высокой террасе. Работы начались с закладки парка в 1885 г. В 1905 г. в парке уже стоял большой необарочный дворец с башней, построенный по проекту берлинского архитектора Венцеля.
Новая усадьба стала главной резиденцией Давид-Городокской ординации, которую после Антония возлавил его младший сын Станислав (1880–1920), адъютант Юзефа Пилсудского. Последним давид-городокским ординатором был Кароль Радзивилл, женатый на Изабелле Радзивилл. Они были арестованы в 1939 г. и сосланы вглубь России.
Дворец усадьбы был Г-образным в плане с высокой мансардовой крышей. Над зданием возвышалась деревянная четырехэтажная восьмигранная часовая башня, увенчанная застекленным маяком и гербом Радзивиллов. Внешне она напоминала башню несвижского замка. Имела декоративное значение и одновременно являлась водонапорной.
В отличие от Несвижа во дворце не было большого количества исторических предметов, семейных реликвий. Характерную черту интерьеров составляли многочисленные охотничьи трофеи. Дикими животными славилась Давид-Городокская пуща. Одной из ценностей дворца являлось собрание гравюр на военную тематику. Большая библиотека включала старые и новейшие издания. Среди них были книги А. Мицкевича, Ю. Словацкого, А. Снедецкого.
Война 1914 г. принесла сильные разрушения для совсем новой резиденции. В 1922 г. дворец восстанавливается Каролем Радзивиллом и постепенно наполняется новыми ценностями.
Дворец стоял в глубине большого парка. Его формирование происходило в одно время с Несвижским парком под покровительством и при содействии княгини Марии де Кастелян, жены князя Антония Радзивилла. Об этом гласит надпись на памятном камне. Он установлен «благодарным сыном Станиславом» на опушке центральной поляны. Маньковичский парк имеет некоторую стилевую общность с несвижским. В его ландшафте нашли воплощение мотивы романтизма, идеи натурализма, черты регулярности (аллеи, линейные формованные посадки ели, грабовые шпалеры, экзоты). Парк занял очень высокую живописную террасу старого русла Горыни, по которому был проложен канал. Из-за полноводности и ширины он принимается за реку. Река Горынь только подходит к усадьбе, делая излучину. Геоморфологические особенности местности обеспечили хорошее восприятие дальних перспектив. Чугунные въездные ворота были увенчаны декоративным кружевным орнаментом и радзивилловским гербовым щитом «Трубы» с княжеской митрой.
Главная аллея идет через парк, повторяя абрис гребня террасы. Гребень террасы с мысовидными выступами, изрезанный глубокими оврагами склон, прочно схваченный корневыми системами деревьев дуба, граба, является самым экзотичным местом парка. Вторая аллея идет через парк по его северной окраине. Она имеет более тихий, уединенный характер.
Основная парковая аллея (ширина 10 м) вымощена плиткой и плавно извивается среди насаждений парка. Основным акцентом по пути следования являлся дворец с башней, просматриваемый через поляны между насаждениями. Наиболее живописной является поляна с памятным закладным камнем на опушке. Ее украшают очень редкие в культуре липа крупнолистная с развесистой до земли кроной и липа каролинская родом из смешанных и субтропических лесов Северной Америки. Рядом солитер лиственницы европейской. Наиболее живописна часть парка перед дворцом в виде большой слегка пересеченной поляны с солитерными деревьями. Одним из них является невысокий, с низко посаженной широкой кроной, дуб. Теперь он служит ориентиром по определению местонахождения дворца, от которого не осталось следов. На краю поляны растет липа крупнолистная. Угловая часть поляны имеет большой набор иноземных растений. Они достигли возраста спелости и высокой декоративности. Фон образую хвойные: ель колючая, пихта одноцветная, сосна Веймутова, лиственница Кемпфера, сосна жесткая, липа войлочная, или венгерская. Поляна имела водоем с фонтаном. Его украшением были лебеди.
Вторая аллея была неширокой, начиналась на западной окраине парка от аллеи главной. Она проложена среди периферийных насаждений парка с учетом раскрытия перспектив на дворец, древесные группы, поляны, массивы. Основные древесные массивы сосредоточены в угловой части парка. В их составе береза, реже клен, граб, сосна. Угловой вход в виде простой калитки оформлен разреженной посадкой сосны Веймутовой (сохранилось 8 деревьев). Далее вдоль дорожки растут тополя Симони, или китайские. Ветви крон деревьв с темно-зелеными блестящими листьями каскадно ниспадают, образуя экзотический туннель. Тополь образовывал большую группу, но оказался недолговечным. В вековом возрасте стоят деревья уже с сухими кронами, их осталось только 10 из 136, ранее учтенных.
Парк имел богатейший состав экзотических растений. В парке росли бук лесной, конский каштан восьмитычинковый, ель Энгельмана, клен полевой, псевдотсуга Мензиса и др. За последние тридцать лет состав насаждений мало изменился, но уменьшилось число деревьев многих видов. Почти не стало сосны черной (было 21 дерево), пихты одноцветной (имелось 8 деревьев), наполовину уменьшилось количество сосны Веймутовой (отмечалось 66 деревьев). Сейчас в парке растет около 30 наименований иноземных растений. Сохранились одиночные деревья очень редких в культуре пихты белой, пихты кавказской, липы каролинской. Много внимания уделялось в парке искусственному формированию экзотических крон с помощью металлических панцирей. Следы формовки у некоторых деревьев выражены по настоящее время.
Парк сильно пострадал в годы последней войны. В 1943 г. сгорел дворец, утрачены библиотека и другие ценности. Фашистами вывезены ворота въездной брамы.
После войны были выполнены большие работы по спасению поврежденных деревьев, благоустройству территории, построена ограда, восстановлена брама. Здесь размещается краеведческий музей, музыкальная школа, но здания нарушают планировочную целостность парка. Парк является лучшим объектом региона. Служит городским парком.
Парки – образцы дворцово-парковой архитектуры. К данной категории относятся парки с хорошо выраженной планировочной структурой, полной или частичной сохранностью основного композиционного центра – дворца. Они являются одной из самых объемных и весомых частей богатого культурного наследия республики и включают сравнительно небольшие мелкопоместные усадьбы типа Радзивиллимонты и также монументальные дворцово-парковые ансамбли, как Румянцева-Паскевича в Гомеле. Все они перспективны и рекомендуются для восстановления. Целесообразно наиболее полное воссоздание в первоначальном виде планировочной структуры и композиций этих парков методом реставрации или комплексным применением различных методов восстановления.
В Брестской областе таких объектом несколько. Рассмотрим их ниже.
Высокое (г. Высокое, Каменецкий район). Пейзажный парк заложен в первой половине XIX в. Площадь его более 20 га. Перепланирован в 1895 г. В. Кроненбергом. Формированию парка способствовала живописная территория, включающая пойму реки с невысокой террасой, ряд сооружений старого замка в виде высоких валов, канала, руин. Элементы естественного и искусственного происхождения объединены единым композиционным замыслом, образуя один из лучших дворцово-парковых ансамблей Беларуси первой половины XIX в.
Парк сравнительно хорошо сохранился в своих прежних границах, еще прослеживаются общие черты композиции. В то же время отдельные участки его значительно видоизменены и недопустимо захламлены. Часть парадного партера в ущерб старой планировке занимает здание школы-интерната. На территории парка перед водоемом построено много хозяйственных зданий, частных сараев. Значительно обмелели водоемы, продолжают выпадать деревья в аллеях. Поляны распаханы и используются в качестве огородов, что отрицательно сказывается на состоянии насаждений. Парадный партер видоизменен бессистемной посадкой деревьев.
Парк претерпевает и возрастные разрушения. В последние годы выпало много деревьев-экзотов (лиственница, сосна черная, конский каштан). Засыхают старейшие в республике два экземпляра катальпы. Основное разрушение происходит в процессе частного хозяйственного использования территории.
Усадьба является памятником дворцово-парковой архитектуры эпохи классицизма. Дендрологический состав насаждений тоже представляет большую ценность. Здесь сохранились уникальные экзоты: кладрастис, гледичия, конский каштан восьмитычинковый, дуб черешчатый пирамидальный и др. Для сохранения объекта необходимо устанить выше названные причины, ведущие парк к разрушению. Рекомендуются также ландшафтные и санитарные рубки.
Совейки (д. Совейки, Ляховичский район). Заложен в середине XIX в. Несет черты пейзажных парков романтской эпохи. Дворец, партер, водоем в окружении древесных групп и одиночных деревьев составляют живописный ландшафт, являющийся большим композиционным достоинством парка. Парадный партер его наиболее привлекательный среди парков Беларуси. Композиция с прудами в пейзаже парка являлась наиболее лирической его частью. Она построена в традициях романтического стиля.
Парк сравнительно хорошо сохранился, имеет высокого качества древостой и является образцом садово-паркового искусства. Перспективен в качестве парка оздоровительного типа. Принадлежит он санаторию, и имеет возможность расширения за счет прилегающего лесного массива. Состояние парка удовлетворительное.
Скоки (д. Скоки, Брестский район). Регулярный парк с симметрично-осевой планировкой. Заложен во второй половине XVIII в. В более позднее время был перепланирован в пейзажный. Площадь его более 5 га. На основной композиционной оси располагались каплица с захоронениями, въездная аллея, дворец, партеры, центральная парковая аллея в виде стриженых шпалер, липовая аллея. Заканчивалась композиционная ось перспективой на водоем, охватывающей парк с южной стороны. Дворец является памятником архитектуры переходного периода от барокко к классицизму, 2–этажный, каменный.
Парк сравнительно сохранился в прежних пределах. Прослеживаются общие черты композиции, хорошо выражен парадный партер, некоторые элементы паркового партера. Однако, в целом, парк запущен. Необходимо провести ланшафтные рубки по всей территории; освободить парковый партер от сплошных посадок тополя и клена ясенелистного, закрывших ось перспективы; упорядочить прогулочный маршрут; очистить каналы; ограничить подсадку деревьев в ущерб прежней композиции; организовать прежние видовые точки. Является образцом садово-паркового искусства. В усадьбе родился и некоторое время жил известный польский писатель и общественный деятель Ю.У. Немцевич.
Парки – образцы усадебно-парковой архитектуры. К данной категории на территории Беларуси отнесено 48 объектов – образцов усадебно-парковой архетектуры периода барокко, классицизма и эклектики, в том числе в Брестской области: Пружаны, Ястребель, Гремяча, Старые Пески, Каштановка, Вошковцы, Грушевка, Огаревичи, Липово, Перковичи. Парки их отличаются простотой в композиционном отношении.
Пружаны (г. Пружаны). Пейзажный парк с усадебным домом. Заложен во второй половине XIX в. в графском имении по проекту архитектора Ланци. Площадь его более 8 га.
Центром композиции является усадебный каменный дом, представленный объемами разной величины в 1–3 этажа. Западная часть парка занимает пониженную территорию, которая с нарушением водной системы переувлажнена. Она приняла вид лесопаркового массива со сплошным древостоем из ясеня, ольхи черной и напочвенным покровом из крупного разнотравья. Центральная часть парка была оформлена в виде небольших древесных групп и полян. Композиционно в настоящее время расстроена. С южной стороны старый парк ограничен водной системой, включающей канал, водоем, сравнительно большой остров. В 1908–1912 гг. за водной системой был заложен новый парк на площади около 6 га. Он формировался в виде небольших квадратов с использованием разнообразного ассортимента иноземных древесных растений (используется в качестве стадиона).
Ястребель (д. Ястребель, Барановичский район). Пейзажный парк, заложенный в конце XIX в. на месте регулярной планировки в связи со строительством нового дома. Центром композиции является усадебный дом – двухэтажное кирпичное здание (реставрирован в 1981 г.). В парке имеется большой водоем, который имел не только декоративное значение, но и выполнял мелиорирующую функцию. Дренаж проходил по саду, а вода по каналу, обсаженному тополем канадским, отводилась в основной канал. Избыток воды по нему шел в р. Мышанку. Водная система сейчас нарушена, каналы обмелели.
Парк в значительной степени изменен, имеет частично планировочные ограничения. Утеряны многие композиционные элементы. С восточной стороны построены новые здания школы. В последнее время проведены значительные подсадки деревьев. Состояние удовлетворительное. Принадлежит школе-интернату. Рекомендуется к восстановлению, заслуживает охраны.
Гремяча (д. Гремяча, Каменецкий район). Небольшой, площадью около 5 га, пейзажный парк. Заложен в середине XIX в. Занимает часть большого холма с полого спускающимся склоном к р. Пульве. В его наиболее приподнятой части расположен основной композиционный центр – 1-этажный каменный усадебный дом.
Парадный партер большой, открытый. За небольшим парковым партером располагается пейзажная часть. Она занимает склон холма, с которого открываются перспективы на живописные окрестности и протекающую внизу р. Пульву. Парк отличается красочностью окружающих ландшафтов.
Старые Пески (д. Старые Пески, Березовский район). Пейзажный парк, заложен в первой половине XIX в. Усадьба занимает пониженную территорию на берегу оз. Черное. Усадебный дом небольшой, 1–этажный. За парковым партером размещен спиртзавод, а восточную и южную части усадьбы занимает пейзажный парк. В основе его композиции водная система из двух водоемов и протоками, с островом и мостиками из бутовых блоков.
Сохранился парк частично, на его территории расположены отстойники завода. В связи с застройкой въездная брама оказалась изолированной от усадьбы. Представляет интерес как один из лучших в прошлом пейзажных романтических парков. Перспективен, располагаясь около большой деревни с заводом и на берегу озера. Основными мероприятиями по его улучшению являются: реконструкция водной системы, что улучшит дренаж территории; ликвидация отстойников и проведение ландшафтных рубок; восстановление насаждений.
Каштановка (д. Каштановка, Пружанский район). Пейзажный парк, заложен в первой половине XIX в. Площадь более 10 га.
В основу композиции пейзажной части положен принцип дальней перспективы. Ее передний план составлял парковый партер; средний – вытянутая вдоль оси большая совершенно открытая поляна. Ось перспективы завершалась водной системой из двух прудов, протоком с мостиками, большим видовым холмом (пруды спущены и заросли). С юго-западной стороны расположен большой древесный массив. Его основу составляют насаждения лиственницы польской в возрасте 150 лет. В этой части парк в значительной степени расстроен, насаждения одичали.
Интенсивно разрушается. В результате неоднократных буревалов изменился породный состав насаждений. Под пологом лиственницы формируется новый грабовый ярус. Пруды спущены, дом нуждается в капитальном ремонте. Остатки бывшего парка представляют интерес. В целом прослеживаются общие черты композиции, хорошего качества древостой насаждений, кроме левого массива, на месте которого – частные огороды.
Грушевка (д. Грушевка, Ляховичский район). Небольшой парк с преобладанием элементов регулярной планировки утилитарного назначения. Заложен в XIX в. Центром композиции является усадебный дом.
В общих чертах усадьба хорошо сохранилась, но содержится в нeудовлетворительном состоянии, интенсивно разрушается. В целом усадьба представляет интерес. Отличается компактностью, оригинальностью планировки.
Огаревичи (д. Огаревичи, Ганцевичский район). Парк заложен в регулярном стиле во второй половине XIX в. Площаль| его около 3 га. Имеет симметрично-осевое решение. В композиционном отношении прост: короткая въездная аллея, три пруда, партер в виде газона перед небольшим усадебным домом, три боскета с плодовыми деревьями и прогулочный маршрут кольцевого типа.
Парк представляет интерес как образец мелкопоместного парка, предназначенного для отдыха. Располагается в центре деревни. Является единственным сохранившимся парком в Ганцевичском районе.
Липово (пос. Интернациональный, Пружанский район). Парк второй половины XVIII в. В основу композиции положено симметрично-осевое решение. Планировка регулярная. В более позднее время был несколько видоизменен и принял вид пейзажного парка. Площадь его около 3 га.
Парк сохранился частично. Принадлежит спиртзаводу. Наиболее видоизменены партеры. Парадный вход оформлен в виде сплошных посадок клена. В западной части парка в виде рядов посажена липа. В саду хорошие маточники конского каштана, кусты ореха грецкого лучшие в Беларуси. Насаждения липы крымской – 52 экземпляра, заслуживающие государствененной охраны.
Перковичи (д. Перковичи, Дрогичинский район). Подобно типичным регулярным французским паркам, имеет четко выраженную композиционную ось, на которой располагались въездная аллея, усадебный дом, парадный и парковый партеры, пруд, каналы и симметричное расположение основных композиционных элементов. С двух противоположных сторон аллея замыкалась часовней и беседкой на острове. Сектора парка были выделены сетью аллей, но имели пейзажное оформление. Площадь более 3 га.
Парк сохранился частично. К усадебному дому пристроены боковые объемы. На месте хоздвора – котельная. Часть парка занимает частная застройка. Полностью перестала функционировать водная система. Пруд, каналы спущены, а на окружающей территории обильно разрослась ольха. Изменена планировка парадного партера. Центральная часть содержится в удовлетворительном состоянии.
Принадлежит Перковичской санаторно-лесной школе. Перспективен в качестве усадебного парка школьного учреждения. Для сохранения композиции необходимо: восстановить систему аллей, водную систему, провести ландшафтные рубки, сформировать газон в одичавшей части парка с двух сторон канала.
Парки – образцы садово-паркового искусства. К данной категории на территории республики отнесено 39 парков с хорошо выраженной планировочной структурой, но несохранившимся композиционным центром. Нередко у таких парков утеряны парадные партеры или они застроены и используются вопреки старой композиции.
На территории Брестской области находятся следующие объекты республиканского и областного значения: Маньковичи, Поречье, Репихово, Дубое, Близная, Верхнее Чернихово, Парк им. А.В. Суворова, Тугановичи, Крошин.
Маньковичи (г. Столин). Пейзажный натуралистический парк. Заложен в 1885 г. Площадь его около 28 га. В основу композиции положен принцип дальних перспектив из дворца, а также видовых точек, расположенных вдоль крутого берега террасы.
Насаждения парка сформированы в виде небольших древесных групп, чередующихся с полянами, декоративными солитерами редких экзотических деревьев. Прогулочный маршрут кольцевого типа. На отдельных участках экзотические обсадки из тополя Симона, сосны черной и сосны веймутовой образовали плотные коридоры, обеспечивая чередование открытых и закрытых пространств и соответственно смену впечатлений.
Сравнительно хорошо сохранился. Имеет качественный, разнообразный по составу древостой, хороший газон. В последние 10 лет в парке проведены мероприятия по благоустройству территории, улучшению его содержания, построена ограда. Это заметно сказалось на современном облике парка, состоянии насаждений. Его можно отнести к числу лучших парковых объектов Беларуси. Является памятником природы республиканского значения. В парке размещается музей, музыкальная школа. Представляет дендрологическую ценность.
Поречье (д. Поречье, Пинский район). Усадьба Скирмунтов формировалась в ХIХ – начале XX вв. на берегу р. Ясельды и представляла собой сложный хозяйственно-производственный комплекс, включающий парк, хозяйственный двор, промышленные предприятия, жилые дома рабочих и пр.
Формирование парка началось значительно позже, в начале XX в. Он создавался за пределами производственно-хозяйственной зоны на месте естественного лесного массива в пейзажном стиле. Композиционным центром являлась небольшая поляна в окружении дубов (сохранилась часть экземпляров). От поляны в разные стороны в виде лучей расходились 5 узких дорожек.
Парк, занимая площадь около 60 га, имеет большое природоохранное значение. В парке растут болотный кипарис и тюльпанное дерево. Отличается обилием птиц. В насаждении лиственницы – колония цапли. Охраняется государством, является памятником природы республиканского значения. Содержится в сравнительно хорошем состоянии. Заботливо досматривается самосев редких видов. Постепенно парк принимает вид лесопаркового массива, в связи с чем испытывает потребность в квалифицированных рубках ухода, осветлении экзотов, в формировании подроста в качестве смены старого насаждения.
Объект республиканского значения.
Репихово (д. Кривошин, Ляховичский район). Пейзажный парк, заложенный во второй половине XIX в. Вытянут вдоль композиционной оси в форме прямоугольника. Площадь более 6 га. Подобно пейзажным паркам,в значительной степени имел утилитарное значение, объединяя и связывая в единый комплекс усадебный дом с партером, служебные здания (дом фурмана и повара с гаражами, конюшню выездных лошадей, дом кучера, ледовню, погреб, теннисную площадку, площадку с кругом и барьером для обучения лошадей, псарню, пруды, огород, теплицы и пр.). Все сооружения, кроме погреба, не сохранились. Композиционные элементы подчинены принципу асимметрии. Сооружения искусно вписывались в пейзаж, представляли самостоятельную композицию, вместе с тем являлись небольшой частью единого замысла.
Дубое (д. Дубое, Пинский район). Относится к числу старейших парков Беларуси. Заложен во второй половине XVIII в. в регулярном стиле. Площадь более 5 га. Имеет симметрично-осевое решение. Композиционная ось проходила в направлении запад-восток. На ней располагались въездная пихтово-еловая аллея, партер, дворец, второй партер и круглый пруд.
Кроме здания костела и жилого дома в парке сохранились здание молочной и мастерской по выделке овчин, дом сторожа (используется как жилой дом) и сарай. В последнее время построен жилой дом рыбхоза. Композиционно парк хорошо сохранился. Имеет качественный древостой. Является образцом садово-паркового искусства регулярного стиля XVIII в. Заслуживает внимания, хотя восстановление затруднено в связи с застройкой.
Близная (д. Близная, Пружанский район). Регулярный парк с симметрично-осевым построением. Вытянут вдоль основной композиционной оси, располагаясь на высоком, обработанном в виде небольших террас, холме. В плане имеет форму прямоугольника. Площадь с садом более 4 га.
Парк в общих чертах сохранился в прежних пределах. Насаждения в боскетах приняли вид густого лесного массива с обильным подростом и густым подлеском. На месте сада – поле и спортивные площадки. Центральный пруд спущен, южный значительно обмелел.
Верхнее Чернихово (д. Чернихово, Барановичский район). Относится к числу характерных парков небольших усадьб, заложенных во второй половине XIX – начале XX в. К небольшому пейзажному парку с обилием экзотов примыкает сад. Усадебный дом был обособлен в парке, хозяйственный двор вынесен за его пределы. Парк по-своему оригинален, отличается компактностью и совершенством композиционных элементов, четкой организацией дальних перспектив.
Состояние парка неудовлетворительное, однако основные композиционные элементы еще хорошо прослеживаются.
Парк им. А. В. Суворова (г. Кобрин). Парк в бывшем имении «Кобринский Ключ» относится к числу старейших парков Беларуси. Имение в 1795 г. было пожаловано Екатериной II фельдмаршалу А. В. Суворову. С середины XIX в. центральная усадьба с парком принадлежала брату польского поэта Адама Мицкевича профессору Александру Мицкевичу. Парк регулярный. Построение симметрично-осевое. Является центральной частью городского парка культуры и отдыха, площадь которого 42 га. Сохранился частично. Состояние хорошее. Памятник природы республиканского значения.
Тугановичи (д. Карчово, Барановичский район). Старейший пейзжный парк. Заложен во второй половине XVIII в. Площадь около 12 га. В основу композиционного решения положена организация дальней перспективы на окружающие ландшафты и пейзажи парка. Имеет 5 видовых точек (частично прослеживаются). Сравнительно хорошо сохранился. Располагает красочностью пейзажей. Не имеет планировочных ограничений. Относится к числу лучших пейзажных парков республики. Является образцом садово-паркового искусства. Связан с именами Адама Мицкевича, Марыли Верещак, поэтому получил мировую известность. Около д. Карчово, недалеко от парка, сохранился «Камень филаретов» (памятник республиканского значения).
Крошин (д. Крошин, Барановичский район). Заложен в XIX в. в пейзажном стиле. Площадь более 6 га. Располагает качественным древостоем, хорошим газоном. Парадная часть видоизменена в связи со строительством Дома культуры. Проведены работы по благоустройству, содержится в хорошем состоянии. Перспективен в качестве сельского парка.
Парки, сохранившиеся частично, видоизмененные. К данной категории в Беларуси отнесено 70 объектов. Они сохранились частично, в заметной степени видоизменены и утеряли, как правило, свои композиционные особенности. В большинстве случаев их полное восстановление в качестве парковых объектов затруднено из-за перепланировки и застройки.
Для объектов данной категории основным методом восстановления является реконструкция, позволяющая переустройство отдельных участков парковой территории при сохранении главной композиционной идеи и приспособление к современным условиям эксплуатации.
Особого внимания заслуживают парки – составные элементы больших старых усадьб, занимающих важное место в планировке современных хозяйств или деревень.
В Брестской области отдельного внимания заслуживают: Люта, Копылы, Белоусовщина, Береза, Великорита, Литвиново, Велемовичи, Яцковичи, Минковичи, Новобережное, Зеленевичи.
Люта (д. Люта, Каменецкий район). Небольшой (около 7 га) пейзажный парк. Заложен в первой половине XIX в. Сохранился частично. Принадлежит спецшколе-интернату. Целесообразно восстановление частично разрушенного дворца как основного композиционного центра.
Копылы (д. Копылы, Каменецкий район). Парк сочетает черты регулярной и пейзажной планировки и имеет утилитарное назначение. Площадь более 5 га. Заложен во второй половине XVIII в. С левой стороны центральной аллеи располагается сад и парк, справа – хозяйственный двор. Особенностью парка является оригинальный прогулочный маршрут.
Белоусовщина (д. Белоусовщина, Пружанский район). Пейзажный парк первой половины XIX в. Площадь около 6 га. Расположен в виде прямоугольника перед небольшим усадебным домом. Представлен высокого качества древостоем паркового типа в возрасте более 100 лет. Имеется водоем с островом, сад. Парк сохранился частично. К парку примыкает усадьба экспериментальной станции. В саду ценнейшие маточники – одиночные деревья ореха грецкого.
Береза (г. Береза). Регулярный парк. Площадь около 5 га. Расположен в центре города при бывших офицерских казармах царской армии (теперь ул. Ленина). Сформирован в 1860–1870 гг. Сравнительно хорошо сохранилась древесная основа парка в виде линейных насаждений по периметрам боскетов. Возраст древостоя 100–120 лет. В виде одиночных экземпляров произрастают редкие экзоты. В парке одно из лучших в Беларуси местонахождение боярышника. Хорошо выражена дорожно-тропиночная сеть.
Великорита (д. Великорита, Малоритский район). Пейзажный парк. Площадь его около 5 га. Расположен на открытом, слегка приподнятом месте в изгибе р. Рыты. Композиционные особенности не выражены. Ценность представляет примерно 200-летний разреженный древостой дуба, клена, липы, граба. Всего в парке 25 видов деревьев и кустарников. Хорошо выражены видовые точки на окружающие поля, леса. В парке лучшее в республике местонахождение бука лесного.
Является единственным сравнительно сохранившимся парком в Малоритском районе. Вместе с прилегающей территорией, р. Рытой парк является благоприятной основой для формирования нового сельского ландшафтного парка.
Литвиново (д. Литвиново, Кобринский район). Пейзажный парк. Заложен во второй половине XIX в. Площадь около 5 га. Сохранился примерно в прежних пределах, но принял вид лесопаркового массива. Прослеживаются некоторые элементы композиции: въездная дорога, партер, элементы оригинальной водной системы, часть прогулочного маршрута. Имеет качественный древостой, в составе его единичные деревья экзотов. К парку примыкает сад, небольшой хоздвор со старыми зданиями. Прежний небольшой усадебный дом используется в качестве жилого. Часть парка застроена. Принадлежит конной племстанции. Является хорошей основой для формирования пейзажного парка местного значения.
Вельямовичи (д. Вельямовичи, Бресткий район). Небольшой пейзажный парк площадью более 3 га. В плане имеет форму прямоугольника. Пейзажная часть парка расположена перед парадным партером, на одной оси с ним, по западному краю ограничена двумя прудами. За парковым партером располагался небольшой сад с прогулочным маршрутом по грабовой аллее, вдоль линейной посадки липы и глубокого оврага с ручьем с западной стороны. Сохранился в прежних пределах, однако насаждения одичали, пруды загрязнены. В целом эстетическое состояние низкое.
Яцковичи (д. Яцковичи, Каменецкий район). Является примером парков мелких помещичьих усадьб утилитарного назначения. Непосредственно сам парк занимал площадь менее одного гектара. Пр
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 1470;