ВОДООТВЕДЕНИЕ
Говоря о водоотведении или канализации, следует понимать, что в процессе жизнедеятельности человека возникает проблема отведения и удаления нескольких видов отходов:
· природных вод, мешающих людям: разливов рек, воды обильных осадков, снеготаяния;
· естественных бытовых отправлений людей – фекалий, бытовых стоков;
· продуктов жизнедеятельности людей – мусора, помоев, прочей грязи.
Как свидетельствует археология, в целом история канализационных сооружений насчитывает около 5000 лет. Именно к эпохе неолита относятся наиболее древние находки из этой области, обнаруженные археологами в Вавилоне, Мохенджо-Даро (на берегу реки Инд, современный Пакистан), Месопотамии, Египте и Ассирии. В этих областях из-за засух наиболее острой была проблема орошения, поэтому, сначала развивались системы каналов для поливного земледелия. Потом часть этих каналов переоборудовалась и использовалась под бытовое водоснабжение и, наконец, с ростом населения в городах, под канализацию.
Городская канализация большинства областей Древнего Востока строилась примерно одинаково. Она представляла собой систему разветвленных каналов, которая сплеталась с ирригационной (сточные воды часто использовались для полива) и судоходной системой. Канализационные канавы были открытыми, их стенки укреплялись камнем или обожженным кирпичом. Кроме того, для водопровода и канализации использовались гончарные или металлические (медные и освинцованные) трубы. Сверху канавы закрывались каменными плитами или сводами, а потом мостились двумя-тремя слоями кирпича на песчаной подушке. Таким образом древние убивали сразу двух зайцев: получали сеть мощеных улиц и минимизировали испарения стоков. Тем более что в эти канавы попадала не только дождевая вода и сточные воды из бассейнов и фонтанов, но и нечистоты и хозяйственные воды из жилищ.
Домовые и храмовые канализационные системы в 2500 годы до н. э. тоже были хорошо развиты. Наиболее типичной для того времени историки считают канализацию храма фараона V династии Сахуры, расположенного рядом с Абуссиром Мемфисским. Площадь двора этого храма вымощена каменными плитами, в которых высечены желоба с определенным уклоном – для отвода дождевой воды. Внутренняя канализация храма, по которой отводились загрязненные воды, состояла из медных труб диаметром 45 мм. Эти трубы уложены между известняковыми плитами и во дворе переходят в закрытые лотки, выдолбленные в плитах дворового замощения.
Древнеегипетский туалет с водостоком
Упоминание об индивидуальных туалетах есть даже в Библии. В Ветхом Завете имеются прямые указания относительно соблюдения правил гигиены во время проживания в военных лагерях. В главе 23 Пятой книги Моисея читаем: «... кроме оружия твоего, должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне стана, выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твоё»
Уже в те времена существовали домашние и общественные туалеты, об этом свидетельствуют находки археологов. По одной из версий, первый туалет был построен на острове Крит задолго до начала нашей эры. Жители Крита уже тогда делали внутренние туалеты со смывом. Выглядели они, как каменные стульчаки, к которым при помощи системы труб подводилась вода. По легенде, 3800 лет назад их придумала царица Крита, присевшая облегчиться возле ручья и увидевшая, как все, что она извергла, было смыто течением.
В Микенах и других городах Древней Греции действовали довольно сложные канализационные системы и сооружения, отводившие ливневые воды из уличных водостоков и сточные воды из общественных и жилых зданий. Стоки отводились по крупным подземным коллекторам и включали в себя еще и резервуары-отстойники, а в некоторых случаях даже и поля орошения. Для водоотведения использовались каналы из кирпича и камня и керамические трубы.
Прообраз туалета, предназначенного для практического применения, появился приблизительно 3000 лет до н. э. в Месопотамии: резной трон-стульчак царицы шумеров Шубад найден в гробнице в Уре, и датируется 2600 годом до н. э. (ныне хранится в Британском музее). В Месопотамии туалеты, которые строились у внешних стен домов, были соединены с городской канализационной системой.
Севернее Вавилона в городе Мари на Евфрате примерно во времена правления Хаммурапи был построен большой дворец площадью около 9 тыс. квадратных метров. В этом дворце, как очевидно, и во многих других, были ванны для омовений и канализация. В другом городе, Эшнунна, расположенном в 150 км к северу от Вавилона за 2800 лет до н. э. действовала разветвленная система городской канализации.
В более позднем (VII век до н. э.) дворце ассирийского царя Саргона в Харсабе существовала система отведения ливневых вод. В плитах, которыми был вымощен двор, устраивались отверстия диаметром 10 см. Через отверстия стоки попадали в вертикальный колодец, а из него через заглубленную трубу длиной 2,5 м – в главный водоотводный канал, имевший в сечении высоту 1,4 м.
Дно канала было выложено известняковыми плитами толщиной 10 см размером в плане 1,2×1,2 м. Плиты укладывались на асфальтовой подготовке. Свод канала был выложен из обожженного кирпича без раствора, что позволяло при необходимости разбирать его. Над сводом канала была устроена мостовая из двух слоев обожженного кирпича.
Канализация уже существовала в Древнем Египте: археологи обнаружили там сточные каналы, которым свыше 2500 лет. В Египте же в Телль-эль-Амарне (городе фараона Эхнатона) была найдена уборная, датируемая ориентировочно 1350 годом до н. э., располагавшаяся за ванной комнатой и представлявшая собой закрытый выбеленной известковой плитой кирпичный ящик с песком, который нужно было периодически вычищать – он не был соединен с канализационным стоком. В одном из древнеегипетских погребений в Фивах, относящихся к тому же XIV веку до н. э., что и город знаменитого фараона, был обнаружен переносной туалет из дерева, под который ставился глиняный горшок.
Одной из самых совершенных для своего времени была система канализации в бенгальских городах Хараппской цивилизации: Хараппе, Мохенджо-Даро, Лотхале и других. Здесь в домах имелись водопровод и канализация, устраивались ванные комнаты и туалеты. Здесь же в Мохенджо-Даро был обнаружен и древний туалет. Это кирпичное сооружение со стульчаком, связанное с подземной сточной системой. Отхожее место представляло собой ящик из кирпича с деревянным сиденьем.
Практически каждый дом в Мохенджо-Даро был связан с системой канализации, проложенной под землей в трубах из обожженного кирпича и выводящей все нечистоты за городскую черту в специальные накопители-отстойники. Нечистоты из уборных, сделанных у внешних стен домов, стекали в уличные канавы, по которым уходили за пределы города.
Стоки шли из каждого дома, собирались в уличные каналы, которые впадали в более крупные стоки, расположенные в каждом квартале. Сточные канавы перекрывались сверху специально обработанным известковым камнем, привозимым с севера: возможно древние бенгальцы знали об обеззараживающих свойствах извести. Стоки не сбрасывались в реки (прежде всего, в Инд), хотя города Хараппа и Мохенджо-Даро располагались на его берегах – реки считались священными. Рядом с городами существовали сливные поля.
По улицам городов проходили дренажные канавы, отводившие атмосферные стоки.
Сточные канавы в Мохенджо-Даро
Мохенджо-Даро
Канализационная система в Мохенджо-Даро
Канализационная система в Мохенджо-Даро
Дренажная система в городе Лотхале
Канализационные коллекторы в Лотхале
Дренажные канавы в Хараппе
Дренажные канавы в Хараппе
Системы подземного отвода дождевых и бытовых стоков существовали в Карфагене, Иерусалиме. В Китае, в захоронении императора западной династии Хан (206 год до н. э. – 24 год н. э.), археологи нашли каменное сидение с подлокотниками и сливной бачок, наполнявшийся проточной (водопроводной!) водой. Уже две тысячи лет назад в семье китайского императора ежегодно использовалось 15 000 листов туалетной бумаги – толстой, мягкой, опрысканной благовониями.
Как отхожее место клозет впервые повсеместно встречается в V веке до н. э. в Афинах, где воду и нечистоты с площадей отводили при помощи специального канала глубиной и шириной 1 метр.
Античный туалет
Раскопки, проведенные при строительстве метрополитена в Афинах, обнаружили целую сеть водоотводящих (дренажных) каналов в городе, которые имели связь с общим каналом дренирования через специальный подземный туннель. В сечении этот туннель представлял собой прямоугольник со сторонами в среднем 1,7 м в высоту и 0,5 м в ширину.
При раскопках легендарного греческого античного города Эфеса рядом с величественными храмами, дворцом императора Траяна, святилищами и богатыми домами на улице Куретов (то есть жрецов) был обнаружен великолепный общественный туалет. Мраморные писсуары выстроились в ровный ряд. Высокая стена надёжно укрывала посетителей от посторонних взоров. За писсуарами проходила небольшая наклонная канавка – слив, снабжённый элегантным мраморным козырьком, прикрывающим стоки. Слив вёл в клоаку – огромного размера подземный резервуар, который вычищали по мере наполнения.
Водоотводящий (дренажный) канал в Древних Афинах
Общественный туалет в древнем античном Эфесе
Общественный туалет в древнем античном Эфесе |
Уборная, Термы Адриана, Лептис Магна II век н. н. (Ливия) |
Античный туалет (реконструкция)
Римский солдатский туалет
И, безусловно, самой совершенной была система канализации в Древнем Риме – Cloaca Maxima (от лат. Cluo – чистить). Первоначально это был открытый канал, сооруженный в VI веке до н. э. и служивший как для осушения болотистой почвы, так и для спуска нечистот. По нему все содержимое стекало в реку Тибр. Ответвление клоаки подходило к каждому из туалетов, а затем возвращались на главную магистраль. Сиденье с дыркой размещалось прямо над протокой, таким образом, текущая вода постоянно смывала продукты жизнедеятельности.
Позднее к главному коллектору были пристроены другие более мелкие коллекторы и каналы, и система канализации стала служить еще и для отвода нечистот. С нею соединялась система труб, уносивших сточные воды от терм, от домов патрициев и зажиточных граждан, от цирков и амфитеатров, где устраивались водные представления и где зрителей освежали фонтаны воды с благовониями. С поверхностью земли клоаки соединялись вертикальными колодцами, служившими для приема нечистот, очистки и вентиляции подземной сети.
Многие века Cloaca Maxima оставалась самой совершенной канализационной системой в мире. К I веку новой эры население города достигло уже миллиона, а потому клоаку пришлось расширить местами до 7 метров; работники, следившие за ее состоянием, плавали по ней в лодке. Римская клоака имела даже свою богиню-хранительницу, ею была богиня Клоакина. Интересно, что, как и банные процедуры, посещение туалета для римлянина было мероприятием общественным. Сиденья стояли кругом и не разделялись перегородками. Поэтому веселое журчание постоянно перемежалось разговорами о судьбах империи, а важных клиентов римские бизнесмены приглашали не только в баню, но и в туалет. В туалетах были даже подогреваемые сиденья. Решение было простым – сиденье подогревали рабы, закрепленные за уборной. По очереди, пересаживаясь с одного сидения на другое, раб теплом своего мягкого места поддерживал нужную температуру.
Римские уборные всегда содержались в чистоте, отделывались мраморными или керамическими плитами и даже украшались росписью. Само сиденье представляло собой каменную плиту с отверстием. В туалете работал небольшой фонтан. Его проточная вода стекала по желобкам, откуда её черпали специальными кружками на длинных ручках. В качестве пипифакса использовалась многоразовая губка, смоченная в солёной воде. Кроме того, в уборной стояла чаша с пресной водой, чтобы можно было помыться и постирать.
Такие роскошные туалеты Древнего Рима назывались «фриками». Общественные туалеты назывались «латринами». В I веке римский император Веспасиан ввел плату за пользование общественными туалетами. Известен исторический анекдот: когда Веспасиана упрекнули в том, что он решил заработать на дурно пахнущем деле, император достал пригоршню монет и дал их понюхать собеседнику, произнеся фразу, вошедшую в мировой лексикон: «деньги не пахнут» (Pecunia non olet).
Причем римляне стремились комфортно обустроить любое пространство, где собирались обитать. Раскопки римских поселений, обнаруженные на территориях бывших провинций (Сусита в Израиле, Аквинкум в Венгрии), дают красноречивое представление о Риме в миниатюре – с канализацией, водопроводом, прочими благами цивилизации.
Эпоха античности закончилась нашествием варваров. С падением Римской империи многое было утрачено, в том числе, и принципы городской санитарии. Системы канализации, построенные римлянами на завоеванных территориях, были разрушены, новые системы канализации в эпоху средневековья практически не строились.
Результат не заставил себя ждать: бичом Средневековья стали эпидемии, уносившие тысячи человеческих жизней. Средневековье боялось человеческого тела и считало все его отправления нечистыми, грешными. Думать должно лишь о душе, – говорили мудрецы, – и люди умирали от чумы и холеры, смиренно надеясь обрести вечный покой в райских кущах.
«Каменные зева бездны», как их называли.
В средние века в европейских городах вообще не было канализации в традиционном понимании этого слова. Её роль выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев. Роль туалета играл обычный горшок, ставившийся под кроватью, содержимое которого выплескивалось прямо на улицу.
Состояние средневековых городов описывали очевидцы, описано оно также и в художественных произведениях, например, в романе В. Гюго «Отверженные». И это В. Гюго писал уже о Новом времени. В средневековье всё было гораздо хуже. Красноречиво описание приведено в романе швейцарца Патрика Зюскинда «Парфюмер»:
Мраморный римский туалет в форме колесницы
Сохранившиеся остатки канализационной системы Cloaka Maxima
Сохранившиеся остатки канализационной системы Cloaka Maxima
Сохранившиеся остатки канализационной системы Cloaka Maxima |
Общественный туалет с мраморными сиденьями в Древнем Риме |
Общественный туалет в Древнем Риме |
Общественный туалет в Древнем Риме |
«Улицы провоняли дерьмом, задние дворы воняли мочой, лестничные клетки воняли гниющим деревом и крысиным пометом, кухни – порченым углем и бараньим жиром; непроветриваемые комнаты воняли затхлой пылью, спальни – жирными простынями, сырыми пружинными матрасами и едким сладковатым запахом ночных горшков. Из каминов воняло серой, из кожевенных мастерских воняло едкой щелочью, из боен воняла свернувшаяся кровь. Люди воняли потом и нестиранной одеждой, изо рта воняло гнилыми зубами, из их животов – луковым супом, а от тел, если они уже не были достаточно молоды, старым сыром, и кислым молоком, и онкологическими болезнями. Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах. Крестьянин вонял, как и священник, ученик ремесленника – как жена мастера, воняло все дворянство, и даже король вонял, как дикое животное, а королева, как старая коза, и летом, и зимой».
Европейские города утопали в нечистотах: жители домов выплескивали все содержимое ведер и лоханок прямо на улицу, на горе зазевавшемуся прохожему. Застоявшиеся помои образовывали смрадные лужи, а неугомонные городские свиньи, которых было великое множество, дополняли картину. В окна же выливали и ночные горшки, улицы представляли собой клоаки. Ванная комната была редчайшей роскошью. Блохи, вши и клопы кишели как в Лондоне, так и в Париже, как в жилищах богатых, так и в домах бедняков.
При этом выливаемыми нечистотами запросто могли облить зазевавшихся прохожих. В лучшем случае кричали «Gare l’eau!» («Осторожно, вода!»). Считается, что именно по этой причине возникла мода на широкополые шляпы.
В Париже в 1270 году был издан закон, под угрозой штрафа запрещавший «выливать помои и нечистоты из верхних окон домов», который, конечно же, не выполнялся.
Увернуться от льющихся из окон нечистот было ох как не просто: улочки были очень узкими. Наиболее типична улица шириной в 7 – 8 метров (такова, например, ширина важной магистрали, которая вела к собору Парижской Богоматери).
Маленькие улицы и переулки были значительно уже – не более двух метров, а во многих старинных городах встречались улочки шириной и в метр. Одна из улиц старинного Брюсселя носила название «Улица одного человека», свидетельствующее о том, что два человека не могли там разойтись.
Единственным способом хоть как-то пройти по залитым нечистотами мостовым было их сводчатое замощение: в середине мостовая была повыше.
Типичная «канализация» средневекового города представляла собой отдельные ручьи и каналы, протекавшие по улицам города и уносившие то, что выливалось из окон горожанами. При этом не всегда соблюдался нужный уклон ручьев, поэтому отходы разлагались прямо на улицах. Были также и вовсе особые переулки (в Германии и Швейцарии) шириной от 30 см до 1 м, которые шли параллельно или перпендикулярно улицам, за домами, и были предназначены для приема всевозможных отходов. Собственно, это была в некотором роде канализация, с той только разницей, что в этих переулках нечистоты накапливались (порой доходя до 2 этажа – ведь их никто не убирал), а по канализации они все же удаляются.
В отхожих местах (если таковое вообще имелось в доме) нечистоты принимались в выгребные ямы, которые делались из дерева и камня без отделки дна. Это приводило к заражению грунтовых вод и почвы.
Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник – дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки. Так, например, во Франции возникла речушка Мердерон («мерд» в переводе – дерьмо).
Если в сельской местности рыли выгребные ямы, то в городах люди испражнялись в узеньких переулках и во дворах...
«Тот, кто освободил бы город от страшной грязи, стал бы самым почитаемым благодетелем для всех его обитателей, и они воздвигли бы в его честь храм, и они молились бы на него» – писал французский историк Эмиль Мань в книге «Повседневная жизнь в эпоху Людовика XIII».
Река Флит в Париже, превращенная в сточную канаву
Известна история о том, как французский король Филипп II Август, привыкший к запаху своей столицы, в 1185 году упал в обморок, когда стоял у дворца, и проезжающие мимо него телеги взрывали уличные нечистоты. Ночную вазу Карла Великого можно увидеть в музее Авиньона: безыскусный медный котелок с ручками – вот и все, что мог позволить себе великий властитель.
Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать.
В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. Приседать на широкий подоконник было не очень-то удобно. Попа может перевесить, особенно если пьян. Логичнее было бы продлить окно до пола, но защитить проем решеткой. Именно так появились «французские балконы».
То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду. Известна история, которую так любят рассказывать Версальские гиды, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему утром в опочивальню, попал в неловкую ситуацию – у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони – кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.
В 1364 году французский король Карл V приказал нарисовать ярко-красные кресты в саду и коридорах Лувра, «чтобы предостеречь людей мочиться там и гадить, чтобы люди считали подобное в данных местах святотатством». Однако эти меры оказались малоэффективны. Один придворный в 1670 году писал своему другу: «В Лувре и вокруг него, внутри двора и в его окрестностях, в аллеях и за дверьми – практически везде можно увидеть тысячи кучек и понюхать самые разные запахи одного и того же – продукта естественного отправления».
Все это отразилось и на моде тех лет (XII-XV вв.): на мужские штаны-панталоны, состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев, и женские большие широкие юбки (отбежала к стене, присела в реверансе на минутку, да и дальше пляшешь).
Леонардо да Винчи, приглашенный в 1516 году ко двору короля Франциска Первого (1494–1547 годы), был настолько потрясен парижским зловонием, что спроектировал специально для короля туалет со смывом. В кодексе Леонардо приведен его собственноручный рисунок, на котором изображен унитаз. В чертежах великого ученого обозначены и подводящие воду трубы, и отводные канализационные трубы, и вентиляционные шахты. Леонардо да Винчи так описал это изобретение: «Сиденью нужника так поворачиваться, как окошечку монахов, и возвращаться в свое первое положение противовесом. Крышка над ним должна быть полна отверстий, чтобы воздух мог выходить».
Чертеж унитаза Леонардо да Винчи
Страница записей Леонардо Да Винчи
Однако это изобретение Леонардо (как, впрочем и почти все его технические изобретения) не нашло практического воплощения.
Для спасения от вони французы нашли другой, альтернативный предложениям Да Винчи, способ: начали пользоваться духами.
Несколько иначе обстояло дело в средневековых замках. На внешних стенах замка устраивались небольшие пристройки. Это не сторожевые башни, а туалеты системы «очко». Испражнения оттуда попадали в замковые рвы, заполняя их нечистотами. Такие же «скворечники» делали и на стенах домов средневековых городов, откуда нечистоты падали на головы зазевавшихся прохожих.
Историк писал: «Из-за постоянной грязи почти все члены парламента ходят в деревянных башмаках, и когда сидят в зале совета, деревянные башмаки стоят за дверью. Глядя на них, можно отлично сосчитать, сколько человек явилось на заседание». Позже деревянные ботинки уже не будут спасать от грязи, и в моду войдут ходули, как единственное возможное средство передвижения по улицам средневековых городов.
«Навесной» туалет. Фекалии падали прямо на улицу
В средневековой Англии вплоть до середины XIX века окна английского парламента практически никогда не открывались, потому, что они выходили на Темзу, куда стекали все городские нечистоты. Эразм Роттердамский еще в начале ХVI века писал об Англии: «Все полы здесь из глины и покрыты болотным камышом, причем эту подстилку так редко обновляют, что нижний слой нередко лежит не менее 20 лет. Он пропитан слюной, экскрементами, мочой людей и собак, пролитым пивом, смешан с объедками рыбы и другой дрянью. Когда меняется погода, от полов поднимается такой запах, какой, по моему мнению, никак не может быть полезен для здоровья».
У англичан в «приличных» домах содержимое ночных горшков выливалось в камины. Не возбранялось и попросту мочиться в пылающий огонь. Считалось (и это действительно так), что в огне погибали зловредные бациллы. В начале XIV века в королевском дворе Лондона была устроена, рядом с банкетным залом, «частная комната», ее можно увидеть и сегодня. В этой комнате стоял стульчак, содержимое которого по покатому желобу скатывалось в расположенный под стеной замка ров с водой. Вскоре эти рвы превратились в источники заразы и нечистот. Простые же англичане, не владеющие каминами и «частными комнатами», так же, как и по всей Европе, выливали продукты своей жизнедеятельности из окон.
Индивидуальный туалет в средневековом Шильонском замке.
Томившегося в этой твердыне приора Бонивара обессмертил в своей поэме «Шильонский узник» лорд Байрон.
В отличие от Франции, в которой принимались невыполняющиеся запреты на выплескивание горшков на улицы, власти Лондона нашли оригинальный выход: начали нанимать людей, которые должны были ходить по улицам и, заметив, как кто-то высунулся с горшком, выкрикивать: «Поберегись!».
Конечно, все это приводило к болезням и эпидемиям. Постепенно приходило осознание того, что лучшее средство от повальных эпидемий – чистое тело и чистое белье. Английский парламент даже издал в XVII веке специальный билль о постройке бань, прачечных и об удешевлении стоимости воды. Однако церковь и инквизиция считали бани делом безнравственным – человек не мог уединиться для принятия водных процедур под страхом обвинения в колдовстве, а такие обвинения чреваты были костром. Поэтому, несмотря на билль о банях, еще в конце XVIII века по Лондону ходила реплика одной знатной дамы, которой во время ужина сделали замечание по поводу ее грязных рук, на что она возмущенно парировала: «И это вы называете грязью? Видели бы вы мои ноги!»
В средневековой Германии дела с канализацией обстояли так же, как и везде в Европе.
Попытки же проявить техническую смекалку порой кончались драматически и даже трагически. Так, по указу германского императора Фридриха Барбароссы в его Эрфуртском замке была выкопана большая выгребная яма глубиной 12 м. Видимо, для того чтобы не приходилось далеко идти по нужде, её поместили прямо под Большим залом замка. Однако летним вечером 1183 года, когда собравшихся оказалось чересчур много, пол провалился. Гости рухнули в нечистоты, и «некоторые оттуда так и не выплыли» – сообщал очевидец.
За последующие триста лет в Германии в смысле канализации ничего не изменилось. Еще в конце XV века жители города Рейтлинга уговаривали императора Фридриха III (1440 – 1493) не приезжать к ним, однако он не послушался совета и едва не погиб в грязи вместе с лошадью.
Персональное кресло-сортир баварского короля Людвига II
Мусор и экскременты из домов и в Германии выбрасывали прямо на улицу. Смрад стоял в воздухе, фекалии и грязь мутными потоками неслись по улицам, и проехать на телеге, не застряв, было не просто даже местному крестьянину. На перекрестках обычно набрасывали большие камни или бревна на ширину шага – чтобы можно было перескочить через улицу как через широкий ручей. Но часто и этого оказывалось недостаточно. Именно тогда, согласно дошедшим до нас летописям, во многих немецких городах появились ходули, «весенняя обувь» горожанина, без которых передвигаться по улицам было просто невозможно.
Пренебрежение гигиеной обошлось Европе очень дорого: в XIV веке от чумы («черной смерти») Франция потеряла треть населения, а Англия и Италия – до половины. Многие города вымерли почти полностью. По летописным источникам: в середине XIV веке в Любеке погибло 9 тысяч человек, в Эрфурте – 16 тысяч, в Базеле – 14 тысяч, то есть почти все тогдашнее население этих городов. Жители бежали из пораженных чумой городов и боялись возвращаться назад – потому что Черная Смерть тоже возвращалась и забирала тех, кому посчастливилось в первый раз. Деревни тоже опустели, и многие поля превратились в пастбища или заросли лесом. Чума унесла 25 миллионов жизней, одну четвертую часть населения континента, но вот парадокс – христиане сочли чуму наказанием за грехи, в том числе и за посещение бань!
Между тем, в Европе наступил век Возрождения, Реформации, ознаменовавшийся расцветом искусства. В вопросах санитарно-технических это отразилось в том, что имевшиеся устройства – ночные горшки, примитивные стульчаки – стали украшать, маскировать под стулья, банкетки, письменные столы и даже книжные полки! Все сооружение обычно богато украшалось деревянной резьбой, тканевой драпировкой, позолотой. Ночные горшки из фаянса расписывали художники, их украшали инкрустациями, создавая произведения искусства. Ночной горшок Людовика XIV (1638-1715) был из дорогого фарфора, отделан драгоценными камнями, с позолотой и изысканными узорами. Екатерина Медичи когда ее муж умер, сменила цвет бархата, обтягивающего стульчак на черный, видимо, чтобы каждый смог по достоинству оценить степень ее горя.
В настоящее время в мире существует множество музеев, как обычных, исторических, так и специализированных музеев туалета. Приведем изображения некоторых экспонатов, относящихся к эпохе средневековья.
Для женщины, желающей помочиться стоя
Такое катастрофическое положение вещей с санитарным состоянием населенных мест сохранялось довольно долго – вплоть до Нового времени, когда плоды Просвещения и потребности растущего промышленного производства заставили-таки людей задуматься, стоит ли так уж пренебрегать потребностями своей земной оболочки и – тем более – в муках, миллионами вымирать от чумы, холеры и прочих напастей.
Отсутствие канализационных систем городов катастрофически сказывалось на состоянии водоемов, куда сбрасывались отходы. Темза, Сена и другие реки превращались в зловонные клоаки. Нечистоты попадали в колодцы, проникали в грунтовые воды, значительно ухудшая их качество и заражая бактериями.
Первый унитаз практически современного типа создал в 1590 году сэр Джон Харингтон для королевы Елизаветы I.
Королева Англии Елизавета I приехала однажды погостить в Келстон – одно из имений своего крестника, поэта и государственного деятеля сэра Джона Харрингтона. Зашла в туалет (по обыкновению того времени, всего лишь выгребная яма), а он оказался недостаточно чистым. Брезгливая Елизавета тут же покинула имение. Расстроенный Джон метался по дому, обдумывая, как исправить свою репутацию грязнули. Неожиданно его внимание привлек большой аквариум – блестящие рыбки носились в чистой воде. Под ним стоял бак, в который слуги спускали воду, когда чистили стенки аквариума. Спустя год королева получила странное приглашение от крестника: он предлагал вновь посетить его, подчеркивая, что Елизавета будет приятно удивлена новшеством, которым он снабдил отхожее место. Королева откликнулась на приглашение. В туалете она обнаружила... аквариум, установленный над белоснежным фарфоровым толчком. Рыб в нем не было, только водоросли. «Зачем это?» – удивилась королева. «Нажмите на рычаг», – сказал гордый своим изобретением Джон. Вода журчанием устремилась вниз, омывая седалище! Так в 1596 году сэр Харрингтон продемонстрировал королеве свое изобретение – первый в мире ватерклозет – прообраз нынешних туалетов: с водяным бачком, рычажком для спуска и канализационным стоком.
Харрингтон подробно описал своё изобретение в 1596 году в книге «Метаморфозы Аякса», не забыв перечислить все использованные материалы и цены на них. Первый унитаз стоил 30 шиллингов и 6 пенсов. Однако, поскольку он еще не додумался до гидрозатвора (S-образный изгиб сливной трубы), то устройство попахивало. Кроме того, в Лондоне (в том числе и в королевском дворце) не было водопровода и сливной канализации. Поэтому воду приходилось поднимать к бачку ведрами, а затем выносить нечистоты. А уж о массовом использовании устройства не могло быть и речи.
(По другим, весьма оригинальным сведениям, шестидесятилетней Елизавете новшество не понравилось из-за того, что она всерьез опасалась, что через систему канализации враги могут лишить ее девственности и тем самым нанести вред ее стране).
В 1775 году лондонский часовщик Александр Камминг создал первый туалет со сливом – к этому времени водопровод в Лондоне уже был. Вскоре, в 1778 году, другой изобретатель, Джозеф Брамах, придумал чугунный унитаз и откидную крышку. Этот унитаз уже пользовался успехом – горожане его ходко раскупали. Так же унитазы делались из эмалированной стали. Вскоре появился и унитаз фаянсовый – мыть его было удобнее.
К началу века в Лондоне выгребные ямы были под 200 тысячами домов. В 1848 году был введен запрет на выгребные ямы в черте города. Но эффект от данного запрета получился обратный: главная водная артерия города – река Темза – стала только еще более грязной из-за увеличившегося объема сточных вод в нее. Появление в 1810 году сливного бачка в туалетах (собственно, ватерклозета) лишь усугубило ситуацию с отводом сточных вод. Все нечистоты самого большого на тот момент города мира (около 3 млн. жителей), Лондона, все отходы жизнедеятельности человека сбрасывались в Темзу прямиком. Шторы на окнах парламента приходилось пропитывать хлоркой, но это мало помогало. По словам канцлера Бенджамина Дизраэли, река превратилась в «адский зловонный омут, от которого несет невыразимым, смертельным ужасом».
Страшные эпидемии холеры 1830 – 50-х годов послужили толчком – после них правительства европейских государств стали вплотную задумываться над созданием централизованных канализаций в городах, где за последние 7 лет смертность составила более 23 % в год.
Например, в Лондоне статистика смертности от эпидемий была такова:
· в 1832–1833 годы – умерло 6 729 человек;
· в 1848 году – 468 человек;
· в 1849 году – около 14 600 человек;
· в 1854 году – 10 675 человек только за вторую половину года.
Английский чиновник Джон Филипс так описывал ситуацию в Лондоне 1847 года:
«Имеются сотни и тысячи домовых участков в этой столице (Лондон), выгреба которых переполнены и распространяют зловоние. Имеются также сотни улиц, дворов и переулков, лишенных стоков…
По долгу своей службы, я, от времени до времени, посещал места, где нечистоты валялись разбросанными по комнатам, подвалам, погребам, площадям и дворам таким густым и глубоким слоем, что по ним едва возможно было передвигаться. В этих местах я видел также человеческие существа, живущие в подвальных помещениях, куда нечистоты из переполненных выгребов проникают через стены и стекают по ним на пол. Влияние миазмов и ядовитых газов, распространяющихся этими отвратительными скоплениями, ясно сказывалось на страшных и изможденных лицах и расслабленных членах несчастных созданий, которых я нашел обитающими в этих притонах грязи и нищеты».
В 1837 году английский слесарь Томас Крэппер запатентовал унитаз практически современного образца. Им же была усовершенствована система слива и отвода воды. Жители родной деревни изобретателя приняли решение увековечить память Креппера необычным образом: в местной церкви установили витраж, который рассказывает о важнейших событиях в жизни деревни, среди которых почетное место занимает детище Креппера – унитаз. Изображение унитаза из цветных кусочков стекла теперь красуется на одном из окон церкви. Жители говорят, что от мыслей о Боге их это не отвлекает.
В 1849 году немецкий инженер Стефан Грин решил проблему неприятного запаха, исходящего из унитаза. Он придумал S-образный изгиб сточной трубы между унитазом и канализацией. Получившаяся водяная пробка отрезала путь зловонию.
В 1847 году специальная Королевская комиссия по оздоровлению лондонцев начала модернизацию Лондонской канализации. Вопрос нехватки чистой воды для промышленности встал ребром, поэтому начали развиваться системы очистки воды. В XIX веке в Англии хорошо себя зарекомендовал метод очистки в естественных условиях – с помощью полей орошения. Для прокладки канализации все чаще используют чугунные трубы.
Наконец, в Лондоне, после «великой вони» в день 30 июня 1858 года, когда миазмы, исходящие от катастрофически загрязненной Темзы, достигли такой интенсивности, что в Вестминстере Парламенту пришлось прервать заседание, начались работы по созданию новой системы канализации. Руководил этим проектом путейский инженер Джозеф Вильям Базалтджетт. Личность легендарная в истории города.
В 1860 году по его проекту началось сооружение канализационных коллекторов из портландцемента. Сточные воды по ним направлялись на восток, в обход Темзы. В общей сложности, по распоряжению Управления общественных работ метрополии было построено около 2 тыс. километров новых канализационных труб. Это был один из крупнейших проектов в области гражданского строительства в XIX веке. К 1866 году большая часть Лондона была подключена к канализационной сети, а полностью работы завершены в 1875 году. К тому времени (1874 год) Джозеф Базалтджетт за заслуги получил рыцарское звание и стал обладателем титула «сэр».
Сэр Джозеф Вильям Базалтджетт – инженер, избавивший
Лондон от «великой вони»
Сооружение сложной системы канализации под набережной
Виктории существенно оздоровило Лондон
Проект, реализованный Базалтджеттом, считался одним из новых чудес света. Современники необычайно высоко оценили усилия городских властей Лондона в области общественной санитарии. Да и как было их не оценить! В результате этих, казалось бы, сугубо инженерных мероприятий был получен просто ошеломляющий эффект: в Великобритании распространение канализационных систем способствовало тому, что резко (в разы) уменьшилась смертность, в течение четырех десятилетий после 1880 года ожидаемая продолжительность жизни возросла на 15 лет.
Французы, включившись в деятельность по устройству канализации, пошли своим путем – избрали для реализации принцип полной изоляции сточных вод. В проекте, разработанным специальной комиссией, было предусмотрено создание полностью герметичной выгребной ямы из стали и меди: «Испражнения поступают из туалетов в совершенно непроницаемые трубы с металлическими стенками, никак не соприкасаясь ни с воздухом, ни с землей. Соединенные вместе, эти трубы унесут все стоки подальше от города, в особое место, где будут находиться все заводы, необходимые для их переработки»; «движение их обеспечивается всасывающими и нагнетающими насосами, с помощью вакуума или любым иным способом». Впрочем, великий микробиолог Луи Пастер – так тот вообще предлагал отказаться от заводов по переработке канализационных вод, а стоки сбрасывать по трубам прямо в море.
Идея проста: предохранить население от любого контакта с отходами жизнедеятельности. И, хотя, по сути своей эта концепция была утопична изначально, она нашла воплощение в целом ряде сооружений: в системе Лиермюра в Бельгии, в сети пневматического отвода, установленной Берлие в 1880 году. Однако это не избавило французские города от смрада.
Стратегия английских инженеров в обращении со стоками принципиально отличалась от той, что предлагали их континентальные коллеги. Никаких выгребных ям, труб, стоков, заводов по производству сульфата аммония; все хранилища следует уничтожить; вместо этого следует организовать «как можно более быстрое и безостановочное удаление экскрементов» на поля аэрации, где очистительную функцию будет выполнять сама земля. Кроме Лондона, подобные системы канализации сооружаются в Брюсселе, Франкфурте-на-Майне, Данциге. В Берлине комиссия во главе с выдающимся немецким ученым-патологом Рудольфом Вирховом тоже отдает ей предпочтение. Североамериканские Соединенные Штаты (САСШ) также взяли за образец именно английский опыт.
В Российской империи тоже пошли по этому пути. «Все устройство канализации должно способствовать немедленному удалению образовавшихся в жилых помещениях нечистот. Для этого нечистоты должны быстро выкидываться в сеть, отводиться быстрым течением, нигде не задерживаясь. Не должно устраивать ям и сосудов, в которых они могли бы скопляться и застаиваться. Это требует гигиена», – настаивает инженер Линцбах.
Упорствующие французы пытались найти способы избавления от зловония. Они пытались сделать фекальные воды бесцветными и, в идеале, ничем не пахнущими. Известно, например, что в период 1762 – 1853 годы в Париже использовалось 57 способов для дезинфекции выгребных ям; большинство из них сводилось к рецептам ароматизации экскрементов с помощью бергамота, сока лимона и апельсина, лавандового спирта, лосьона из флердоранжа, гвоздики и различных масел и эссенций. Парижские золотари только посмеивались: мол, для них изготавливают «конфетки с флердоранжем».
Собственно само слово «унитаз» появилось в 1909 году. В начале века в Испании было организовано акционерное общество по электрификации страны под звучным названием «Unitas» («единство», «союз»). По заказу этой фирмы одна из фабрик под Барселоной занялась изготовлением фаянсовых изоляторов, а заодно гончары отливали санитарные приборы – гигиенические керамические изделия. Со временем их стали называть коротко по названию фирмы – «унитазами». С этого клейма название гигиенического изделия и пошло по миру.
Еще несколько экспонатов из музеев туалета, теперь уже – унитазы.
Унитазы разных лет в музее «Мир воды Санкт-Петербурга»
Унитазы из Киевского музея истории туалета
Специально для экспозиции Киевского музея истории туалета из Великобритании через английское посольство был передан унитаз с родовым гербом лорда – в тот период клозет являлся признаком статуса семьи.
Однако не надо думать, что уж ныне, в XXI веке, все унитазные проблемы решены. Все еще около 40 % населения земного шара до сих пор не имеет доступа к туалетам. Они вообще не знают, что это такое, справляя большую и малую нужду в ближайших кустиках или за песчаным барханом. И от этого, между прочим, умирают ежегодно около 2 млн. человек. Причём большинство из них – маленькие дети. По данным Всемирной туалетной организации (есть и такая) оборудование туалетов соответствующего уровня и поддержание их в должном состоянии требует около 10 млрд. долларов в год. Это не так уж много – всего лишь 1 % от той суммы, что человечество ежегодно тратит на вооружение и примерно равно затратам того же просвещённого человечества на... мороженое.
Туалет для каждого! Под таким девизом в конце 2007 года в Индии состоялась международная туалетная конференция. В её работе в Дели принимали участие правительственные чиновники и общественные деятели из 44 стран. Результатом этого стало объявление ООН 2008 года Международным годом санитарии. Обязательство принять в нём самое деятельное участие подписали представители 55 стран – членов Организации Объединённых Наций, большинство которых составляют отнюдь не самые богатые страны. Впрочем, эта инициатива также нашла поддержку в Японии, Франции, Германии и других развитых государствах. Под эгидой ЮНЕСКО и ООН день 19 ноября объявлен Международным днём туалета.
Интересно, что устройство самого туалета в той или иной стране имеет свои национальные особенности. Испанцам и португальцам непременно нужен стульчак с самозахлопывающейся крышкой. А китайцы требуют, чтобы дверца в туалет находилась сбоку. В ходу бывают также туалеты с душем. Они особенно популярны в жарких странах. Но, пожалуй, всех переплюнули японцы и британцы, создавшие туалеты с электронной системой управления.
Английская компания Twyford с 2006 года ведёт выпуск суперсовременных унитазов Versatile Interactive Pan (многоцелевое интерактивное судно). Сиденье этого унитаза активизируется голосовой командой. По голосу унитаз распознаёт, кто собирается им воспользоваться – мужчина, женщина или ребёнок – и соответственно меняет конфигурацию. Специальное устройство проводит анализ мочи и кала, диагностируя состояние организма (беременность, диабет, гепатит и т. д.). Результаты анализов отсылаются по электронной почте лечащему врачу. Унитаз также может через Интернет подключаться к местным супермаркетам, и если у человека начались проблемы с желудком, он сразу пошлёт заказ на диетические продукты, которые будут доставлены в тот же день.
Вершина японской инженерной мысли XXI века – крышки с электронно-сенсорным управлением, которые можно надеть на любой унитаз. Они подогревают сиденье, сопровождают времяпрепровождение музыкой, очищают воздух, подают теплую газированную струю и вместо туалетной бумаги проводят сушку. Еще круче – компьютеризированные унитазы: кроме указанных функций, они поднимают сиденье при приближении «клиента», выполняют анализ, сообщают по этим данным, нужна ли корректировка в питании, измеряют пульс, артериальное давление и делают кардиограмму.
Верх роскоши – санузел из золота одного из Гонконгских бизнесменов
Не только у японцев есть продвинутые разработки в этом направлении. Вот, например, одна из фантазий на клозетную тему нашего соотечественника Юрия Стоцкого. Он изобрел и изготовил самоходный стереофонический унитаз «Торнадо». Низкий расход воды, великолепные ходовые качества и непревзойденное удобство пользования делают этот аппарат незаменимым средством передвижения в непростых городских условиях.
Накопитель емкостью 45 литров обеспечивает более чем двухдневное состояние полной автономности. CD-плейер, усилитель и акустическая система класса «хай-энд» скрасят время в пути. Постоянная чистота внутренней поверхности принимающего устройства поддерживается благодаря использованию сжатого воздуха в рабочем цикле смыва. Новое туалетно-транспортное средство снабжено интеллектуальной системой очистки рабочей поверхности пользователя, а также противоугонной системой блокировки колес. Автор разработки потратил на создание этого чудо-клозета не менее 300 часов чистого времени, 500 листов бумаги и 40 мегабайт на жестком диске своего компьютера. Ему пришлось нарисовать восемьсот объектов, изготовленных из пятидесяти различных материалов, а компьютер рассчитывал рисунок более 40 часов.
Сегодня дизайн ватерклозетов – бурно развивающаяся отрасль. швейцарская фирма Geberit организовала дизайнерский конкурс на лучшую разработку ватерклозета будущего. Первую премию получила модель «Nebula», в которой совершенно отсутствует вода, а вместо нее применяется лазер. С помощью лазерного же устройства, встроенного в нижнюю рукоятку, определяется характер выделений, которые распыляются в течение нескольких секунд. Зола с помощью той же рукоятки отсасывается, а лазер стерилизует сиденье.
Лазерный унитаз «Nebula»
Туалет в скоростном поезде
Гонконг. Здание под крышкой унитаза
Цивилизация же развивается семимильными шагами: даже в деревнях, а особенно на дачах, многие уже предпочитают «биотуалеты».
А каково, например, приходится космонавтам? Как в космических полетах решаются санитарно-технические проблемы? Это целая отдельная история.
В первых космических кораблях отдельных специальных устройств не было. Были индивидуальные мочеприемники и калоприемники. Американцы надевали подгузники.
Космический нужник на кораблях «Союз» работал по принципу пылесоса: стульчак – фанера-пятерка, вакуумный шланг, система электромагнитных клапанов и ручных вентилей...
Туалет на корабле «Союз»
К сегодняшнему дню разработано множество куда как более совершенных конструкций ватерклозетов для условий невесомости. Так выглядел туалет на космической станции «Мир».
Туалет на космической станции «Мир»
Аппарат, функционирующий ныне на МКС, стоит прямо-таки астрономических денег – 27 млн. долларов! Причем, разработан и изготовлен он российскими специалистами и называется АСУ «Фиалка». Созданная конструкция оказалась столь совершенной, что даже ярые патриоты-американцы, считающие всё американское самым лучшим, ходят на МКС в российский туалет. Причём за это удовольствие НАСА согласилось заплатить нам 19 млн. долларов!
Внешне космический туалет похож на те, какими пользуются на Земле. Но без отличий, конечно, не обошлось. Для того чтобы компенсировать действие невесомости, в нём предусмотрены фиксаторы для ног и бёдер – иначе в иных случаях человек запросто превращается в некое летательное устройство с собственным реактивным двигателем. Создаваемый же внутри устройства вакуум обеспечивает плотное прилегание бёдер к толчку. Отходы жизнедеятельности организма тут же отсасываются насосом в специальный приёмник. А по малой нужде каждый член экипажа ходит с собственным раструбом, который крепится к шлангу.
Туалет на Международной космической станции (МКС)
Таким образом, можно заметить, что уровень развития канализации определяет уровень развития страны. Автор вузовского учебника «Культурология» (П. С. Гуревич. Культурология. Учебник. М., 2000), приводя замечание безымянного сантехника: «Цивилизация начинается с канализации», добавляет: «Не исключено, что он был недалек от истины».
Дата добавления: 2015-07-24; просмотров: 3917;