Интерфейс видеоподсистемы.
Видеосигналы управления монитором вырабатываются не системной платой, а на адаптерах-контроллерах монитора, вставляемых в слот расширения системной шины, или интегрированных непосредственно на системную плату компьютера.
Плата (карта) видеомонитора, называемая также видео-картой, содержит схему поддержки алфавитно-цифровой информации, она же может поддерживать режим побитовой графики, в отличие от векторной графики, когда изображение формируется не из точек, пикселей, а из отрезков линий.
Видеокарта, в зависимости от ее назначения, может вырабатывать следующие сигналы:
- полный видеосигнал (выведен на разъем RCA),
- набор RGB-сигналов и сигналов строчной и кадровой синхронизации (выведен на 9- или 12-контактный разъем, расположенный под разъемом RCA).
RCA работает с видеовходом монитора подобно видеоплейеру с телевизором. В этом случае, дисплей должен уметь работать с полным видеосигналом, характеристики изображения при этом получаются несколько хуже, а монитор – сложнее.
RGB-монитор обрабатывает:
- три цветовые составляющие: R, G и В (красная, зеленая, синяя),
- сигнал яркости (интенсивности),
- сигналы синхронизации растра.
Видеокарта содержит встроенную RAM, в которую программно записываются страницы информации, подлежащие выводу на дисплей. Видеопамять (VDRAM) видео-карты имеющая объем 256 Кбайт и более, начинается с адреса, определяемого типом видеосистемы (MDA, CGA, VGA, SVGA) и содержит в алфавитно-цифровом режиме по два байта на символ – код символа ASCII и код атрибута символа. Код атрибута определяет цвет символа, цвет фона, яркость символа, негативность высветки символа, режим мерцания.
В чисто графическом режиме, не работе псевдографикой, при которой каждый элемент деловой графики – тоже некоторый символ, видео-RAM содержит полную бинарную копию экрана с атрибутами каждого пикселя. Контроллер видеокарты для этого должен быть соответственно перепрограммирован.
Для вывода на экран алфавитно-цифровой (АЦ) информации, код символа ASCII должен быть переработан в точечный образец символа, который в дальнейшем и будет воспроизведен на экране. Это преобразование происходит в ПЗУ (или ОЗУ) знакогенератора видеоконтроллера. Опрос знакогенератора происходит по адресам, соответствующим ASCII-кодам символа, из которых считывается уже матрица 8х8 или более точек, составляющая собственно образ символа на экране.
Упрощенная блок-схема видеоадаптера VGA приведена на рисунке 1.9.
┌─────┐ ┌──────┐ ┌─────┐ ┌────┐
канал в/в │ ШнФ │ │видео-│ │ ПЗУ │ ┌──────┐ │ ЦАП│ сигнал
─────────>│ │──┬──>│память│────>│ │──>│Рг сдв│──>│ │──────>
│ │ │ │ │ │ │ ┌>└──────┘ │ │ яркости
└─────┘ │ └──┬───┘ └──┬──┘ │ ┌─────────>│ │
│ │ряд в строке│ │ │ гаш.курс │ │
│ ┌──┴──┐─────────┘ сдв│ │ ┌──────>└────┘
┌───────┐ └──>│контр│──────────────┘ │ │ аттр.
│ген. ТИ│────>│ ЭЛТ │────────────────┘ │
└───────┘ │ │───────────────────┘ RGB
│ │──────────────────────────────────────>
│ │ ┌─────────┐ ┌─────┐ КСИ
│ │─────>│секвенсор│────>│ ФКИ │─────────>
│ │ │ │─┐ └─────┘
└─────┘ └─────────┘ │ ┌─────┐ ССИ
└──>│ ФСИ │─────────>
└─────┘
Рисунок 1.9.. Блок-схема видеоадаптера VGA.
На приведенной схеме:
Контроллер ЭЛТ– основная компонента адаптера – СБИС VGA IC.
Генератор точек символов – ПЗУ МК3600 от 8х8 до 9х16 точек в матрице символа.
Видеопамять – 4 секции по 64 Кбайт.
Рг сдв –регистр сдвига, преобразующий параллельный код строки матрицы символа в последовательность яркостных точек в строке экрана.
ЦАП – добавляет к ним бланкирующие сигналы и сигналы гашения обратного хода луча, а также определяет режим вывода символа (яркий, мигающий и т. д.) и формирует амплитудно-модулированный сигнал яркости для ЭЛТ.
Контроллер ЭЛТ, в зависимости от атрибутов символа, формирует сигналы цветов символа и фона, мерцания, негативности, яркости.
Секвенсор формирует сигналы кадровой (КИ) и строчной (СИ) синхронизации генераторов разверток дисплея.
ФКИ и ФСИ – формирователи кадровых и строчных импульсов синхронизации соответственно.
Генератор ТИ синхронизирует работу видеоадаптера и имеет две кварцованные частоты 25,175 и 28,322 МГц; меньшая – для вывода 8-битовой строки символа, большая – для 9-битовой.
Разрешающая способность дисплея программируется в секвенсоре через контроллер ЭЛТ. Сам контроллер ЭЛТ тоже программируется и, используя информацию об атрибутах символа из VIDEO-RAM, управляет цветовыми и яркостным каналами, вырабатывает синхросигналы разверток, следит за тем, чтобы номер строки выводимого символа соответствовал строке на экране, определяет частоту сдвига в регистре сдвигов, в зависимости от требуемого разрешения (числа точек в строке), и регенерирует VIDEO-RAM. В нем же есть регистр положения курсора на экране и признак его выключения.
Для повышения разрешающей способности дисплея против телевизора, где частота строк составляет 14600 Гц, видеомонитор работает с частотой строчной развертки 31500 Гц, а кадровой – 60-100 Гц, против телевизора, где полукадровая частота 50 Гц при чересстрочной развертке. Получаемая при этом разрешающая способность видеомонитора составляет от 640х480 до 1600х1200 пикселей по горизонтали и вертикали соответственно, в зависимости от типа и режима работы видеомонитора.
Полоса частот канала яркости видеомонитора составляет 35 МГц (скорость включения/выключения пикселей) вместо 4,5 МГц в телевизоре.
Разъем интерфейса видеомонитора VGA – 9-контактный, типа DIN, со следующим распределением сигналов:
1 – GND (0 в)
2 – GND
3 – R (красный)
4 – G (зеленый)
5 – B (синий)
6 – I (яркость)
7 – не задействован
8 – КСИ
9 – ССИ.
Упрощенная блок-схема монитора VGA приведена на рисунке 1.10.
/│
┌─────────┐ ОС / │
┌─────┐ ┌─────┐ ┌─────┐ │ ┌─────│ ───────────────────/ │
R ──>│ бу- │ │сигн.│ │видео│───┘ │ │) ││R ┌──\ /───┐ фокус │
G ──>│феры │──>│проце│──>│усил.│───────│─│────┐ │ \/ │ ┌┐ │
B ──>│ │ │ссор │ ┌>│ │───┐ │ │) ││G │кк /\ ск │ ││ │
└─────┘ └─────┘ │ └─────┘ │ │ │ │ / \ │ ││ │
┌────┐ ┌──────┐ │ │ │ │) ││B │ / \ │ ├┘ │
I ──>│ буф│──>│канал │─┘ └───┼─┼───┘ │ │ │ │ │ │
└────┘ │ ярк. │гашение обр. хода└──────────────────────────\ │
└──────┘───────────────────┘ │ │ │ │ │ \ │
┌──────────────────────────────────┘ │ │ │ │ ┌─\│
│ ┌────────┐ ┌───┐ ┌────┐ │ │ │ │ │
КСИ ┌─────────┐└─>│фазовый │ │ГСР│ │ УС │───────│────┘ │ │ │
──>│интерфейс│──>│детектор│──>│ │──>│ СР │───────│───────│─┘ │
──>│ СИ │─┐ └────────┘ └───┘ │ │───────│───────│────┘
ССИ └─────────┘ │ └────┘ │ │ +25 Кв
│ ┌───┐ ┌─────────────────────────┘ │ на 3-й
│ │ │ └>┌────┐ ┌────┐ │ анод
└──>│ГКР│──>│ ОУ │────>│ УС │───────────────┘
└───┘ └────┘ │ КР │
┌───────┐ └────┘
220в 50Гц │ Б П ├───> +120v
─────────>│ ├───> +80v
│ ├───> +24v
│ ├───> +5v
│ ├───> +12v
└───────┘
Рисунок 1.10. Блок-схема монитора VGA.
На приведенной схеме:
ФАЗОВЫЙ ДЕТЕКТОР СТРОК обеспечивает синхронизацию по фазе сигналов строчной развертки с синхроимпульсом ССИ от видеоадаптера.
ОПЕРАЦИОННЫЙ УСИЛИТЕЛЬ(ОУ) в канале КСИ, поддерживает начало развертки кадра синхронно с КСИ от видеоадаптера и корректирует фазу КСИ в зависимости от реального положения луча. Это позволяет точно выдерживать синхронизацию, устраняя дрожание пикселей и обеспечивая высокую разрешающую способность монитора.
ВЫХОДНОЙ КАСКАД СТРОЧНОЙ РАЗВЕРТКИ (УС СР) кроме формирования линейного тока развертки лучей в отклоняющей системе, вырабатывает высокое напряжение на фокусирующие электроды ЭЛТ (+6 КВ) и питание 3-го анода кинескопа (+25 КВ).
Блок питания монитора вырабатывает напряжения для выходных усилителей каналов яркости, цветности, строчной и кадровой разверток и дополнительно – напряжения +5 в, +12 в, +24 в для питания логики управления монитором.
Монитор VGA имеет высокое разрешение и подключается только к адаптеру VGA, но сам адаптер VGA может эмулировать также сигналы адаптеров CGA и EGA, т.е. позволяет работать с программами, рассчитанными на VGA, EGA и CGA.
Аналоговые входные сигналы RGB обеспечивают бесконечное число уровней, но видеоплата генерирует только 256 цветов. Сигналы цветности поступают на модуляторы соответствующих цветовых пушек кинескопа, а сигнал яркости - на их катоды.
К устройствам вывода из РС (АРМ) для получения "твердых копий" информации относятся принтеры, плоттеры (графопостроители) и другие подобные устройства.
Контрольные вопросы.
1. Какие типы дисплеев используются в РС?
2. В чем достоинства и недостатки ЖК-дисплея?
3. В чем достоинства и недостатки светодиодных матриц?
4. Какой тип дисплеев чаще всего используется в РС DeskTop и почему?
5. Какие функции выполняет видеокарта?
6. Какие составляющие имеет RGB видеосигнал?
7. Для чего служит видеопамять?
8. Где фактически расположена видеопамять?
9. Чем отличается информация видеопамяти в режиме графики от текстового режима?
10. Какой код принимает и обрабатывает видеосистема в текстовом режиме?
11. Каково назначение фазового детектора строк в видеомониторе?
12. Какую задачу выполняет операционный усилитель в канале кадровой синхронизации видеомонитора?
Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 938;