Ритм Пропорция
Рисунок 1 – Выбор ритма структур в системе пропорционирования
Ритм (греч. rhythmos – происходящее с определенной последовательностью) – как средство композиции способствует приданию ясности, четкости и стройности любому эстетическому объекту, созданному природой или человеческими руками:
ü в музыке, танце, поэзии – закономерное чередование звуков, движений и слов в определенном порядке,
ü в оформлении товаров – порядок размещения элементов в рисунке,
ü в тканях – размещение рисунка внутри раппорта,
ü в пространственном формотворчестве (архитектура, скульптура, костюм) – создается чередованием материальных элементов в пространстве и в границах композиционного поля,
ü в текстильном рисунке выражается повторяемостью элементов орнамента.
На ритме в костюме строятся:
· Складки, драпировки, фалды, воланы, сборки;
· Отделка кантом, защипами, буфами, оборками, строчками стёжкой, вышивкой, бахромой, стеклярусом;
· Застёжки на пуговицы, кнопки, разнообразную фурнитуру, молнии, завязки, банты, резинки;
· Рельефы, подрезы, вытачки, кокетки;
· Ткань в полоску, клетку, с орнаментом, раппортные ткани;
· Ритмические повторы слоёв ткани.
Рисунок 2 – Ритмы формы и силуэта
Рисунок 3 – Ритмы структур
Рисунок 4 – Ритмы отделочных деталей
Ритм
Ритм Метр Темп
- Ритм – неравномерное чередование структур
- Метр – равномерное чередование структур
- Темп – скорость чередования структур
- Пропорционально- - Простой - Медленный
последовательный - Простые - Умеренный
- Радиально-лучевой (неподвижные) - Быстрый
- Слом формы (линии) цветосочетания
- Динамичные и фактуры
цветосочетания и
фактуры
Ритм может проявляться:
1 В закономерных изменениях размеров элементов
2 В изменениях интервалов, формы, цвета.
Ритмические ряды образуются чередованием:
ü Акцентов – более выразительных элементов и
ü Интервалов – менее выразительных (пассивных) элементов.
Выразительность ритмического ряда создается не только за счет характера и размещения используемых элементов, но и за счет их количества. Варьируя порядком нарастания или убывания ритмического ряда, объемом элементов, их размерами, выразительностью, тональностью и т.п., можно усилить или ослабить динамичность любой формы.
Чтобы избежать монотонности, можно:
· Выделить в метрическом ряду несколько групп элементов.
· Включить в метрический ряд акценты.
· Установить между группами элементов разрядки.
· Изменить некоторые свойство повторяющихся элементов.
· Соотнести в композиции несколько разных по построению метрических рядов.
· Ритмизировать форму.
Еще один способ организации ритмической композиции – изменение величины отдельных элементов. Если нарастание или убывание величины происходит плавно, композиция воспринимается как «спокойная». Если резко – как «напряженная».
Как уже отмечалось, на ритм композиции существенно влияет не только изменение составляющих ее элементов, но и изменение интервалов между ними. Если расстояния между элементами сокращаются, образуются сужающиеся ритмические ряды, если увеличиваются – расширяющиеся. Образование простейшего ритмического ряда возможно при использовании не менее трех-четырех составляющих, увеличение количества которых усиливает выразительность, но до определенного предела. Ш. Монтескье писал: «Длительное однообразие делает все невыносимым; одинаковое построение периодов речи производит гнетущее впечатление, однообразие размера и рифм вносит скуку в длинную поэму». Чем монотоннее ритм – тем скучнее композиция.
Ритм может быть направлен по горизонтали и по вертикали. Горизонтальные членения зрительно уменьшают высоту, но увеличивают ширину и придают статичность изделию, а вертикальные – увеличивают высоту, но уменьшают ширину и создают иллюзию легкости. Изменения по вертикали сами по себе способствуют формированию иллюзии зрительной завершенности.
Метрический повтор представляет собой неоднократное, с одинаковым интервалом повторение элемента. Характерным для метрических композиций является создание чувства покоя и статичности. В большинстве случаев метрический порядок отражает функциональные особенности предмета и связан с его конструкцией (клавиши на клавиатуре, ячейки шкафов, сенсорные выключатели на пультах дистанционного управления, салоны самолетов и т.п.). Но иногда метрический повтор вводится искусственно в качестве дополнительного средства организации формы или с декоративной целью.
По сложности метрические ряды различают:
ü Простой – предполагает повтор всего лишь одного элемента;
ü Сложный – предполагает координацию рядов с другими элементами;
ü Чрезвычайно сложный – предполагает использование в композиции одновременно нескольких метрических рядов и элементов.
При формировании метрического ряда возможны как перенасыщение, так и разреженность. Чрезмерно близкое расположение элементов или группы элементов затрудняет восприятие метрического ряда. При разреженности ряда его элементы теряются в пространстве, создаваемом на большом фоне.
· Примеры костюма, построенного на пропорционально-последовательном ритме
а. б.
Рисунок 5 – Пропорционально-последовательный ритм в микроструктурах.
а. - Быстрый темп.
б. - Умеренный темп.
Рисунок 6 – Пропорционально-последовательный ритм в макроструктурах.
«Кокетка-лиф» - быстрый темп; «Жакет-юбка» - медленный
темп
а. б. в.
Рисунок 7 – Пропорционально-последовательный ритм в рисунках ткани
а. – Умеренный темп
б, в. – Медленный темп
· Примеры костюма, построенного на радиально-лучевом ритме
Рисунок 8 – Радиально-лучевой ритм в формальном решении силуэта
Рисунок 9 – Радиально-лучевой ритм в строении структур
· Примеры костюма, построенного на ритме слома
Рисунок 10 – Слом линий дробления формы
· Примеры костюма, построенного на метре
Рисунок 11 – Метр в рисунках и структурах. Медленный темп
Рисунок 12 – Комбинации ритмов
Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 2957;