кальвинизм
Идеи протестантизма и капиталистической, предпринимательской деятельности оказались связанными в трудах последователя Лютера Жана Кальвина (Ковена), француза, обосновавшегося в Швейцарии, и также удостоившегося чести стать основоположником учения, названного его именем - кальвинизма. Если Лютер лишь выступал против того, что было, то Кальвин существенным образом дополнял и изменял основы вероучения.
Рассмотрим учение Кальвина. Важна для него проблема Божественного предопределения и свободы выбора человека:
Согласно Кальвину, человеку не дано знать: предопределён ли он Богом к спасению или осуждению. Верующий должен быть уверен в том, что он является "Божьим избранником" и доказать это своей жизнью и энергичной деятельностью. "Каждый христианин одиноко идёт по своему жизненному пути навстречу вечному спасению или вечной гибели…"
Таким образом, получало религиозное оправдание буржуазное накопление и буржуазная деятельность вообще, ибо успех буржуа рассматривается Кальвином как показатель предызбранности человека к "спасению".
Кальвинистские проповедники внушали трудящимся, что повиновение капиталистическому хозяину, "добросовестная" работа на него есть "долг, указанный Богом". Работа как самоцель развязала руки безграничному производству ради производства. Всё, что развивало и толкало вперёд производство, награждалось религиозной премией - сознанием избранности, объявлялось богоугодным делом и священной обязанностью верующего. Постепенно формулируется мысль, что человек - "машина для приобретательства", чем больше имущество, тем сильнее ответственность перед Богом.
Богатство как результат выполнения профессионального долга, призвания, не только этически дозволено, но даже обязательно. Хотеть быть бедным, с точки зрения пуританина - то же самое, как хотеть быть больным.
Кальвин внёс в христианское учение такую его интерпретацию, которая, в частности, позволила М.Веберу выдвинуть теорию о протестантизме, как этике капитализма, капиталистического предпринимательства.
Теория М.Вебера:
- анализируя классовый состав протестантов, Вебер подчеркивал, что среди них много квалифицированных рабочих, представителей высшего технического и коммерческого состава современных предприятий.
- Что такое "дух" капитализма в трактовке Вебера? Это - прилежание и пунктуальность в работе, умеренность в личной жизни, а также… умение пользоваться кредитом с тем, чтобы получить приращение денег. "Помни, что кредит - деньги" . Всё это позволяло завоевать себе подобающее положение в обществе
- «призвание» человека – это выполнение им мирских обязанностей. Профессиональная деятельность человека является задачей, поставленной перед человеком Богом, притом главной задачей. Каждый человек должен выполнять свой долг, этот долг заключается в том, чтобы быть дельным работником в своей профессии, чтобы знать твёрдо своё место, призвание и работать во имя его и только во имя его не покладая рук. Нажива денег - самоцель…"
Таким образом, протестантизм отдал человеку толкование веры и полное руководство ее практической реализацией. Тем самым он как бы освятил рациональную предприимчивость свободного индивида и стал духовной основой новой цивилизации, построенной на принципах индивидуальной свободы, рыночных отношений, правового государства и рационально-технического преобразования природы, т.е. основой капитализма.
Выводы:
· Возрождение впервые в истории европейской культуры создало образ волевого, интеллектуального человека, творца своей судьбы и творца самого себя.
· Эпоха Реформации дала этому волевому, предприимчивому человеку возможность действовать, показав, что честный труд на своем месте - это прямая дорога в рай.
[1] Гревс И.М. Природа экскурсионности и главные типы экскурсий в культуру // Экскурсии в культуру… С.24,25.
[2] Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. С.264.
[3] Прохоров Б.Б. Экология человека. – М., 2000. – С.129.
[4] Зыков К.Д. «Качество жизни» и задачи экологической науки. – М., 1988. С.1.
[5] Бобков В.Н., Масловский-Мстиславский П.С. Качество жизни… С.10.
[6] Хильчевская Р.И. Проблемы экологической экономики в свете концепции устойчивого развития // Экономика и математические методы. – 1996. - №3. – С.88.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 587;