Об авторе
9 октября в возрасте 88 лет ушел из жизни академик, вице-президент Академии наук России Александр Леонидович Яншин. Он был одной из самых крупных фигур в мировой науке второй половины XX века. Для тех, кто понимает, что природа - драгоценный дар, он - глава «Комисии Яншина», которая сумела противостоять безумному «Проекту века» - переброске северных рек на юг. В геологию он пришел в конце двадцатых годов, и с тех пор там, где работал А.Л. Яншин, вырастали рудники, заводы, города. Велика роль Яншина в организации издательского дела Академии наук. Последние годы жизни он отдавал много сил и души исследованию и публикации трудов великого естествоиспытателя, академика Владимира Ивановича Вернадского. 28 июня 1999 года во время геологической практики группу студентов первого курса геологического факультета принял в Нескучном саду, в Президиуме Академии наук РФ академик Яншин и рассказал о В.И. Вернадском и об экологии. Студенты записали рассказ Александра Леонидовича, и расшифрованную запись передали ему. Он сделал в ней необходимые пометки и, возвращая текст, тепло вспоминал прошедшую встречу, шутил и обещал снова повидаться с полюбившимися ему студентами-геологами. Не успел. Получилось так, что его подпись под текстом стала последней. Поэтому сказанное им слово стало его завещанием студентам нашего университета.
Беседа А.Л. Яншина о В.И. Вернадском,
со студентами РГУ Нефти и Газа им. И.М. Губкина
28 июня 1999 г.
С большим удовольствием я расскажу вам о Владимире Ивановиче Вернадском, потому что давно, еще с 1960 года, занимаюсь его творчеством, когда вас еще не было на свете. Я являюсь председателем специальной комиссии Президиума Академии наук по разработке научного наследия академика Вернадского. Главная наша задача - это выполнение решения Президиума Академии наук об издании Полного собрания его сочинений. Мы издали уже семь томов. Но сначала мы издали библиографию Вернадского - вот эту книжечку. Первая ее половина – это работы самого Вернадского, а вторая половина – это работы других авторов о нем и о его творчестве, в том числе и работы вашего профессора П.В.Флоренского. Я думаю, без подготовки библиографии нельзя было работать, это было необходимо для подготовки Полного собрания сочинений.
Вернадский был несомненно самым крупным отечественным ученым в области естествознания конца прошлого и первой половины нашего века.Он родился в 1863 году, если по новому стилю, то 12 марта. Он умер в Москве в своей квартире 6 января 1945 года, не дождавшись четырех месяцев до окончания Великой Отечественной войны.
Вернадский начинал как почвовед в экспедициях своего люби- мого учителя, основателя современного почвоведения, профессора Василия Васильевича Докучаева. Самые ранние его работы были посвящены почвам Нижегородской (1882 и 1884) губернии, потом Полтавской губернии (1893). Докучаев преподавал, создавал почвоведение как минералогию и Вернадский увлекся минералогией. После окончания Санкт-Петербургского университета (1885) он был отправлен за счет университета, тогда такие вещи практиковались, на целый год за границу продолжать свое образование в университеты Парижа и Берлина. Во время следующей командировки в Европу (1888-1890), он встретился с академиком Алексеем Петровичем Павловым, куратором Московского университета в области геологии, который пригласил его преподавать в Московском университете; и с 1891 года по 1911 – двадцать лет – Вернадский преподавал там минералогию и кристаллографию. За это время он раз пять издавал обновленные учебники по минералогии и кристаллографии, печатал большое количество статей по этим проблемам, защищитил по кристаллографии магистерскую (1891) и докторскую (1897) диссертацию. Докторская работа «Явления скольжения кристаллического вещества». ни разу не переиздавалась и сейчас готовится нами к публикации.
В конце девяностых годов Вернадский начал заниматься геохимией, то есть историей атомов в земной коре. В геохимии он дал одно ответвление в сторону радиогеологии, радиогеохимии, а другое - в сторону геохимии живого вещества. Он был первым в России, кто обратил внимание на открытие на рубеже двух веков радиоактивности и в декабре 1910 года на общем собрании Академии наук произнес речь «Задачи дня в области радия». В этой речи он впервые в мире предсказал, что человек научится управлять скоростью радиоактивного распада и получит в свои руки такой мощный источник энергии, с которым несравнимы ни пар ни электричество. И тогда же начал испрашивать деньги для организации экспедиции для поисков урановых руд, и сам выезжал в разные места в эти экспедиции. И в 1916 году, уже во время Мировой войны, поиски увенчались успехом: в Фергане, недалеко от города Ош, было найдено первое в тогдашней России урановое месторождение, названное Тюя-Муюнское («Шея Верблюда». Из руд именно этого месторождения, уже после революции, в 1918 году, были получены в Перми первые миллиграммы отечественного радия. До конца жизни Вернадский продолжал возвращаться к радиевой теме; в 1939 году, когда немецкими учеными было доказано, что облучение урана потоком нейтронов вызывает резкое ускорение разложения, он стал писать докладные записки о необходимости широкого развертывания соответствующих работ и изучения возможности выделения изотопов урана, особенно подверженных облучению нейтронами. По этим запискам были организованы лаборатории в Ленинграде, в Институте физических проблем, и в Москве. На базе лаборатории в Москве уже во время войны был организован Курчатовым институт атомной энергии, которым тот и руководил до конца своей жизни. Это одно направление.
Второе. Живое вещество. Он сам писал, что начал изучать живое вещество в 1916 году. Живым веществом он называл совокупность всех животных и растений, живущих в данный момент на Земле, от бактерий до человека. Он определял полный химический состав различных организмов, рассчитывал энергию, которую через зеленые растения получает Земля от Солнца, подсчитывал, как эта энергия распределяется, сколько расходуется животными на движение, на размножение, сколько идет на то, чтобы живое вещество выветривало горные породы, а сколько живого вещества захороняется под осадками в морях, в океанах, в озерах. Все эти цифры были вычислены.
Еще во время Первой русской революции 1905 года Вернадский увлекся политической деятельностью. Он был одним из основателей партии кадетов – конституционных демократов. Поэтому в 1917 году, после Октябрьской революции, когда начались аресты кадетов, получив командировку от Академии наук на Украину, уехал сначала в Полтавскую губернию, где у него было небольшое наследственное имение Шишаки, на реке. Потом его пригласили в Киев, где в годы Гражданской войны осенью 1918 года он организовал Украинскую Академию наук, и был 27 ноября единогласно избран ее первым президентом. Потом начались скитания ученого. Он поехал в сентябре 1918 года в Ростов на Дону выпрашивать деньги на существование Академии в правительстве при штабе А.И. Деникина. А в это время началось наступление Красной Армии. Киев заняли, он не смог туда вернуться, поехал через Новороссийск в Крым, по дороге заразился сыпным тифом, тяжело болел, а по выздоровлении его пригласили в Симферополь, в Таврический университет преподавать геохимию, а позже он стал ректором этого университета.
Везде, где он работал, – в Киеве, в Ялте, в Симферополе, он везде пытался налаживать и налаживал точные анализы химического состава различных организмов. Обычно биохимики изучали содержание в живом веществе только основных элементов: кислорода, водорода,азота, а его интересовало содержание всех элементов таблицы Менделеева, что он и изучал. Например, он нашел, что во мхах под Киевом есть небольшие содержания никеля и кобальта, что в теле мышей, там же, под Киевом, существуют небольшие количества сурьмы.
От живого вещества в начале двадцатых годов он перешел к исследованию той оболочки Земли, в которой существует живое вещество и которой австрийский геолог Эдуард Зюсс дал название «биосфера». Но Зюсс не расшифровывал это понятие, а Вернадский создал цельное учение о строении биосферы Земли, о ее химическом составе, составе живого вещества, о влиянии живого вещества на мертвые породы, процессы распределения энергии живого вещества в биосфере. Все это было изучено, опубликовано в 1926 году в монографии «Биосфера» и в целом комплексе статей. Один из изданных нами томов «Живое вещество и биосфера», 60 печатных листов.
Очень важно сказать, что в середине тридцатых годов Вернадский изменил многие свои представления о биосфере. Первоначально он считал, что жизнь вечна, и что она везде где-нибудь существует, а на Землю принесена из космоса, скорее всего с Венеры, температура поверхности которй тогда оценивалась в 50-60 градусов. Потом, когда стали синтезировать многие органические вещества, неотличимые по химическому составу от биогенных, например, аминокислоты путем нагревания, или пропускания электрического тока через смесь углекислого газа, аммиака и метана (они образуются во время гроз в облаках, обнаружены в вулканических пеплах), Вернадский в целом отказался от своей первоначальной точки зрения и признал абиогенез, то есть происхождение живого из неживого у нас, здесь на Земле, и подчеркивал свою уверенность в абиогенезе и в том, что жизнь возникла сразу. Различаются же абиогенные органические вещества от биогенных не по химическому составу, а по структуре молекул. Все живые организмы обладают асимметричным строением молекул. Вероятно, жизнь началась после какого-то толчка в ранней истории Земли, после какой-то асимметричной причины, которая вызвала появление асимметричных молекул живого вещества. Я предполагаю, что этой причиной было появление магнитного поля Земли, о чем я опубликал работу. Первоначально холодная Земля, состоявшая из космической пыли и крупных обломков так называемых планетоземалий, не имела магнитного поля. Потом, в результате притяжения, началось сжатие и частичное плавление и дифференциация вещества с погружением тяжелых элементов к центру Земли, образование твердого внутреннего ядра Земли и более пластичного внешнего, по которому началось проворачивание мантии Земли со всеми вышележащими оболочками. Это и был момент появления дисимметричного магнитного поля, которое имеет северный и южный полюсы, а я предполагаю, что именно в этот момент часть молекул органического вещества приобрела дисимметрию и получила способность к размножению.
В поздние годы жизни В.И. Вернадский пересмотрел свои представления о биосфере, но эти работы долго не публиковались. После его смерти началось издание шеститомника его сочинений, но туда не вошли хранившиеся в архивах рукописи. Они стали издаваться только после снятия Хрущева, когда значительно ослабла идеологическая цензура, с 1965 года. Тогда смогли издать «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения», подготовленное к печати Кириллом Павловичем Флоренским. А также работу о биологическом времени, которое он считал отличным от физического.
Последнее. Когда Вернадский принял эволюционную точку зрения, то стал считать воздействие человека на биосферу закономерным этапом ее эволюции, и этот новый этап, к которому мы приближаемся, назвал ноосферой. Этот термин был предложен французским ученым Ле-Руа, который слушал лекции Вернадского в Париже. По Ле-Руа, ноосфера - это будущее состояние биосферы, разумно преобразованной научной мыслью человека для удовлетворения всех его материальных и духовных потребностей. Вернадский не успел написать полное учение о ноосфере и опубликовал лишь кратенькую статью «Несколько слов о ноосфере». Более подробно он изложил свои представления о ноосфере в работе «Научная мысль, как планетное явление». Это его замечательная работа, где он подвел итог своим раздумьям. Недавно ее удалось издать и на английском языке. Она является завершением его могучего творчества. Не сейчас, а через несколько курсов, когда вы будете кончать свой Университет, я вам очень рекомендую прочитать эту работу. Ее нужно читать несколько раз, и находить в ней все новое и новое. Я желаю вам удачи.
Дата добавления: 2015-06-27; просмотров: 590;