Совершенствуете ли вы в чем-либо свое мастерство?
Нет, это не опечатка. Исследования людей, хорошо справляющихся со своими эмоци- ями и способных их адекватно выражать, показали, что эти люди настойчиво развивали свои навыки в какой-то, интересной им, области, стараясь достичь высокого уровня мастерства. Далеко не всегда это было связано с извлечением дохода, часто это делалось просто ради удовольствия, на любительском уровне – будь то уроки музыки, рисование, пошив одежды или создание украшений – или участие в книжном клубе, помощь бездомным животным, математический кружок для детей… Есть ли навык или дело в вашей жизни, которым вы гордитесь и которое вам интересно было бы совершенствовать? Если нет – подумайте о том, что бы это могло быть.
Мы начинаем худеть, отказываем себе в «зажорах», не отдавая себе отчет, какую роль играет пища в нашей жизни, и никак не готовясь заменить ее функции чем-либо другим. Да и чем? Я – взрослая женщина или мужчина, у меня работа, дом и дети. «У меня сил не хватает даже телевизор смотреть!» (Вспомним «Трое из Простоквашино».)
Два года назад мой сын начал брать уроки фортепиано. Сыну нравится играть, он то и дело садится за инструмент, чтобы вполне добровольно поразучивать свои простые пьесы. Мы, родители, предпринимаем все возможное, чтобы никак его не принуждать и вообще всячески давать получать удовольствие от процесса.
В нашем доме на тех или иных музыкальных инструментах играют все, и для всех это огромный источник позитивных эмоций, расслабления – словом, типичный пример копинга-который-не-еда. Но это именно то, что у нас (по крайней мере, в России) чаще всего отнимают у ребенка, когда нагрузка в музыкальной школе становится огромной, и ее нужно тянуть параллельно с основной школой, а преподаватели авторитетно говорят, что без насилия учиться музыке невозможно. Итогом такого обучения становится некий процент
великих исполнителей, занимающих призовые места на международных конкурсах, и весь остальной процент, среди которых немало тех, кому вкус и желание заниматься музыкой отбили начисто.
Поэтому обычный мой пациент рассмеется мне в лицо, если я предложу ему начать брать уроки музыки. Между тем какое простое и эффективное решение это могло бы быть для кого-то.
Одна из альтернативных находок, которую я придумала и мы начали использовать в терапии, – вспомнить свои детские хобби и, самое главное, несбыточные желания. У нас у всех они есть. Что-то, чего хотелось, но не разрешали родители, или не хватало средств, или слишком маленькая была квартира. Что-то из серии «когда мы будем жить просторней, мы купим Канчиля, и он будет жить в ванной». Я уверена, что это есть у всех. Можно ли устро- ить себе сбычу мечт? Я заметила, что многие люди находят легитимный способ делать это, когда у них рождаются дети. Эти замечательные люди покупают себе – вместе с ребенком – железную дорогу или красивую куклу. Они приносят из магазинов целую кучу поделочных материалов и с удовольствием «развозят грязь по квартире». Потому что как бы не себе, а ребенку, можно и нужно. А если все же себе?
В детстве арсенал доступных внешних средств для совладания со стрессом огромен, только внутренние инструменты не выработаны еще. Но ребенок полагает, что может все. Играть на музыкальных инструментах, лепить, рисовать, строить из песка и конструктора, шить, клеить и мастерить.
Ориентируя ребенка на результат, на достижения, мы готовим его к жизни во взрослом конкурентном мире, но лишаем будущих копинг- стратегий. Оставляя только еду.
А какие копинг-стратегии могли бы работать для вас?
Могли бы вы составить для себя список интересных вещей, которые вам хотелось в детстве или хотелось потом, но не было времени, сил, денег, кто-то был против?
Дата добавления: 2015-06-27; просмотров: 774;