Разнообразие альтернативных методов
Софистика. Альтернативами диалектики являются софистика и эклектика. Софистика (от греческого — соображение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики) по многим своим признакам приближается к метафизике. Она основывается на неправильном выборе исходных положений, на абсолютизации того ли другого определения, на смешивании существенного с несущественным, на ошибочных доводах (так называемых софизмах); на использовании разных значений одного и того же слова и т.п. В этом отношении софистика, безусловно, имеет много общего с метафизикой. Однако софистика и метафизика - это нетождественные, неоднозначные способы мышления. Софистика, в отличии от метафизики, не является какой-то цельной, самостоятельной теорией познания или его методом. Это во-первых. Во-вторых, софистика как способ мышления имеет исключительно субъективистский характер. Присущая ей своевольная интерпретация фактов неминуемо ведет к агностицизму. Что же касается метафизики, то это такой способ мышления, который имеет объективные основы, о которых шла речь выше. В-третьих, метафизика является формой мировоззрения, которая дает представление об определенной картине мира. Софистика же не имеет таких качеств. Она не является мировоззрением. На этом основании можно сделать вывод, что софистика как разновидность метафизики в целом неравнозначна ей, выступает альтернативой диалектики лишь в определенном значении этого слова, а именно тогда, когда мы рассматриваем диалектику как логику, как науку о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира.
Эклектика (в переводе с греческого - выбираю) - это алогичная концепция, которая основывается на своевольном выборе координат; на случайном объединении разных сторон вещей; на игнорировании их существенных отличий, на субъективистском объединении элементов, положений разных учений, концепций, школ, взглядов и т.п.. Эклектика - это, образно говоря, «мешанина», поэтому она не является ни теорией развития, ни теорией познания, ни методом, ни мировоззрением.
Софистика и эклектика - это стороны одной и той же медали. Их общность состоит в том, что и первая, и вторая по своей природе имеют субъективистский характер, касаются определенной логики мышления, соответствующей интерпретации фактов.
К альтернативам диалектики относят также догматизм и релятивизм.
Догматизм (с греческого - положение, которое воспринимается на веру, без доведения) - антиисторический, абстрактный способ рассмотрения теоретических и практических проблем, когда при решении их не учитываются ни обстоятельства места, ни обстоятельства времени. Догматизм - это определяющая характеристика консервативного мышления. Она отображает закостенелость человеческой мысли, ее временную ослепленность, неспособность к самодвижению. Догматизм исходит из неизменных, раз и навсегда данных формул, знаний, которые не могут обогащаться в процессе развития познания. Раз есть определенная истина, то она, в соответствии с догматизмом, правильная для любого случая, для любых условий развития. Разделяя знания на правильные и неправильные, догматизм старается закрепить это навсегда и таким образом фактически ведет к заблуждению. Догматизм, преувеличивая значения определенных сторон истины, не признает новых качественных моментов, которые возникают в процессе познания, не учитывает конкретности истины, абсолютизирует ее и в этом отношении, смыкаясь с метафизикой, является антиподом диалектики, однако только в определенном ее значении - как теории познания.
Релятивизм. Обратной стороной догматизма является релятивизм. Релятивизм (от греческого - релятивный, относительный) - теоретико-познавательная концепция, которая исходит из одностороннего выяснения сути истины, преувеличения момента ее относительности, т.е. интерпретации результатов процесса познания. Конечно, здесь релятивизм выступает как разновидность метафизического толкования истины. Итак, релятивизм имеет непосредственное отношение к диалектике как теории познания и в этом выступает как ее альтернатива.
Догматизм основывается на преувеличении значения абсолютной истины, игнорируя момент ее конкретности; релятивизм, наоборот, преувеличивает значение относительной истины, отвергая момент ее абсолютности.
Таким образом, если рассматривать диалектику как теорию развития, то ее антиподами выступают метафизика и „отрицательная” диалектика; если рассматривать диалектику как логику, то ее альтернативами являются софистика и эклектика. Если же рассматривать диалектику как теорию познания, то ее альтернативами выступают догматизм и релятивизм.
Основной вопрос диалектики - это вопрос о том, как соотносятся объективная и субъективная диалектика. Для выяснения этого вопроса сначала дадим определение объективной и субъективной диалектики.
Объективная диалектика - это совокупность всеобщих сторон и связей действительности, всеобщие законы, рассматриваемые в том виде, в каком они действуют во внешнем мире, т. е. это диалектика вещей.
Субъективная диалектика - это законы, действующие в духовной области, обусловливающие функционирование и развитие сознания, познавательной деятельности людей, т.е. субъективная диалектика - это диалектика идей.
Объективная и субъективная диалектики взаимосвязаны и взаимосвязь эта имеет диалектический характер, т.е. между ними есть единство и различие. Их единство вытекает из принципа отражения (субъективная диалектика является отражением объективной диалектики). Следовательно, они совпадают по содержанию. Отличаются же они по форме (объективная диалектика - это диалектика вещей, а субъективная диалектика - это диалектика идей).
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 708;