От этики Гиппократа к биоэтике
Биоэтика – наука о проблемных ситуациях современной медицины
В 1957 г. в США состоялся судебный процесс «Мартин Сальго против Стэнфордского университета». Пациент (по имени М. Сальго) стал инвалидом в результате медицинского вмешательства (спинномозговой пункции) и, обратившись в суд, выиграл дело: как выяснилось на суде, врач не проинформировал пациента о возможности такого серьезного осложнения, как паралич ног. Дело имело большой резонанс в СМИ, где и закрепилось английское словосочетание informed consent (информированное согласие), делающее акцент на полноте, адекватности информирования человека при оказании ему медицинской помощи. Так началась сенсибилизация общественного мнения в отношении будущих проблем биоэтики.
В самом конце 1950-х гг. в истории медицины происходят два события, сыгравшие большую роль в последующем становлении биоэтики. В 1957 г. глава римско-католической церкви папа Пий XII в журнале Anaesthetist впервые морально обосновывает допустимость прекращения реанимации у некоторых пациентов – имея в виду не только медицинские (абсолютная бесперспективность реанимации), но и богословские аргументы (возможно, душа у таких пациентов уже отделилась от их тела). В 1959 г. французские неврологи впервые описали состояние «запредельной комы» (смерть мозга), поставив одну из фундаментальных проблем биоэтики – обоснование нового определения смерти. В 1957-1959 гг. обе эти проблемы только были поставлены, а их глубинное воздействие не только на здравоохранение, но и общество в целом скажется через 10 и более лет, когда придет время клинической трансплантологии и хосписов.
Практически в те же годы в Германии происходят драматические события, тоже ставшие весьма важным фактором в зарождении биоэтики. Здесь в 1960 г. наблюдается странная эпидемия врожденных уродств – в течение года родились тысячи детей, практически лишенных конечностей (как правило, вместо них были только кисти рук и стопы ног). Впоследствии обнаружилось, что аналогичные случаи имели место и в других западных странах. Причиной уродств оказалось тератогенное воздействие (т.е. воздействие на зародыш) нового снотворного, успокаивающего и противорвотного средства – талидомида. В западных странах прокатилась волна судебных процессов (сумма иска одной американской семьи составляла 2 млн. долларов). Для нас в этой истории опять очень важен колоссальный общественный резонанс.
Так, в ноябре 1962 г. в Бельгии в суде рассматривалось дело об эвтаназии: 24-летняя женщина, при соучастии мужа, сестры и врача, выписавшего смертельную дозу снотворного, умертвила с помощью этого средства своего ребенка, родившегося с такими уродствами. Общественное мнение было целиком на стороне обвиняемых, в их защиту проходили массовые демонстрации. Суд всех оправдал.
Некоторые авторы рождение биоэтики относят к 1961 г., когда в американском городе Сиэтле в Центре «Искусственная почка» на один-единственный аппарат претендовали 7 обреченных на смерть пациентов – ребенок 9 лет, 35-летняя замужняя женщина (мать 8 детей) и пятеро мужчин (65, 39, 33, 31 и 30 лет). Был создан общественный комитет (членство в нем было засекречено), который должен был выбрать единственного счастливчика. Этот комитет окрестили в прессе «божественным комитетом», его члены безуспешно пытались, опираясь на критерии «возраст», «пол», «социально-экономическое положение», «образование», «количество иждивенцев», «психологическая устойчивость», определить преимущественные шансы «права на жизнь» кого-то одного перед всеми остальными. Впоследствии специалисты-биоэтики неоднократно обращались к этой ситуации, и многие пришли к выводу, что наиболее справедливым был бы жребий. По сути дела, «божественный комитет» в Сиэтле был первым общественным этическим комитетом. Впоследствии создание множества таких этических комитетов стало означать, что биоэтика является не только наукой, но и социальным институтом современного общества.
Большинство биоэтических проблем уже потому преисполнены драматизма, что человеческая цивилизация столкнулась с ними впервые (допустимость «суррогатного материнства», опытов по клонированию человека и т. д.), т. е. ни врачи, ни общество в целом не имели морального опыта для их разрешения. При возникновении биоэтических проблем не просто отдельный врач, но «все человечество – перед выбором».
Биоэтика призвана определять границу добра и зла для следующих проблемных ситуаций современной биомедицины: получение информированного согласия и обеспечение прав пациентов (включая детей и душевнобольных, т. е. лиц, полностью или частично некомпетентных); сокрытие правдивой информации от пациента в случаях неблагоприятного прогноза исхода заболевания; разглашение врачебной тайны в ситуации несовпадения, а то и конфликта интересов пациента и других заинтересованных лиц; искусственный аборт; использование фетальных (зародышевых) тканей; применение современных методов контрацепции (в том числе стерилизации); применение различных методов искусственного оплодотворения, включая «суррогатное материнство» (в том числе когда «заказчиками» являются гомосексуальные пары); транссексуализм и хирургическое изменение пола; опыты по клонированию человека; применение генодиагностики и генотерапии; новое определение смерти в связи с диагнозом «смерть мозга»; эвтаназия (активная или пассивная, добровольная или недобровольная, прямая или косвенная); ассистирование при самоубийстве; отношение к умирающим (хосписы, отделения паллиативной медицины); медицинские эксперименты на человеке (включая детей и душевнобольных, т. е. лиц, полностью или частично некомпетентных); эксперименты на животных; иммунопрофилактика инфекционных болезней (вакцинация); медицинская помощь ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом; трансплантология, в особенности донорство органов и тканей; оказание психиатрической помощи, в особенности недобровольное лечение; справедливость в здравоохранении и т. д. Все названные проблемные ситуации являются моральными дилеммами, т. е. допускают альтернативные морально оправдываемые решения [...].
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 1551;