Зрелая готика
На рубеже ХП - ХШ вв. обозначился переход к высокой готике в соборах в Бурже и Шартре. Шартрский собор имеет более ста восьмидесяти витражей. Шпиль башни вознесся на высоту 105 м.
Самым большим по размерам и совершенным по конструкции был собор в Реймсе, в котором короновали французских королей. Его длина составила 150 метров, высота башен достигла 80 метров. Порталы собора не утоплены в стене, а выступают вперед, место тимпанов над входами заняли окна. Ряд, изображающий королей, поднят очень высоко и сливается с аркадой третьего этажа. Все архитектурные элементы стали выше и уже. Скульптура распространилась гораздо шире, чем раньше.
Вершиной зрелой готики стала Сент-Шапель - Святая Капелла в Париже, которая строилась как королевская церковь. В ней находился вывезенный из Константинополя «терновый венец Христа», для которого двухэтажная капелла служила реликварием. В капелле почти не было стен: пространство между опорами свода на две трети всей высоты капеллы заполняют двучастные окна, соединенные попарно шестилепестковыми розами. В XIII в. готика завоевывает почти все области Франции, приобретая при этом на севере и юге страны специфические особенности.
Английская готика начинает развиваться с третьей четверти XII в. Английские соборы сосредоточены в монастырях. Они соотнесены с ландшафтом, имеют множество
пристроек, значительные размеры. В них часто встречаются два трансепта разной длины и возведенная над средокрестием башня. Английские соборы значительно более украшены, чем континентальные (соборы в Солсбери, Кентербери, XV в.).
Готический стиль в Англии завершился так называемой перпендикулярной готикой, название связано с прямоугольным рисунком оконных переплетов, заполненных витражами. Стены соборов конца XIV в. напоминают ажурный решетчатый переплет.
Немецкая готика стала развиваться на столетие позже французской. Соборы немецкой готики отличает наличие башен на средокрестии, вместо розы - стрельчатое окно. Еще одна особенность - наличие однобашенных храмов. Собор в Кельне (1248-1880) исключителен по своему архитектурному декору. В период наивысшего расцвета немецкая готика оставалась суровой. В северо-восточных немецких землях строились кирпичные соборы (т.н. «кирпичная готика»).
Для немецкой готики характерно большое количество светских зданий - ратуш и гостиных дворов.
Своеобразно развивалась итальянская готика. В отличие от стран Северной и Центральной Европы она приобрела более изысканный рисунок, изящный декор. Большинство храмов выходили на площадь только фасадами, будучи плотно окружены жилыми постройками, поэтому портал имеет особенно торжественный, праздничный характер, иногда он украшался мозаикой (соборы в Орвиетто, Сиене).
Черты готики
Своеобразные черты готики (в частности, стрельчатые формы лоджий) несет Дворец дожейв Венеции, в целом испытавший влияние мавританского стиля.
Шедевром поздней готики в Италии является Миланский собор. Он третий по величине в Европе (после соборов Святого Петра в Риме и Святого Павла в Лондоне). Второй по вместимости среди готических храмов. Одних только статуй в соборе насчитывается 3 400.
Единственный в Европе беломраморный готический собор строился с 1386 г. до середины XIX в. Высота шпиля 104 м.
Завершающей фазой развития готического стиля в Европе стала так называемая «пламенеющая готика», для которой характерен особый характер декора. Название произошло из-за прихотливого узора, напоминающего языки пламени. Крупнейшим памятником пламенеющей готики стал Руанский собор во Франции и собор в Страсбурге. Позднеготические соборы имели сложное убранство, включали узоры и резьбу, сетчатые, звездчатые или сотовые декорированные своды.
Готическая скульптура помещена на фасадах соборов и алтарных преградах. В ней уже нет скованности романских фигур. Ее отличает S-образный изгиб, напоминающий колеблющееся пламя свечи, символизирующее духовную жизнь человека; дробный ритм драпировок; портретность изображений.
К середине XIII в. складываются такие темы скульптурного убранства французских соборов, как тема Страшного суда, цикл, посвященный Марии, и цикл, связанный с почитанием местных святых. Шедевры готической скульптуры - «Встреча Марии с Елизаветой»на западном портале Амьенского собора и композиции романского собора св. Петра в Бамберге, фигуры маркграфа Экехарда и маркграфини Утыиз собора св. Петра и Павла в Наумбурге.
В XI веке появилось готическое письмо - семейство почерков латинского письма. Общий вид готических символов определяется использованием в качестве пишущих приборов гусиных перьев, обрезанных по диагонали. Пишущая кромка в большинстве случаев располагается под углом 45° к базовой линии строки. Буквы расположены очень плотно, ширина межштриховых промежутков близка к ширине штрихов - это объясняется необходимостью экономии дорогостоящего пергамента. С начала книгопечатания появились наборные готические шрифты.
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 2530;