ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЦИК 16 ЯНВАРЯ 1918 г.

На основании всех завоеваний Октябрьской революции и согласно принятой на заседании Центрального Исполнительного Комитета 3-го января Декларации трудо­вого и эксплуатируемого народа вся власть в Российской республике принадлежит Со­ветам и советским учреждениям. Поэтому всякая попытка со стороны кого бы то ни было или какого бы то ни было учреждения присвоить себе те или иные функции государственной власти будет рассматриваема, как контрреволюционное действие. Всякая такая попытка будет подавляться всеми имеющимися в распоряжении Советской вла­сти средствами, вплоть до применения вооруженной силы.

Тезисы по вопросу о немедленном заключении сепаратного и аннексионистского мира

Положение русской революции в данный момент таково, что почти все рабочие и громадное большинство крестьян, несомненно, стоит на стороне Советской власти и начатой ею социалистической революции – поэтому успех социалистической революции в России обеспечен.

В то же время гражданская война, вызванная бешеным сопротивлением имущих классов, превосходно сознавших, что перед ними последний и решительный бой за сохранение частной соб­ственности на землю и на средства производства, еще не достигла своего высшего пункта.

Это сопротивление в его менее активных и невоенных формах: – саботаж, подкуп босяков, подкуп агентов буржуазии, втирающихся в ряды социалистов для того, чтобы погубить их дело, и т.д. – это сопротивление оказалось таким упорным и способным принимать столь разнообразные формы, что борьба с ним неизбежно затянется еще некоторое время. А без решительной победы над этим пассивными прикрытым сопротивлением буржуазии и ее сторонников успех социалистической революции невозможен.

Советской власти обеспечена победа в этой войне, но неизбежно пройдет еще некоторое время, неизбежно потребуется немалое напряжение сил, неизбежен период острой разрухи и хаоса, связанных со всякой войной, а с гражданской вой­ной в особенности, пока сопротивление буржуазии будет подавлено.

Наконец, организационные задачи социалистического преобразования в России так велики и трудны, что на разрешение их – при обилии мелкобуржуазных попутчи­ков социалистического пролетариата и при невысоком культурном его уровне – тре­буется тоже довольно продолжительное время.

Из всех этих обстоятельств вытекает необходимость, для успеха социализма в России, известного промежутка времени, не менее нескольких месяцев, в течение которого социалистическое прави­тельство должно иметь вполне развязанные руки для победы над буржуазией сначала в своей собственной стране и для налаживания широкой и глубокой массовой организационной работы[bbbbbbbbbbbbbb].

 

Мирные переговоры в Брест-Литовске вполне выяснили в настоящий момент, к 20. 01. 1918, что у германского правительства (ведущего на поводу остальные правительства четверного союза) безусловно взяла верх военная партия, которая поставила России ультиматум – либо дальнейшая война, либо аннексионистский мир – мы отдаем все занятые нами земли, германцы сохраняют все занятые ими земли и налагают на нас контрибуцию в 3 миллиарда рублей, с рассрочкой платежа на несколько лет.

Перед социалистическим правительством России встает требующий неотложного решения вопрос, принять ли сейчас этот аннексионистский мир или вести тотчас революционную войну.

Никакие средние решения невозможны.

Никакие отсрочки более неосуществимы, ибо для искусственного затягивания переговоров мы у же сделали все возможное и невозможное.

 

Нет сомнения, что наша армия в данный момент и в ближайшие недели (а вероятно, и в ближайшие месяцы) абсолютно не в состоянии успешно отразить немецкое наступление,

во-1-х, вследствие крайней усталости и истомления большинства солдат,
при неслыханной разрухе в деле продовольствия, смены переутомленных и пр.;

во-2-х, вследствие полной негодности конского состава, обрекающей на неминуемую гибель нашу артил­лерию;

в-З-х, вследствие полной невозможности защитить побережье от Риги до Реве­ля, дающей неприятелю вернейший шанс на завоевание остальной части Лифляндии, затем Эстляндии и на обход большой части наших войск с тыла, наконец на взятие Петрограда.

 

Далее, нет также никакого сомнения, что крестьянское большинство нашей армии в данный момент безусловно высказалось бы за аннексионистский мир, а не за не­медленную революционную войну, ибо дело социалистической реорганизации армии, влития в нее отрядов Красной гвардии и пр. только-только начато.

При полной демократизации армии вести войну против воли большинства солдат было бы авантюрой, а на создание действительно прочной и идейно-крепкой социали­стической рабоче-крестьянской армии нужны, по меньшей мере, месяцы и месяцы.

Беднейшее крестьянство в России в состоянии поддержать социалистическую
революцию, руководимую рабочим классом, но оно не в состоянии немедленно, в данный момент пойти на серьезную революционную войну.

Это объективное соотношение классовых сил по данному вопросу было бы роковой ошибкой игнорировать.

Следовательно, дело, с революционной войной в данное время стоит следующим образом – если бы германская революция вспыхнула и победила в ближайшие три-четыре месяца, тогда, может быть, тактика немедленной революционной войны не погубила бы нашей социалистической революции.

Если же германская революция в ближайшие месяцы не наступит, то ход событий, при продолжении войны, будет неизбежно такой, что сильнейшие поражения заставят Россию заключить еще более невыгодный сепаратный мир, причем мир этот будет за­ключен не социалистическим правительством, а каким-либо другим (например, блоком буржуазной Рады с Черновцами). Ибо кре­стьянская армия, невыносимо истомленная войной, после первых же поражений (ве­роятно, даже не через месяцы, а через недели) свергнет социалистическое рабочее правительство.

При таком положении дела было бы совершенно недопустимой тактикой ставить на карту судьбу начавшейся уже в России социалистической революции. Так рисковать мы не имеем права.

И германская революция вовсе не затруднится, если мы заключим сепаратный мир.

Пример социалистической Советской республики в России будет стоять живым образцом перед народами всех стран, и пропагандистское, революционизирующее действие этого образца будет гигантским.

Там – буржуазный строй и обнаженная до конца захватная война двух групп хищников.

Здесь – мир и социалистическая республика Советов.

 

Заключая сепаратный мир, мы в наибольшей, возможной для данного момента,
степени освобождаемся от обеих враждующих империалистских групп, используя их
вражду и войну, – затрудняющую им сделку против нас.

Реорганизация России на основе диктатуры пролетариата, на основе национализации банков и крупной промышленности, при натуральном продуктооб­мене города с деревенскими потребительными обществами мелких крестьян, экономически вполне возможна, при условии обеспечения нескольких месяцев мирной работы. А такая реорганизация сделает социализм непобедимым и в России и во всем мире, созда­вая вместе с тем прочную экономическую базу для могучей рабоче-крестьянской Крас­ной Армии.

 

21 января 1918 г. к настоящим тезисам следует добавить:

Массовые стачки в Австрии и в Германии, затем образование Советов рабочих
депутатов в Берлине и в Вене, наконец начало 18-20 января вооруженных уличных столкновений в Берлине, все это заставляет признать, как факт, что революция в Германии на­чалась.

Из этого факта вытекает возможность для нас еще в течение известного периода оттягивать и затягивать мирные переговоры.

20-21 января








Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 683;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.