Просветительская деятельность и педагогические идеи мыслителей Беларуси эпохи Возрождения и Реформации.

В истории Беларуси конец 15-начало 16 в. известны как период заметного оживления соцально-политической и культурной жизни, расширением производства. Этот период белоруской истории совпал с общественным движением в европейских странах, известным под названием "Возрождение". Прогрессивные идеи Возрождения и Реформации проникли и в Беларусь. Наблюдается заметное развитие образования, распространения письменности, новых философских, педагогических, научных идей. Это время связано с именами таких выдающихся деятелей белоруской культуры, просвещения, науки как Франциск Скорина, Николай Гусовский, Симон Будный, Василий Тяпинский, Симеон Полоцкий, Казимир Лыщинский, братья Зизании и др. Эти известные просветители требовали в воспитании всестороннего развития личности, высказывали идеи усовершенствования общества, развития национального языка и культуры, многое делали для содействия этому.

 

Франциск Скорина (до 1490 – ок.1551), белорусский первопечатник и просветитель. Родился в Полоцке в купеческой семье. Имел степень бакалавра философии (Краковский университет 1506 г.), а в 1512 сдает экзамен на доктора медицинских наук в Италии в Падуанском университете. Издательскую деятельность начал в Праге в 1517 году. В течении двух лет издал 23 книги под общим названием "Библия", "Библия русская". В начале 1520 основывает типографию в Вильно, издает "Малую подорожную книжицу", "Апостол", "Пражский псалтырь" и "Канонник". Деятельность Ф.Скорины была выдающимся вкладом в развитие белорусской культуры, общественной мысли белорусского народа. В силу определенных условий он издавал библейские книги, однако сам характер изданий, своеобразное комментирование текстов в предисловиях, послесловиях, на полях, их оформление, свидетельствуют о том, что Скорина рассматривал свои издания как учебные пособия. Он впервые издал библию на славянском языке, что явилось огромным вкладом в развитие грамотности не только белорусского народа, но и в других славянских странах. Скорина адаптировал традиционный церковнославянский язык в сторону сближения с тогдашним белорусским литературно-письменным языком, небольшой формат книг был удобен читателю, был упрощен кириллический алфавит (стал ближе к тогдашней белорусской деловой письменности), кроме религиозных текстов в ряде книг, в частности в "Малой подорожной книжице" содержатся научные и практические сведения. Книги Скорины использовались как образец в типографиях православных братств. Его книги прочно вошли в фонд восточнославянской учебной литературы. Его издательская деятельность предусматривала основным образом просветительские цели, а не религиозно-богословские.

Педагогические идеи Ф.Скорины.

· демократизация образования;

· книга как средство просвещения;

· опора на родной язык;

· значение трудового воспитания;

· воспитание чувства собственного достоинства;

· формирование "досконального человека" – духовно-нравственной личности;

· ориентация на практические действия.

Скорина заложил основные принципы, методы воспитания молодежи его времени.

 

Николай Гусовский (1470?-1533?) белорусский поэт, гуманист, просветитель, представитель новолатинской школы, выдающийся деятель славянской культуры. Родился в семье охотника, образование получил в Вильно, Польше, Италии. В 1522 году написал свое лучшее произведение "Песня о внешности, дикости зубра и охоте на него" (Песнь о зубре), где изложил многогранную идейно-эстетическую, педагогико-просветительскую программу. Проповедовал патриотизм и уважение к славянским народам. Им были написаны поэма "Победа над турками" и др.

Педагогические идеи.

· не преуменьшая роли умственного воспитания большое внимание, уделял трудовому воспитанию;

· с целью морально-этического совершенствования общества, повышения его образованности пропагандировал систему латинского европейского образования;

· в воспитании отводил большую роль общению с природой, искусству и науке;

· важным считал патриотическое воспитание;

· на первое место ставил метод упражнений;

· первичным считал воспитание духовности (сила духа важнее, чем сила тела).

 

Симон Будный (ок. 1530- 1593) (1993г.был объявлен ЮНЕСКО годом Симона Будного). Деятель белорусской культуры, талантливый ученый, переводчик педагог, один из руководителей реформационного движения в Беларуси и Литве. Выходец из дворянской семьи, образование получил в Пражском и Краковском университетах. Был пастырем в Клецке, Несвиже и др. белорусских городах. Будный объединил вокруг себя противников феодально-католической реакции-гуманистов различных направлений. Будный был за радикальные преобразования в области школы, требовал права на образование для всех сословий, всего народа.

Он выступал за совершенствование системы образования форм и методов его. По рекомендации Будного назначались директора школ, высококвалифицированные педагоги.

Педагогические идеи С. Будного.

· выступал против иезуитских методов воспитания и обучения;

· основой воспитания считал труд;

· считал Библию средством просвещения народа;

· боролся за процветание нации, за развитие ее культуры, за выявление и процветание среди народа;

· как ученый одним из первых обратился к истории языков, лексике, фонетике, морфологии и заметил родственность между отдельными группами языков.

В его сочинениях сильны идеи гуманизма, считал, что чувства и разум ребенка учитель должен развивать, а личное достоинство уважать. Учитель должен заботиться о духовном и физическом развитии ученика.

Учение Будного о воспитании легло в основу национальной педагогической мысли. Огромна его роль в развитии радикальных религиозно-философских идей в Восточной Европе и в развитии на Беларуси науки и просвещения. Многие его сочинения были сожжены иезуитами, а его осудили как еретика. В наше время известны 24 работы С. Будного (их было, несомненно, больше). Некоторые из них: "Катехизис" (первый школьный учебник на белорусском языке с толковым словарем, напечатанным в Несвиже, из греческого - голос учения.) "Оправдание грешного человека перед богом" на белорусском языке, "Об основных произведениях христианской веры", "О власти меча", переводил библии, написал комментарии к переводу "Нового Завета", писал на белорусском, польском, латинском (знал более 10 языков.).

 

Василий Николаевич Тяпинский (Омельянович), (ок. 1540 – ок. 1603). Просветитель, продолжатель гуманистических традиций Скорины и Будного, участник реформационно-гуманистического движения в Беларуси. Родился в шляхетской семье на Полотчине, в имении Тяпино, недалеко от Лепеля. В имении Тяпино организовал типографию, в которой около 1580 г. издал Евангелие от Матвея, Марка, Луки на церковнославянском и белорусском языке. До наших дней сохранилось рукописное "Предисловие" ("Предмова") к Евангелию, которое является гимном национального патриотизма. Работал преподавателем братских школ.

Педагогические идеи.

· воспитание патриотизма (любовь к Родине, языку, обычаям, традициям);

· просвещение через книгу;

· первостепенное значение начальному обучению (начальное обучение для бедных слоев);

придавал большое значение военной подготовке и военному воспитанию.

 

Братья Зизании (Тустановские) годы рождения неизвестны. Лаврентий Зизазаний умер после 1633г. Гуманист просветитель, белорусского, украинского, русского народов, писатель, публицист, переводчик. Учитель братских школ во Львове, Бресте, Вильно. Работал домашним учителем в домах князей. С 1619 г. - переводчик и редактор в Киево-Печерской лавре. Написал "Катехизис великий", "Грамматика словянска", "Азбука", "Лексис", (своеобразная первая славянская энциклопедия.). Вместе с братом учительствовал и Стефан Зизаний. Написал "Катехизис", "Сказание Святого Кирилла". Эти произведения были направлены против католицизма, униатства и православных чиновников, угождавших польскому королю.

· педагогические идеи братьев Зизаниев.

· осмысленное усвоение знаний;

· практическое применение знаний в жизни (не только свечу имей, но и старайся, чтобы она горела.)

· первостепенная роль знаний в формировании личности;

· важными считали практические упражнения в обучении и воспитании;

· придавали большое значение родному языку, обрядам традициям в воспитании молодого поколения.

Казимир Лыщинский (1634-1689). Родился на брестской земле в дворянской семье. Учился в Бресте, продолжил обучение в Виленской иезуитской коллегии, а затем в академии. Затем в своем имении Лыщицы открыл школу, где учились дети крестьян и шляхты, девочки и мальчики вместе. Обучению и воспитанию был характерен гуманизм, демократизм. Его школа отличалась от других содержанием и характером обучения, т. к. обучали не по катехизису, а на основе реальных наук о законах развития природы и природных явлений, о жизни человека и его как личности. Большое внимание уделялось изучению языков. За свои атеистические взгляды, которые он изложил в трактате "О не существовании Бога ", за критику иезуитов Лыщинский был осужден и приговорен к смерти.

 

Симеон Полоцкий (1629-1680) Самуил Гаврилович Петровский- Ситниянович, имя получил тогда, когда принял монашевство, а фамилию такую приобрел в Москве. Родился в Полоцке, там же получил начальное образование, затем учился в Киевской братской коллегии, в Виленской иезуитской коллегии. Несколько лет работал в Полоцке в братской школе. Свою жизнь делит на два периода: русский и белорусский. В 1660г. с группой своих учеников ездил в Москву к русскому царю с просьбой не допустить поляков на Беларусь.Царь не пообещал помощь, но человек этот ему пригля нулся и когда Полоцк был занят польскими войсками, С. Полоцкий уезжает в Москву (1664г.), его хорошо принимает царь Алексей Михайлович. При содействии царя открывает при Спасском моностыре дипломатическую школу, с 1667 учит детей царя ( Алексея, Федора и Софью), наблюдает за воспитанием Петра. В Кремле была открыта типография, которой руководил С. Полоцкий. Издает ряд книг "Тестомент Василия царя Греческого", "Псалтырь"(переложенный в стихотворную форму)," Букварь" с "Предисловием к юношам учиться хотящим". Написал сборники стихов "Вертоград многоцветный", "Рифмологион"и др, которые посвещены воспитанию и обучению.

Педагогические идеи С. Полоцкого.

Педагогические идеи формировались под влиянием народной педагогики, практической работы братских школ, западноеропейской педагогики.

· Основную роль в формировании взглядов и привычек ребенка играют воспитание и среда, родители и учителя.

· Целенаправленность в воспитании;

· Вся будущая жизнь человека и его поведение зависят от воспитания полученного в детстве;

· Большую роль отводил книгам, влияние искусства и литературы на воспитание;

· Говорил о повышении профессионального уровня учителей и обучению педагогическим знаниям родителей;

( см. таблицу)

 

 

Литература.

1. Антология педагогической мысли Белорусской ССР. – М.: Педагогика, 1986.

2. Асвета и педагагiчная думка у Беларусi. Са старажытных часоу да 1917 года. – Мн.: Народная асвета, 1985.

3. Антология педагогической мысли народов СССР. – М., 1986.

4. Сегянюк Г.В. Гiсторыя педагогiкi. – Мазыр, 2000.

5. Кулiнковiч К.А., Грымать А.А. Гiсторыя педагогiкi. – Мн., 2001.

 









Дата добавления: 2015-05-21; просмотров: 1240;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.015 сек.