Научная картина мира. НКМ (Степин) – целостная система представ-й о мире, его струк-ных хар-ках и закон-тях, вырабатываемая в рез-те систематиз-ции и синтеза в фунд-ных достижениях
НКМ (Степин) – целостная система представ-й о мире, его струк-ных хар-ках и закон-тях, вырабатываемая в рез-те систематиз-ции и синтеза в фунд-ных достижениях науки. Это особ. ф-ма научно-теор-го зн-я, разв-ся в процессе ист. эвол-и науки. НКМ явл. важн. комп-ом науч. мировоз-ния.
В мировоз-и кроме зн-й присут-т убежд-я, ценности, идеалы и нормы деятельности, эмоц. отн-я к об-ту изуч-я и т.д.
Обобщенная характеристика предмета исследования вводится в картине реальности посредством представлений: 1) о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой; 2) о типологии изучаемых объектов; 3) об общих закономерностях их взаимодействия; Стр-ра НКМ: 1) концептуальный ур-нь (фил. категории, пр-пы), кот. конкретиз-ся в НКМ ч/з с-му общенауч-х пон-й и пр-в, ч/з фунд-е пон-я отд. наук
2) чувственно-образный комп-нт – нагляд-е представ-я и образы, базир-ся на конкр. эпохи. Образы выступ-т в виде с-мы и благ.
Структура научной картины мира включает-
1. центральное теоретическое ядро, обладающее относительной устойчивостью;
2. фундаментальные допущения, условно принимаемые за неопровержимые;
3. частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются.
Формы НКМ:1) по степени общности НКМ выступ-т в след. ф-мах:
- общенаучная к.м., т.е. форма систематиз-ции зн-й, выраб-х в естествозн-и и в соц-гум. зн-ях.
- ест-науч. к.м. (пр-да) + (картина об-ва).
спец. к.м. отд. наук (дисциплинарная онтология). Н: физич. мир, биол. мир). Кажд. из спец. к.м. м.б. предст-на как набор неких теор. конструктов, образ-х модель изучаемой области.
Функции спец. НКМ: 1) систематизация зн-й;
предполагает поиск таких общих понятий и принципов, с точки зрения которых становится возможным понять место и роль конкретных закономерностей в общей системе научного знания. 2) как онтология научного знанияона устанавливает связь между научным знанием и тем реальным бытием, которое служит предметом его исследования. неспециалисты и образованные люди могут получить представление о характере развития научного знания и современном его состоянии. 3) быть иссл-кой программой, кот. целенаправляет постановку эмпир-х и теор. з-ч, а ткж выбор ср-в их реш-я. Они интересны тем, что ориентируют историков и философов науки на изучение тенденций и традиций в истории развития науки.
Современной научной картине мира присущи строгость, достоверность, обоснованность, доказанность.
Эволюция современной научной картины мира предполагает движение от классической (европейская наука достижениях Галилея и Ньютона. однозначная причинно-следственная зависимость. Прошлое определяло настоящее так же изначально, как настоящее определяло будущее. Все состояния мира могли быть просчиттаны и предсказаны. , к неклассической (Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором).
С научной картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе, включающую в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты. Структура научной картины мира предлагает центральное теоретическое ядро, фундаментальные допущения и частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются. Центральное теоретическое ядро обладает относительной устойчивостью и сохраняет свое существование достаточно длительный срок. Оно представляет собой совокупность конкретно-научных и онтологических констант, сохраняющихся без изменения во всех научных теориях
Научная картина мира представляет собой не просто сумму или набор отдельных знаний, а результат их взаимосогласования и организации в новую целостность, т.е. в систему. С этим связана такая характеристика научной картины мира, как ее системность. Назначение научной картины мира как свода сведений состоит в обеспечении синтеза знаний. Отсюда вытекает ее интегративная функция.
Научная картина мира носит парадигмальный характер, так как она задает систему установок и принципов освоения универсума. Накладывая определенные ограничения на характер допущений "разумных" новых гипотез научная картина мира, тем самым направляет движение мысли. Ее содержание обусловливает способ видения мира, поскольку влияет на формирование социокультурных, этических, методологических и логических норм научного исследования. Поэтому можно говорить о нормативной, а также о психологической функциях научной картины мира, создающей общетеоретический фон исследования и координирующей ориентиры научного поиска.
Эволюция современной научной картины мира предполагает движение от классической к неклассической и постнеклассической картине мира (о чем шла уже речь). Европейская наука стартовала с принятия классической научной картины мира, которая была основана на достижениях Галилея и Ньютона, господствовала на протяжении достаточно продолжительного периода - до конца прошлого столетия. Она претендовала на привилегию обладания истинным знанием. Ей соответствует графический образ прогрессивно направленного линейного развития с жестко однозначной детерминацией. Прошлое определяет настоящее так же изначально, как и настоящее определяет будущее. Все состояния мира, от бесконечно отдаленного былого до весьма далекого грядущего, могут быть просчитаны и предсказаны. Классическая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они существовали сами по себе в строго заданной системе координат. В ней четко соблюдалась ориентация на "онтос", т.е. то, что есть в его фрагментарности и изолированности. Основным условием становилось требование элиминации всего того, что относилось либо к субъекту познания, либо к возмущающим факторам и помехам.
Строго однозначная причинно-следственная зависимость возводилась в ранг объяснительного эталона. Она укрепляла претензии научной рациональности на обнаружение некоего общего правила или единственно верного метода, гарантирующего построение истинной теории. Естественнонаучной базой данной модели была Ньютонова Вселенная с ее постоянными обитателями: всеведущим субъектом и всезнающим Демоном Лапласа, якобы знающим положение дел во Вселенной на всех ее уровнях, от мельчайших частиц до всеобщего целого. Лишенные значимости атомарные события не оказывали никакого воздействия на субстанционально незыблемый пространственно-временной континуум.
Неклассическая картина мира, пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. Переход к неклассическому мышлению был осуществлен в период революции в естествознании на рубеже XIX-XX вв., в том числе и под влиянием теории относительности. Графическая модель неклассической картины мира опирается на образ синусоиды, омывающей магистральную направляющую развития. В ней возникает более гибкая схема детерминации, нежели в линейном процессе, и учитывается новый фактор - роль случая. Развитие системы мыслится направленно, но ее состояние в каждый момент времени не детерминировано. Неклассическое сознание постоянно наталкивалось на ситуации погруженности в действительность. Оно ощущало свою предельную зависимость от социальных обстоятельств и одновременно льстило себя надеждами на участие в формировании "созвездия" возможностей.
В постнеклассической методологии очень популярны такие понятия, как бифуркация, флуктуация, хаосомность, диссипация, странные аттракторы, нелинейность. Они наделяются категориальным статусом и используются для объяснения поведения всех типов систем: доорганизмических, организмических, социальных, деятельностных, этнических, духовных и пр.
В условиях, далеких от равновесия, действуют бифуркационные механизмы. Они предполагают наличие точек раздвоения и неединственность продолжения развития. Результаты их действия труднопредсказуемы. По мнению И. Пригожина, бифуркационные процессы свидетельствуют об усложнении системы; Н. Моисеев утверждает, что "каждое состояние социальной системы является бифуркационным".
Оправданная в человекоразмерном бытии социологизация категорий порядка и хаоса имеет своим следствием негативное отношение к хаотическим структурам и полное принятие упорядоченных. Тем самым наиболее наглядно демонстрируется двойственная (антропологично-дезантропологичная) ориентация современной философии. Научно-теоретическое сознание делает шаг к конструктивному пониманию роли и значимости процессов хаотизации в современной синергетической парадигме. Социальная практика осуществляет экспансию против хаосомности, неопределенности, сопровождая их сугубо негативными оценочными формулами, стремясь вытолкнуть за пределы методологического анализа. Последнее выражается в торжестве рационалистических утопий и тоталитарных режимов, желающих установить "полный порядок" и поддерживать его с "железной необходимостью".
Дата добавления: 2015-05-16; просмотров: 1630;