Сокровищница кафедрального собора, Ахен. Германия.

Примерно в конце III в. на смену папирусному свитку (см. статью «Искусство Древнего Египта») пришёл пергамент — специально обработанная телячья или свиная кожа. В VII—VIII вв. вместо стиля (металлической палочки для письма) и калама (тростниковой или деревянной палочки) стали пользоваться птичьими перьями. Переплёты книг, как правило деревянные, обтягивали кожей и нередко украшали пластинками из слоновой кости, золотом или драгоценными камнями. Размеры книг могли быть самыми разнообразными: от крупных до совсем крошечных, где фигурки миниатюр были размером с булавочную головку.

ребро, очищенное в горниле земли, очищенное семь раз». Средневеко­вый художник сумел создать нечто совершенно новое: изобразитель­ное повествование, состоящее из сцен битв и охот, пиров и сельско­хозяйственных работ, он наполнил яркими, живыми образами. Его ге­рои испытывают благоговение и страх, волнение и умиротворение.

*Псалтирь — одна из книг Библии, содержащая псалмы (религиозные песнопения). Псалтирь в Средневековье служила основным пособием для овладения грамотой.

РЕЗНАЯ КОСТЬ

В течение многих веков кость оставалась ценнейшим сырьём для произведений искусства. Мастера, как правило, использовали бив­ни мамонтов, слонов, моржей или нарвалов (морских млекопи­тающих семейства дельфиновых). Самым дорогим считался сло­новый бивень. О слоновой кости упоминается ещё в Библии: «И сделал царь Соломон большой престол из слоновой кости, и об­ложил его чистым золотом...».

Кость благодаря своим уникальным свойствам была одним из излюбленных материалов в раннем Средневековье. Мягкая и одно­временно прочная, она поддавалась практически любым спосо­бам обработки: её точили, сверлили, резали, гравировали. Изде­лиям из кости придавали самую разнообразную форму, тщательно шлифовали или полировали.

Из кости изготовляли мебель и украшения, табакерки и лар­цы, сосуды для хранения благовоний и реликвий, оклады книг, а также складные алтари со священными образами — их брали с собой в дорогу лица духовного звания.

Небольшие изделия из кости дают яркое представление о мас­терстве скульпторов того времени. Примечательно, что резьба по кости и книжная миниатюра развивались параллельно: часто произведения этих видов искусства, выполненные в одном худо­жественном центре, несли отпечаток единого стиля.

Стиль Утрехтской Псалтири ока­зал огромное влияние на другие виды средневекового искусства. Подобные изображения стали появ­ляться на книжных окладах, выпол­ненных из слоновой кости или зо­лота, а также на небольших алтарях.

С середины IX в. приобрели из­вестность иллюстрированные ру­кописи, созданные в монастыре Святого Мартина в Туре. В гак на­зываемой Библии императора Кар­ла II Лысого, выполненной в 846— 851 гг., изображена торжественная сцена поднесения книги этому го­сударю: процессия монахов в окру­жении богато одетых придворных, духовенства и стражи предстаёт перед императором. Эта миниатю­ра — одно из самых ранних в за­падном средневековом искусстве изображений реального события. Возможно, облик Карла Лысого на миниатюре передаёт его портрет­ные черты.

Карл Лысый стал последним по­кровителем искусств и ремёсел из династии Каролингов. После его смерти в 877 г. и вплоть до начала X в. практически не существовало таких крупных художественных центров, как в период «каролингско­го ренессанса».

В 843 г. империя Каролингов распалась. Не прекращающиеся в течение второй половины IX столе­тия междоусобные войны королей и их подданных разрушили хруп­кий мир империи Каролингов. Шаткое политическое и экономи­ческое положение привело к почти полному упадку культуры.








Дата добавления: 2015-05-16; просмотров: 1030;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.