Составление комплексов упражнений
При подборе упражнений для выполнения в комплексе учитываются возрастные особенности, состояние здоровья и физическая подготовленность занимающихся.
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста подбираются простые, образные упражнения. Используются основные движения руками, ногами, головой и туловищем. При выполнении поворотов и наклонов руки рекомендуется держать в исходном положении — на пояс, к плечам, за голову, что дает возможность зрительно контролировать основные движения.
В этих возрастных группах силовые упражнения выполняются при фиксированном положении рук и ног, например: прогибание назад, лежа на животе, руки к плечам, ладонями вперед.
Детям дошкольного и младшего школьного возраста нравятся упражнения танцевального характера, бег с различным движением рук, доступные прыжки, основные акробатические элементы. Здесь используются ритмические и народные танцы, пляски, имитирующие движения из различных видов спорта и трудовой деятельности («рубка дров», «стирка» и др.).
При подборе музыки более подходящим является песенный материал, мелодии и ритмы, четко воспринимаемые на слух, танцевальная музыка.
При составлении комплексов упражнений для школьников средней возрастной группы используются всевозможные движения руками, ногами, туловищем, головой и их сочетания.
При подборе танцевальных упражнений, помимо народных танцев, применяются элементы современных и ритмических
танцев, а также упражнения художественной гимнастики, хореографии и других нетрадиционных видов гимнастики. Беговые и прыжковые упражнения сочетаются с движениями руками, ногами и головой.
Помимо песенного материала используются современные ритмы, мелодии народных и национальных танцев, музыка героического характера. Музыкальное сопровождение применяется с четким ритмическим рисунком.
Для старшеклассников комплексы упражнений составляются с учетом их двигательных возможностей. Гимнастические упражнения сочетаются с такими добавочными движениями головой, руками, ногами и туловищем, которые украшают движение в стиле современных бальных или ритмических танцев. Прыжковые и беговые упражнения тоже выполняются в танцевальной форме.
При подборе музыкального сопровождения педагог ориентируется на современные ритмы, популярные песни, танцевальные мелодии как отечественных, так и зарубежных композиторов.
При составлении комплекса упражнений для школьников любой возрастной группы прежде всего определяют его направленность, например, на развитие двигательных способностей: мышечной силы, гибкости, быстроты двигательных действий, координации движений. Через развитие двигательных способностей добиваются повышения функциональных возможностей организма, общей физической подготовленности, развития психических и личностных свойств занимающихся. Специальное внимание уделяется танцевальному характеру движений, красоте, грациозности и элегантности их исполнения, воспитанию эстетического чувства и нравственных качеств у занимающихся.
Для детей лучше всего составлять комплексы упражнений, образующие отдельную композицию. При составлении таких комплексов можно придерживаться следующего плана:
1. Определить задачу композиции.
2. Подобрать музыку.
3. Прослушать музыку несколько раз.
4. Определить характер музыкального произведения.
5. Определить структуру музыкального произведения — части, периоды, предложения, такты; обозначить их схематично.
6. Просчитать все части музыкального произведения и нанести счет на его структурную схему.
7. Выделить части музыкального произведения с основной мелодией (например, куплеты и припев).
8. Подобрать основные движения для составления упражнения соответственно характеру музыкального произведения и его структурным особенностям.
9. Приступить к постановке упражнения под музыку.
10. Апробировать составленное упражнение на небольшой группе школьников, внести необходимые поправки. Упражнение можно включить в общий комплекс упражнений, где допускается несколько таких композиций.
Другим примером составления комплекса упражнений может служить построение его по частям. Части комплекса состоят из серий упражнений, включающих, в свою очередь, цепочки упражнений. Серии чаще всего различают по внешней форме (в положении стоя; низкие исходные положения: упоры, сидя, лежа; беговая серия; танцевальная серия и др.).
При составлении такого комплекса упражнений необходимо:
1. Составить общую схему комплекса упражнений.
2. Определить число серий, их содержание и задачи.
3. Определить число и направленность упражнений в каждой серии.
4. Подобрать упражнения для каждой серии и приступить к их постановке.
Выделяют подготовительную, основную и заключительную части комплекса упражнений — в соответствии с частями урока. Комплекс упражнений может быть различной продолжительности: от 15 до 20 мин для дошкольников и 45 — 60 мин для более старшего возраста. Продолжительность подготовительной части составляет 5—10% от общего времени занятий, основной — 80 — 85%, заключительной — 5 — 15%.
В подготовительную часть 45-минутного комплекса можно включить следующие серии:
1. Серия упражнений в положении стоя, где не требуется большая амплитуда движений:
сгибание и разгибание, приведение и отведение пальцев
рук;
сгибание и разгибание, круговое движение в лучезапястном
суставе;
сгибание и разгибание, круговое движение в локтевом суставе;
поднимание и опускание плеч, выведение их вперед, назад, сгибание и разгибание и круговое движение в плечевых суставах;
наклоны и повороты головы в различных направлениях, круговое движение головой;
выведение верхней части туловища вперед-назад, вправо-влево, небольшие повороты, сгибание и прогибание туловища;
выведение таза вперед-назад, вправо-влево, повороты, круговое движение таза.
Все упражнения этой серии можно выполнить с различными движениями ног: подъемы на носки, полуприседы, выставление ноги на носок и пятку, сгибание ее вперед-назад, а также при движениях на шагах, пружинных движениях ногами, танцевальных шагах.
2. Беговая серия, состоящая из упражнений бегового и прыжкового характера: бег на месте, в различных направлениях, подскоки на двух и одной ноге, прыжки с ноги на ногу, шаг с подскоком и др.
После беговой серии всегда выполняются упражнения в глубоком дыхании и на расслабление.
Если позволяет площадка и количество занимающихся ритмической гимнастикой, серии упражнений подготовительной части урока можно выполнить, передвигаясь в обход за направляющим различными видами ходьбы, бега, прыжков, танцевальных шагов.
Основная часть комплекса упражнений может состоять из пяти серий:
1. Упражнения в положении стоя, выполняемые по большой
амплитуде:
рывковые и круговые движения руками; наклоны, повороты и круговые движения туловищем; полуприседы, приседы и выпады; комбинированные упражнения (из этой серии).
2. Упражнения в низких исходных положениях (упорах, сидя, лежа), в том числе типа шейпинга, направленные на развитие силы различных мышечных групп.
3. Беговые или танцевальные упражнения прыжкового характера.
4. Упражнения для развития подвижности в суставах, эластичности мышц типа стретчинга (растягивание мышц и удержание позы в этом положении).
5. Танцевально-беговые упражнения.
В заключительной части комплекса упражнений проводятся:
1. Упражнения в глубоком дыхании и на расслабление.
2. Упражнения для развития плавности, мягкости и волнообразного характера движений.
3. Ходьба, танцевальные шаги в спокойном темпе.
Возможны и другие варианты составления комплекса упраж
нений.
Музыкальное сопровождение к такому комплексу можно подобрать уже после его составления, но для этого необходимо, чтобы темп и ритм музыки и движений совпадали, новая цепочка движений приходилась бы на новую музыкальную фразу, а серия Упражнений начиналась бы с другой музыкальной темы.
Хорошо изучив схему построения комплекса упражнений, легко импровизировать те или иные цепи упражнений. Способность импровизировать упражнения, сохраняя общую направленность комплекса, — показатель высокой квалификации учителя.
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 1056;