Кремлевские соборы

Кремль, древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс центра столицы, местопребывание высших органов государственной власти страны. С 1925 года часть стены, выходящей на Красную площадь, стала местом захоронения урн с прахом выдающихся людей России.

Спасская (Фроловская) башня — одна из 20 башен Московского Кремля, выходящая на Красную площадь. Название башни происходит от вятской иконы «Спас Нерукотворный», ранее висевшей над Спасскими воротами. Первоначальное наименование башни — Фроловская — происходит от церкви Фрола и Лавра на Мясницкой улице, куда вела дорога из Кремля через эти ворота.

В 1806 году башня была перестроена архитектором А. И. Руска: прежняя надстройка была заменена готическим верхом с ажурными украшениями. Эти украшения, а также четыре башенки по углам нижнего четверика, являются главными отличиями Никольской башни от других башен Кремля.

Успенский собор - первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I: 4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор. Успенский собор 1326—1327 годов был первым каменным храмом Москвы. Это был четырёхстолпный, трехапсидный, трехпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.

Благовещенский собор — православный храм в честь Благовещения Богородицы, расположенный на соборной площади Московского Кремля.

Построен в 1489 году псковскими мастерами на месте старого собора начала XV века и изначально был трёхкупольным. Собор серьёзно пострадал при пожаре 1547 года и восстановлен в 1564 году, с надстройкой двух глав с западной стороны. В 1572 году к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненского.

Архангельский собор выстроен из кирпича, декорирован белым камнем. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения. В интерьере — росписи 1652—66, реставрированы в 1953—55, резной деревянный позолоченный иконостас XVII—XIX вв. (высота 13 м) с иконами XV—XVII вв., паникадила XVII в.

Грановитая палата - Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487—1491 году по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название взято по восточному фасаду, отделанному гранёным каменным рустом (бриллиантовым рустом), характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения.

Собор Покрова или Храм Василия Блаженного — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры.

Покровский собор — одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих жителей планеты Земля он является символом Москвы (таким же, как Эйфелева башня для Парижа). Перед храмом с 1931 года размещается бронзовый Памятник Минину и Пожарскому (установлен на Красной площади в 1818 году).

Покровский собор был построен в 1555—60 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством.

 

Успенский собор стоит на месте построенного Иваном Калитой в 1326–1327 годах первого каменного собора Москвы, существовавшего, по-видимому, со времени основания Москвы. Возвёл Успенский собор архитектор Аристотель Фиораванти в 1475–1479 годах – по образцу Успенского собора XII века в старинном русском городе Владимире, что подчеркивало преемственность по отношению к этому древнему центру русской государственности. В течение четырёх веков Успенский собор московских митрополитов и впоследствии патриархов оставался главным храмом Руси, в нём венчали на царство престолонаследников (последней стала коронаций императора Николая II в 1886 году), оглашали государственные акты, на церковных соборах избирались митрополиты и патриархи. Собор серьезно пострадал в 1812 году, когда был разграблен и осквернен французами, и в октябре 1917 года – при артобстреле Кремля. Последняя Литургия в храме была совершена на Пасху 1918 года патриархом Тихоном, после чего собор был закрыт, а его сокровища реквизированы. С 1395 по 1918 год в соборе находилась знаменитая Владимирская чудотворная икона Божией Матери. Здесь хранятся Гвоздь Господень, мощи московских святителей и другие святыни.



В юго-западной части Соборной площади расположен изящный девятиглавый с золотыми куполами Благовещенский собор. Собор строился в 1484–1489 годах псковскими мастерами как домовая церковь великого московского князя, где совершались таинства браковенчания, крещения детей. Собор построен в традициях раннемосковского зодчества с элементами псковской архитектуры. С площади в храм ведут два входа с высокими крыльцами. Долгое время собор был первенствующим храмом московских князей. Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, храм служил для парадного выхода из дворца князя (позднее царя) и его свиты. В соборе находится древнейший в России высокий иконостас, все иконы его пяти ярусов относятся к XIV–XVI векам, некоторые из них написаны преподобными Андреем Рублевым, Феофаном Греком, Прохором с Городца. Собор пострадал при артобстреле Кремля в 1917 году.



Архангельский собор. Постройка собора началась при Иване III и была закончена при великом князе Василии Ивановиче. До этого здесь находился Архангельский собор, сооружённый ещё Иваном Калитой в 1333 году в память избавления Москвы от сильного голода. Собор был возведен в 1505–1509 годах архитектором Алевизом Новым в традициях русского зодчества, однако его богатая отделка носит черты итальянского Возрождения. Пять глав, венчающих собор, несколько смещены к востоку, центральный купол позолочен, а боковые покрашены серебряной краской. Архангельский собор был усыпальницей московской правящей династии вплоть до конца XVII века, когда столица государства была перенесена в Санкт-Петербург. О многих важных страницах отечественной истории напоминает Архангельский некрополь. Здесь покоятся останки великих князей и царей Ивана Калиты, Ивана Грозного, Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича и других – всего 54 захоронения. Здесь хранятся великие святыни православия: мощи св. благоверного князя Дмитрия Донского, черниговских чудотворцев, св. благоверного царевича Дмитрия Угличского. В 1929 году при сносе собора Вознесенского монастыря оттуда в Архангельский собор были перенесены останки цариц и великих княжен.



На Соборной площади Кремля возвышается одно из замечательнейших сооружений XVI века – колокольня Ивана Великого, выстроенная Боно Фрязиным в 1505–1508 годах на месте старого каменного храма 1329 года. В 1600 при Борисе Годунове она была надстроена и завершена куполом, о чем и сообщает трехъярусная надпись славянской вязью под куполом. Колокольня служила главной дозорной башней Кремля, с высоты которой хорошо обозревалась Москва в радиусе 30 километров. К колокольне примыкали Успенская звонница и Филаретовская пристройка. В 1812 году заряд, заложенный французами в основание колокольни, сработал, но само здание уцелело (разрушились только звонница и пристройка, восстановленные в 1819 году). Колокола Ивана Великого смолкли в 1918 году и вновь зазвонили на Пасху в 1992 году. В галереях ярусов помещается 21 колокол XVI–XIX веков. Самый большой колокол – Успенский – весит 70 тонн. Высота колокольни – 81 метр, толщина стен первого яруса – 5 метров, второго яруса – 2,5 метров. Вверх к куполу поднимается лестница в 329 ступеней.



Небольшая одноглавая церковь Положения Ризы Божьей Матери была построена псковскими мастерами в 1484–1486 годах. Этот храм находится на месте древней церкви, возведённой в 1451 году митрополитом Ионой в память избавления Москвы от нашествия татарских полчищ Мазовши в день праздника Положения ризы Божьей Матери во Влахерне. В этот день татары внезапно отступили от стен Москвы, бросив все награбленное добро. В конце XV века на месте старой сгоревшей церкви возвели новую кирпичную, обнесённую с трёх сторон открытой папертью. В XVII веке церковь перестроена, была сделана четырёхскатная кровля. Паперть с западной стороны перекрыли сводами. По образовавшейся крытой галерее женская половина царской семьи переходила из Теремов в Успенский собор. Храм сильно пострадал во время пожара 1737 года и при артобстреле Кремля в 1918 году (после крупной реставрации церковь открыта как музей).Выполненный московскими мастерами четырехъярусный иконостас церкви в серебряном окладе – одно из лучших произведений русского искусства первой половины XVII века.



К северу от Успенского собора и колокольни Ивана Великого находятся Патриаршие палаты и небольшой пятиглавый собор Двенадцати апостолов, построенные в 1635–1656 годах русским мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым по заказу патриарха Никона. Собор Двенадцати Апостолов был сооружён на месте старого храма и части двора Бориса Годунова. Кровли и кресты храма были покрыты медными листами и вызолочены. В 1680 году собор перестроили и дали ему современное название. По размерам и роскоши убранства Патриарший дворец не уступал царскому Теремному. Здесь располагалась богатейшая патриаршая ризница. При Петре I во дворце разместилась Московская контора Синода. Ризница и собор пострадали во время артобстрела 1917 году. В 1929 в храм был перенесен замечательный иконостас XVII века из разрушенного собора Вознесенского монастыря.



К востоку от Теремного Дворца расположены четыре домовые церкви: св. Екатерины, Верхоспасский собор, церковь Распятия Христа и церковь Воскресения Словущего. Первой была построена церковь св. Екатерины (1627). Будучи расположена рядом с Золотой царицыной палатой, эта церковь была составной частью покоев царицы и главной церковью на женской половине. В 1635–1652 годах создатели Теремного царского дворца мастера Бажен Огурцов, Трефил Шарутин, Антип Константинов и Ларион Ушаков воздвигли Верхоспасский собор. Снаружи, как и все домовые церкви Теремного дворца, он имеет медную кровлю XVIII века и 11 небольших барабанов с золочёными куполами. Эта часть Кремля наиболее эффектна: удивительно красивы яркие изразцы в нишах и на барабанах, узорчатый фриз, а внутри – особо ценные иконы работы Федора Зубова, резной деревянный иконостас и царские врата, украшенные чеканкой по серебру. Над Верхоспасским Собором находится церковь Распятия Христа (1681), где в иконостасе находятся иконы, выполненные методом аппликации. Церковь Воскресения Словущего была построена над храмом св. Екатерины в 1680 – 1681 годах. Здесь находится резной иконостас с иконами работы Поспелова конца XVII века и паникадило, подаренное шведским королем Карлом XI.



В 1552 году в канун Покрова Богородицы русские войска взяли столицу Казанского ханства, и в 1555 году в Москве началось строительство храма в честь этого праздника. Авторами этого удивительного творения летопись называет русских зодчих – Постника и Барму. Восемь церквей группируются вокруг центральной, девятой. Все церкви непохожи одна на другую, но едины по своему художественному замыслу и удивительно гармонируют друг с другом. К 1588 году к собору была пристроена десятая церковь – храм святого Василия. Так храм стал десятиглавым и получил своё второе, неофициальное название – собор Василия Блаженного. В 1812 году собор был жестоко разграблен французами, которые хотели взорвать его, но не успели. Спустя столетие (в 1918 году) храм вновь подвергся разорению, а последний настоятель собора протоиерей Иоанн Восторгов был расстрелян. В 1923 году часть собора превращена в музей, колокола изъяты и переплавлены. В 1936 году рассматривался проект сноса собора как существенной помехи для демонстраций, однако он не был исполнен. В соборе проводятся службы в праздник Покрова Богородицы.

Собор Казанской Иконы Божией Матери был построен в память исторической победы русского народа над польскими захватчиками в 1612 году. В посвящении собора Казанской иконе Богородицы выразилась благодарность народа небесной Заступнице, освободившей город от иноземцев. Вместе с тем в этом проявилась преемственная связь между двумя победами общенационального значения – освобождением Москвы от интервентов народным ополчением во главе с Мининым и Пожарским и взятием Казани Иваном Грозным. Идея создания монументального сооружения, прославляющего независимость Русского государства и ратные подвиги его воинов, столь ярко воплотившаяся в архитектуре храма Покрова на Рву, получила свое достойное продолжение в ансамбле Красной площади. Два храма-памятника на противоположных концах площади как бы вступили в диалог. Строительство началось в 20-е годы XVII века. Собор был освящен в 1637 г. В нем была помещена Казанской икона Божией Матери, с которой князь Пожарский шел в бой в 1612 году. На протяжении веков каждый год 22 октября к Казанскому собору совершался крестный ход с участием царя и патриарха. Особенной художественной выразительностью обладала венчающая часть собора: стройная пирамида килевидных кокошников, увенчанная неожиданно массивной главой на изящном барабане. Казанский собор был возобновлен в 1753 году под руководством архитектора Д.В.Ухтомского. В 1865 году по проекту архитектора Козловского была надстроена колокольня Казанского собора. Массивный столп высокой трехъярусной колокольни убедительно включился в единый фронт застройки всей восточной стороны Красной площади. Собор был демонтирован в 1930 году и восстановлен в 1993 г.

Архитектурный ордер — вид архитектурной композиции, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) частей в соответствующей архитектурно-стилевой обработке, в классической форме сформировавшийся в Древней Греции. Название ордер происходит от латинского «ordo» — строй, порядок. Различают пять классических ордеров: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный — в Древнем Риме. Греческий ордер

Можно выделить следующие главные элементы греческого ордера. Основание называется стереобат и располагается на верхнем ряде кладки фундамента, несколько приподнятом над уровнем земли. Верхняя часть стереобата называется стилобат, иногда так называют только поверхность ступени, на которой стоят колонны. Вертикальные опоры — колонны, служащие главным несущим элементом конструкции. Верхняя завершающая часть, несомая часть конструкции, называемая антаблемент, который разделяется на следующие части

  1. карниз — верхняя часть антаблемента, над которой располагается кровля.
  2. фриз — средняя часть антаблемента, расположена между карнизом и архитравом, несет по большей части декоративную смысловую нагрузку.
  3. архитрав — главная балка, которая располагается непосредственно на колонне.

27. Классицизм в Петербурге

Архитектор Его деятельность
Антонио Ринальди 1710-1794 Большой театр на Театральной площади, садово-парковые и дворцовые ансамбли Царского Села, Ориенбаума (Китайский дворец, Катальная горка, Дворец Петра III), Екатерининский собор в Ямбурге, Мраморный дворец (Дворцовая набережная, 6), Князь Владимирский собор, Исаакиевский собор, ряд зданий на Большом проспекте П.С.
Жан-Батист Валлен-Деламот 1729-1800 Малый Эрмитаж на Невском проспекте, 32-34 - костел Святой Екатерины, Академия художеств на Университетской набережной, 17, Дворец Разумовских на Мойке, 48.
Ю.М. Фельтен 1730-1801 Церкви: Святой Екатерины, Святой Анны Армянской. Старый Эрмитаж и переход в Эрмитажный театр. Церкви: Иоанна Предтечи (Каменный о-в) Ограда Летнего сада. Участвовал в сооружении гранитных набережных Невы. Одно из зданий Воспитательного дома близь Смольного.
В.И. Баженов 1737-1799 Дом Теплова (Свердловская набережная, 40), Инженерный (Михайловский) замок, Второй дворец Павла I
А.В. Квасов 1718-1772 Создал генплан Санкт-Петербурга, его идеи определили облик предмостных площадей на Фонтанке. Создавал застройку Адмиралтейской части, определил дугу Дворцовой площади.
И.Е. Старов 1745-1808 Завершал ансамбль Александро-Невской Лавры, предмостная площадь (Александра Невского) с домами на ней, Надвратную церковь, Троицкий собор, Таврический дворец, Имения Демидовых в Тайцах и Сиверцах, Фасады Аничкова дворца
Н.А. Львов 1751-1803 Невские ворота Петропавловской крепости, Главпочтамт, церковь-ротонда (проспект Обуховской обороны), церковь Святой Екатерины в Мурино, перестроил дом Г.Р. Державина на Фонтанке 118, Приоратский дворец (в Гатчинском парке)
Джакомо Кваренги 1744-1817 Эрмитажный театр у Зимней канавки, здание Академии Наук, Иностранная коллегия и Английская церковь, дом №4 на Дворцовой набережной и усадьба Безбородко (на Свердловской набережной, 40), Конногвардейский манеж, Смольный институт, Малый Гостиный двор и "Серебряные ряды" (Невский пр. 31-33), Ассигнационный банк с оградой на Садовой улице, 21. Мальтийская капелла, церковь во дворе Воронцовского дворца, Колокольня Владимирской церкви (на Колокольной улице), Екатерининский институт, дворец Юсуповых на Фонтанке 115, здание Кабинета Аничкого дворца на Невском проспекте 39. Александровский дворец (село Кваренги). Деревянные Триумфальные Нарвские ворота и др.
А.Н. Вороникин 1759-1814 Казанский собор, создал ажурную ограду со стороны Казанской улицы. Памятники Кутузову и Дарклан-де-Толии. Работал в Павловске, колоннады в нижнем Парке Петергофа, интерьеры Строгановского дворца, здание Горного института.
А.Д. Захаров 1761-1811 Капитально перестроил здание Адмиралтейства.
Жан Тома де Томон 1760-1813 Создатель ансамбля стрелки Васильевского острова (Биржевая площадь) с храмоподобной биржей, спусками к Неве и Ростральными колоннами. Мавзолей Павла I в Павловском парке, фонтаны в Пулково, Московском парке Победы и у Казанского собора; особняк Лаваль на Английской набережной, 4.

28. МОСКОВСКИЙ КЛАССИЦИЗМ – историко-региональный стиль русского классицизма второй половины XVIII - начала XIX вв. в архитектуре Москвы (сравн. екатерининский классицизм; павловский романтизм; александровский классицизм; русский (петербургский) ампир). Классицизм в России, начавшись с робкого подражания западноевропейским образцам, вскоре превратился в широкое национальное художественное движение В отличие от казенного Петербурга, жизнь в котором была скована «установлениями», а архитектура – жестким регламентом, в дворянско-помещичьей Москве сохранялся привычный русский уклад. Кроме того, Петербург строился на пустынном месте, а деревянная Москва, хотя и не единожды горела, сохраняла традиционную радиально-кольцевую планировку и тесноту застройки. По наблюдению художника и историка искусства И. Грабаря, в Москве, «живописно раскинувшейся на семи холмах, с патриархальными нравами, с упрямым тяготением к старине», мастера строили и в формах Барокко, и в формах Классицизма «с заметным уклонением в сторону какого-то специфического провинциализма», типичной «московщины». Казалось бы, размышляет И. Грабарь, именно в Петербурге, при Академии художеств, должна была сформироваться передовая архитектурная школа, но этого не случилось. «Лучшие екатерининские зодчие были так поглощены гигантскими строительными предприятиями императрицы, что не могли уделять должного внимания академии. Последняя не была поэтому для Петербурга тем центром, каким для Москвы являлась ее школа. Отсюда значительно большее разнообразие архитектурных приемов и мыслей в Петербурге и сравнительное однообразие "живописных домиков" Москвы. В Петербурге не было той "архитектурной семьи", которой сильна, но в то же время и слаба была Москва. В Петербурге – по крайней мере в екатерининскую эпоху - каждый работал за свой страх, отвечая за свой вкус и сохраняя в полной мере индивидуальность; в Москве, напротив того, каждый неизменно получал привкус московской школы». Петербургская архитектура индивидуальна, в ней даже по отдельным мелким деталям легко опознать автора здания. В Москве отчетливо проявилась тенденция нивелирования стиля. Даже в документах не всегда называли имя зодчего, а наблюдение за строительством на любом этапе с легкостью передавали от одного архитектора к другому. Петербургский стиль строже, логичнее. «Средний москвич все время работал под прикрытием школы... Отсюда легкость и эластичность его творчества, так предательски часто переходящие в разгильдяйство, в нелогичность, временами в прямой сумбур. Зато едва ли где-либо рассыпано в архитектуре столько чисто живописных красот, столько восхитительных кусков и столько сочных деталей, сколько видишь их в счастливо уцелевших до наших дней уголках Москвы». Патриархальность московской жизни, живописность местности определили две разновидности традиционной композиции типа «усадьба в городе». В первой усадебный дом вынесен на «красную линию» улицы, а весь комплекс построек находится в глубине, «в огороде», за домом. Во второй разновидности дом, окруженный выступающими вперед флигелями, располагается в глубине двора и отделяется от улицы решеткой с парадными воротами. Основоположником московской архитектурной школы считается князь Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719-1774), ученик И. Мичурина. С 1745 г. Д. Ухтомский наблюдал за строительством всей Москвы. В 1749 г. основал Архитектурную школу, из которой впоследствии вышли выдающиеся зодчие Матвей Федорович Казаков (1738-1812) и Александр Филиппович Кокоринов (1726-1772). С 1751 г. школа занимала две комнаты в Охотном ряду в Москве, там осуществлялось проектирование и одновременно обучение. Имелись библиотека и зал для хранения макетов построек. Питомцев школы не посылали за границу, а обучали по увражам. Именно так, по гравюрам трактата Ж. -Ф. Блонделя Старшего, сформировал свой стиль М. Казаков. Однако, в отличие от петербургского Классицизма, московская архитектура органичнее связана с традициями древнерусского зодчества и «узорочья» XVII в., С 1762 г. главным архитектором Москвы был Карл Иванович Бланк (1728-1793), в 1787 г. его сменил И. Еготов. В 1775 г. специальным департаментом Комиссии для строения был утвержден генеральный план строительства Москвы, по которому сохранялась старая кольцевая система улиц, но упорядочивался центр вдоль стен Кремля и Китай-города. Лучшие постройки московского классицизма связаны с именем М. Казакова. Для этого архитектора типичны центрические композиции типа ротонды с куполом, как, например, здание Сената в Кремле (1776-1788) или здание Московского университета (1786-1793), спланированное по типу «усадьба в городе». Храмы М. Казаков также возводил в виде ротонд с колокольнями на одной вертикальной оси. Некоторая странность подобных композиций и эклектичность приемов обращают на себя внимание человека, воспитанного на ясной гармонии петербургской архитектуры. Однако подобные странности в творчестве Казакова сочетаются с удивительно тонкой, изящной прорисовкой элементов декора – орнаментов, лепных рельефов в интеръерах и на фасадах зданий. К характерным памятникам московского классицизма относятся дом И. И. Юшкова на Мясницкой улице (конец 1780-х гг. , приписывается В. И. Баженову) с ротондой на углу (в 1844-1917 гг. в этом здании размещалось Московское Училище живописи, ваяния и зодчества) и дом П. Е. Пашкова (1784-1786, архитектор В. И. Баженов) с трехчастной планировкой фасада и бельведером в центре (в 1861-1867 гг. в этом доме находился Румянцевский музей). Стиль московского классицизма распространялся в подмосковных загородных усадьбах: Юсуповых в Архангельском, Шереметевых в Останкино и Кусково, Демидовых в Петровском-Алабино. Похожие усадебные дома возникали в Валуево, Вороново, Братцево, Николъском-Гагарино, Остафъево, Поливанова. В подмосковных усадьбах традиционный деревянный сруб соединяли с классическими колоннами – вертикально поставленное бревно обшивали фанерой, обтягивали холстом и покрывали слоем беленой штукатурки. Ренессансную рустовку и муфтированные колонны имитировали досками. Композиция дополнялась треугольным фронтоном, мезонином, гипсовыми львами перед подъездом. Историк архитектуры В. Курбатов также отмечал национальные черты московского классицизма, его широту, мягкость и то, что он «менее рационален, чем петербургский... здания там раскидывали широко и любили затейливые украшения в виде крылечек, наружных лестниц, ниш на фасаде... » Типичную московскую усадьбу в городе описывает М. Загоскин: «Деревянный дом... построен на двенадцати саженях, оштукатурен и снаружи и внутри, с большим мезонином, на фронтоне которого как жар горит вытиснутый на латуни герб... Весь дом окрашен в бледно-палевый цвет, исключая различных орнаментов, которые покрыты белою краской. Перед домом обширный двор с двумя воротами, из которых одни всегда заперты; на воротах неизбежные алебастровые львы. Позади дома сад на трех десятинах, с порядочным прудом и красивой беседкой». После Отечественной войны 1812 г. и пожара в Москве 2-6 сентября выгорело две трети города. В 1813 г. была организована Комиссия для строения города Москвы, в которую вошли архитекторы О. И. Бовё, В. П. Стасов, Д. И. Жилярди, В. И. Гесте, А. Г. Григорьев и другие. Комиссию возглавил Осип Иванович Бове (1784-1834), сын итальянского живописца Ббве, родившийся в Петербурге, ученик Ф. Кампорези, М. Казакова и К. Росси. Бове разработал планировку центральных площадей Москвы, он является автором проекта здания Большого театра (1821-1824;),

Александровского сада у стен Кремля и триумфальной арки у Тверской заставы (1826-1834). Значительный вклад в строительство «послепожарной» Москвы внесли Доменико (Дементий Иванович) Жилярди (1785-1845), автор оригинальных строений в Кузьминках под Москвой, братья Афанасий Григорьевич (1782-1868) и Дормидонт Григорьевич (1789-1856) Григорьевы, Евграф Дмитриевич Тюрин (1792-1870). Правилом хорошего тона для москвичей стало иметь небольшой дом с мезонином, а Комиссия для строения города Москвы регламентировала окраску: «Чтобы впредь дома и заборы крашены были нежнее и лучшими красками, для чего и назначены кодеры светлые: дикой, бланжевой, палевой и с прозеленью, а каменные могут быть и выбеленные». Цвета «дикой» и «бланжевой» – светло-серый и светлой охры. Темная окраска запрещалась. Стиль, в котором работали архитекторы послевоенной Москвы, иногда, по аналогии с петербургским, называют московским ампиром. Московские особняки (их можно увидеть на Пречистенке и Старом Арбате) действительно имеют элементы ампирного декора, напоминающие о победе в Отечественной войне над Наполеоном: триумфальные венки, факелы, ликторские связки, грифоны, пельты и связки стрел. Однако масштаб зданий, пропорции, усадебная планировка и трактовка элементов декора не соответствуют «стилю Империи». Термин «Ампир» правильно применять лишь к искусству наполеоновской Франции начала XIX в. и только иносказательно «русским, или петербургским, ампиром» можно именовать помпезные творения К. Росси и В. Стасова в новой столице, отражающие идеи триумфа и имперский образ Санкт-Петербурга. Московский стиль оставался камерным. Это доказывают и характерные приемы оформления интерьеров с низкими потолками, антресолями и уютными уголками. Если петербургские мебельщики использовали бронзовые золоченые накладки по парижскому образцу, роспись золотом по белому «французскому лаку», то в Москве чаще применяли красное дерево, светлую карельскую березу, а бронзу заменяли тонированные деревянные резные детали темного цвета либо тонкие латунные накладки. Использовали также вставки из расписного стекла. Особенно популярными были изогнутые спинки кресел типа «корытца» и резные локотники в форме лебединых шей. В целом стиль интерьеров ближе восточно-европейскому Бидермайеру, чем французскому Ампиру.

29. Оскар Нимейер (Oscar Niemeyer) родился 15 декабря 1907 года в Рио-де-Жанейро. С 1930 по 1934 гг. он изучал архитектуру в Национальной школе изящных искусств (ныне Национальный архитектурный институт). В 1936 году под руководством Лючио Коста и Ле Корбюзье Нимейер вместе с группой молодых архитекторов проектировал здание министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро. Постройка была завершена в 1943 году и привлекла всеобщее внимание не только как общественное сооружение, созданное с применением новейших архитектурных средств, но и как первый пример использования сплошного солнцемодулирующего экрана на одном из фасадов.
За пределами Бразилии Оскаром Нимейером был построен Бразильский павильон на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 г. В 1974 г. он выступил в роли главного консультанта при сооружении здания штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. В 1955-1956 гг. Оскар Нимейер разработал проект Музея современного искусства для столицы Венесуэлы Каракаса, а для проходившей в 1957 г. в Берлине Международной строительной выставки построил постоянный жилой блок. В 1966 г. он завершил проектирование здания штаб-квартиры французской коммунистической партии в Париже и обширного жилого комплекса в городе Грасс близ Ниццы. В 1957 г. Оскар Нимейер был назначен главным архитектором Бразилиа, новой столицы страны. Ее генеральный план был выполнен Нимейером совместно с Лючио Коста. Нимейер проектировал все крупные общественные здания, включая президентский дворец - Дворец Рассвета, Министерство иностранных дел - Дворец Арок, здания Национального Конгресса с двумя 28-этажными башнями-близнецами и Верховного Суда. И, наконец, -кафедральный.собор.

 

30. Архитектура основана на символическом понимании пространства. Обращается к символическому смыслу здания, устанавливает соответствие между различными планами бытия и формами здания. Пропорции многих построек также определялись символическим значением форм. При следовании определенной геометрической логике, здание оказывается заряженным священной силой. В древних греческих и римских храмах устанавливалась прямая соотнесенность между архитектурными пропорциями и космическими моделями и подчеркивалась идея духовного восхождения. В основе сложной геометрической символики храма лежит вертикальный вектор. Он также соотносится с вертикальным принципом дерева, горы. В нем присутствует космическая и теологическая символика. Храм является символом духовных устремлений и достижений. Так, идея постепенного восхождения наиболее последовательно выражена в композиции вавилонских зиккуратов. Храм выступает как земная проекция моделей космоса: несколько небес, покоящихся на опорах (пилоны, колонны), связывают землю с «первичными водами». Образ храма является рефлексией по поводу Вселенной как единого целого. Так, архитектура является элементом духовного космоса. В основе храма лежит также символика мандалы - квадратура круга, квадрат и круг, связанные восьмиугольником, который несет на себе тяжесть храма.

Важную роль в архитектуре играет геометрическая символика космоса: все круглые формы выражают идею неба, квадрат - это земля, треугольник - символизирует взаимодействие между землей и небом. Следующая цепь аналогий: пирамида имеет квадрат в плане и треугольник в вертикальном сечении, квадрат соответствует кресту, образованному четырьмя кардинальными точками.

Пирамида Снофру, Медум 27 век до н.э. квадрат в плане, треугольник вертикальном сечении.

Храм выражает иерархическую соотнесенность частей, организованных вокруг источника творения и пространственно располагается вокруг мировой оси. Это - модель организованного космоса, проявление одного во множественности. В нем используется символика чисел. Это число 1 - в пирамидах, число 3 - в христианских храмах, число 8 - в башнях, которое является связующим звеном между четырьмя - квадратом и двумя - кругом. Известны также храмы-пещеры. Таковы индийские пещерные храмы, в которых идея Центра интериоризуется и символический центр перемещается от верхней точки мировой оси, представленной как в пирамиде, пагоде, иудейском храме, так и в языческих и христианских храмах и в мусульманской мечети - вовнутрь: в сердце горы, человека, вещей.

Многие традиционные учения предлагают идею человеческого тела как храма, созданного Божественным архитектором для духа. В нем восстанавливается теоморфный принцип человека. Символика христианских храмов выражает преображение человеческой фигуры. Их крестообразный план напоминает фигуру распятого Христа. Романская церковь сочетает символику круга с квадратом и крестообразным планом здания.

Большой собор Святого Мартина. Сочетает в себе символику круга с квадратом и крестообразным планом здания.

Рассмотрим подробнее основные символы в архитектуре.

Символ «круг». Солярный знак – древнейший астральный символ, который на протяжении существования цивилизации явился одним из любимых и почитаемых. Во многих цивилизациях Древнего Востока солнце обозначалось так, как оно представляется взору – в виде диска (Египет, Малая Азия, Месопотамия, языческая культура Древней Руси). Распространенным знаком был кружок с точкой в центре, каковой используется сегодня как международный символ солнца в астрономии и астрологии (иероглифы Египта и Древнего Китая, архитектура и искусство Древней Руси, Древней Греции). Знак «половинный диск солнца» символизирует светило на восходе или закате. В количестве лучей также заложена символика, например, символика числа 5 или числа 3, которыми отмечаются границы участков неба; третья часть неба – это условная область пространства, где солнце находится в полдень.

Наиболее широко в ХIХ – начале ХХ вв. эти знаки встречаются в эклектичной архитектуре, стилизующей формы древнерусского зодчества, и в постройках в стилистике модерна (ростовские постройки – ул. Б.Садовая, 146; ул. Станиславского 149; пер. Братский, 35; Пушкинская, 65; Пушкинская, 106).

Так же круг является одим из четырех фундаментальных символов. Это символ движения (колесо), неба, бесконечности, вселенной, времени, защиты, обеспеченной в своих границах. Это расширившаяся точка (центр) с общими символическими свойствами. Он ассоциируется с культом огня, героев, божества. В христианской мифологии круг символизирует вечность.

Часто это можно наблюдать в соборах и церквях. Барабан купола имеет в плане круг, что символизирует движение ( возношение) к небу.

Иссакиевский собор. Барабан купола имеет в плане круг.

Готическая архитектура имеет в своей основе треугольник - символ Троицы.

Символ «треугольник». Треугольник служил одним из символов Земли. В христианстве же треугольник служил символом божества, "всевидящего ока". Поскольку в этом случае из треугольника исходят солнечные лучи, он здесь связан с символикой солнечного культа. В раннем средневековье треугольник стал символом Троицы, являясь языческим символом трех солнц.

В различных видах треугольник – обычный в архитектурном декоре орнаментальный мотив, особенно употребляемый в XIX – начале XX вв.

Треугольник один из наиболее мощных и универсальных символов, мистическое число три. Это первая из фигур задающая плоскость. От сюда символ поверхности. Как говорил Платон «Поверхность состоит из треугольников». Равносторонний треугольник символизирует завершение. В сакральной геометрии форма равностороннего треугольника есть символический образ Бога, в котором узнающий, узнаваемое и узнавание – одно и то же: 1 в 3 и 3 в 1. Каждая форма есть проявление или образ творческой силы, которая стоит ее и обитает в ней. Божественность в изначальном состоянии покоя всегда проявляет себя в форме треугольника. Поэтому равносторонний треугольник – символ полной гармонии и полного равновесия: все три его угловые точки лежат на одном и том же расстоянии друг от друга. С другой стороны, когда Божественность перемещается из состояния покоя в пределы трех измерений, тогда она всегда проявляет себя в числе 4. Пока числа 1 и 3 образуют единство в Божественности, они остаются 3 в 1 и 1 в 3. Но когда они покидают божественное единство, они разделяются и из «1 в 3» получается 1 и 3, а это составляет 4.

*Было удивительно отмечать про себя, что какой бы она не взяла предмет, то все они были связаны между собой числами, будь то симвология или нумерология.

Равносторонний треугольник содержит скрытые внутри него четыре меньших равносторонних треугольника. В этом заключается также тайна ключевого числа трехмерного мира числа 7. Здесь же кроется великая тайна сакральной геометрии: треугольник с десятью точками дает идею разделения его на другие треугольники, в результате чего получается сакральная фигура

В более общем смысле линейные треугольники или композиции, имеющие форму треугольника, могут обозначать триады богов и другие тройственные понятия: триединая природа вселенной; Небо, Земля, Человек; отец, мать, дитя; человек как тело, душа и дух; в человеке - интеллект, сердце и воля; в Химии - кислота, основание, соль ... Треугольное сияние - атрибут Бога-Отца. Равносторонний треугольник может также рассматриваться в качестве символа Солнца. Конечно, самое распространенное символическое представление Солнца - круг с точкой центром, делающее акцент на отношении центра и периферии. Но так как Солнце - источник жизни, тепла и света, оно может изображаться и в виде треугольника.

Солнце в виде треугольника считается лучшим Символом Святой Троицы (красноречивый образ могущества, любви и мудрости Бога). Равносторонний треугольник, направленный вершиной вверх, называется треугольником эволюции (эволюционным тернером). Это мужской и солнечный знак, символизирующий божество, огонь, жизнь, сердце, гору и восхождение, благополучие, гармонию, пламя, жар (отсюда Горизонтальная линия, символизирующая воздух), духовный мир. Это также троица любви, истины и мудрости. Треугольник красного цвета означает королевское величие. Равносторонний треугольник вершиной вверх - египетская эмблема Бога. Пифагорейский символ мудрости. А кроме того, в Отличие от следующего знака, это мужской элемент, который базируется на земном и стремится к высшему. Равносторонний треугольник, направленный вершиной вниз, называется треугольником инволюции, или инволюционным тернером.

Перевернутый треугольник - возможно, более древний знак, он является лунным и имеет символику женского начала, плодовитости матки, воды, дождя, холода, природы, тела, йони, шакти. Символизирует Великую Мать как родительницу, божественную милость. Символизм женского лобкового треугольника иногда обозначается более непосредственно: путем добавления короткой внутренней линии, проведенной от вершины ..

В символике горы и пещеры гора - это мужской, обращенный вершиной вверх треугольник, а пещера - треугольник женский, обращенный вершиной вниз.

Треугольники, символизирующие стихии, таковы: огонь - обращенный вершиной вверх; вода - обращенный вершиной вниз; воздух - обращенный усеченной вершиной вверх; земля - обращенный усеченной вершиной вниз. Как простейшая плоская фигура, основанная на священном числе три, треугольник был пифагорейским знаком мудрости, связанным с Афиной. У греков дельта (треугольник) символизирует дверь жизни, женское начало, плодородие. В иудаизме и христианстве равносторонний треугольник вершиной вверх - знак Бога. У христиан равносторонний треугольник треугольник образованный, или тремя пересекающи-мися символизирует, троицу кругами (единение и равенство трех лиц ее Бог). составляющих христианской троицы иногда глазом ВНУТРИ представлен треугольника или фигурой с нимбом индуизме.

В треугольным обращенные вершинами вверх и треугольники это - вниз шакта и шакти, лингам и Шива, его и йони Шакти.

В Китае треугольник - всегда женский почти символ. Треугольник с подвешенными символизирует восстановление мечами.

Оккультисты рассматривают треугольник магический символ как, имеющий особенное значение, ассоциируется он понятием с поскольку тройки и символизирует триады в оккультных системах различных.

Пламенеющая готическая арка тему огня задает и развивает апокалиптическую тему. боковые, колоны Пилоны, дверные косяки - стражи Портики. повторяют входа алтарь - программную тему Крытые. колоннады храма олицетворяют годовой цикл. времени года Четыре и четыре периода человеческой служат Аналогией жизни четырех фаз ритуального исцеления (Опасность): 1. спасения, смерть, страдание; 2. Очистительный Исцеление; 3. Выздоровление; 4. огонь. В сдвоенных фронтальных башнях соборов символы - готических Близнецов, Януса и цифры 2, а две вершины также холма Марса.

Купола в исламе, христианских и буддизме храмах(имеют в разрезе означают) купол треугольник неба - на них изображаются ангелы, Купол. звезды над пересечением нефа и олицетворяет единство трансепта, или тору Юпитера. находится над Рай платформой, а ад под ней. опоры пилоны, Четыре или контрфорсы, разделяющие определяющие и расположение фасад трех входов - это райские реки четыре. Дверь изображает барьер, который могут через пройти только посвященные. также переходом Является на другой уровень существования. двери христианского Три храма олицетворяют веру, милосердие, Окно. надежду в храме - это способ восприятия мира нашего. Через окна мы видим через и них небо проникает внутрь храма Центральная. розетка свет - это Озеро Жизни, встречаются небо где и земля. Церковные стены спасенное человечество ограждают. Контрфорсы опоры означают подъем моральную и духовный силу. Крыша - милосердие, догматы - веры колонны, своды - пути спасения, Божий - перст шпиль, указующий конечную цель Ислам.

интегрируя, человечества религию во все сферы создал, цельное жизни мировоззрение, которое выражается в архитектуре Священная. его архитектура ислама - кристаллизация духовности мусульманской. В исламской мечети отсутствует идея порыва Она. прометеевского согласовывается с природными ритмами. пространство мечети Архитектурное создается балансом качества, энергий и элементов сил, соотнесенностью с движением светил на чередованием, света небе и тьмы. Священная архитектура изображает Божественное ислама присутствие, она является эманирующим, свет центром и влияние на все сферы человека Пространство. активности всего города считается присутствием Божественного очищенным Слова, которое периодически город призывах в заполняет к молитве. Через сакральную мир в человека геометрию вводятся космические измерения и апелляция предвечному к происходит в нем и сакрализация земли.

храме в как Гробницы ворота в другой мир. содержат все Они необходимое для репрезентации имени человека доброго в двух мирах, характеризуют заслуги добродетели и его. Замок - место физического и убежища Готический.

духовного собор в Сиднее. Преобладающая треугольник – Следующим.

форма основным символом в архитектуре квадрат Квадрат. является - один из четырех фундаментальных Это. символ символов земли в противопоставлении небу, а символ созданной также вселенной - пространства, это антидинамичная символизирующая, фигура остановку, выделенное мгновение, стагнации застывания, идею. Во всех астрологических традициях представляет землю квадрат, материю, ограничение.

Квадрат — геометрическая фигура это, имеющая ряд мифологических, иных и нетрадиционных символических толкований. Наиболее явно связан числом с квадрат четыре, символизирующим такие как, порядок понятия, равенство, истина, справедливость, честь, искренность, мудрость, земля. Квадрат персонифицирует стороны света четыре, четыре времени года, человеческих возраста четыре, четыре основные элемента огонь (вода, мира, земля, воздух). Это союз четырех также стихий.

Квадрат — фиксация как противопоставления смерти динамическому циклу жизни и Квадрат. совмещает движения в себе принципы статической целостности и Квадрат.

устойчивости символизирует совершенный тип пространства является и замкнутого моделью для многих сооружений пирамиды (культовых, церкви, зиккураты, пагоды и т. д.), свою, в очередь которые, рассматриваются как символический мира Квадрат. образ — мужское началопоэтому квадрат Землей с Квадрат.

отождествляется - фиксация смерти как динамическому циклу противопоставления жизни и движения, в то время архитектурной в символике как он представляет фиксацию зданий оседлых и народов сельскохозяйственных как противопоставление динамичным и перемещающимся округлым непрерывно в плане палаткам кочевников и их представляет. Он собой стоянкам ограничение и потому обладает Источник.

31.

Ле Корбюзье
Стиль: функционализм, модернизм
омплекс монастыря Sainte Marie de La Tourette, Eveux-sur-l'Arbresle, Франция. 1953-1960 Дворец Ассамблеи (Palace of Assembly), Чандигарх (Chandigarh), Индия. 1951-1962 Вилла Савой (Villa Savoye), Пуасси (Poissy-sur-Seine), Франция. 1928-1931 Проект «Дом-ино» (Dom-Ino). Жилой дом свободной планировки со стандартным каркасом для серийного производства. 1914 Павильон «ЭСПРИ НУВО» (Pavillon de L'Esprit Nouveau), Париж, Франция. 1925 Генеральный план г. Чандигарх (Пенджаб, Индия). 1950-1952 «План Вуазен» (Plan Voisin). Проект реконструкции центра Парижа. 1925 Монумент «Открытая рука» (Main Ouverte, Open Hand Monument), Чандигарх (Chandigarh), Индия. 1950-1965 Жилая единица (Unité d'Habitation), Марсель, Франция. 1945-1952 Дача «Сарай Ле Корбюзье» (Cabanon Le Corbusier), Roquebrune-Cap-Martin, Франция. 1951   Павильон Philips — «Электронная поэма», Брюссель, Бельгия. 1958 Капелла Notre Dame du Haut, Роншан (Ronchamp), Франция. 1950-1955 Конкурсный проект здания Лиги Наций в Женеве, Швейцария. 1927 Конкурсный проект на здание Дворца Советов в Москве. 1931 Проект небоскрёба «Cartesian». 1937 Проект небоскреба в реконструируемом деловом приморском районе. г. Алжир, Алжир. 1938—1942 Конкурсный проект на здание Объединённых Наций в Нью-Йорке (United Nations headquarters), New York City. 1947-1952 Башня Теней (Tower of Shadow), Чандигарх (Chandigarh), Индия. 1950-1965 Проект корабля Ile de France. 1936 Проект развития территории у моста Saint Cloud, Boulogne-sur-Seine, Франция. 1938   ДОПОЛНИТЕЛЬНО:http://arx.novosibdom.ru/node/547

Во второй половине XIX века в Париже проходит 5 из 21 Всемирных выставок, что хорошо отражает культурное и политическое влияние города. 1855 — Париж, Франция — Всемирная выставка (1855); 67,78,89(Эйфелева башня, Галерея машин, Кристалл-палас);

33.

Общая характеристика. Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканья и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Периоды эпохи Итальянского Возрождения делят на 5 этапов:

  1. Проторенессанс (2ая половина 13 века — начало 15)
  2. Раннее Возрождение (15 век)
  3. Высокое Возрождение (первые 20 лет 16 века)
  4. Позднее Возрождение (30ые — 90ые годы 16 века)
  5. Северное Возрождение

Проторенессанс- тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Этот период делится на 2 подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). В конце 13 века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение — собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора.

Раннее Возрождение- с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Высокое Возрождение Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим

Позднее Возрождение- с 1530-х по 1590—1620-е годы. Некоторые исследователи причисляют к Позднему Возрождению и 1630-е, но эта позиция вызывает споры среди искусствоведов и историков.

Северное Возрождение Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.

Архитектура-главное,чем зарактеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Наибольший вклад в развитие ренессансной архитектуры внесли пять мастеров:

  • Филиппо Брунеллески (1377—1446) — основоположник ренессансной архитектуры, разработал теорию перспективы и ордерную систему, вернул в строительную практику многие элементы античной архитектуры, создал первые за многие столетия купол (Флорентийского собора), до сих пор доминирующий в панораме Флоренции.
  • Леон Баттиста Альберти (1402-72) — крупнейший теоретик ренессансной архитектуры, создатель её целостной концепции, переосмыслил мотивы раннехристианских базилик времён Константина, в палаццо Ручеллаи создал новый тип городской резиденции с фасадом, обработанным рустом и расчленённым несколькими ярусами пилястр.
  • Донато Браманте (1444—1514) — зачинатель архитектуры Высокого Возрождения, мастер центрических композиций с идеально выверенными пропорциями; на смену графической сдержанности архитекторов кватроченто у него приходят тектоническая логика, пластичность деталей, цельность и ясность замысла (Темпьетто).
  • Микеланджело Буонаротти (1475—1564) — главный архитектор Позднего Возрождения, руководивший грандиозными строительными работами в папской столице; в его постройках пластическое начало выражается в динамичных контрастах как бы наплывающих масс, в величественной тектоничности, предвещающей искусство барокко (собор Святого Петра, лестница Лауренцианы).
  • Андреа Палладио (1508—1580) — родоначальник первой фазы классицизма, известной как палладианство; с учётом конкретных условий бесконечно варьировал различные сочетания ордерных элементов; сторонник открытой и гибкой ордерной архитектуры, которая служит гармоничным продолжением окружающей среды, природной или городской (Палладиевы виллы); работал в Венецианской республике.

 








Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 1348;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.043 сек.