Заговорить – и найти дорогу
Итак, находки, сделанные в Дманиси, вполне вписываются в традиционную картину расселения человека. Племена, покинувшие Африку, некоторое время кочевали по Ближнему Востоку (возраст каменных орудий в израильской Убейдии – 1,5 миллиона лет), а потом расселились по всей Азии. Несомненно, тем же маршрутом двигались и предки гоминидов, остановившихся в Дманиси. А как быть с первыми жителями Пиренейского полуострова? Они были потомками тех, кто миновал Ближний Восток, Анатолию, Балканский полуостров, долго кочевал вдоль побережья Средиземного моря, устремляясь на запад, вслед за заходящим солнцем? Или они пошли другим путем? И тогда Филип Тобайес предложил свою, вызывающую споры, схему расселения человека.
Традиционный «балканский маршрут» был отнюдь не единственным. В доисторическую эпоху у гоминидов было несколько возможностей переправиться из Африки в Европу: можно было пересечь Гибралтарский пролив или же с территории современного Туниса добраться до ближайших островов, лежащих напротив Африки – до Сицилии или Сардинии (а потом Корсики) и, наконец, Италии.
Палеоантрополог Филип Тобайес уверен, что еще 800 тысяч лет назад люди могли отправляться в морские плавания
Уже человек прямоходящий (Homo erectus), как и его африканский родич Homo ergaster (впрочем, само разграничение этих видов спорно), 800 тысяч лет назад (и,] может быть, даже 1,5 миллиона лет назад) мог преодолевать морские проливы шириной несколько километров, используя для этого подходящие плавучие средства.
Возможно, отважиться на морские авантюры предкам современного человека помогли… слоны. Люди наблюдали затем, как слоны и стегодонты (вымерший род слонообразных) переплывали с одного острова на другой, словно не испытывая страха перед пучиной. Доказательством тому – многочисленные останки слонов, найденные на различных островах. Попасть туда животные могли, как правило, только вплавь.
Наконец, – и это мнение Тобайеса вызвало наибольшие возражения, – можно предположить, что «хомо эректус» (или «хомо эргастер»), готовясь к плаванию, планировал свои действия, обсуждал их, то есть… говорил, высказывал свои мысли вслух, владел речью.
Плавать по морю людей научили слоны?
Традиционно считается, что лишь «хомо сапиенс» был наделен искусством речи. Все другие гоминиды могли издавать лишь нечленораздельные звуки. Если бы не авторитет Тобайеса, известного, например, по результатам блестящей археологической экспедиции в Стеркфонтейне (ЮАР), его идеи, возможно, были бы отвергнуты с порога. Но ученому уже доводилось едва ли не в одиночку отстаивать гипотезы, которые, в конце концов, находили подтверждение. Так, он еще в начале 1980‑х годов предполагал, что древнейшие гоминиды населяли не только район Восточно‑Африканского грабена – довольно быстро они расселились по всему континенту, где шло становление своих самобытных форм и разновидностей. Открытия конца 1990‑х – начала 2000‑х годов подтвердили правоту «вольнодумца». Может быть, нам придется со временем признать и речевые таланты за человеком прямоходящим?
Что касается гипотезы о «Homo erectus morechodus», тут Тобайес мог сослаться на ряд открытий, сделанных авторитетными учеными. Один из главных его аргументов – результаты археологических экспедиций на острове Флорес.
Начиная с 1977 года австралийский археолог Майкл Морвуд вел раскопки на этом острове. В конце 1990‑х годов он обнаружил здесь каменные орудия труда. Возраст древнейших находок составил 840 тысяч лет.
Однако Флорес во все времена был отделен от суши глубоким проливом. Для крупных млекопитающих этот водный барьер был непреодолим. Можно назвать лишь два исключения: стегодонты и Homo erectus.
«Логично предположить, – говорит Морвуд, – что Homo erectus уже пользовался какими‑либо плавучими средствами. Ведь выявлены параллели в развитии орудий труда, которыми пользовались на Яве и Флоресе. Очевидно, племена, населившие Флорес, по‑прежнему поддерживали тесные отношения с населением континента (в ту пору Ява соединялась с Евразией, составляя юго‑восточную оконечность континента. – А.В.)». А как еще можно было поддерживать отношения, не совершая регулярно поездки с одного берега на другой?
Морвуд также убежден в том, что Homo erectus мог разговаривать. «Без языка невозможно было детально спланировать плавание и подготовиться к нему». И если быть последовательным, то надо и за тогдашними обитателями Северной Африки признать право пересекать морские проливы на саморучно снаряженных плотах. В Юго‑Восточной Азии универсальным материалом прямоходящих корабелов был бамбук, на берегу Африки, – наверное, древовидный можжевельник, пинии, кедры.
Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 1143;