Льюис Колумб
Вначале этот мир существовал там, где ему и следовало находиться, – на страницах фантастических сочинений. Их авторы, конструируя несбыточную картину, тщательно выписали ее детали. Те стали достоянием публики задолго до того, как ученые впервые заговорили о реальности «зеркальных миров». Поэтому, прежде чем направиться по маршруту, проторенному наукой, заглянем в «черный ход», обустроенный фантастами.
Вот вдали брезжит «Планета спящих», открытая Джоном Макдональдом. Все ее население предается странному занятию – созерцает сны, навеянные с помощью специальных «машин сновидений». Разоспавшиеся сновидцы по своей прихоти ворочают судьбами людей, явившихся им в грезах: в одних влюбляются с головой; других посреди сна приканчивают – игрушка, развлечение, любимое занятие лентяев. Вот только в один прекрасный день поклонники этой изощренной моды обнаруживают, что за все, творимое ими в снах, кому‑то приходится платить по счетам сполна. Все, что грезится во сне, для кого‑то свершается наяву. А они сами, ткущие сны из вещества памяти, превращаются в настоящих богов. Ведь где‑то их сны оживают, и все, что происходит в этих оживших мирах, творится по воле сновидцев.
Вот «Сетевой мир» Даниэля Ф. Галуйе. Его обитатели внезапно догадываются, что они – персонажи громадной компьютерной программы. Они лишь воплощают чьи‑то замыслы – мысли людей, сидящих за клавишами своих ПК. Нечто подобное происходит в фильме «Матрица», где почти все люди – это марионетки, подчиненные незримой чужой воле.
Наконец, «Страна чудес», открытая девочкой Алисой и заодно с ней английским математиком Льюисом Кэрроллом, великим «колумбом Зазеркалья». Среди чудес, узнанных ею, – тайна шахматного Черного Короля. Стоит его пробудить неосторожным вскриком, и весь окружающий мир исчезнет. «Ведь мы живем потому, что нас видит во сне Черный Король».
Подобные истории роднит одно: в них сны обретают власть над людьми. По большому счету, это даже не фантастика – фантазия… Значит, нечто – по своей сути – непредсказуемое, непрогнозируемое, нарушающее законы природы. Одним словом, выдумка, которую опровергнет точный математический расчет. А что как нет?
Физик Роберт Фут из Мельбурнского университета показал недавно, что теория суперсимметрии «допускает существование зеркальных миров». В таком случае нематериальное может превращаться в материальное и наоборот: материя – перетекать в мысль, а мысль – в материю. На первый взгляд, полный «эмпириокретинизм»!
Из расчетов Фута явствует, что рядом с нами постоянно существует незримый, неосязаемый мир, этакое «вещество наших снов», разлитое всюду. Расстояние между двумя мирами, быть может, меньше длины атома! Как ни фантастична эта идея, она опирается исключительно на формулы и факты, собранные Футом в его книге «Shadowlands» («Призрачные миры»).
У австралийского ученого были авторитетные предшественники. Все они пытались расширить горизонты нашего познания, повинуясь одному лишь желанию – придать составленным им формулам симметричный вид. Поначалу их выводы были фантастичны. Со временем экспериментаторы признали правоту их догадок. Поэтому, прежде чем говорить о Футе, также фантазировавшем одной симметрии ради, посмотрим, каким заблуждениям предавались некоторые его предтечи.
Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 675;