И общеобразовательных школах
Музыкальное воспитание в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида взаимодействует со всеми сторонами коррекционно-развивающего процесса и решает образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
Музыкальное развитие детей с разными отклонениями осуществляется в процессе музыкальной деятельности, организованной в различные ее виды и формы. Знания, умения и навыки музыкальной деятельности дети приобретают в процессе восприятия музыки, пения, движений под музыку, игры на детских музыкальных инструментах. А организационные формы музыкальной деятельности (музыкальное занятие, музыка вне занятий, культурно-досуговая деятельность) позволяют целенаправленно приобщать ребенка к музыкальной культуре и обеспечивать овладение необходимыми знаниями и умениями в музыкальной практической деятельности. Учет клинико-психологиче-ских особенностей развития ребенка с различными вариантами психического дизонтогенеза является обязательным условием в определении организационной, дидактической, конструктивной, коммуникативной сторон процесса музыкального воспитания детей.
Музыкальное воспитание дошкольников с проблемами осуществляется в процессе освоения видов музыкальной деятельности:
восприятия музыки — сложного чувственного процесса, наполненного внутренними переживаниями. Он переплетается с музыкальными ощущениями и восприятиями, где предыдущий опыт соединяется с живыми ассоциациями, переживаемыми ребенком в данный момент, а следование за развитием музыкальных образов выражается в ярких ответных реакциях. Восприятие музыки является как самостоятельным видом музыкальной деятельности, так и методическим приемом, предваряющим детское исполнительство (пение, движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах). Для слушания музыки используются вокальные и инструментальные произведения (программные и непрограммные), разные по тематике;
детского исполнительства, которое предполагает изобразительно-деятельностное проявление детей в пении, движении под музыку, в игре на музыкальном инструменте;
музыкально-образовательной деятельности, проявляющейся в усвоении детьми элементарных сведений о музыкальном искусстве, его выразительных особенностях, а также обеспечивающей развитие навыков и умений в различных видах музыкальной деятельности;
детской музыкально-творческой деятельности, выражающейся в элементарных проявлениях в разных видах музыкальной деятельности.
Музыкальное воспитание детей с проблемами осуществляется посредством различных форм музыкальной деятельности: музыкальных занятий, музыкальной деятельности вне занятий, художественно-досуговой деятельности.
Музыкальное занятие — основная форма организации музыкального воспитания, обучения и коррекции отклонений в развитии детей с проблемами средствами музыкального искусства. Оно основывается на программных требованиях, составленных с учетом клинико-психологических, возрастных особенностей таких детей. Занятия, в которых участвуют дети одного возраста, по организации могут быть индивидуальными и фронтальными. Музыкальные способности дошкольников с проблемами проявляются в совместной деятельности со взрослым. Музыкальный руководитель, педагог правильным подходом, последовательностью методических приемов влияет на индивидуальное развитие каждого дошкольника опосредованно через весь детский коллектив. При этом используется положительный пример сверстников, помогающих ребенку, испытывающему трудности, быстрее их преодолеть.
Музыкальная деятельность вне занятий — форма музыкальной деятельности, организация и проведение которой осуществляются педагогом в группе, где, с одной стороны, он закрепляет навыки, полученные детьми на музыкальных занятиях, и учит использовать в их игровой деятельности, в быту, а с другой — обеспечивает индивидуальную коррекционную работу с ребенком посредством музыкальной деятельности. Эту работу педагог осуществляет в процессе:
музыкально-игровой деятельности (музыкально-дидактических игр, игр под пение, включение знакомых песен в сюжетные игры, в режимные процессы, в свободную деятельность в группе);
музыкально-театрализованной деятельности (инсценирование взрослым и детьми песен на фланелеграфе, в настольном театре, на ширме, по ролям, проведение пантомимических игр руками под музыку и т.д.).
Все виды музыкальной деятельности с детьми вне занятий организуются индивидуально или небольшими подгруппами во второй половине дня в свободное время.
Художественно-досуговая деятельность — форма музыкальной деятельности дошкольников с проблемами, включающая праздники, развлечения. Она объединяет детей и взрослых общностью переживаний, дает возможность ребенку приобрести опыт общения, создает ощущение торжества. Красочное оформление помещения, где проводится праздник, музыка, яркие детские костюмы, присутствие родителей-зрителей — все это обеспечивает сильные, незабываемые впечатления ребенка с проблемами в развитии. Праздники и развлечения — важное средство художественного развития, формирования художественной культуры. Активная музыкальная деятельность дошкольников в художественно-досуговых мероприятиях в детском саду дает возможность дошкольникам с проблемами показать свои навыки в пении, движении под музыку, в театрально-игровой деятельности. Главным условием проведения праздников и развлечений является участие всех детей независимо от имеющихся у них отклонений в развитии. Важно, чтобы каждый ребенок ощутил радостную атмосферу праздника, чтобы содержание мероприятия соответствовало возможностям таких детей, а не было ориентировано только на показ взрослым, родителям. В организации и проведении художественно-досуговой деятельности в специальном дошкольном учреждении принимает активное участие педагогический коллектив. Взрослые могут исполнять различные роли в театрализованном действии, быть членами жюри или зрителями. Структурная и содержательная сторона программ по музыкальному воспитанию детей с разными вариантами нарушений имеет свои особенности, которые определены характером имеющихся нарушений в развитии детей.
Так, в программе обучения и воспитания детей с нарушением слуха (слабослышащих) в разделе «Музыкальное воспитание» введен подраздел «Развитие слухового восприятия», разделе «Пение» заменен разделом «Развитие голоса, ритмическая стимуляция и хоровая декламация».
Коррекционно-развивающее направление музыкального воспитания
Это направление работы средствами музыки решает задачи формирования музыкальной культуры детей с проблемами, накопления и усвоения знаний в области музыкального искусства, практических умений в разных видах музыкальной деятельности (восприятии, пении, движениях под музыку, игре на инструментах), участия в музыкально-творческой деятельности.
В процессе музыкальной деятельности осуществляется и коррекция отклонений в познавательной, эмоционально-волевой, моторной сферах. Это отражается в содержательной, организационной и операциональной сторонах каждого вида музыкальной деятельности. При этом все перечисленные компоненты учитывают специфику, характер варианта имеющегося у детей нарушения (слуха, зрения, речи, задержки психического развития, умственной отсталости, нарушений в опорно-двигательной сфере). Пение, певческая деятельность — это вид исполнительского искусства, который оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, развитие его психических функций, а также на психофизиологические процессы, такие как дыхание, газообмен, кровообращение, сердечную деятельность, работу эндокринной системы и т.д. Оно помогает углублению и регуляции дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе пения особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. Правильное пение вызывает у ребенка чувство комфорта, а сочетание музыки и литературного текста делает пение более конкретным видом музыкальной деятельности, чем восприятие музыки, обеспечивая доступность его для дошкольников.
По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются переживания ребенка. У старших дошкольников возрастает интерес как к содержанию песни, так и к ее воспроизведению. Обучение пению требует от ребенка с проблемами большой активности и умственного напряжения, концентрации внимания. Он учится сравнивать свое пение с пением других, прислушиваться к исполнению мелодии на фортепиано, сопоставлять различный характер музыкальных предложений, оценивать качество исполнения.
В процессе обучения пению, с одной стороны, формируется вокальная, исполнительская культура, которая является составной частью музыкальной и художественной культуры, с другой -осуществляется коррекция имеющихся вторичных отклонений в развитии ребенка с проблемами. Пение помогает в решении познавательных, воспитательных и коррекционных задач в работе с дошкольниками с проблемами:
формирование основ певческой вокально-хоровой культуры, развитие художественно-эстетического вкуса, приобщение к исполнительской деятельности;
развитие вокального слуха, умения различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии, умения слушать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки (слуховой самоконтроль);
овладение вокально-хоровыми навыками (певческим дыханием, звукообразованием, дикцией, артикуляцией, строем, ансамблем);
формирование певческих умений детей, исполнение песен с помощью взрослого и самостоятельно, в сопровождении инструмента и без него на занятиях, в игровой, досуговой деятельности, развитие предпосылок и элементарных творческих проявлений в вокальной деятельности;
усвоение через пение нравственно-эстетических ценностей и формирование способности к сопереживанию, умению различать добро и зло, уважать труд, бережно относиться к природе, животным, с нежностью общаться с мамой, быть уважительным с Другими взрослыми и сверстниками;
коррекция посредством певческой деятельности вторичных отклонений в развитии, проявляющихся в нарушениях функций организма, а также в познавательной деятельности, особенно речи, эмоционально-волевой, личностной сферах.
Различные отклонения в строении голосового аппарата, нарушения слуха, речи, мышечного тонуса, несовершенство вокально-слуховой координации у детей с различными вариантами нарушений, безусловно, оказывают влияние на качество пения детей данной категории. Но, обучая ребенка с проблемами пению в общей системе коррекционной работы, можно сгладить вторичные проявления отклонений в развитии: несовершенства развития слуха, голосового аппарата, вокально-слуховой координации, речи, слухового внимания, памяти, воображения.
Характеризуя певческие возможности детей, следует отметить, что они определяются структурой их основного дефекта, поэтому певческая деятельность имеет у детей с различными проблемами свои специфические особенности.
Так, у дошкольников с задержкой психического развития, умственной отсталостью часто наблюдаются нарушения в развитии музыкального слуха, его ритмической и динамической основы. У таких детей отмечаются слабость и неустойчивость, прерывистость дыхания, хрипловатый, монотонный голос, часто с носовым оттенком, вялая размытая дикция. Однако специально подобранный репертуар с учетом возможностей диапазона детей данной категории, применяемые в игровой форме приемы вокально-хоровой работы обеспечивают коррекционную направленность пения и дают положительные результаты. У детей развивается мелодический слух, появляются голосоведение, интонационная выразительность.
Трудности певческой деятельности дошкольников с нарушением речи связаны прежде всего с несовершенством вокально-слуховой координации, звукопроизносительной стороны речи, слабостью праксиса. Вокально-хоровая работа с такими детьми является очень важной стороной логопедической коррекции, поскольку она и способствует налаживанию работы артикуляционного аппарата детей данной категории, и развивает музыкально-слуховое восприятие, что, в свою очередь, помогает в становлении фоно-фонематической стороны речи.
Певческая деятельность у детей с нарушением слуха — понятие относительное и выражается в форме развития голоса, ритмической стимуляции и хоровой декламации и строится с учетом характера нарушения анализатора. У слабослышащих детей она направлена на формирование и активизацию речевой деятельности. Задания по развитию голоса и ритмической стимуляции усваиваются и выполняются детьми на слухозрительной основе, с опорой на остаточный слух. Речевая зона укрепляется посредством ритмодекламации, мелодекламации в сопряженном и отраженном пении. Использование в пении целенаправленных ритмодвигательных упражнений, направленных на структурирование речи, укрепление речевой зоны голоса, развитие слаженности речи и двигательно-мышечных ощущений дает положительный эффект в певческой деятельности детей данной категории. Развитие голоса детей неразрывно связано с музыкально-слуховыми впечатлениями от восприятия регистров фортепиано. В процессе обучения певческой деятельности дети овладевают навыками соотнесения своих голосовых проявлений с различными регистрами фортепиано, звукоподражанием, звуковысотностью, учатся протяжному плавному ведению голоса, интонированию. Этому способствуют различные коррекционно-направленные игровые приемы, которые сочетают зрительную, двигательную и слуховую основы.
Для детей с нарушением зрения пение является видом музыкальной деятельности, который имеет большое значение для развития их речевой деятельности. Обостренность слухового восприятия такого ребенка уже в дошкольном возрасте обеспечивает достаточно раннее развитие вокально-слуховой координациии, что, в свою очередь, создает основу в овладении вокально-хоровыми навыками. Однако ограниченность общения с микросоциальной средой, недостаточная сформированность образов-представлений у детей с нарушением зрения отражаются на осмысленном исполнении песен. Поэтому особое внимание в процессе обучения пению уделяется разъяснению содержания. С этой целью перед восприятием новой песни с детьми проводятся мини-беседы о содержании, характере, действиях, происходящих в ней. Работа над формированием вокально-хоровых навыков дает положительный эффект, если она сочетается с двигательными и мышечными ощущениями ребенка (например, чтобы научиться вести мелодию голосом вверх, ребенку предлагается сопровождать движение мелодии движением руки вверх и т.д.). Сначала с поддержкой педагога, а затем самостоятельно дети начинают исполнять знакомые песни в различных вариантах с солистами, хором, с движениями и разучивать новые.
Сформированная певческая деятельность дошкольника с проблемами не только обеспечивает формирование его вокальной культуры, но и сглаживает вторичные отклонения в развитии, расширяет его возможности использования певческих навыков в быту, в досуговой деятельности, тем самым создает условие его социальной адаптации.
Организация и проведение различных форм и видов музыкальной деятельности создают определенную художественно-музыкальную среду.
Успешность развития личности ребенка с проблемами обеспечивается не только его деятельностью, но и средой, в которой эта деятельность осуществляется. Современный философский взгляд на среду базируется на понимании ее как системы, включающей разнообразные взаимосвязи предметного и личностного характера.
Л.С.Выготский, показывая механизм воздействия среды, писал, что она по-своему преломляет и направляет и всякое раздражение, действующее извне на человека, и всякую реакцию, идущую от человека. Особое место в развитии личности ребенка отводится художественной среде. Показывая роль художественной среды в воспитании личности, Е.А.Лазарь отмечает, что целенаправленно организованная художественная среда позволяет личности глубже осваивать произведения искусства, строить иерархию художественных ценностей, определять их художественный уровень, воспринимать художественную культуру как целостное явление.
Организация макромузыкальной среды в специальном детском саду и микросреды непосредственно в группе должна строиться на гуманистической основе, обеспечивая гармоническое развитие личности ребенка с проблемами. Ее развивающая направленность определяется возрастом ребенка, нацеленностью содержания на задачи обучения, воспитания и коррекции. Каждая деятельность, в том числе и музыкальная, должна служить удовлетворению различных потребностей ребенка: эмоциональных, эстетических, познавательных, общественных (потребность в общении). Для удовлетворения этих потребностей ребенку нужны объекты музыкальной деятельности, проявляющиеся в разных ее видах и формах [с.67].
С точки зрения А.Е.Лазарь, социализация человека в эстетической среде начинается с контактов не с искусством, а с предметным миром, несущим художественные начала. Лишь по мере формирования личности искусство становится ведущим элементом художественной среды. Пространство, организованное посредством предметов, может приобрести особую художественную ценность, которая позволяет личности в определенных границах утверждать свою индивидуальность. В среде в отдельных видах кристаллизуются и культура и опыт, и знания и умения, а также отношение к труду, его результатам, к будущим потребностям, к миру в целом. Так опредмечиваются и эстетические, творческо-гуманистические отношения. По мнению С. Л. Новоселовой, «предметная среда в целом или ее отдельные фрагменты — это всегда поле детской деятельности. Ее объекты, условия и средства достижения цели, которые как бы заданы предметной средой» [Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. — М., 1995. — С. 19].
Художественная и музыкальная среда определяют взаимосвязь искусства и личности. П. Ф. Каптерев показывает роль среды в педагогическом процессе как условия для творческого саморазвития личности, при котором культуре отводится особое место в телесной и духовной организации ребенка. Раскрывая взаимодействие субъекта со средой, Е.А.Лазарь указывает, что оно представляет собой два относительно самостоятельных процесса: создание, или преобразование среды, и ее освоение. Среда создается только в результате деятельности, а освоение ее субъектом осуществляется через эстетическое, познавательное, оценочное и любые другие виды отношений и взаимодействий.
Коррекционно-развивающая музыкальная среда раскрывает свои возможности ребенку благодаря общению со взрослым и сверстниками. От подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованности, отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной эта среда, захочет и сможет ли ребенок ее освоить в своей деятельности.
Музыкальная среда выступает частью художественной среды в образовательном учреждении и представляет собой особое пространственно-функциональное явление как социальное «поле» материальных, духовных, культурных отношений.
Учебно-воспитательная работа не может быть эффективной, если не учитываются различия возраста и пола учащихся. Многие виды и специфические характеристики ошибочных действий связаны именно с этими факторами, что и заставляет остановиться на этой проблеме.
Научные концепции специфики подросткового периода в развитии человека
Основной возрастной состав обучающихся в музыкальном колледже — это юноши и девушки от 14—16 лет при поступлении до 18—20 при окончании. Это, по мнению специалистов, возраст самоопределения, становления характера, постепенной и активной, в сторону зрелости, психологической и физиологической эволюции. Характерными чертами подросткового возраста являются амбивалентность (противоречивость) и парадоксальность (неожиданность, странность) его психической жизни. Эти черты проявляются в неожиданной смене веселости — унынием, уверенности в себе — застенчивостью и трусостью, эгоизма — проявлениями альтруизма, общительности — замкнутостью, любознательности — умственным равнодушием, радикализма — консерватизмом и т.д. Главная же задача подростка — это формирование самосознания, идентичности, которые можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте [Подробнее об этом см.: Аверин В.А. Психология детей и подростков. — С. 307].
Э.Шпрангер (1882—1963) разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста и описал три возможных типа развития личности подростка.
Для первого типа характерно резкое, бурное и кризисное течение развития, переживаемое как второе рождение, итогом которого является становление качественно нового Я. Для второго медленные, постепенные изменения без глубоких потрясений и сдвигов в собственно личностных чертах. Третий тип предполагает активный и сознательный процесс самовоспитания, самостоятельного преодоления внутренних тревог и кризисов за счет развитых у подростка способностей к самоконтролю (рефлексии) и самодисциплине, что в итоге приводит к психологическому новообразованию, «открытию» нового Я, возникновению устойчивой рефлексии, осознанной индивидуальности.
Шарлотта Бюлер (1893—1974) считала характерным для подросткового возраста психическую и физическую пубертатность (пубертат — период резкого ускорения физического или любого другого развития или созревания). Внутри психической пубертатности Ш.Бюлер выделила три фазы развития.
Первая фаза — это прелюдия к периоду психической пубертатности, первые ее симптомы появляются в 11—12 лет; подростки необузданны и драчливы, детские игры кажутся им неинтересными, а игры более старших подростков пока непонятны.
Вторая фаза — негативная, продолжительностью от 11 до 13 лет у девочек и от 14 до 16 у мальчиков; основными ее чертами являются повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние, физическое и душевное недомогание, неудовлетворенность собой, которая переносится подростками на окружающий мир. Окончание фазы совпадает в завершением телесного созревания.
Третья фаза — позитивная — характеризуется постепенно возрастающей восприимчивостью к позитивным аспектам окружения. Перед подростком открываются источники радости, важнейшая из которых — сознательное переживание прекрасного. Это является стимулом к успешному овладению наукой и искусством. Одновременно появляются любовные переживания, дающие выход самому тяжелому напряжению.
Э.Штерн (1871—1938) полагал, что специфика в подростковом периоде обусловлена, с одной стороны, «направленностью мыслей и чувств ребенка, его стремлений и идеалов», а с другой — «особым образом его действий». Штерн выделил шесть возможных типов доминирующих ценностей, которым соответствуют шесть типов личности подростка.
Теоретический тип — все стремления направлены на объективное познание действительности.
Эстетический тип — стремится эмоционально и импульсивно постичь каждый единичный случай как символ, знамение, ему чуждо объективное познание.
Экономический тип — им управляет идея пользы, прагматики, стремление достичь результата с наименьшими затратами.
Социальный тип — главная ценность для него любовь и общение, жизнь для других людей.
Политический тип — преобладающее стремление к власти, господству, управлению и влиянию.
Религиозный тип — соотносит философически всякое единичное явление с общим смыслом жизни.
Приведенные эмпирические психологические характеристики были сформулированы в 30-е годы, но не потеряли своего значения
и по сей день [270]. Однако, иллюстрируя ход психического развития подростка, определяя его характерные направления, они недостаточно объясняют причины именно такого хода. Большую ценность как дающую ключ к пониманию механизма психического развития и ребенка и подростка представляет культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, по которой ключевой проблемой этого периода называется проблема интересов подростка. Подробного изучения заслуживает процесс разрушения и отмирания прежних групп (доминант) интересов и развития новых. Важнейшими являются:
— «эгоцентрическая доминанта» — интерес подростка к собственной личности;
— «доминанта дали» — доминирование широких, «глобальных» интересов, устремленных в будущее, над сегодняшними текущими интересами;
— «доминанта усилия» — тяга к сопротивлению, преодолению, волевым усилиям, что нередко проявляется в упрямстве, протесте, хулиганстве;
— «доминанта романтики» — стремление к неизвестному, рискованному, героическому.
Появление новых интересов приводит каждый раз к преобразованию старой и возникновению новой системы мотивов, что меняет социальную ситуацию развития подростка. Смена социальной ситуации развития ведет к смене ведущей деятельности, результатом которой становятся психологические новообразования подросткового возраста.
Уточним эти положения для студентов музыкального колледжа. В этот период кардинально меняется общественное положение подростков. Уже на практических занятиях они сталкиваются с необходимостью осознания ответственности не только за себя, но и за других. Многие старшекурсники начинают работать, становятся полноправными гражданами, одновременно освобождаясь от диктата взрослых и беря на себя груз все новых и сложных обязанностей.
Внутри подросткового возраста принято выделять младший (10— 13 лет), старший (13—15), часто к нему присоединяя и раннюю юность (15—17 лет). Таким образом, обучающиеся в музыкальных колледжах проходят стадии от старшего подросткового возраста до юношеского — самые пубертатные, сложные и важные для будущего полноценной личности.
Психологическая коррекция находится в неоднозначной и тонкой связи с психотерапией. Существовавшее ранее представление о том, что психотерапевтическое воздействие при работе с детьми с проблемами неэффективно, в настоящее время опровергается многими авторами (Н.П.Вайзман, Е.Ю.Рау, Ю.Б.Некрасова, Л.З.Арютюнова, В.М.Рахманов, Д.Г.Гуровец, В.Н.Воронина, М. М. Семаго и др.).
Сегодня проблема в этой работе состоит в поиске необходимых средств, учете возрастных, личностных особенностей детей Данной категории, а также природы и характера имеющихся нарушений развития. В связи с этим использование арттерапевтических методик, и в частности музыкотерапии, в работе с детьми с проблемами, рассматривается как достаточно эффективное средство воздействия на старших дошкольников при коррекции
нарушений в развитии личности. Музыкотерапевтическая технология, где музыка выполняет символическую функцию в коррекции конкретных личностных проблем ребенка, предполагает разные виды музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную. Все они направлены на реализацию лечебно-адаптационных, коррекционных функций в работе с детьми с нарушением в развитии.
Практика коррекционной работы с детьми показывает, что в ее фронтальных и индивидуальных формах (музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях и др.) даже при дифференцированном подходе музыкальный руководитель не может осуществить коррекцию нарушений в личностном развитии каждого ребенка. В связи с этим использование индивидуальных и подгрупповых форм музыкотерапии, проводимых психологом, помогает в решении этих проблем.
Музыкотерапия, используемая психологом в работе с ребенком с проблемами, дополняет процесс коррекционно-развивающего воздействия средствами музыки. А сочетание ее с фронтальными музыкальными и ритмическими занятиями, музыкальной деятельностью вне занятий в группе, художественно-досуговыми мероприятиями, которые организует музыкальный руководитель и педагоги, дает более глубокий положительный результат и в формировании художественной культуры, и в коррекции имеющихся у дошкольников нарушений в развитии познавательной, эмоциональной, личностной сфер средствами музыкального искусства.
Реализация на практике коррекционно-развиваюшего и психотерапевтического направления в образовательном учреждении возможна при взаимодействии нескольких специалистов (дефектолога, психолога, музыкального руководителя, педагогов) в решении коррекционных задач применительно к каждому конкретному ребенку и группе детей в целом. Такое взаимодействие должно прослеживаться на всех этапах коррекционной работы. На этапе диагностического обследования дефектолог, логопед, психолог определяют характер и степень нарушений в развитии ребенка, после чего знакомят с результатами обследования познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер музыкального руководителя. Который, в свою очередь, проводят диагностику и определяют возможности детей в музыкальной деятельности. Исходя из результатов обследования детей, специалисты совместно намечают программы коррекционной помощи. На разных этапах работы с детьми с проблемами они могут проводить консультации, обсуждения положительной или отрицательной динамики в развитии, корректируют программу. В конце года контрольное обследование детей каждым специалистом и коллективное обсуждение результатов должны показать, насколько взаимосвязь специалистов была продуктивна и обеспечивала эффективность коррекционного воздействия.
К сожалению, в педагогической практике достаточно часто встречаются ситуации, когда ошибки в учебном сотрудничестве проистекают от несовпадения индивидуальных особенностей ученика с общепризнанными нормами или с индивидуальностью учителя. Особенно часто это проявляется в музыкальной педагогике при развитой системе индивидуальных занятий. Безусловно, одним из основных признаков профессиональности педагога является умение управлять своими эмоциями, поведенческая гибкость, чуткость и внимание к другим. Однако педагогическая реальность такова, что достаточное количество учителей формирует учащихся по своему образу и подобию, особенно в плане трактовки музыкальных произведений, постоянно используют один и тот же привычный «хрестоматийный» репертуар. Можно видеть порой целые классы, «подстриженные под гребенку», у которых даже ошибки одинаковые.
Далеко не каждый крупный музыкант становится хорошим педагогом именно в силу неготовности «раствориться в ученике». Отсюда при призывах «к свободе творчества», к самобытности и раскрепощению — постоянные формы пресловутого «натаскивания», ограничения инициативы, регламентация поиска, подавление темперамента или его искусственное возбуждение. Очень часто ошибкой квалифицируется действие не за суть, а за форму.
Но если научно доказано, что тип нервной системы и связанные с ним особенности темперамента относятся к устойчивым показателям индивида, то не рациональнее ли не «подправлять природу», а, чутко и гибко реагируя на эти признаки, направить воспитательный процесс на выработку именно индивидуального стиля и в труде, и в поведении, и в прочих деятельных проявлениях психической жизни ученика. А для этого необходимо иное отношение к его действиям. Еще раз оговоримся: мы не за «свободное выращивание» без вмешательства, без руководства, без помощи. Но мы против жупела ошибки.
Вот несколько высказываний по этому поводу выдающихся музыкантов современности.
Даниил Шафран, рассказывая о своем педагоге А.Я.Штримере, говорит: «...установка "сделай, пожалуйста, так, а не иначе" тоже бывает абсолютно необходимой в работе. Все это совершенно естественно. Но в том-то и состоит гибкость педагога, чтобы приобщение к нужному, верному, целесообразному, апробированному и т.д. шло бы не за счет подавления индивидуальности... В погоне за "безгрешностью" подчас затормаживаются, а то и нейтрализуются индивидуальность и субъективное ощущение музыки» [Цит. по: Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. - М, 1994. - С. 123].
Игорь Безродный — о своем учителе А.И.Ямпольском: «Как педагога, Абрама Ильича отличали две важные особенности. Прежде всего он обладал редкостным чутьем на индивидуальность ученика... Он как-то незаметно, но точно направлял каждого из нас, направляя к самому себе... Вторая заключалась в том, что все его советы, наставления, указания глубоко укоренялись в сознании учеников. Почему так получалось? Потому что цели, которые намечал Абрам Ильич, оказывались в конце концов целями самих его учеников... Молодому человеку казалось: он САМ нашел тот или иной выразительный или технический прием, краску, штрих, нюанс. На самом деле находка была подсказана, но подсказана так тонко и умело, что со стороны не замечалась. Именно так и нужно работать преподавателю, такая тактика действует куда эффективнее, нежели открытый и прямолинейный диктат» [Цит. по: Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. — М., 1994. — С. 115].
Продолжая линию сравнений между учителем и учеником, уточним индивидуальные особенности учителя, ощутимо влияющие на качество деятельности тех, кого он обучает, следовательно, и на результативность взаимодействия:
- значительные профессиональные умения, знания, косвенно подтвержденные достижениями учащимися класса;
— дидактические способности, заключающиеся в свободном оперировании передовыми достижениями педагогики и психологии, теории и практики, сопряженные с комплексом личностных, человеческих качеств;
— перцептивные способности, дающие возможность воспринимать и понимать внутренний мир ученика, по малейшим признакам предугадывать его состояние и намерения, даже скрываемые, маскируемые;
— конструктивные способности, позволяющие эффективно планировать и сиюминутные задачи, и далекие перспективы развития учащегося, ничего не упуская, предвидя и темп развития и качество, используя широкий спектр педагогических воздействий, нестандартный и актуальный материал;
- коммуникативные способности, в данном случае понимаемые как выраженное умение общаться с учащимися разного возраста, уровня подготовки, психологических особенностей и природной одаренности, тонко чувствуя сиюминутные настроения и прогнозируя их модальности, сочетая педагогическую волю и разумный конформизм, искренность и педагогический такт;
— организаторские способности как умение рационально структурировать обучающую среду, преодолевая объективные социальные проблемы;
- трезвая оценка своих собственных сильных и слабых сторон;
- умение видеть проблему, явление не только со своей позиции, но и со стороны обучающегося, другими словами, всесторонне идентифицировать себя с учеником, его проблемами и чаяниями;
- способность к эмпатии, к сопереживанию, суггестивные способности, чуткость и отзывчивость, достаточные вербальные навыки, обаяние и артистизм поведения.
В русле всего вышесказанного афоризм У.Теккерея (1811—1863) «Посейте поступок — и вы пожнете привычку, посейте привычку — и вы пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу...»1 педагогу-воспитателю следует воспринимать не только как руководство к действию, но и как нравственное предостережение. /
Литература
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. М. , 2001.
2. Бурно Е.М. Терапия творческим самовыражением. М., Екатеринбург,1999.
3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб: Речь, 2003.
4. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика./Медведева Е.А. и др.М.: Академия, 2002.
5. Голышева Е.С. Музыкальное воспитание детей с нарушением интеллекта/ Кирнарская Д.К. и др.Психология музыкальной деятельности. М.:Академия, 2003.
6. Петрушин В.И.Музыкальная психотерапия: Теория и практика. Учебное пособие. М., 2000.
7. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков.М.: Изд.центр «Академия», 2000.
ЛЕКЦИЯ 6
Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 1074;