Арт-педагогика – музыкотерапия – вокалотерапия.
АКТУАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ВОКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ.
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС
ЛЕКЦИЯ 1
МУЗЫКОТЕРАПИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Арт-педагогика – музыкотерапия – вокалотерапия.
Болящий дух врачует песнопенье.
Гармонии таинственная власть.
Тяжелые искупит заблужденья.
И укротит бунтующую страсть.
Душа певца согласно излитая,
Разрешена от всех своих скорбей;
И чистоту поэзия святая,
И мир отдаст причастнице своей.
Е. Баратынский
История музыкотерапии восходит к древнейшему и древнему миру. Лечебное воздействие музыки на человека отмечено в Древнем Египте, на Древнем Востоке, в античные времена о нем писали Пифагор и Аристотель. В настоящее время музыкотерапия рассматривается как часть арттерапии (терапия искусством). Ее используют в сочетании с диетотерапией, сказкотерапией, также со сценической пластикой, танцем, пантомимой, ритмикой и др. Арттерапия (по отношению к специальному образованию) - синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины, психологии). В лечебной и психокоррекционной практике – с овокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществлять коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Музыкотерапия — один из видов арттерапии. Это своеобразное психокоррекционное направление в медицине и психологии, имеющее в своей основе несколько аспектов воздействия: психосоматическое, психотерапевтическое, психологическое. Рецептивное, регулятивное, катарсистическое (очищающее) влияние музыки позволяет использовать ее в таком качестве в психокоррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.
Вокалотерапия — активный вид музыкотерапии, обеспечивающий коррекцию психоэмоциональных нарушений, социально-адаптационных трудностей и выполняющий лечебно-оздоровительную функцию.
Наиболее интенсивно музыкотерапия начинает развиваться во второй половине XX века: возникают американская, шведская и немецкая школы музыкотерапии. В странах Европы и Америке осуществляется подготовка музыкотерапевтов. В России подготовка музыкотерапевтов началась в 2006 году на базе РАМ им. Гнесиных после проведения Международного конгресса по проблемам восстановительной медицины средствами искусства. В настоящее время проводятся семинары по следующим направлениям музыкальной психотерапии (В.И. Петрушин): музыкотерапии и психоанализ, гештальттерапия, символдрама, поведенческая и экзистенциальная психотерапия; музыкотерапия в сочетании с психосоматической медициной; создание каталогов музыкальных произведений, специально подобранных по шкале MMPL Миннесотского университета и по тесту Люшера; психотерапевтические музыкальные формулы (песни) внушения, направленные на личностный рост, повышение самооценки; музыкотерапия и медитация; музыкотерапия и лечебный массаж; музыка в организации благоприятного психологического климата в школе.
В психологии выявлено четыре сферы воздействия музыки: (1) способность вызывать эмоциональное переживание у человека; (2) развитие навыков межличностного общения в группе; (3) регуляция психовегетативных процессов; (4) развитие эстетических потребностей личности. Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. Процесс восприятия музыки, по своей сути, и есть пассивная форма музыкотерапии, если при этом используются дыхательные упражнения, ритмика, аутотренинг, танцы, произведения живописного искусства и др. Разрабатываются специальные программы из классических музыкальных произведений, соответствующих различным эмоциональным состояниям человека. Например, подбираются произведения, направленные на уменьшение чувства тревоги и неуверенности, уменьшение раздражительности, для общего успокоения, снятия симптомов головной боли и гипертонии, связанной с эмоциональной напряженностью, для поднятия жизненного тонуса, улучшения самочувствия и настроения.
Активная форма музыкотерапии характеризуется непосредственным участием человека в процессе исполнения музыки: это могут быть хлопки, постукивания, пение в хоре, игра в оркестре, простейшая импровизация голосом или на музыкальных инструментах. Активная форма музыкотерапии хорошо отрабатывает коммуникативные навыки у участников, корректирует психомоторику, чувство ритма, дыхание. Следует отметить, что эта форма широко используется в музыкальном образовании и воспитании учащихся. Для учащихся младшего школьного возраста активная форма музыкотерапии может использоваться в групповых занятиях с играми, хороводами, дыхательной гимнастикой, игрой на музыкальных инструментах. В старшем школьном возрасте музыкотерапия прекрасно сочетается с лечебной физкультурой, аэробикой, пантомимой; кроме того, улучшает навыки общения со сверстниками.
Механизм действия музыкотерапии реализуется через эмоциональную разрядку, экспрессию, катарсис, формирование новых психологических установок и межличностных отношений. Под катарсисом понимается потрясение от музыки, возникновение состояния вдохновения, ярких образов, синестезии. Состояние катарсиса способно снимать болезненные симптомы, негативные эмоции, вызывает наслаждение, активизирует процессы самоидентификации с музыкальным героем.
Культуру какой бы страны мы ни взяли, везде можем найти сведения об использовании музыки в нормализации душевного состояния людей, т. е. в психотерапевтических целях. В колыбелях человеческой цивилизации - Китае и Индии, Египте и Древней Греции врачи и жрецы, философы и музыканты использовали музыку для врачевания.
Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки -древнегреческого философа Пифагора мы находим описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была "эвритмия" - способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности - пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом. По свидетельству одного из продолжателей философа - Ямвлиха, оставившего нам трактат "О пифагорейской жизни", Пифагор "установил в качестве первого - воспитание при помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, откуда происходит врачевание человеческих нравов и страстей, и восстанавливается гармония душевных способностей в том виде, как они были сначала. И действительно, больше всего требует упоминания то, что он предписал и устанавливал своим знакомым так называемое музыкальное устроение и понуждение, придумывая чудесным образом смешение тех или иных диатонических, хроматических и энгармонических мелодий, при помощи которых он легко обращал и поворачивал к противоположному состоянию страсти души, недавно в них поднявшиеся и зародившиеся в неразумном виде: скорбь, раздражение, жалость, неуместную ревность, страх, разнообразные вожделения, гнев, желание, разнеженность, распущенность, горячность, выправляя каждый из этих (недостатков) к добродетели при помощи подходящих мелодий, как бы при помощи каких-то спасительных целебных составов. И когда его ученики отходили вечером ко сну, при помощи музыки он освобождал их от дневной смуты, очищал взволнованное умственное состояние и приуготовлял в них безмолвие, хороший сон и вещие сновидения. Он еще полагал, что музыка многому способствует в смысле здоровья, если кто пользуется ею надлежащим образом. И, действительно, у него было обыкновение пользоваться подобным очищением не мимоходом. Этим наименованием он, очевидно, и называл музыкальное врачевание... Существовали те или иные мелодии, созданные против страстей души, против уныния и внутренних язв, которые (мелодии) он, очевидно, считал наиболее способными помочь. Другие, в свою очередь, - против раздражения, против гнева, против всякой душевной перемены. Еще иной род песнетворчества был найден против вожделений. Пользовался он и стихами Гомера и Гесиода, произносимыми для исправления души".
Одним из психотерапевтических успехов Пифагора, описание которого дошло до наших дней, является усмирение им при помощи музыки греческого юноши, разъяренного изменой своей возлюбленной и хотевшего спалить ее дом. Пифагор приказал музыканту-флейтисту, находившемуся при этом, поменять музыкальный лад исполняемой музыки с фригийского на спон-деистский и таким образом успокоил молодого человека.
Другой философ Платон полагал, что в государстве нет худшего способа разрушения нравов, чем отход от музыки стыдливой и скромной. Через "распущенные лады" в душе слушателей может проникнуть постыдное, а чудовищное - через лады слишком суровые. Ритмы и лады, считал Платон, воздействуя на мысль, делают ее сообразно им самим. Поэтому лучшая охрана государства - музыка "степенная и слаженная", скромная и простая, а не "женственная или дикая". [Цит. по кн.: Античная музыкальная эстетика. - М., I960.— С. 127—130]. Платон и его последователи считали, что допустимы только те музыкальные произведения и инструменты, посредством которых индивид может возвыситься до уровня общественных требований и осознать "как свой собственный мир внутреннее единство полисной общины" [Депеш Золтаи. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. — М., 1977. — С. 41].
Задача музыкального воспитания по Платону, таким образом, — гармонизация индивида с общественной жизнью. В "Тимее" он отмечает: "...Гармонию, пути которой сродни круговращению души, музы даровали каждому рассудительному своему почитателю не для бессмысленного удовольствия - хотя в нем только и видят нынче толк, — но как средство против разлада в круговращении души, долженствующее привести ее к строю и согласованности с самой собой. Равным образом, дабы побороть неумеренность и недостаток изящества, которые выступают в поведении большинства из нас, мы из тех же рук и с той же целью получили ритм" [Платон. Соч. в 3 т. - М., 1971. Т. 3. - С. 11, 121].
Музыка наслаждения, по мнению Платона, расшатывала связь индивида и общества, а это служило началом нравственного и физического упадка, приводящего к разного рода болезням.
Идеи Платона и Пифагора получили наибольшее развитие в трудах Аристотеля, разработавшего учение о мимесисе - представлении о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства. В теории мимесиса была представлена концепция катарсиса - очищения души (слушателя, зрителя) в процессе восприятия произведений искусства, отражающих мир человеческих характеров и страстей и потрясающих своей правдой и красотой. Анализ музыкального переживания, предложенный Аристотелем в "Политике", указывает, что такое очищение "подобно устранению необузданного пафоса, как и субъективного буйства - следовательно, обновлению моральных критериев, а именно: обособившийся в своих страданиях от жизни общества индивид поднимается от своей частной единичности до всеобщности, последнее идентифицируется с жизнью и устремлениями общества" [Денеш Золтаи. Цит. изд. - С. 63].
Следует отметить, что такая стратегия нормализации пошатнувшегося душевного равновесия по существу не изменилась и вплоть до настоящего времени красной нитью проходит через все известные психотерапевтические школы и направления.
Вслед за Пифагором Аристотель полагал, что способность музыки воздействовать на душевные состояния слушателей связана с подражанием тому или иному характеру: "...музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у нас появляется различное настроение, и мы далеко не одинаково относимся к каждому из них; так, например, слушая одни лады, мы испытываем более жалостное и подавленное настроение, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся; иные лады вызывают в нас по преимуществу среднее, уравновешенное настроение; последним свойством обладает, по-видимому, только один из ладов, именно дорийский. Что касается фригийского лада, то он действует на нас возбуждающим образом" [Аристотель. Политика. - М., 1911, 1340 а - С. 367—368].
С точки зрения Аристотеля, для воспитательных целей лучше всего подходит дорийский лад, которому "свойственна наибольшая стойкость" и который "отличается по преимуществу мужественным характером" [Там же. -С. 376].
Вслед за Платоном Аристотель запрещал использование в музыкальном воспитании авлоса - музыкального инструмента типа флейты, поскольку этот инструмент мог склонять слушателей к необузданности и, следовательно, вредно воздействовал на нравы.
В античных источниках мы находим множество свидетельств, говорящих о чудесных исцелениях, достигнутых при помощи музыки. Неоплатоник Боэций в трактате "Наставления к музыке" свидетельствует, что музыканты "Терпандр и Арион из Метимны посредством пения избавили жителей Лесбоса и ионян от тяжелых болезней. А Исмений Фиванский, как говорят, избавил от страданий многих беотийцев, которых мучили сильные подагрические боли" [Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. — М., 1966.-С. 157].
Согласно воззрениям древних, каждому ритму пульса соответствовало то или иное заболевание, а ритмы эти располагались по порядку музыкальных чисел. У средневекового итальянского теоретика музыки Джозефа Царлино мы находим свидетельства, как некто Сенократ звуками труб возвратил безумным прежнее здоровье, а Талет из Кандии звуками кифары изгнал чуму. Пророк Давид своим пением и игрой на кифаре излечил библейского царя Саула от приступов тяжелой депрессии. Пророки во время своего действа требовали, чтобы некто искусный начинал играть, ибо "при побуждении их этими сладостными звуками в них вселялась духовная благодать".
По преданиям, суровый царь лакедемонян Ликург одобрял и даже сам сочинял музыку, и его войска никогда не шли в бой, если предварительно не были воодушевлены и подогреты звуками воинских труб и дудок.
Знаменитый оратор Гай Гракх всегда, когда выступал перед народом, держал позади себя раба-музыканта, который звуками флейты давал ему верный тон и ритм речи, умеряя или возбуждая дух красноречия своего господина.
Певец Орфей мог своим пением смягчить души не только людей, но даже диких зверей и птиц. Врач Асклепиад звуками музыки усмирял раздоры, а звуками трубы восстанавливал слух глухим. Пифагореец Дамон своим пением обратил юношей, преданных вину и сластолюбию, к жизни умеренной и честной.
В "Одиссее" Гомера рассказывается о лечении Одиссея. Его рана от музыки и пения перестала кровоточить. Гомер указывает также, что Ахилл успокаивал свой гнев и ярость пением и игрой на лире.
Слушание музыки, исполняемой на цитре, по мнению древних греков и римлян, способствовало процессу пищеварения. Римский врач Гален рекомендовал использовать музыку как противоядие от укусов ядовитых змей.
При лечении тарантизма (укуса пауком-тарантулом) эффективным средством у итальянцев считались музыка и танец. Больные в бешеном темпе танцевали до полного изнеможения танец под названием "Тарантелла", твердо веря, что яд останется в теле до тех пор, пока он весь не "вытанцуется".
Демокрит рекомендовал слушать флейту при смертельных инфекциях. Платон предлагал от головной боли лекарство, состоящее из набора трав. Лечение сопровождалось пением магического характера. Считалось, что без пения и музыкального сопровождения лекарство теряло свои лечебные свойства.
В середине века практика музыкальной психотерапии была тесно связана с широко распространенной в то время теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и предпочтением им того или иного характера музыки. "Меланхолики любят серьезную, не прерывающуюся грустную гармонию. Сангвиники, благодаря легкой возбудимости кровяных паров, всегда привлекаются танцевальным стилем. К таким же гармоническим движениям стремятся и холерики, у которых танцы приводят к сильному воспалению желчи. Флегматиков, — отмечал немецкий ученый-музыкант Атаназиус Кирхер, - трогают тонкие женские голоса" [Цит. по: Шестаков В.П. От этоса к аффекту. - М., 1975. - С. 195].
Пение занимало особое место в воздействии на человека в индийской музыкальной терапии. Вокальная музыка была признана наивысшим искусством, так как она естественна и создается человеческим голосом, а не инструментом. В Древней Индии считалось, что в голосе выражает себя душа, вначале вызывая активность в уме, а ум с помощью мысли проецирует тонкие вибрации в ментальном плане. Индийские музыковеды и философы утверждают, что отражение спокойствия души и мира может быть осуществлено с помощью музыки. Ни одно искусство не может так вдохновлять личность, как музыка.
Согласно А. Кирхеру, психотерапевтические возможности музыки заключались в ее посредничестве между музыкой сфер (musica mundana) и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле (musica humana). Приводя в соответствие последнюю с первой, музыка оказывает оздоравливающее воздействие.
"Назначение музыки, — писал немецкий музыкальный теоретик Маттесон, - первоначально в том состояло, чтобы содержать нашу душу в сладком покое, или, если она утратила последний, вновь успокоить и удовлетворить ее. ...Наши современные виртуозы стараются лишь увеселять и поражать своим высоким совершенством, прежние же умели делать своих слушателей печальными, живыми, гневными, влюбленными и даже бешеными, каковы музыкальные секреты в наши времена утрачены" [Цит. по кн.: Материалы и документы по истории музыки. Т. 2, XVIII век. / Под ред. М.В. Иванова-Борецкого. - М., 1934. - С. 2].
В общем подходе к лечению больных различными нервными и психическими заболеваниями возобладал принцип "подобное стремится к подобному", что и определяло выбор характера музыкального произведения для лечения и инструмент, на котором оно должно было исполняться. Этот подход сохранялся на протяжении довольно значительного отрезка времени. Не потерял он своей актуальности и в настоящее время.
Начало нынешнего этапа развитие музыкальной психотерапии берет с конца 40-х годов, когда во многих странах Западной Европы и США стали организовываться музыкально-психотерапевтические общества и центры. Большую известность получили музыкально-психотерапевтические центры и школы в Швеции, Австрии - Osterreichische Gesellschaft zur Forderung der Musik-therapie, Швейцарии - Schweizer Forum fur Musiktherapie, Германии - Arbeitsgemeinschaft fur Musiktherapie.
Сегодня музыкальную терапию в более или менее широких масштабах применяют практически во всех странах Западной Европы, направляя ее на широкий круг не только нервно-психических, но и соматических заболеваний, поскольку в любой нозологии (нозология - раздел патологии, изучающий сущность и характер течения болезни) заболевания так или иначе всегда затрагивается и страдает аффективная сфера.
Поскольку обзор существующих школ и направлений содержится в работах Л.С. Брусиловского, 3. Матейовой и С. Машуры, [Брусиловский Л.С. Музыкотерапия. Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова. - М., 1985; Матейова 3., Машура С. Музыкальная терапия при заикании / Пер. с чешек. - Киев, 1984], то мы остановимся только на тех основных положениях и приннципах, которыми руководствуются ведущие музыкально-психотерапевтические школы, - шведская, американская и немецкая.
В шведской школе, основателем которой считается А. Понтвик, исходным моментом является концепция психорезонанса, она исходит из того, что глубинные слои человеческого сознания могут приходить в резонанс со звучащими гармоническими формами и таким образом выявляться наружу для анализа и понимания. Опираясь на понятия "коллективного бессознательного" и "архетип" К. Юнга, А. Понтвик разработал представление о путях проникновения в глубинные слои психики через пропорциональные соотношения звуков, дающие эффект обертонов.
В американском направлении музыкальной психотерапии ее лечебный эффект основывается на идеях традиционного психоанализа. Стремясь во время сеанса добиться от пациента, чтобы он вспомнил эмоционально травмировавшие его ситуации, психотерапевт при помощи музыки доводит их до катарсической разрядки и тем самым облегчает состояние пациента. В связи с этим большое значение приобретает подбор соответствующих музыкальных произведений, которые могли бы вызывать необходимый строй образных ассоциаций и переживаний, чей последующий анализ мог бы выяснить природу подавленного конфликта. Поэтому американские музыкотерапевты разработали обширные каталоги лечебных музыкальных произведений, включающие в себя музыку самых разных жанров и стилей, но соответствующим образом классифицированных по направленности воздействия.
В немецком методе (Швабе, Келер, Кениг) при построении стратегии и тактики лечения исходят из тезиса психофизического единства человека, и поэтому лечение проводится в целом комплексе воздействий, учитывающих физический, эмоциональный, коммуникативный и органически регулятивный аспекты.
Обобщая данные разных школ и направлений, мы можем сделать следующие выводы об эффективности и возможностях использования музыки в психотерапевтических целях:
• эстетизация и гармонизация больничной среды;
• содействие развитию коммуникативных актов;
• развитие творческого воображения и фантазии;
• релаксация психологического тонуса;
• расширение и развитие эмоциональной сферы;
• развитие чувства коллективизма;
• развитие эстетических потребностей.
На успешность проведения занятий, как справедливо указывается во многих руководствах, положительно влияют позитивная личность музыкального психотерапевта, владение им способами музыкального выражения - игрой на музыкальном инструменте и умение петь, а также включение в лечебный и профилактический процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.
Широки границы применения музыкальной психотерапии. В зарубежной литературе мы находим ее использование не только при лечении различных психических расстройств, начиная от бытовых неврозов и кончая тяжелыми формами дезадаптации в заболеваниях "большой" психиатрии, но и в практике хирургии, стоматологии, гериатрии, т. е. везде, где лечащие врачи сталкиваются с расстройством настроения пациентов и где необходимо поддержать их духовные силы в борьбе с тем или иным заболеванием. В повседневной жизни, богатой сегодня разного рода трудностями и стрессами, музыкальная психотерапия может служить хорошим средством профилактики, помогая людям жить, работать и быть счастливыми.
Музыкальная психотерапия вместе с арттерапией, т. е. терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают не только учащихся, но и учителей. Растут нервно-психические нагрузки и перегрузки как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Поэтому выпускники школ сегодня должны владеть не только хорошими навыками в области интеллектуальных операций, но и обладать умениями и навыками жизни в современном обществе, знать, как справляться с его требованиями и преодолевать субъективные трудности, неминуемо возникающие на жизненном пути каждого человека. Именно неумение жить в современном, сложно организованном обществе приводит сегодня многих людей к различным формам отклоняющегося поведения, к которому надо относить не только уголовные правонарушения, но и излишнее потребление алкоголя, табакокурение, а также попытки к самоубийству - свести счеты с жизнью. Нынешняя школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. Одним из таких средств и является музыкальная психотерапия.
Литература
1. Лазарев М.Л. Увертюра Моцарта для ещё не родившегося ребенка //Будь здоров, 1995, №1.
2. Мамойчук И.И. Психокоррекция детей и подростков с нарушением в развитии. Учебное пособие. - Спб. – М., 2000.
3. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика: Учебное пособие. – М., 2000.
4. Семенова Г.Д. Музыкотерапия и восстановительная медицина в XXI веке. [Электронный ресурс].URL: http://galae.tic.org.ua/interaciyFizvokalix-3htm (дата обращения 10.04.2012).
5. Федорович Е.Н., Тихонова Е.В. Основы музыкальной психологии: учебное пособие. Екатеринбург, 2007.
ЛЕКЦИЯ 2
Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 2604;